«Народный костюм села Смородино»
методическая разработка на тему

Светлана Петровна Крамская

музейный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_kostyum_sela_smorodino.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Смородинская средняя общеобразовательная школа»

МУЗЕЙНЫЙ УРОК

«Народный костюм села Смородино»

Составила педагог дополнительного образования

Крамская Светлана Петровна

Цели и задачи:

1.   Познакомить   детей   с   историей   народного   костюма;   видами   народной одежды, бытовавшей в нашем крае.

2.   Обеспечить восприятие, осмысливание и первичное запоминание понятий: сарафан, пояс, рубаха, порты, кокошник, бархатник., лапти, синяк, плюшка, чинарка, манисты, летейка, кирас.

3.   Развивать интерес к изучению, творческое воображение, познавательную активность.

4.   Воспитывать уважение к культуре, историческому прошлому нашего края.

Фома проведения урока; урок - беседа

Методы и приемы; рассказ, «погружение в прошлое», демонстрация экспонатов, использование игровых приемов, художественного слова.

Оборудование; предметы из фондов музея (сарафан, рубаха, пояс, бархатник, лапти, кокошник, платок), куклы в русских народных костюмах.

План урока;

1.   Организационный момент:

 Сообщение целей и задач урока

2.   Основная часть:

 Изучение нового материала;

 Закрепление пройденного материала

3.   Итоги урока

Ход урока:

1.   Беседа с цельгб выявления у учащихся знаний по данной теме:

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодняшний наш урок посвящен одежде наших бабушек, прабабушек, дедушек и прадедушек.

Честь и хвала нашим бабушка. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках дорогие сердцу одежду, предметы быта, согретые руками нескольких поколений.

- А теперь, скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, из чего производят одежду? (Ответы детей: из ниток, ткани)

-  А откуда брали ткань, нитки? (Ответы детей: покупали, делали сами)

-   Правильно, давным давно, когда   не было еще заводов и фабрик, люди сами для себя изготовляли ткань. Сначала изготовляли нитки, а из них потом ткали холсты.  

Ребята, как вы думаете из чего изготовлялись нитки!

Правильно из шерсти животных (овец), из льна, конопли.

Затем,   на ткацких станках ткали холсты. Из этой ткани шили одежду, рушники (полотенца).

-  Сегодня мы с вами будем говорить об одежде которая бытовала в нашем крае.

2.   Изучение нового материала:

-     Народную одежду часто называли «одёжей», «нарядом», «срядой», что близко по звучанию со словом «обряд». История народного костюма тесно переплетается с историей заселения   края   и   сформирована  под  воздействием   разных   национальных   и   этнических традиций, под воздействием природных и социально-бытовых факторов.

В нашем случае речь пойдет о народной одежде, которая бытовала на территории Грайворонского края в XYII - XIX веках. Хочется отметить, что в Грайворонском районе встречается практически весь спектр видов костюма, сложившегося в России: сарафанный, «парочка» (юбка - кофта) и понёвный. Лучше всего сохранилась до настоящего времени праздничная одежда, особенно женская - вершина женского рукоделия, в которой соединились ткачество, вышивка, кружевоплетение.

По типу народной одежды Грайворонский край можно разделить на несколько регионов.

Выделяются в отдельную группу села Почаево, Смородино, Косилово, Казачья и Ивановская Лисицы где основными элементами женской одежды являлись понёвный и сарафанный комплексы. Здесь, в однодворческих селах, бытовал комплекс одежды с косоклиным сарафаном.

В основу же одежды жителей сел Козинка, Гора - Подол, Головчино были положены украинские мотивы.

Итак, из каких же предметов состояла женская одежда?

Рубаха - неотъемлемая часть женского костюма. Изготовлялась из материала домашнего производства - конопли («замашный» холст), льна на станах, часто в технике узорного ткачества. Состояла, как правило, из 2-х частей. Стан - верхняя часть - из более качественного материала, нижняя - «постава». Основа - четыре полотнища со швами впереди, на спинке, по бокам. Орнамент растительного характера выполнялся красно - чёрными нитями. Подол рубахи обшивался красной тесьмой. Обшлага и ворот присборивались в мелкую складку «через две нити» и застёгивались на пуговицу1. Рубахи представляли большую материальную ценность, составляли значительную часть приданного любой девушки, входили в состав свадебных подарков и переходили по наследству.

Сарафан - старинный  вид одежды,  который  носили  как женщины, так  и девушки.

- Сарафан шили из тонкой домотканой ткани - волосени, окрашенной в чёрный цвет.   В нашем

крае чаще всего бытовали косоклинные сарафаны с вырезными лямками. По бокам сарафана

вставлялись клинья. Будничные сарафаны обычно не украшались или украшались   меньшим

количеством лент, чем праздничный: «у одну ленту», «у две», «у три». Праздничный сарафанимел богатую отделку: грудь и лямки обшивали красной материей, позументом, серебряным шнуром. Подол сарафана укладывали лентами, украшали бисером, пуговками. По тому, насколько богато уложена нижняя часть сарафана, судили об умении и мастерстве женщин в селе Пороз. Если женщина украшала свой сарафан лентами и «штохом» (плотная гладкая или орнаментированная шелковая ткань), а сверху широкой красной лентой, узорчатой тесьмой, позументом, золотняной нитью, пуговицами, то ее считали искусной мастерицей. Сарафан носили без передника, обвязывая его по талии широким тканым поясом.

Древнейшим видом женской одежды нашего края наряду с сарафаном являлась юбка -понёва.

Понёва - поясная женская одежда, является одним из древнейших компонентов одежд восточных славян. Изготовлялась из волосени чёрного и

темно - синего цвета, сшивалась из двух полотнищ, поверх нашивался материал красного цвета. Узор понёвной ткани - клетка. Понёва украшалась вышивкой, аппликацией, полосками ткани, лентами, обвязывалась спицами. Ведущий цвет - красный и оранжевый. Боковые швы и «квадрат», расположенный спереди, орнаментировались цветной тесьмой. Поле «квадрата» выполнялся геометрическим узором, выполненным в технике лоскутной аппликации. Вокруг проходила в три ряда «мережка» - золотая нить. Затягивалась понёва на поясе шнурком, продетым под загнутый внутрь холст.

Богата и разнообразна верхняя одежда, которую носили жительницы Грайворонских сёл в холодное время года: куцына, чинарка, плюшка, синяк.

Куцына - верхняя праздничная женская одежда «халатообразного характера», шилась «в талию», со вставными клиньями, заложенными в складки на спине - «фалды», без воротника, с квадратным вырезом горловины. Имелась цветная отделка по бортам, вороту. Изготовлялась из домотканой, а в ХХ-м веке - из фабричной ткани: чёрного, синего или коричневого цвета. Длина изделия - «до колен» и обусловила название куцины («куцо» - «коротко»). Края рукавов, ворот, правая пола и подол изделия орнаментировался красной тесьмой, вышивкой золотой и серебряной нитью, маленькими пуговичками.

Чинарка - тёплая зимняя одежда из сурового полотна, внутри подстёжка. Украшалась сборкой по поясу и отделывалась снизу тесьмой.

Плюшка - короткая зимняя женская одежда. Шилась из плюша чёрного цвета, на тёплой подкладке. Носилась с широкими юбками в складку. К плюшке на голову надевали фабричный платок с каймой.

Синяк - верхняя женская одежда, по своему крою близка к современному пальто. Синяк шился из шерстяной ткани синего цвета, длиной до середины голени. Пальто шилось без воротника. Правая пола синяка, подол, низ рукавов обильно украшались тесьмой, позументом. рядами перламутровых пуговок геометрической формы.

Хочется отметить, голова женщины была укрыта всегда. Женскими головными уборами являлись - платок белый чистый, платок фабричный, шалунка, бархатник.

Платок белый чистый - девичий головной убор, отделывался тонким кружевом, мережкой, считался праздничным убором.

Платок фабричный - с набивным рисунком по краю.

Шалунка - шерстяной или полушерстяной платок с бахромой по краям и с набивным рисунком по сторонам или по всему полю платка.

Бархатник - головной убор замужней женщины. Одевался на невесту после повивания, когда заплетали косы (две вместо одной). Сзади бархатник украшался лентами. В селе Казачья Лисица сохранился старинный образец бархатника, украшенного спереди не галунами, а вышивкой серебряной битью, с пушками на тыльной стороне части кокошника.

В селах нашего района были широко распространены украшения из полевого шпата или, как его еще называли, горного жемчуга. Так же женщины имели множество украшений: манисты, бусы, серьги и др.

Манисты ясные - бусы, сделанные из стеклянных шариков или из поделочного камня, между бусинами вставлялись монеты. Одевались высоко на шею. Бусы из крупного бисера - повседневное украшение из рубленного бисера или речного жемчуга.

Серьги - выполнялись из кованого железа, с цветными вставками и украшены бусинами из поделочного камнЪ или речного жемчуга.

Застёжка на воротник женской рубахи - делалась из монет с бисером или крупными бусинами.

Манжета - деталь одежды, которая одевалась поверх рукава, украшена тесьмой и пуговичками.

На ноги женщины обували лапти или черевики.

Лапти - повсеместная повседневная обувь, плелась из лыка. Лапти одевали поверх онучей.

Черевики - праздничная женская обувь. Туфли или полуботинки, украшенные на носке, по бортикам и заднику орнаментом из медных заклёпок гвоздиков, с железными подковами на каблуке.

Мужская одежда.

Рубаха мужская (косоворотка) - шилась из белой ткани домашней выработки (холст). Под мышками для свободы движения вшивали четырёхугольный кусочек - «ластовицу», на спину и грудь подшивали подкладку - подоплёку. По рукавам рубаха украшалась вышивкой красными шерстяными нитками. Рубаха подпоясывалась узким тканым поясом.

Порты - шили из холста грубой, окрашенной в чёрный или тёмно-синий цвет, выработки, на поясе или затягивали шнуром. Шились из двух кусков. Между калош-штанин вставлялась ширинка - ромбический или четырёхугольный кусок ткани, что способствовало свободному движению. Порты доходили до икр и заправлялись в сапоги.

Разнообразна и в тоже время конструктивна, функциональна верхняя мужская одежда: зипун, «хапун, с башлыком, длиной до пят и поддёвки до пят из сукна, кожухи, в праздничные дни кафтаны из домотканого или покупного фабричного чёрного, синего или коричневого цвета и т.д.

Определённый интерес представляют мужские головные уборы, шапки: кожаные, меховые, валяные и плетённые. Основным типом головного убора - шапка-валенок валенная из овечьей шерсти.. Во второй половине XIX века в деревню пришёл картуз из чёрного сукна с высокой тульей и кожаным лакированным большим козырьком.

Мужская и женская обувь, бытовавшая в крае приблизительно одинакова. Различалась она лишь размерами да особенностями отделки и делилась на кожаную, сплетённую из древесной коры и валяную.

Мужчины, как и женщины редко обували обувь на голую ногу. Для этих целей вязали носки или чулки, но чаще надевали онучи - длинные, широкие полосы холщовой ткани, которые наматывали на ногу ниже колена. Самой распространённой обувью были лапти, сплетённые из лыка (луб от молодой липы, ивы), иногда из бересты (кора берёзы), кожаных ремешков. Кожаной, преимущественно праздничной обувью, у мужчин были сапоги.

Переселившись в XYII веке в наши края черкасы, выходцы из Украины, привезли с собой свою культуру, свои традиции, обычаи, одежду, новые фамилии и языковые особенности.

Например, одежда жителей сел Козинка, Гора - Подол, Головчино и др. отличалась от одежды жителей сел расположенных по другую сторону леса (за горой, как говорили раньше, имея в виду Долгую гору), тем, что в ее основу были положены украинские мотивы.

Основная женская одежда состояла из полотняного станка, кираса, спидныци. Голову замужней женщины покрывал платок. Девушки повязывали на голову цветную ленту.

Летней обувью девушек и женщин были кожаные туфли и тапочки. Весной и осенью женщины носили летейку, зимой - куцыну из войлока. Обувью служили чоботы из кожи и валенки.

Станок - вышитая красным и черным цветом блуза или сорочка, надевавшая на стан, т.е. прямо на тело. Рубахи, декорированные цветочным узором по всему полю рукава либо чередующимися лентами цветочного узора и мережки назывались рубахами «украинского фасона». Кирас или юбка - жилет из чёрного плюша, отделанный красной лентой, с красными пуговицами. Его никогда не стирали, берегли, передавали от матери к дочери.

Спидныця со щёточками - юбка чёрного или зеленого цвета, отделанная внизу щёточкой. Щёточка* защищала подол юбки от пыли и грязи. Наиболее нарядные спидныци могли быть отделаны цветными лентами.

Летейка - верхняя одежда свободного покроя из плыса (материала, похожего на бархат или плюш). Подкладка выполнялась из красного или чёрного материала. Верх летейки отделывался защипами и бантиками из чёрной атласной ленты.

Куцина - напоминала летейку, но ее изготовляли из тонкого войлока. Основу мужского костюма составляла вышитая крестиком, красно - чёрными и красными нитями, полотняная рубаха - косоворотка, подвязанная расшитым поясом. Будничные и праздничные мужские пояса отличались качеством, формой и способом изготовления. Мужчины носили полотняные штаны - порты. В этих селах никогда не носили лаптей и обмоток, а кожаные сапоги. Почти в каждой семье был сапожник. Зимой мужчины носили войлочные свиты с высокими воротниками, шапки -ушанки и валенки.

Внесли свою культуру и разнообразили виды женской одежды, заселившиеся в наши края в XYIII веке вольные казаки. В селе Гора - Подол была распространен такой вид женской одежды, как «парочка». Юбочный комплекс состоял из рубахи с прямыми поляками, отложным воротничком и черной юбки из домотканого сукна. Юбка имела «высокую талию». т.е. пояс находился высоко, под лифтом.

Интересен и такой вид женской одежды, как бурмус - верхняя женская одежда замужней женщины, без пуговиц, одевая которую женщина полой укутывала грудного ребёнка.

3.   Закрепление пройденного материала:

- Ребята, я рассказала вам сегодня о некоторых видах народных костюмов и надеюсь, вам это понравилось. А теперь я хочу проверить, как вы запомнили данную тему. Мы с вами проведем небольшую викторину. Составьте две команды.

Первый этап :

Я хочу услышать ваши ответы на вопросы:

  1.  Что означает слово «сарафан»? (Быть одетым с головы до ног)
  2.  Кто носил сарафан? (Девушки до замужества, В некоторых селах и женщины)
  3. Какого цвета было основное поле сарафана? (Черного)
  4. Чей сарафан женский или девичий был богаче украшен? И почему? (Женский, так как девушка была красива своей молодостью)
  5. Назовите отличие в покрое женского и девичьего сарафанов. (Девичий - прямой покрой, женский - были вставлены клинья, присобран)
  6. Какой вид одежды, кроме сарафана, носили женщины? (Поневу - поясную юбку)

Второй этап.:

А теперь я буду загадывать

Столбунец - зеленец

-Он и повар, он и швец,

Он же и канатчик,

Он и конопатчик.

(Конопля,   использование:   пищевое   масло, суровые нитки,

грубое полотно, веревка, пакля)

Хватали, вязали,

Били, терзали,

В воду бросали,

Мяли, трепали,

Кожу содрали,                                                •

Тело спалили,

вам загадки:

А пепел в землю зарыли.

(Обработка конопли: теребление, вязка в снопики, молотьба, вымачивание в воде, обработка на мялке, отделение волокна; использование костры на топливо, а золы -на удобрение)

Паренек - синеглаз,

Нам рубашки припас.

(Лен, его  использование:   волокно,  костра, семена)

   

Был - тростинкой,

Стал - простынкой.

(Льняное полотно)    

Потяну и дерну,

Расстелю по дерну,

Посушу, да покрошу,

Потреблю да^аспущу;

Что потом останется

-До Москвы протянется.

(Уборка, теребление льна и обработка его для получения волокна, масла, костры)

Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок -

На медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа.

(Липа)

И так в старину бывало:

 Дерево людей обувало.

(Лапти из льна - коры молодой липы)

И корзинка, И тесинка,

И пчелам разминка,

И медок - первинка,

И дудки-свистелки -

Ребячьи поделки. (Ива)

Для пилки и рубки,

Для сапог и шубки,

В корзинку - свинарке,

К столу - для заварки.

(Дуб и его использование: кора - для дубления кожи, желуди - корм для свиней)

Есть у меня три отрасли,

Первая отрасли -Телу отчист.

Вторая отрасль -Больным исцеление,

Третья отрасль -Языку молчание.

(Береза)

Сама чиста, бела -

И в доме чистоту навела. (Березовый веник)

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)

Какая одежда состоит из 100 частей без единого шва?

( Оперение птицы)

Свинка золота щетинка,

Льняной хвост по белу свету скачет,

Весь мир красит.

(Иголка с ниткой)

Маленький, сухонький. Весь мир одевает.

(Веретено)

Третий этап: 

А теперь, давайте вспомним   с вами поговорки,   посвященные труду людей:

•      Мастер на все руки: и швец, и жнец, и на дуде игрец.

•      Всякое дело мастера боится.

•      Работа хвалит мастера.

•      Без топора - не плотник, без иглы - не портной.

•      Где хотение, там и умение.

•      Без веретена пряжи не спрядешь.

•      Каков лен, такова и пряжа.

•      Куда иголка, туда и нитка.

•      Каково полотно, такова и строчка.

•      Всякое ремесло честно, кроме воровства.

•      Не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства.

•      Не учи безделью, а учи рукоделью.

•      Мастерство везде в почете.

Четвертый этап:

 А сейчас мы узнаем, как вы хорошо запомнили процесс изготовления рубахи. А дам вам карточки с набором предложений. Разложите их в правильном порядке:

1.  ТКАЛИ ХОЛСТ

2.  ПРЯЛИ НИТКИ

3.  ВЫДЕРНУЛИ ЛЕН С КОРНЕМ

4.  ОТМОЧИЛИ В РЕЧКЕ И ВЫСУШИЛИ   НА ЛУГУ

5.  ШИЛИ РУБАХУ

6.  ВЫТРЕПАЛИ ЛЕН                                                                                                                      

7.    ПОСЕЯЛИ ЛЬНЯНОЕ ПОЛЕ

(7-3-4-6-2-1-5)

-   Молодцы, ребята, вы правильно ответил на все загадки.

Спасибо, вам за ваше внимание. Вы хорошо усвоили наш урок.

До свидания, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный костюм

•История русского костюма начинается с древних времён. •Домотканые или кожаные рубахи грубого покроя и порты – одежда славянских племён. Со временем одежда становится разнообразнее и красивее....

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма,  характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...

Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение"....

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...