Ты предприниматель
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Ты предприниматель»
Цели урока:
- Осознание обучающимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей;
- исследование качеств личности предпринимателя;
- исследование предпринимательской деятельности.
Задачи урока:
- Познакомить с основными понятиями: «профессия», «предпринимательство», «предприниматель»;
- провести тестирование с целью определения предпринимательского потенциала ;
- способствовать воспитанию трудолюбия, ответственного отношения к выбору профессии;
- проверить и обобщить знания учеников по экономическим проблемам и предпринимательству;
- развивать умение обучающихся активно думать, развивать элементы образной памяти, воспитывать чувства соперничества и коллективизма.
- продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений обучающихся, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с учителем, так и со сверстниками;
- воспитывать культуру диалога и обмена мнениями, культуру эмоций.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: электронная презентация, раздаточный материал.
Аудитория: 7 – 9 классы
Продолжительность занятия: 40 минут
Ход урока
Эпиграф к уроку:
«Бизнес – это игра, величайшая игра
в мире – если вы знаете,
как в неё играть».
Джеймс Уотсон
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Психологический настрой «Все в твоих руках».
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
- Беседа о профессиональных намерениях учащихся, о необходимости учёта интересов и склонностей при выборе профессии.
Миллионы юношей и девушек, оканчивая школу, пытаются найти свой жизненный путь. К сожалению, не всем удаётся достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что профессиональные, личные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы, составлены без учёта своих способностей и возможных препятствий. Сегодня попробуем разобраться в этих вопросах. Тема нашего занятия звучит так: «Ты предприниматель». Слайд 1
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Слайд 2. Джеймс Уотсон когда-то сказал: «Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы знаете, как в неё играть». Как вы понимаете данные слова? Кто участники этой игры? (ответы обучающихся)
Бесспорно, главная роль здесь отводится предпринимателям.
Предпринимательская деятельность была и остается привлекательной для современной молодежи, поскольку ассоциируется с экономической свободой, возможностью самостоятельно принимать деловые решения, достичь личностного успеха и материального благосостояния. Однако на предпринимателя нельзя выучиться в вузе, и нет такой специальности – «успешный бизнесмен». Как вы думаете, любой ли человек может достичь успеха в предпринимательской деятельности? Почему? (ответы обучающихся). Верно, для того чтобы стать предпринимателем, человек должен обладать определёнными качествами, а какими и обладаете ли вы ими, мы попробуем разобраться на нашем занятии.
Предпринимательская деятельность разрешена и поддерживается законом. Слайд 3. Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» введённый в действие 1 января 1991 года, закрепляет основные признаки этой деятельности:
предприниматель ведёт своё дело
- от своего имени,
-на свой риск, под свою имущественную ответственность.
По статистике, людей, которые становятся предпринимателями в разных странах мира - от 2,5% до 4,2% от всех жителей этих стран. Россия тоже не является исключением из этого правила. В нашей стране уже 2,7 % людей от числа всех жителей, которые занимаются различными видами бизнеса. Дух предпринимательства проник в нашу жизнь и заставляет все большее число людей задуматься о своей судьбе и своем жизненном пути.
3. Проверка домашнего задания.
Ребята, назовите предпринимателей вашего населенного пункта. (ответы обучающихся) Что вы можете рассказать об их деятельности? Как вы думаете, стали ли они успешными? Что помогло им добиться успеха? (ответы обучающихся)
4. Информационно - деятельностный этап.
Мы с вами имели возможность познакомиться с предпринимателями вашего населенного пункта. Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди выбирают вид деятельности, который нужен, будет востребован и только тогда он принесёт прибыль, и предпринимательская деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Для того чтобы выделить главные черты предпринимателя, попробуем сформулировать определение предпринимателя.
Кого же называют предпринимателем? (ответы обучающихся).
Слайд 4. Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг. Это деятельность, связанная с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.
Слайд 5. Предприниматель – это тот, кто организует весь процесс, приносящий в итоге прибыль. Он заботится об ассортименте, о продажной цене, о взаимоотношениях с властями, об охране, о бухгалтерии, о подборе персонала, о транспорте, - всего не перечесть…
Его прибыль может быть очень большой. Но в случае краха он может потерять все свое состояние и даже жизнь.
Из данного определения выделите главные черты личности предпринимателя. (ответы обучающихся).
Верно, успеха в бизнесе обычно добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, способен подобрать нужную команду, коммуникабелен.
Слайды 6-7. Современному предпринимателю присущи следующие черты:
- Целеустремлённость
- безграничная вера в свой продукт или вид услуг
- изобретательность
- упорство и настойчивость в достижении поставленной цели
- нацеленность на успех и получение прибыли
- понимание своих сильных и слабых сторон
- готовность начать всё с самого начала
- аналитический склад ума
- полная уверенность в своем бизнесе
- способность своим примером увлечь за собой других
- практичность
- внимание к деталям и незначительным нюансам в бизнесе
- стремление постоянно развивать своё дело
- готовность пойти на риск
- отсутствие страха перед трудностями
Слайд 8. Среди личностных качеств можно выделить шесть наиболее важных:
- самостоятельность
- амбициозность
- настойчивость
- трудолюбие
- стойкость
- ответственность
Физкультминутка.
Психогимнастика «Птенец» (с элементами дыхательной гимнастики) Слайд 9.
Чтобы обладать устойчивой психикой, крепкой выдержкой, умением держать себя в руках в любой ситуации, не показывать своих эмоций, предприниматель должен заниматься психогимнастикой.
Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальцу сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, своим ровным спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту сердца и дыхание.
А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам!
Что же заставляет людей идти на риск и начинать собственное дело? (ответы обучающихся) Действительно, мотивов очень много. Выделим основные. Слайд 10.
- больше зарабатывать, чтобы жить лучше
- реализовать себя в чем-либо
- быть независимым, успешным и обеспеченным
Очевидно, иметь собственное дело гораздо тяжелее, чем быть наемным работником. Работа будет поглощать все ваше время, мысли. Вряд ли вас ждет быстрое и сказочное обогащение: путь к нему тернист.
Вам придется вступать в непростые отношения с конкурентами, контрольными органами, и даже возможно, с криминальными структурами. Но если все эти трудности вас не пугают, и свое будущее вы видите в предпринимательстве, - тогда вперед!!!
Существует некий «Кодекс чести Российского предпринимателя»
Современные предприниматели большой любовью в народе не пользуются. «Жулье», «ворье» - это еще не самые грубые характеристики, которыми их награждают. В какой-то степени тут сказывается наш уровень сознания и просто зависть к успеху других. Но во многом для таких отзывов есть основания: некоторые предприниматели часто ведут свое дело, используя нечестные методы. В связи с этим интересно обратиться к опыту «старых предпринимателей» - тех, кто строил капитализм до 1917 года. Слайд 11.
«Семь принципов ведения дел в России» - документ, выработанный промышленниками в 1912 году:
- Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок.
- Будь честен и правдив – это фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.
- Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский промышленник обязан трудиться на благо Отчизны.
- Люби и уважай человека – подобное отношение со стороны предпринимателя рождает ответное чувство. В таких условиях возникает гармония интересов, побуждающая людей проявить себя во всем блеске.
- Будь верен своему слову. Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
- Живи по средствам, всегда оценивай свои возможности и выбирай дело по плечу.
- Будь целеустремлен. Предпринимателю как воздух нужна ясная цель. Не отвлекайся на что-то другое и помни: в стремлении достичь заветной цели нельзя переходить грань дозволенного. Никакая цель не заменит моральные ценности.
Проверим, а можете ли вы быть предпринимателем, обладаете ли вы набором таких качеств, которые в сумме дают предпринимательскую способность. Слайды 12-13.
5. Тест на определение способностей к предпринимательской деятельности.
Цель: развитие личностного интереса к предпринимательской деятельности.
За каждый положительный ответ – 1 балл
1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие трудности?
2. Умеете ли вы настоять на принятом решении, или вас можно легко переубедить?
3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить чем-либо?
4. Пользуетесь ли вы уважением, доверием товарищей?
5. Вы вполне здоровы?
6. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи?
7. Любите ли вы общаться и работать с людьми?
8. Умеете ли вы убеждать других в правильности избранного пути?
9. Есть ли у вас хоть малейший опыт работы в той области, в которой вы хотите начать собственное дело?
10. Знакомы ли вы хоть немного с действующими правилами налогообложения, калькуляции заработной платы, ведения бухгалтерского учета?
11. Можете ли вы заговорить на улице с незнакомым человеком?
12. Считаете ли вы хитрость полезным качеством?
13. Завидуете ли вы успеху ваших знакомых?
14. Есть ли у вас на примете помещение, которое можно арендовать?
15. Обращаетесь ли вы на «Вы» к вашим старшим по возрасту родственникам?
16. Переживаете ли вы, если вас обсчитали в магазине?
17. Есть ли у вас возможность привлечь родных и знакомых к финансированию создаваемого вами предприятия?
18. Способны ли вы, например, на вокзале доверить на время чемодан совершенно незнакомому человеку?
19. Есть ли у вас на примете толковые специалисты, обладающие опытом и знаниями, которых вам не хватает?
20. Уверены ли вы в том, что иметь собственное дело – это главная ваша мечта?
Подсчитайте сумму баллов. Слайд 14.
Если сумма набранных вами баллов равна 17 и более, вы имеете все необходимые качества, чтобы стать предпринимателем. Ваши целеустремленность, энергия и вера в успех помогут реализовать любую стоящую идею — главное, чтобы идея действительно того заслуживала.
Вы набрали от 13 до 17 баллов. Ваши шансы на успех в качестве предпринимателя не столь очевидны. Тем не менее, вы можете стать удачливым предпринимателем.
Если у вас менее 13 баллов, из вас вряд ли выйдет хороший предприниматель. Постарайтесь набраться опыта и, прежде чем встать на путь свободного предпринимательства, еще и еще раз сопоставьте свои интересы, желания и возможности.
Я надеюсь, что исходя из полученных результатов анкетирования, примера родителей или друзей родителей, кто-нибудь из вас в будущем выберет для себя эту сложную, но благодарную и прибыльную работу.
- Итоги урока. Рефлексия.
Ребята, предлагаю вам вспомнить все сказанное на уроке и заполнить таблицу «Плюс-минус-интересно».
Вам необходимо заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» - запишите все, что понравилось вам на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по вашему мнению могут быть полезны вам для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» - запишите все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информацию, которая оказалась для вас бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» - запишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для обучающихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
Помните, предпринимательская деятельность – это способность рисковать, принимать решения и зарабатывать деньги.
Без веры в успех и готовности ради своей цели поставить на карту всё и идти до конца, нечего и думать о создании своего дела. Успеха добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, настойчив, трудолюбив, самостоятелен.
На этом наш урок подошел к концу, всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Эта методическая разработка направлена на проверку знаний и привлечение интереса к предмету....
"Предприниматель - знаток своего дела"
Методическая разработка внеклассного занятия по предмету в 9 классе.Цель занятия:- закрепить навыки предпринимательской деятельности, творческого подхода к действительности, нестандартных приемов...
Интегрированный урок «Предприниматель или приобретатель?» (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")
Интегрированные уроки по русскому языку и литературе по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души" "Предприниматель или приобретатель?" для 9 класса рассматривает образ Чичикова с то...
Внеклассное мероприятие по профессии "Продавец, контролер-кассир" Великие предприниматели
для обучающихся 1 и 2 курсов....
Презентация "Великие предприниматели" из серии "Экономика в лицах"
Презентация "Великие предприниматели" из серии "Экономика в лицах". Материал разработан как наглядное пособие к учебному курсу В.В. Высокова "Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьн...
ИНСТРУКЦИЯ по противодействию терроризму для педагогических работников, обучающихся и сотрудников Уральского техникума ремесленников-предпринимателей
Для предупреждения и предотвращения террористических актов в УТРП на ее территории разработана настоящая «Инструкция по противодействию терроризму», требования которой должны строго соблюдать вс...
«Предпринимательство и бизнес. Легко ли быть предпринимателем?»
Первый урок в теме. Сопровождается презентацией....