Педагогическая статья «Применение здоровьесберегающих технологий на уроке с целью развития и реализации способностей каждого ребёнка»
статья по теме
Статья затрагивает проблему здоровьесбережения. Акцент сделан на инновационных технологиях, в основе которых лежит методика кинезиологии - научной и практической дисциплины, изучающей мышечное движение во всех его проявлениях. Кинезиология — это уникальный метод, который позволяет быстро и эффективно избавить организм от последствий стресса или напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryabkova_o.v.-zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение здоровьесберегающих технологий с целью развития и реализации способностей каждого ребёнка на уроках истории и обществознания.»
Учитель: Рябкова О.В.
Известно, что урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся. Специальными исследованиями выявлено, что у обучающихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма – десинхроноз, являющийся отправной точкой психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет сберегать их здоровье.
Создание благоприятного психологического климата на уроке является, пожалуй, одним из важнейших аспектов именно психологического комфорта учащихся во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
В связи с этим каждое образовательное учреждение призвано обеспечить здоровый образ жизни для всего коллектива учащихся путем:
- использования технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс;
- применения активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся;
- рациональной организации труда преподавателя и учащихся;
- создания комфортного психологического климата;
- соблюдения СанПиН и правил охраны труда;
- чередования различных видов деятельности на уроке;
- использования аудиовизуальных средств обучения. [3]
Это хорошо известные всем педагогам элементы доровьесбережения на уроке. Поэтому я рекомендую использовать их активно и в системе.
Сегодня мне хотелось обратить внимание присутствующих на инновационные современные ехнологии, методы и приёмы здоровьесбережения. Они, конечно, основываются на испытанных, но тем не менее, достаточно интересны. В основу некоторых из них положены приёмы кинезиологии - научной и практической дисциплины, изучающей мышечное движение во всех его проявлениях. Кинезиология — это уникальный метод, который позволяет быстро и эффективно избавить организм от последствий стресса или напряжения. [1]
Выделяют
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Кинезиологические упражнения на дыхание[2] (Упражнение «Дыхание йогов дыхательная гимнастикиа«Стрельниковой».)
- «Кинезиологические упражнения на повышение активности мозга (упражнения на концентрацию внимания, координацию работы полушарий мозга и целенаправленное расслабление - упражнение «Ножки-ручки», Упражнение «Великий дирижер», Упражнение «Путаница», Упражнение «Снеговик»)
- Гимнастика пальчиковая.
- Гимнастика для глаз.
- Технологии обучения здоровому образу жизни –
- Самомассаж,
- Точечный массаж и др
Принцины здоровьесберегающих технологий: - принцип «Не навреди!»; - принцип сознательности и активности; - непрерывности здоровьесберегающего процесса; - систематичности и последовательности; - принцип доступности и индивидуальности; - всестороннего и гармонического развития личности; - системного чередования нагрузок и отдыха; - постепенного наращивания оздоровительных воздействий; - возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса. | Существует десять золотых правил здоровьесбережения, которые относятся и к педагогу: 1. Соблюдайте режим дня! 2. Обращайте больше внимания на питание! 3. Больше двигайтесь! 4. Спите в прохладной комнате! 5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7. Гоните прочь уныние и хандру! 8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10. Желайте себе и окружающим только добра! |
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | |||
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||||
- Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы со школьниками (теория и практика); «Кинезиологические упражнения на повышение активности мозга (упражнений на концентрацию внимания, координацию работы полушарий мозга и целенаправленное расслабление.) | Упражнение «Ножки-ручки»
Чтобы усложнить себе задание: совершая мах руками вперед и сведя ладони, нужно широко развести ноги. А когда расходятся руки, сводите ноги вместе. Упражнение «Великий дирижер» Представьте себе, что вы дирижируете оркестром. Включите свою любимую музыку, подайте знак оркестрантам и не выпускайте из рук дирижерскую палочку.
После того как руки описали внешнюю дугу восьмерок и снова встретились, рисуйте перекрещенными руками внутреннюю дугу. Повторите движения в противоположном направлении.
Упражнение «Снеговик» Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на стул и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. | ||||
Гимнастика пальчиковая «Кинезиологические упражнения на повышение активности мозга (упражнений на концентрацию внимания, координацию работы полушарий мозга и целенаправленное расслабление.) | «Перчатки и мышата» Шустрая мышка Перчатку нашла. Гнездо в ней устроив, Мышат позвала, Им корочку хлеба Дала покусать, Погладила всех И отправила спать. | Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Сложить ладони «ковшиком». Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест. Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев. Большим пальцем гладить остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному. Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку | |||
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | ||||
Кинезиологические упражнения на дыхание – Дыхательная гимнастика | Упражнение «Дыхание йогов»
Для укрепления общего физического состояния школьников целесообразно применение дыхательной гимнастики «Стрельниковой».[4] Эта гимнастика активно включает в работу все части тела (руки, ноги, голову, плечевой пояс, брюшной пресс). Не только активизирует прилив крови к мозгу, но и улучшает питание всех внутренних органов, возвращая утраченные функции тем из них, которые больны. Координирует слаженную работу всех органов и систем, комплексно воздействуя на организм через активизацию его наиважнейшей функции-носового дыхания. | ||||
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||||
Самомассаж | ПОГЛАЖИВАНИЕ Необходимо, что бы ладонь скользила медленно и главным образом по направлению оттока лимфы, т. е. от периферии к центру, по направлению к лимфатическим узлам массируемой области. РАСТИРАНИЕ Выполняйте растирание ладонной поверхностью кисти, буграми больших пальцев, подушечками указательного и среднего пальцев, основанием ладони, кулаками, локтевым краем кисти, костными выступами фаланг пальцев, согнутых в кулак, одной или двумя руками продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно. РАЗМИНАНИЕ наложение руки на мышцу, отжим мышцы в сторону массирующей руки, захват и сдавливание ее между пальцами (большой палец с одной стороны мышцы, все остальные – с другой), отделение от кости и смещение ее в сторону большого пальца, возвращение мышцы на место и прижимание ее к костному ложу основанием ладони. ПОКОЛАЧИВАНИЕ ВСТРЯХИВАНИЕ – ПОТРЯХИВАНИЕ Надавливая ладонью и пальцами на мышцу, осуществляйте быстрые колебательные движения в стороны. При этом накладывайте руку поперек хода мышечных волокон. Выполняйте встряхивание только на конечностях. Встряхивание нижних конечностей делайте двумя руками, а верхних – одной. ДВИЖЕНИЯ | ||||
Точечный массаж | Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. |
Формирования здорового образа жизни можно достичь, опираясь на здоровьесберегающие технологии, среди которых нужно особо выделить:
- педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса;
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение);
- информационные технологии;
- метод проектов;
- инновационные методы оценки результатов;
- непосредственно здоровьесберегающие технологии;
- исследовательская деятельность;
- адаптивная технология;
- дифференцированное обучение;
- обучение в сотрудничестве
При этом перед педагогом встают новые задачи, для решения которых могут применяться следующие компоненты:
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока;
- использование проблемных творческих заданий;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- рефлексия, обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
В результате реализации современных подходов в образовании к обучающему предъявляют жесткие и высокие требования, он ставится в такие условия, когда пути и средства решения проблемы нужно находить в системе реального времени и достигать при этом реального нужного результата. Для многих обучающихся это может привести к нарушению здоровья. К сожалению, местом формирования здоровья наших учащихся сегодня является не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями, а система образования.
С целью решения проблемы сохранения здорового поколения при внедрении новых стандартов необходимо предусмотреть эффективное использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.
Литература
- Богатырева В. А. Инновационные технологии и повышение качества обучения с использованием здоровьесберегающих технологий. Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»// Журнал «Сборники конференций НИЦ Социосфера» Выпуск № 41 / 2011 //Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-i-povyshenie-kachestva-obucheniya-s-ispolzovaniem-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy#ixzz4C6oAJzlN
- Забенко Елена Комплекс упражнений по образовательной кинезиологии. Кинезиология: упражнения для мозга // http://fb.ru/article/160150/kompleks-uprajneniy-po-obrazovatelnoy-kineziologii-kineziologiya-uprajneniya-dlya-mozga
- Самопознание.ру //http://samopoznanie.ru/schools/kineziologiya/
- Центр дыхательной гимнастики им. А.Н.Стрельниковой//http://strelnikova.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии"
Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, на мой взгляд, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодейс...
Проектная работа «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
В рамках проекта предусмотрены разнообразные формы и методы работы с учащимися по здоровьесбережению, вот некоторые из них: «Уроки здоровья», «Динамические паузы», «Физкультурно-оздоровительные меропр...
Конспект урока «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Актуальность данной работы вытекает из того что, по мнению специалистов - медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Доказано, что существующая система школьного образования спо...
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки» (из опыта работы)
Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе современной школы. Здоровьесберегающие технологии я использую нетолько в урочной деятельности, а также активно использую её...
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС...
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в 5-7 классах"
Статья посвящена одной из важных проблем современного общества – формированию здорового образа жизни учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе отражены некоторые формы работ...