Рекомендации по составлению инновационных проектов
статья на тему
В статье отображены общие рекомендации по составлению инновационных проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rekomendatsii_po_sostavleniyu_inn._proektov.docx | 32.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Общие рекомендации по составлению инновационных проектов
Гузял ФАТХУЛЛИНА,
методист МБУ «Управление образования ИК Нижнекамского муниципального района РТ», высшая квалификационной категория,
Татьяна ГАБДУРАХИМОВА,
заместитель директора по научной работе и инновациям
ГБПОУ «Нижнекамский нефтехимический колледж»,
кандидат педагогических наук, доцент
В настоящее время именно модернизация системы образования является условием развития инновационной экономики, а вместе с этим - основой для социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Как перевести систему образования в режим инновационной деятельности? Как показывает практика, главным механизмом в данном случае должна стать научно разработанная инновационная инфраструктура, предполагающая реализацию программы исследовательской и экспериментальной работы на базе образовательных учреждений
Министерством образования и науки Республики Татарстан в 2016 году уже утвержден список региональных инновационных площадок. Этот статус был присвоен образовательным учреждениям по итогам экспертизы их проектов, проведенной специально созданным координационным органом – Экспертным советом при Министерстве образования и науки Республики Татарстан по инновационной работе в системе образования. Этот список, несомненно, с течением времени структурно будет меняться. При наличии научно обоснованной, актуальной по своему характеру инновационной деятельности, соответствующей основным направлениям социально-экономического развития Республики Татарстан, образовательное учреждение может подготовить либо соответствующую требованиям заявку на признание организации инновационной площадкой (адресно направив ее в Министерство образования и науки Республики Татарстан), либо заявку на включение в структуру уже утвержденной инновационной площадки (направив ее конкретной образовательной организации, на базе которой реализуется выбранная ИП). В обоих случаях образовательным учреждениям предстоит решить архисложную задачу правильного, соответствующего требованиям оформления материалов инновационной деятельности. Как показывает практика, для педагогов-практиков вызывает определенные затруднения сам формат педагогической инноватики. При составлении заявки, независимо от ее адресности, необходимо иметь в основе следующие документы:
- статья 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- статья 11 Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.07.2013 № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»,
- Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 05.09.2014 №640 «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками».
Программа реализации инновационного проекта как научное произведение весьма специфична. Ее тематика, с одной стороны, является логическим продолжением разрабатываемой методической темы образовательного учреждения, с другой стороны, ее отличает гораздо более высокий уровень научности, наличие грамотно оформленного научного аппарата, связь с основными направлениями модернизации образования и социально-экономического развития региона. Принципиальным моментом при выборе темы является учет запросов основных работодателей, связанных с необходимостью решения актуальных проблем образовательной деятельности, совершенствования ее научно-методического обеспечения. Необходимо также учитывать научные и практические интересы конкретного образовательного учреждения, достигнутый уровень готовности педагогического коллектива к проведению исследовательской работы.
Необходимо помнить, что разрабатываемый и описываемый в Заявке инновационный проект по своим целям, задачам представляет собой научное исследование и, следовательно, должен соответствовать всем основным требованиям к научному произведению. Научный аппарат любого исследования обязательно включает в себя такие понятия, как актуальность выбранной темы, проблематика, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методика исследования, новизна и практическая значимость полученных результатов.
Остановимся на некоторых, наиболее важных с нашей точки зрения, указанных понятиях.
Избранная тема инновационного проекта (программы) должна быть логическим продолжением разрабатываемой образовательным учреждением методической проблематики, кроме того, она должна быть направлена на решение приоритетных профессиональных задач в области педагогического образования.
Важнейшим требованием к теме является ее актуальность. В настоящее время, например, актуальными являются исследования по проблемам совершенствования содержания образования, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, по усилению воспитывающего и развивающего характера обучения, личностно-ориентированного подхода, создания современной системы воспитательной работы со школьниками и т.д.
Требованиями к теме являются её четкость, конкретность, ясность, однозначность. В большинстве случаев в теме должны быть даны ответы на три вопроса:
1. Какие аспекты личности ребенка мы развиваем, что совершенствуем в образовательном пространстве? Чего хотим добиться?
2. Каковы особенности образовательной среды?
3. Какими основными средствами? При помощи чего? Каким путем?
Эти три позиции ясно прослеживаются в следующих темах, которые мы предлагаем для примера: «Формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников в условиях поликультурной образовательной среды», «Школа как центр формирования духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотического воспитания в среде социального партнерств», «Экспериментальная работа средней общеобразовательной школы как фактор повышения качества образовательного процесса».
Требованием к теме является также ее востребованность в контексте модернизации образования, ожидаемая практическая значимость и новизна. Раскрытие темы должно проходить через некоторую проблему, противоречие, новую идею, не быть давно известным, отработанным в теории и практике материалом. Актуальность темы может быть связана с наличием какой-либо проблемы, несоответствия, негативной тенденции, недостатков, на сегодняшний день не до конца разрешенного государственного заказа образовательной системе.
Актуальность инновационного проекта (программы) предполагает характеристику педагогической реальности, в которой в дальнейшем описании программы должны будут выявлены и сформулированы противоречия. В актуальности выражается значимость темы исследования для современной педагогической теории и практики. Выводы об актуальности темы можно сделать, прежде всего, по изученной научной литературе, анализу нормативных документов и потребностям педагогической практики. Наряду с этим следует показать место решаемой проблемы среди связанных с ней вопросов, указать ученых, которые разрабатывали ее в педагогической науке.
Противоречия, как уже сказано выше, непосредственно связаны с актуальностью проблематики. Они, как правило, возникают между социальными потребностями в повышении эффективности образовательной деятельности и отсутствием научно обоснованных подходов к решению данной задачи; усложнением условий образовательной деятельности, влияющих на ее эффективность, и относительно медленным внедрением адекватных им новых технологий и методов управления т.д.
Приведем следующий пример противоречия в исследовании по формированию коммуникативной компетентности школьников в условиях поликультурной образовательной среды: «Для современной школы актуально обогатить качество образовательных результатов коммуникативной компетентностью учащихся как одним из основных факторов адаптивности выпускников в поликультурном мире. Возникает противоречие между социально востребованной потребностью в формировании коммуникативной компетентности, необходимой для вхождения учащихся в поликультурную социальную среду, и отсутствием разработанных педагогических условий для решения данной задачи».
Осмысление актуального противоречия позволяет сформулировать проблему исследования, которая, прежде всего, заключается в обоснованной необходимости научно-прикладного поиска оптимальных путей и средств, направленных на разрешение установленных противоречий, с учетом разработанных в науке соответствующих теоретических положений и выводов. Проблема формулируется, как правило, в форме вопроса. Например: «Каковы условия (содержание, способы и приемы), необходимые для формирования у школьников познавательного интереса при обучении?»
Грамотно оформленная Заявка является начальным этапом реализации организацией инновационного проекта (программы) либо в статусе региональной инновационной площадки (РИП), либо структуры РИП. Ее разделы должны иметь научное содержание, внутреннее единство, отражать этапы разработки выбранной инновационной темы.
Список использованной литературы
- Статья 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Статья 11 Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.07.2013 № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования».
- Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 05.09.2014 №640 «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. [Электронный ресурс] – М.: Либроком, 2010. –280 с. Режим доступа: http://www.anovikov.ru/books/mni.pdf, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 06.06.2015)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"
Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Социальное проектирование – это метод, позволяющий создавать и реализовывать эффективные, социально ориентированные проектные идеи.В этом смысле можно утверждать, что социальный проект – это решение с...
Рекомендации по составлению проекта 5-6 кл.
Рекомендации по составлению творческого проекта для учащихся 5-6 классов....
Рекомендации по составлению проекта 7-8 кл.
Рекомендации по составлению творческих проектов для учащихся 7-8 классов....
Методические рекомендации по организации инновационного проекта по учебно-исследовательской деятельности через форму сетевого проекта, как образовательного пространства, организованного посредством социального партнерства с помощью сервисов web 2.0»
Использование проектных методик в сочетании с возможностями, предоставляемыми сетевыми ресурсами, развивает культуру ученического исследования, способствует рождению познавательной инициативы обучающи...
Методическая рекомендация по составлению родословной к проекту «Моя семья в истории страны»
Методическая рекомендация по составлению родословной к проекту «Моя семья в истории страны»...
Приложение 2 к приказу о реализации инновационного проекта. План-график реализации инновационного проекта «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»
План-график реализации инновационного проекта «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»...