Рекомендации по составлению инновационных проектов
статья на тему

Фатхуллина Гузял Фагимовна

В статье отображены общие рекомендации по составлению инновационных проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rekomendatsii_po_sostavleniyu_inn._proektov.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Общие рекомендации по составлению инновационных проектов

Гузял ФАТХУЛЛИНА,

методист МБУ «Управление образования ИК Нижнекамского муниципального района РТ», высшая квалификационной категория,

Татьяна ГАБДУРАХИМОВА,

заместитель директора по научной работе и инновациям

ГБПОУ «Нижнекамский нефтехимический колледж»,

кандидат педагогических наук, доцент

В настоящее время именно модернизация системы образования является условием развития инновационной экономики, а вместе с этим -  основой для социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.  Как перевести систему образования в режим инновационной деятельности? Как показывает практика, главным механизмом в данном случае должна стать научно разработанная инновационная инфраструктура, предполагающая реализацию программы исследовательской и экспериментальной работы на базе образовательных учреждений

Министерством образования и науки Республики Татарстан в 2016 году уже утвержден список региональных инновационных площадок. Этот статус был присвоен образовательным учреждениям по итогам экспертизы их проектов, проведенной специально созданным координационным органом – Экспертным советом при Министерстве образования и науки Республики Татарстан по инновационной работе в системе образования. Этот список, несомненно, с течением времени структурно будет меняться. При наличии научно обоснованной, актуальной по своему характеру инновационной деятельности, соответствующей основным направлениям социально-экономического развития Республики Татарстан, образовательное учреждение может подготовить либо соответствующую требованиям заявку на признание организации инновационной площадкой (адресно направив ее в Министерство образования и науки Республики Татарстан), либо заявку на включение в структуру уже утвержденной инновационной площадки (направив ее конкретной образовательной организации, на базе которой реализуется выбранная ИП). В обоих случаях образовательным учреждениям предстоит решить архисложную задачу правильного, соответствующего требованиям оформления материалов инновационной деятельности. Как показывает практика,  для педагогов-практиков вызывает определенные затруднения сам формат педагогической инноватики. При составлении заявки, независимо от ее адресности, необходимо иметь в основе следующие документы:

  • статья 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • статья 11 Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.07.2013 № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»,
  •  Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 05.09.2014 №640 «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками».

Программа реализации  инновационного проекта как научное произведение весьма специфична. Ее тематика, с одной стороны, является логическим продолжением разрабатываемой методической темы образовательного учреждения, с другой стороны, ее отличает гораздо более высокий уровень научности, наличие грамотно оформленного научного аппарата, связь с основными направлениями модернизации образования и социально-экономического развития региона. Принципиальным моментом при выборе темы является учет запросов основных работодателей, связанных с необходимостью решения актуальных проблем образовательной деятельности, совершенствования ее научно-методического обеспечения. Необходимо также учитывать научные и практические интересы конкретного образовательного учреждения, достигнутый уровень готовности педагогического коллектива к проведению исследовательской работы.

Необходимо помнить, что разрабатываемый и описываемый в Заявке инновационный проект по своим целям, задачам представляет собой научное исследование и, следовательно, должен соответствовать всем основным требованиям к научному произведению. Научный аппарат любого исследования  обязательно включает в себя такие понятия, как актуальность выбранной темы, проблематика, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методика исследования, новизна и практическая значимость полученных результатов.

Остановимся на некоторых, наиболее важных с нашей точки зрения, указанных понятиях.

Избранная тема инновационного проекта (программы) должна быть логическим продолжением разрабатываемой образовательным учреждением методической проблематики, кроме того, она должна быть направлена на решение приоритетных профессиональных задач в области педагогического образования.

Важнейшим требованием к теме является ее актуальность. В настоящее время, например, актуальными являются исследования по проблемам совершенствования содержания образования, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, по усилению воспитывающего и развивающего характера обучения, личностно-ориентированного подхода, создания современной системы воспитательной работы со школьниками и т.д.

Требованиями к теме являются её четкость, конкретность, ясность, однозначность. В большинстве случаев в теме должны быть даны ответы на три вопроса:

1. Какие аспекты личности ребенка мы развиваем, что совершенствуем в образовательном пространстве? Чего хотим добиться?

2. Каковы особенности образовательной среды?

3. Какими основными средствами? При помощи чего? Каким путем?

Эти три позиции ясно прослеживаются в следующих темах, которые мы предлагаем для примера: «Формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников в условиях поликультурной образовательной среды», «Школа как центр формирования духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотического воспитания в среде социального партнерств», «Экспериментальная работа средней общеобразовательной школы как фактор повышения качества образовательного процесса».

Требованием к теме является также ее востребованность в контексте модернизации образования, ожидаемая практическая значимость и новизна. Раскрытие темы должно проходить через некоторую проблему, противоречие, новую идею, не быть давно известным, отработанным в теории и практике материалом. Актуальность темы может быть связана с наличием какой-либо проблемы, несоответствия, негативной тенденции, недостатков, на сегодняшний день не до конца разрешенного государственного заказа образовательной системе.

Актуальность инновационного проекта (программы) предполагает характеристику педагогической реальности, в которой в дальнейшем описании программы должны будут выявлены и сформулированы противоречия. В актуальности выражается значимость темы исследования для современной педагогической теории и практики. Выводы об актуальности темы можно сделать, прежде всего, по изученной научной литературе, анализу нормативных документов и потребностям педагогической практики. Наряду с этим следует показать место решаемой проблемы среди связанных с ней вопросов, указать ученых, которые разрабатывали ее в педагогической науке.

Противоречия, как уже сказано выше, непосредственно связаны с актуальностью проблематики. Они, как правило, возникают между социальными потребностями в повышении эффективности образовательной деятельности и отсутствием научно обоснованных подходов к решению данной задачи; усложнением условий образовательной деятельности, влияющих на ее эффективность, и относительно медленным внедрением адекватных им новых технологий и методов управления т.д.

Приведем следующий пример противоречия в исследовании по формированию коммуникативной компетентности школьников в условиях поликультурной образовательной среды: «Для современной школы актуально обогатить качество образовательных результатов коммуникативной компетентностью учащихся как одним из основных факторов адаптивности выпускников в поликультурном мире. Возникает противоречие между социально востребованной потребностью в формировании коммуникативной компетентности, необходимой  для вхождения учащихся в поликультурную социальную среду, и отсутствием разработанных педагогических условий для решения данной задачи».

Осмысление актуального противоречия позволяет сформулировать проблему исследования, которая, прежде всего, заключается в обоснованной необходимости научно-прикладного поиска оптимальных путей и средств, направленных на разрешение установленных противоречий, с учетом разработанных в науке соответствующих теоретических положений и выводов. Проблема формулируется, как правило, в форме вопроса. Например: «Каковы условия (содержание, способы и приемы), необходимые для формирования у школьников познавательного интереса при обучении?»

Грамотно оформленная Заявка является начальным этапом реализации организацией инновационного проекта (программы) либо в статусе региональной инновационной площадки (РИП), либо структуры РИП. Ее разделы должны иметь научное содержание, внутреннее единство, отражать этапы разработки выбранной инновационной темы.

Список использованной литературы

  1. Статья 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Статья 11 Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.07.2013 № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования».
  4. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 05.09.2014 №640 «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками
  5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. [Электронный ресурс] – М.: Либроком, 2010. –280 с. Режим доступа: http://www.anovikov.ru/books/mni.pdf, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 06.06.2015)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"

Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Социальное проектирование – это метод, позволяющий создавать и реализовывать эффективные, социально ориентированные проектные идеи.В этом смысле можно утверждать, что социальный проект – это решение с...

Рекомендации по составлению проекта 5-6 кл.

Рекомендации по составлению творческого проекта для учащихся 5-6 классов....

Рекомендации по составлению проекта 7-8 кл.

Рекомендации по составлению творческих проектов для учащихся 7-8 классов....

Методические рекомендации по организации инновационного проекта по учебно-исследовательской деятельности через форму сетевого проекта, как образовательного пространства, организованного посредством социального партнерства с помощью сервисов web 2.0»

Использование проектных методик в сочетании с возможностями, предоставляемыми сетевыми ресурсами, развивает культуру ученического исследования, способствует рождению познавательной инициативы обучающи...

Методическая рекомендация по составлению родословной к проекту «Моя семья в истории страны»

Методическая рекомендация по составлению родословной к  проекту «Моя семья в истории страны»...

Приложение 2 к приказу о реализации инновационного проекта. План-график реализации инновационного проекта «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»

План-график реализации инновационного проекта  «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»...