«ЗНАКОМСТВО С АККОМПАНЕМЕНТОМ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»
рабочая программа на тему
Дополнительная общеобразователь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_iyun.docx | 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Северо-западное окружное управления образования
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "Школа № 883"
Хоровая школа "Дебют"
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ "Школа № 883" ________________Л. А. Куклина «___»___________________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
АККОМПАНЕМЕНТ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО.
Направленность программы: художественная.
Уровень программы: вводный.
Возраст обучающихся: от 9 до18 лет.
Срок реализации программы: 1 месяц.
Автор-составитель программы:
Бушарова Елена Анатольевна,
педагог дополнительного образования.
Москва – 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Аккомпанемент - одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, знакомиться с лучшими образцами русской и инструментальной музыки. Воспитать художественный вкус и чувство стиля, а главное - развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с иллюстратором.
Создание программы продиктовано необходимостью более широкого развития профессиональных исполнительских навыков учащихся, в том числе и как аккомпаниаторов. Подобная форма способствует расширению музыкального кругозора детей, обогащению их духовного мировоззрения, развитию художественного вкуса, а главное - повышает их интерес к фортепиано как универсальному инструменту.
Осваивать азы аккомпанемента целесообразно когда у ребенка уже сформированы необходимые навыки игры, слуховое восприятие многоголосия, начальные навыки ансамблевой игры, основные навыки педализации. Тем не менее современная методика рекомендует прививать навык элементарного аккомпанемента с самых первых уроков и ставит перед начинающими музыкантами простую задачу - аккомпанировать 1-2 звуками в качестве гармонической поддержки для простой мелодии детской песенки или для более сложной партии педагога, что очень привлекает учащихся к музицированию. Навыки аккомпанемента могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг и т.д.) как музыканту - профессионалу, так и музыканту - любителю.
Педагог должен дифференцированно подходить к обучению учащихся, отличающихся по музыкальным способностям, возрасту, уровню общей подготовки и другим индивидуальным данным.
Основу репертуара составляют произведения русских и зарубежных композиторов, произведения современных авторов, разнообразные по стилю, форме, содержанию, которая воспитывает в молодых музыкантах тонкий художественный вкус. Строгая простота фактурного изложения в партии сопровождения классических произведений даёт возможность учащемуся сконцентрировать своё внимание на аккомпаниаторских задачах.
Цель и задачи программы:
Цель программы – развитие у учащихся музыкального вкуса и творческих способностей. Обучение их основным навыкам аккомпанирования. Воспитание у детей любви и интереса к музыке, музыкальным занятиям, расширение общего кругозора.
Задачи программы:
задачи в обучении:
- формирование практических умений и навыков аккомпанирования;
- овладение необходимыми теоретическими и общекультурными знаниями;
- создание звукового баланса солиста и аккомпаниатора;
- нахождению естественного музыкального целого с солистом для создания верного музыкального образа.
задачи в развитии:
- значительное расширение репертуарных рамок учащихся;
- возможность проявить себя более разнообразно в общении с инструментом;
- развитие музыкального слуха, ритма, памяти и образного мышления учащегося;
- развитие полифонического слуха;
- чувство партнерства, сопереживания;
- умение подчиняться творческой воле солиста, стать с ним единым музыкальным целым;
- формирование и развитие творческих способностей учащихся.
задачи в воспитании:
1. формирование интереса к музыкальному искусству;
2. воспитание потребности к музицированию в дальнейшей жизни;
3. воспитание музыкального и художественного вкуса;
4. воспитать чувство партнерства;
5. воспитание культуры поведения на занятиях;
6. воспитание культуры общения с педагогом;
7. воспитание активности на занятиях;
8. настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса;
9. расширение общего кругозора.
Новизна и отличительные особенности программы заключаются в новизне методики. После освоения основных навыков аккомпанирования ученик может воплотить свои знания на практике. Педагог - исполняет патрию солироющего инструмента или вокальную партию, а ученик - партию аккомпониатора. Такой процесс обучения создает условия для формирования устойчивого интереса у учащихся к увлекательному виду творчества – аккомпанированию и интереса к музыке вцелом и формированию здоровой творческой основы для полноценного роста всесторонне развитой личности.
Возраст обучающихся по программе: от 9 до 18 лет.
Срок реализации программы: 1 месяц.
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
– очная (сочетание аудиторных и выездных занятий).
– индивидуальная.
Режим занятий: занятия проводятся три раза в неделю по 1часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15-минутный перерыв).
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
- знакомство с шедеврами вокальной, оперной, симфонической, народной музыки;
- знание специфики инструментального и вокального исполнительства: штрихи (у струнников), дыхание (у певцов и духовиков), тесситура (у вокалистов).
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):
- развитие практического умения и навыков аккомпанирования;
- развитие пианистических и технических возможностей учащихся, исполняя различные виды аккомпанемента.
По окончании программы:
Программные требования к уровню воспитанности:
- любовь пианиста к концертмейстерскому исполнительству;
- воспитание интереса к музыке и искусству;
- воспитание потребности к музицированию в дальнейшей жизни;
- воспитание музыкального и художественного вкуса;
- воспитание нравственности.
Программные требования к уровню развития:
- развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, память, метроритм);
- чувство партнерства (гармоничное, естественное музыкальное целое с солистом, нахождение верного звукового баланса);
- общая звуковая картина музыкального взаимодействия солиста и аккомпаниатора.
Механизм выявления образовательных результатов программы:
Формы и содержание итоговых занятий индивидуальные.
Критерии оценки учебных результатов программы: освоение практических умений и навыков аккомпанирования, умение играть в ансамбле (чувство партнерства, сопереживания).
Способы фиксации учебных результатов программы: пятибалльная система оценивания.
Методы выявления результатов воспитания: наблюдение за ребенком в разных ситуациях.
Методы выявления результатов развития: сольное выступления.
Формы подведения итогов реализации программы:
дневники, наблюдение, зачетное выступление.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебно-тематический план:
№ п/п | Названия тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Знакомство с произведением(разбор), композитором и стилем. | 1 | 0,5 | 0,5 | ЗАЧЕТ |
2. | Определение жанра, характера, музыкальной формы произведения. | 1
| 0,5
| 0,5 | |
3. | Уяснение смысла и функции каждой партии; интонационного строя мелодии, местонахождения кульминации, динамического плана. |
2 |
1 |
1 | |
4. | Определение вида фактуры, ее насыщенности, возможных трудностей; подбор аппликатуры. |
2 |
1 |
1 | |
5. | Работа над трехстрочной партитурой: для охвата непривычной партитуры следует поиграть строчку солиста и басовой партии фортепиано, таким образом, расширяя угол зрения. |
1 |
__ | 1
| |
6. | Работа над педалью. | 1 | __ | 1 | |
7. | Исполнительский этап: выстраивается звуковой баланс, оговаривается рабочий темп, выполнение необходимых цезур, пауз, места кульминации, смысловых акцентов, агогических и динамических оттенков. |
1
|
__
|
1 | |
8. | Итоговое занятие. | 1 | __ | 1 | |
9. | Классное посещение Московской консерватории им. П.И.Чайковского. Концерт вокальной и ф-ной музыки. | 1 | -- | 1 | |
Итого: | 11 | 3 | 8 |
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 4 учебные недели;
– одного учащегося (индивидуальные занятия).
Календарно-тематический план:
ТЕМА: АККОМПАНИМЕНТ (ИЮНЬ).
теория: знание специфики инструментального и вокального исполнительств.
практика: формирование практических умений и навыков аккомпанирования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Знакомство с произведением, композитором и стилем.
Теория: Краткое знакомство с биографией композитора, стилем в котором он писал и особенностью исполнения его произведений.
Практика: Видеоматериал по теме. Разбор произведения.
Тема 2. Определение жанра, характера, музыкальной формы произведения.
Теория: ознакомление з разными жанрами и формами в музыки.
Практика: прослушивание аудиозаписей по теме.
Тема 3. Уяснение смысла и функции каждой партии, интонационного строя мелодии, местонахождения кульминации, динамического плана.
Теория: анализ мелодии, динамики.
Практика: работа над каждой мелодической линией (включая все динамические нюансы) и динамикой.
Тема 4. Определение вида фактуры, ее насыщенности, возможных трудностей; подбор аппликатуры.
Теория: анализ фактуры.
Практика: подбор аппликатуры, работа над трудностями.
Тема 5. Работа над трехстрочной партитурой.
Теория: анализ партии солиста.
Практика: для охвата непривычной партитуры следует поиграть строчку солиста и басовой партии фортепиано, таким образом, расширяя угол зрения.
Тема 6. Работа над педалью.
Теория: проставление педали.
Практика: с помощью слуха работа над чистотой звучания.
Тема 7. Исполнительский этап.
Теория: оговаривается рабочий темп, выполнение необходимых цезур, пауз, места кульминации, смысловых акцентов, агогических и динамических оттенков.
Практика: выстраивается звуковой баланс
Тема 8. Итоговое занятие.
Теория: обсуждение с обучающимися достижений и недостатков в исполнении.
Практика: исполнение репертуара(зачёт).
Тема 9. Экскурсия. Классное посещение Московской консерватории им. П.И.Чайковского. Концерт вокальной и ф-ной музыки.
Теория: анализ кнцертной программы.
Практика: посещение концерта вокальной и фортепианной музыки.
Материальное обеспечение:
Для занятий по теме "Аккомпанимент" необходимо:
- класс для занятий площадью не менее 6 кв. метров;
- наличие инструмента (2 инструментов) в классе;
- видео и аудио техника;
- специальная методическая и учебная литература.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список использованной литературы:
- Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано» М., 1961.
- Баренбойм Л. «Путь к музицированию» Л., 1979.
- Либерман Е. «Техническая работа пианиста» М., 1988.
- Рафалович О. «Транспонирование в классе фортепиано» Л., 1963.
- Цийин Г. «Обучение игре на фортепиано» М., 1984.
- Тимакин Е. «Воспитание пианиста» М.,1984.
- Составитель С.Кузнецова «Работа над аккомпанементом в 1-2 классе ДМШ» Методическая разработка , Иваново, 1991.
Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):
1. А. Аверкин. Песни, романсы и хоры на стихи С. Есенина.-М.: Советский композитор,1978.
2. С.Л. Гинзбург. История русской музыки в нотных образцах. Том Ш.-М.:Музыка, 1970.
3. С.И. Голованова. Первые шаги. Сборник для начинающих. Часть 2 «Ансамбли».
М. :Крипто логос,2002.
4. В. Жаров. Любимые русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано.- М:
Музыка,1989.
5. Ю. Запарный. «День Победы». Песни военных и послевоенных лет.- М: Советский
композитор,1964.
6. В.И. Игнатьев, Л Я. Игнатьев. «Я музыкантом стать хочу». Часть 2.-Л.: Советский
композитор,1989.
7. Г.П. Кирилина. «Смешинки». Песни из мультфильмов для детей. Выпуск 2.- Киев:
Музычна Украина,1977.
8. Н. Кончевский, В. Натансон, М. Соколов. Современный пианист. - М.:,1983.
9. И. Королькова. «Крохе-музыканту» - Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
10. И. Лещинская. «Малыш за роялем»,-Москва, «Кифара»,1994
11. Милич Маленькому пианисту.- М: Кифара,1994.
12. В. Натансон «Брат и сестра». 1 класс ДМШ. Вып. 2 «Народные песни и танцы в 4 руки».
М.: Советский композитор,1962.
13.Первые шаги маленького пианиста - составитель Т.Н. Взорова. - Москва, «Музыка», 1986
14. Н.Соколова. «Ребёнок за роялем». Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением.- Л.: Музыка, 1983.
15. Фортепианная игра 1-2 классы ДМШ- под редакцией А. Николаева. - Москва,
«Музыка»,1989.
16. Хрестоматия для фортепиано 3 класс ДМШ - составитель Н. Любомудрова - Москва,
«Музыка», 1985.
17. В.Шульгина, Н. Маркевич Юным пианистам.- Киев: Музычна Украина,1985. 18. А. Александров Школа игры на 3-х струнной домре.-М.: музыка,1990.
19. Альбом для юношества. Произведения для 3-х струнной домры.вып.4.-М.:музыка,1989г.
20. А. Алябьев. Романсы и песни.- М.: Музгиз,1982.
21. Балалаечнику - любителю, вып.5.-М.:Советский композитор,1983.
22. П. Нечепоренко, А.Мельников. Школа игры на балалайке.-М.:Музыка,1988.
23. Систематизированный вокально - педагогический репертуар.Ч.1.-М.: музгиз, 1962.
24. Хрестоматия балалаечника.-М.:музыка,1985.
25. Хрестоматия для скрипки и фортепиано.1-2классы.-М.:Музыка, 1988.
26. В. Чунин. Школа игры на 3-х струнной домре.-М.:Советский компизитор,1989.
27. Юный скрипач. Вып.1.-М.:Советский композитор,1963.
28. П.Чайковский. Романсы.-М.:Музгиз,1961.
29. Хрестоматия для флейты и фортепиано.2-3классы.-М.Музыка,1986.
30. Н Платонов. Школа игры на флейте.- М.: Музыка,1996.
Интернет-сайты:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Аккомпанемент в классе фортепиано"
Цель изучения аккомпанемента - подготовка учащегося для самостоятельного и творческого ознакомления с нотной литературой, аккомпанирования по нотам или по слуху любому из возможных солистов...
Окрытый урок по музыкальной литературе в 6 классе фортепиано на тему "Знакомство с джазом"
Данная разработка открытого урока опробована мной на уроках музыкальной литературы.Урок очень интересен детям среднего возраста,закомит их с новыми понятиями, расширяет их кругозор.Заметила, что после...
«Рождение фортепиано». Проект вводного занятия по программе «Домашнее музицирование по классу фортепиано».
На занятии учащиеся знакомятся с многообразием музыкальных инструментов и историей создания инструмента фортепиано, развивают абстрактное мышление, творческую фантазию, эмоциональноге восп...
Методическая разработка ПДО МБОУ Школа №154 по фортепиано О.П. Петровой по теме: "Методы работы по разучиванию нотного текста в классе фортепиано"(2015)
Данный материал рассказывает о методах работы по разучиванию нотного текста в классей фортепиано...
Методическая разработка для педагогов по классу фортепиано музыкальных школ, школ-студий "Обучение игре на фортепиано детей с недостаточным развитием координации движений»
Обучение игре на фортепьяно представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором учувствуют различные анализаторы: зрительный, речеслуховой, двигательный. В основе его лежат сложнейшие...
Методические рекомендации по подбору и работе над репертуаром в классе фортепиано в хоровой студии 1-7 годы обучения Автор: Осташева Татьяна Валериевна педагог фортепиано ДХС "Искра" Санкт-Петербург 2020
Педагогический коллектив инструментального отдела Детской хоровой студии "Искра" ГБОУ ДО ДДЮТ "На Ленской" ведет большую работу по усовершенствованию программ обучения игре на разл...
Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»
Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано. Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...