«ЗНАКОМСТВО С АККОМПАНЕМЕНТОМ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»
рабочая программа на тему

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на июнь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_iyun.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-западное окружное управления образования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "Школа  883"

Хоровая школа "Дебют"

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ "Школа  883"

________________Л. А. Куклина

«___»___________________20__ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

АККОМПАНЕМЕНТ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО.

Направленность программы: художественная.

Уровень программы: вводный.

Возраст обучающихся: от 9 до18 лет.

Срок реализации программы: 1 месяц.

Автор-составитель программы:

Бушарова Елена Анатольевна,

педагог дополнительного образования.

Москва – 2016

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и педагогическая целесообразность программы:

Аккомпанемент - одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, знакомиться с лучшими образцами русской и инструментальной музыки. Воспитать художественный вкус и чувство стиля, а главное - развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с иллюстратором.

Создание программы продиктовано необходимостью более широкого развития профессиональных исполнительских навыков учащихся, в том числе и как аккомпаниаторов. Подобная форма способствует расширению музыкального кругозора детей, обогащению их духовного мировоззрения, развитию художественного вкуса, а главное - повышает их интерес к фортепиано как универсальному инструменту.

Осваивать азы аккомпанемента целесообразно когда у ребенка уже сформированы необходимые навыки игры, слуховое восприятие многоголосия, начальные навыки ансамблевой игры, основные навыки педализации. Тем не менее современная методика рекомендует прививать навык элементарного аккомпанемента с самых первых уроков и ставит перед начинающими музыкантами простую задачу - аккомпанировать 1-2 звуками в качестве гармонической поддержки для простой мелодии детской песенки или для более сложной партии педагога, что очень привлекает учащихся к музицированию. Навыки аккомпанемента могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг и т.д.) как музыканту - профессионалу, так и  музыканту - любителю.

               Педагог должен дифференцированно подходить к обучению учащихся, отличающихся по музыкальным способностям, возрасту, уровню общей подготовки и другим индивидуальным данным.

Основу репертуара составляют произведения русских и зарубежных композиторов, произведения современных авторов, разнообразные по стилю, форме, содержанию, которая воспитывает в молодых музыкантах тонкий художественный вкус. Строгая простота фактурного изложения в партии сопровождения классических произведений даёт возможность учащемуся сконцентрировать своё внимание на аккомпаниаторских задачах.

Цель и задачи программы:

Цель программы – развитие у учащихся музыкального вкуса и творческих способностей. Обучение их основным навыкам аккомпанирования. Воспитание у детей любви и интереса к музыке, музыкальным занятиям, расширение общего кругозора.

Задачи программы:

задачи в обучении:

  1. формирование практических умений и навыков аккомпанирования;
  2. овладение необходимыми теоретическими и общекультурными знаниями;
  3. создание звукового баланса солиста и аккомпаниатора;
  4. нахождению естественного музыкального целого с солистом для создания верного музыкального образа.

задачи в развитии:

  1. значительное расширение репертуарных рамок учащихся;
  2. возможность проявить себя более разнообразно в общении с инструментом;
  3. развитие музыкального слуха, ритма, памяти и образного мышления учащегося;
  4. развитие полифонического слуха;
  5. чувство партнерства, сопереживания;
  6. умение подчиняться творческой воле солиста, стать с ним единым музыкальным целым;
  7. формирование и развитие творческих способностей учащихся.

задачи в воспитании:

1. формирование интереса к музыкальному искусству;

2. воспитание потребности к музицированию в дальнейшей жизни;

3. воспитание музыкального и художественного вкуса;

4. воспитать чувство партнерства;

5. воспитание культуры поведения на занятиях;

6. воспитание культуры общения с педагогом;

7. воспитание активности на занятиях;

8. настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного   процесса;

9. расширение общего кругозора.

Новизна и отличительные особенности программы заключаются в новизне методики. После освоения основных навыков аккомпанирования ученик может воплотить свои знания на практике. Педагог - исполняет патрию солироющего инструмента или вокальную партию, а ученик - партию аккомпониатора.  Такой процесс обучения создает условия для формирования устойчивого интереса у учащихся к увлекательному виду творчества – аккомпанированию и интереса к музыке вцелом и формированию здоровой творческой основы для полноценного роста всесторонне развитой личности.

Возраст обучающихся по программе: от 9 до 18 лет.

Срок реализации программы: 1 месяц.

Формы и режим занятий:

Форма обучения:

 очная (сочетание аудиторных и выездных занятий).

 индивидуальная.

Режим занятий: занятия проводятся три раза в неделю по 1часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15-минутный перерыв).

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

  •  знакомство с шедеврами вокальной, оперной, симфонической, народной музыки;
  • знание специфики инструментального и вокального исполнительства: штрихи (у струнников), дыхание (у певцов и духовиков), тесситура (у вокалистов).

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

  • развитие практического умения и навыков аккомпанирования;
  • развитие пианистических и технических возможностей учащихся, исполняя различные виды аккомпанемента.

По окончании программы:

Программные требования к уровню воспитанности:

  • любовь пианиста к концертмейстерскому исполнительству;
  • воспитание интереса к музыке и искусству;
  • воспитание потребности к музицированию в дальнейшей жизни;
  • воспитание музыкального и художественного вкуса;
  • воспитание нравственности.

Программные требования к уровню развития:

  • развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, память, метроритм);
  • чувство партнерства (гармоничное, естественное музыкальное целое с солистом, нахождение верного звукового баланса);
  • общая звуковая картина му­зыкального взаимодействия солиста и аккомпаниатора.

Механизм выявления образовательных результатов программы:

  Формы и содержание итоговых занятий индивидуальные.

  Критерии оценки учебных результатов программы: освоение практических умений и навыков аккомпанирования, умение играть в ансамбле (чувство партнерства, сопереживания).

  Способы фиксации учебных результатов программы: пятибалльная система оценивания.

  Методы выявления результатов воспитания: наблюдение за ребенком в разных ситуациях.

  Методы выявления результатов развития: сольное выступления.

Формы подведения итогов реализации программы:

дневники, наблюдение, зачетное выступление.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебно-тематический план:

 п/п

Названия тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1.

Знакомство с произведением(разбор), композитором и стилем.

1

0,5

0,5

       ЗАЧЕТ

2.

Определение жанра, характера, музыкальной формы произведения.

       1

       

      0,5      

       

      0,5        

3.

Уяснение смысла и функции каждой партии; интонационного строя мелодии, местонахождения кульминации, динамического плана.

         

        2

       

        1

       

       1

4.

Определение вида фактуры, ее насыщенности, возможных трудностей; подбор аппликатуры.

       

        2

       

       1

       

        1

5.

Работа над трехстрочной партитурой: для охвата непривычной партитуры следует поиграть строчку солиста и басовой партии фортепиано, таким образом, расширяя угол зрения.

       

       

       1

       

       

       __

        1

       

6.

Работа над педалью.

       1

        __

        1

7.

Исполнительский этап: выстраивается звуковой баланс, оговаривается рабочий темп, выполнение необходимых цезур, пауз, места кульминации, смысловых акцентов, агогических и динамических оттенков.

       

       1

       

       

      __      

         

     

       1        

8.

Итоговое занятие.

        1

        __

        1

9.

Классное посещение Московской консерватории им. П.И.Чайковского. Концерт вокальной и ф-ной музыки.

        1

        --

        1

Итого:

       11

       3

       8

Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

 4 учебные недели;

 одного учащегося (индивидуальные занятия).

Календарно-тематический план:

ТЕМА: АККОМПАНИМЕНТ (ИЮНЬ).

теория: знание специфики инструментального и вокального исполнительств.

практика: формирование практических умений и навыков аккомпанирования.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Знакомство с произведением, композитором и стилем.

Теория: Краткое знакомство с биографией композитора, стилем в котором он писал и особенностью исполнения его произведений.

Практика: Видеоматериал по теме. Разбор произведения.

Тема 2. Определение жанра, характера, музыкальной формы произведения.

Теория: ознакомление з разными жанрами и формами в музыки.

Практика: прослушивание аудиозаписей по теме.

Тема 3. Уяснение смысла и функции каждой партии, интонационного строя мелодии, местонахождения кульминации, динамического плана.

Теория: анализ мелодии, динамики.

Практика: работа над каждой мелодической линией (включая все динамические нюансы) и динамикой.

Тема 4. Определение вида фактуры, ее насыщенности, возможных трудностей; подбор аппликатуры.

Теория: анализ фактуры.

Практика: подбор аппликатуры, работа над трудностями.

Тема 5. Работа над трехстрочной партитурой.

Теория: анализ партии солиста.

Практика: для охвата непривычной партитуры следует поиграть строчку солиста и басовой партии фортепиано, таким образом, расширяя угол зрения.

Тема 6. Работа над педалью.

Теория: проставление педали.

Практика: с помощью слуха работа над чистотой звучания.

Тема 7. Исполнительский этап.

Теория: оговаривается рабочий темп, выполнение необходимых цезур, пауз, места кульминации, смысловых акцентов, агогических и динамических оттенков.

Практика: выстраивается звуковой баланс

         Тема 8. Итоговое занятие.

Теория: обсуждение с обучающимися достижений и недостатков в исполнении.

Практика: исполнение репертуара(зачёт).

         Тема 9. Экскурсия. Классное посещение Московской консерватории им. П.И.Чайковского. Концерт вокальной и ф-ной музыки.

Теория: анализ кнцертной программы.

Практика: посещение концерта вокальной и фортепианной музыки.

Материальное обеспечение:

Для занятий по теме "Аккомпанимент" необходимо:

- класс для занятий площадью не менее 6 кв. метров;

- наличие инструмента (2 инструментов) в классе;

- видео и аудио техника;

- специальная методическая и учебная литература.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список использованной литературы:

  1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано» М., 1961.
  2. Баренбойм Л. «Путь к музицированию» Л., 1979.
  3. Либерман Е. «Техническая работа пианиста» М., 1988.
  4. Рафалович О. «Транспонирование в классе фортепиано» Л., 1963.
  5. Цийин Г. «Обучение игре на фортепиано» М., 1984.
  6. Тимакин Е. «Воспитание пианиста» М.,1984.
  7. Составитель С.Кузнецова «Работа над аккомпанементом в 1-2 классе ДМШ» Методическая разработка , Иваново, 1991.

Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):

1. А. Аверкин. Песни, романсы и хоры на стихи С. Есенина.-М.: Советский композитор,1978.

2. С.Л. Гинзбург. История русской музыки в нотных образцах. Том Ш.-М.:Музыка, 1970.

3. С.И. Голованова. Первые шаги. Сборник для начинающих. Часть 2 «Ансамбли».

    М. :Крипто логос,2002.

4. В. Жаров. Любимые русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано.- М:

    Музыка,1989.

5. Ю. Запарный. «День Победы». Песни военных и послевоенных лет.- М: Советский

    композитор,1964.

6. В.И. Игнатьев, Л Я.  Игнатьев. «Я музыкантом стать хочу». Часть 2.-Л.: Советский

    композитор,1989.

7. Г.П. Кирилина. «Смешинки». Песни из мультфильмов для детей. Выпуск 2.- Киев:

    Музычна Украина,1977.

8. Н. Кончевский, В. Натансон, М. Соколов. Современный пианист. - М.:,1983.

9. И. Королькова. «Крохе-музыканту» - Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006

10. И. Лещинская. «Малыш за роялем»,-Москва, «Кифара»,1994

11. Милич Маленькому пианисту.- М: Кифара,1994.    

12. В. Натансон «Брат и сестра». 1 класс ДМШ. Вып. 2 «Народные песни и танцы в 4 руки».

      М.: Советский композитор,1962.

13.Первые шаги маленького пианиста - составитель Т.Н. Взорова. - Москва, «Музыка», 1986

14. Н.Соколова. «Ребёнок за роялем». Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением.- Л.: Музыка, 1983.

15. Фортепианная игра 1-2 классы ДМШ- под редакцией А. Николаева. - Москва,

     «Музыка»,1989.

16. Хрестоматия для фортепиано 3 класс ДМШ - составитель Н. Любомудрова - Москва,

     «Музыка», 1985.

17. В.Шульгина, Н. Маркевич  Юным пианистам.- Киев: Музычна Украина,1985.                                                                                   18. А. Александров Школа игры на 3-х струнной домре.-М.: музыка,1990.

19. Альбом для юношества. Произведения для 3-х струнной домры.вып.4.-М.:музыка,1989г.                                                                                                          

20. А. Алябьев. Романсы и песни.- М.: Музгиз,1982.  

21. Балалаечнику - любителю, вып.5.-М.:Советский композитор,1983.

22. П. Нечепоренко, А.Мельников. Школа игры на балалайке.-М.:Музыка,1988.

23. Систематизированный вокально - педагогический репертуар.Ч.1.-М.: музгиз, 1962.

24. Хрестоматия балалаечника.-М.:музыка,1985.

25. Хрестоматия для скрипки и фортепиано.1-2классы.-М.:Музыка, 1988.

26. В. Чунин. Школа игры на 3-х струнной домре.-М.:Советский компизитор,1989.

27. Юный скрипач. Вып.1.-М.:Советский композитор,1963.

28. П.Чайковский. Романсы.-М.:Музгиз,1961.

29. Хрестоматия для флейты и фортепиано.2-3классы.-М.Музыка,1986.

30. Н Платонов. Школа игры на флейте.- М.: Музыка,1996.

Интернет-сайты:

  1. http://akkompanement.ru/
  2. http://www.zabor.com/sites/293153.html
  3. http://propianino.ru/kak-podbirat-fortepiannyj-akkompanement


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Аккомпанемент в классе фортепиано"

Цель изучения  аккомпанемента - подготовка учащегося для самостоятельного и творческого ознакомления с нотной литературой, аккомпанирования по нотам или по слуху любому из возможных солистов...

Окрытый урок по музыкальной литературе в 6 классе фортепиано на тему "Знакомство с джазом"

Данная разработка открытого урока опробована мной на уроках музыкальной литературы.Урок очень интересен детям среднего возраста,закомит их с новыми понятиями, расширяет их кругозор.Заметила, что после...

«Рождение фортепиано». Проект вводного занятия по программе «Домашнее музицирование по классу фортепиано».

На занятии учащиеся знакомятся с многообразием музыкальных инструментов и историей создания инструмента фортепиано,  развивают абстрактное мышление, творческую фантазию,  эмоциональноге восп...

Методическая разработка ПДО МБОУ Школа №154 по фортепиано О.П. Петровой по теме: "Методы работы по разучиванию нотного текста в классе фортепиано"(2015)

Данный материал рассказывает о методах работы по разучиванию нотного текста в классей фортепиано...

Методическая разработка для педагогов по классу фортепиано музыкальных школ, школ-студий "Обучение игре на фортепиано детей с недостаточным развитием координации движений»

Обучение игре на фортепьяно представляет собой сложный психофизио­логический процесс, в котором учувствуют различные анализаторы: зри­тельный, речеслуховой, двигательный. В основе его лежат сложнейшие...

Методические рекомендации по подбору и работе над репертуаром в классе фортепиано в хоровой студии 1-7 годы обучения Автор: Осташева Татьяна Валериевна педагог фортепиано ДХС "Искра" Санкт-Петербург 2020

Педагогический коллектив инструментального отдела Детской хоровой студии "Искра" ГБОУ ДО ДДЮТ "На Ленской" ведет большую работу по усовершенствованию программ обучения игре на разл...

Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»

Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано.  Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...