"Аккомпанемент в классе фортепиано"
методическая разработка на тему
Цель изучения аккомпанемента - подготовка учащегося для самостоятельного и творческого ознакомления с нотной литературой, аккомпанирования по нотам или по слуху любому из возможных солистов (вокалисту, инструменталисту, хору, себе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_akkompanement_v_kl._fortepiano_-_kopiya.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская музыкальная школа
г. Белореченска
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
на тему:
«Аккомпанемент в классе фортепиано»
преподаватель по классу
фортепиано Малахова Т.А.
Декабрь 2012г.
Аккомпанемент в классе фортепиано
Основной целью изучения аккомпанемента является подготовка учащегося для самостоятельного и творческого ознакомления с нотной литературой, для аккомпанирования по нотам или по слуху любому из возможных солистов (вокалисту, инструменталисту, хору, себе….) Навыки аккомпанирования нужны практически любому человеку, соприкасающемуся с воспроизведением мелодии разного рода.
Аккомпанемент традиционно воспринимается как предмет для учащихся – пианистов. На практике аккомпанирующими инструментами издавна являются гитара, гармонь, баян, аккордеон. Поэтому предмет по выбору «аккомпанемент» полезно давать и учащимся этих специальностей.
Начнём с определения самого слова «аккомпанемент». Аккомпанемент (от французского дословно – сопровождать) – музыкальное сопровождение сольной партии. Может быть инструментальным и вокальным. Встречается в любом гомофонном сочинении. К аккомпанементам условно относят и сопровождение песни, танца, шествия. Аккомпанемент появился в конце XVIв. в виде генерал- баса, обеспечивающего солирующую мелодию поддержкой баса и дополняющих гармонию подчинённых голосов, которые импровизировались по партиям цифрованного баса. С 60-х годов XVIIIв. такой аккомпанемент стал вытеснять аккомпанемент, который полностью выписывали композиторы. Он назывался «облигатным», т.е. обязательным, не допускающим каких-либо импровизационных разночтений.
О пользе и значении в приобретении навыков аккомпанирования говорить не приходится. Чем раньше ученик научится слышать соотношение солирующей и аккомпанирующей партии - тем активнее будет его слуховое восприятие, более чуткой музыкальная интуиция. Очень важно научить ученика быть чутким, гибким, поддерживать солиста не стремясь к главенствующей роли. Педагог обязательно должен проанализировать партию аккомпанемента вместе с учеником, чтобы ребёнок всегда умел найти главное в фортепианной фактуре.
Прежде чем приступить к работе – обязательно предложить ученику изучить партию солиста. Тогда слуховой контроль ученика будет более ответственным, а ансамблевая игра с солистом более слаженной, осмысленной.
Точное знание сольной партии - необходимое условие для профессионального исполнения аккомпаниатором произведения в ансамбле с солистом и 50% успеха. Партию вокалиста, инструменталиста нужно не только знать, но суметь сыграть её, выразительно передать все точности настроения. Вместе с тем, аккомпаниатор приобретает опыт чисто специфических особенностей вокалиста: брать в определённых местах дыхание, допевать и дослушивать фразы до конца, выдерживать ферматы, паузы, уметь предугадывать пение вокалиста, поддерживать необходимый звуковой баланс, соотносить характер, темп, кульминации в аккомпанементе. Очень важно научить ученика умению следить одновременно за строчкой солиста и басовым сопровождением, чтобы в нужный момент уметь «поймать» солиста в любом такте произведения. Это – трудная задача, т.к. необходимо здесь быстро ориентироваться в тексте, охватывая весь музыкальный материал, суметь скоординировать мелодию солиста со всей фактурой аккомпанемента.
Умение слушать сопровождение, вовремя вступать по нотам аккомпанируя солисту, хору или инструменталисту, приобретаются постепенно. Начинать обучение лучше с несложных мелодий с простейшим аккомпанементом, постепенно усложняя задачи и нотный материал.
Наряду с большим количеством нотной литературы очень интересным и разнообразным репертуарным пластом является для учеников лёгкая музыка – популярные современные песни. При выборе учебного материала расставить приоритеты, принимая во внимание вкусы и пожелания ученика. Тогда учебный процесс пойдёт интенсивнее и с удовольствием.
Обучение предмету «Аккомпанемент» должно быть целенаправленным и систематизированным. В процессе первого года обучения учащийся должен получить навыки простого аккомпанемента голосу и инструменту.
Схема постепенного усложнения аккомпанемента
1.Аккомпанемент, поддерживающий основную мелодию аккордами с басом на сильную долю. Чтение по вертикали.
- А.Варламов «Вдоль по улице метелица метёт» (вокал)
- Русская народная песня «Как у наших у ворот» (домра)
- А. Даргомыжский «Не судите, люди добрые» (вокал)
2. Аккомпанемент со смешанной фактурой. Чтение по горизонтали.
- А. Даргомыжский «Я вас любил» (вокал)
- А. Даргомыжский «Мне грустно» (вокал)
- Д. Шостакович «Элегия» (скрипка)
3. Аккомпанемент со смешанной фактурой, в том числе, дублирующей партию солиста.
- Н. Римский-Корсаков «Не ветер, вея с высоты» (вокал)
- М. Яковлев «Зимний вечер» (вокал)
- М. Мусоргский «Гопак» (балалайка)
4. Аккомпанемент с элементами речитатива, подготавливающий учащегося к исполнению аккомпанемента к оперным ариям.
- А. Гурилёв «Разлука»
- А Даргомыжский «Я всё ещё его люблю».
Примерный тематический план по предмету «Аккомпанемент»
- Знакомство с основными принципами аккомпанемента в вокальных и
инструментальных произведениях;
- Умение следить одновременно за строчкой солиста и басом;
- Приобретение навыков упрощать текст, выбирая главное;
- Развитие слуховой чуткости к намерениям солиста;
- Умение смотреть в ноты, а не на руки;
- Работа с иллюстратором;
- Умение подбирать аккомпанемент по буквенным обозначениям
Предмет аккомпанемента обладает широчайшими возможностями и решает следующие цели, задачи, рекомендации:
Задачи предмета. Аккомпанемент предполагает совместное музицирование. Воспитание чувства партнёрства, сопереживания и ответственности, овладение необходимыми теоретическими и общекультурными знаниями. Формирование практических умений и навыков аккомпанирования, воспитания художественного вкуса, чувства стиля. Ознакомление ученика с огромным количеством разножанрового учебного материала, расширить возможности концертных выступлений в школе, дома, в кругу друзей.
Методические рекомендации. Мелодия и аккомпанемент - так ли это для пианиста незнакомо? Сколько музыкальных произведений ученик сыграл. В которых на привычных двух нотных строчках размещалась мелодия с аккомпанементом: мелодия – в правой руке, вверху, аккомпанемент – в левой руке, внизу. Мелодия и аккомпанемент звучали в одном тембре рояля, а теперь в классе аккомпанемента к звуку рояля присоединится другой тембр (скрипки, флейты, домры, голоса), а в нотах вместо привычных двух фортепианных строчек появится третья – партия солиста.
Концертмейстер – единица собирательная, он – универсальный музыкант, ему приходится играть с разными инструментами. С хором, с вокалистами, инструменталистами и всё это имеет свою специфику. Концертмейстер должен читать с листа, транспонировать, быть эрудированным музыкантом.
Составляющие комплекса:
- Любовь к концертмейстерскому исполнительству.
- Чувство партнёрства.
- Умение подчиняться творческой воле солиста.
- Знание специфики инструментального и вокального исполнительства: штрихи (струнники), дыхание (певцы, духовики), агогика (те и другие), тесситура (вокалисты).
- Быстрота реакции на сцене во время исполнения.
- Умение читать разную фактуру, выделяя главное, видеть и различать технические комплексы (арпеджио, гаммы), особенно при чтении с листа.
- Общая музыкальная эрудиция.
Общая звуковая картина складывается из музыкального взаимодействия солиста и концертмейстера. Влияют на неё следующие факторы.
1.Специфика музыкальных инструментов, которым приходится аккомпанировать:
В начале работы над аккомпанементом к инструментальным произведениям необходимо дать учащемуся сведения об инструменте. Это сведения о тембре, диапазоне, настройке, звуковых возможностях инструмента
а) Струнные инструменты (народные и оркестровые)
- на домре играют медиатром и звук будет звонче, ярче, сочнее;
- на балалайке струны касаются пальцем и звук глуше, мягче;
- на скрипке звук ярче, светлее, чем у виолончели;
- на контрабасе звук ещё глуше.
б) Духовые инструменты
- Флейта, кларнет, труба - являются наиболее яркими, чем
- гобой, валторна - звук приглушённый, значит и рояль должен искать свою краску для аккомпанемента.
в) Работа над аккомпанементом к вокальным произведениям имеет свои особенности, т.к. содержание вокального произведения раскрывается не только через музыкальные, но и через поэтические образы, через соединение звука и слова. Человеческий голос является самым тонким и гибким из всех музыкальных инструментов, то и аккомпанемент ему должен быть тонким, гибким и бережным.
Голос – живой организм, который дышит. С вокалистом часто труднее найти звуковой баланс, т.к. звуковой поток от певца идёт в зал в сторону от рояля. Звук голоса пианист должен слышать сквозь звучание рояля. Конечно, большую роль играет тембр голоса, которому рояль аккомпанирует: сопрано звучит ярче меццо-сопрано, тенор ярче баса, но правило одно - голос должен звучать сквозь рояль, а не наоборот. Надо ясно и звучно играть басы. Басов никогда не бывает много, их чаще бывает мало. Бас – основа гармонии и ритмической пульсации; звучные, полные басы – хорошая поддержка певцу.
Аккомпанемент голосу – особый класс концертмейстерского мастерства, голос – самый совершенный, но, в то же время самый прихотливый и изысканный инструмент. С вокалистами чаще всего на сцене случаются различные казусы – от забывания слов до передерживания или недодерживания длинных звуков. Для успешного выступления следует выучить партию солиста, при выучивании аккомпанемента пропевать слова солиста.
2. Фактура фортепианного сопровождения
Фактура может быть густой и плотной, а может быть прозрачной, именно это обстоятельство иногда играет решающую роль в поисках звукового баланса между солистом и концертмейстером. Аккордовая фактура более массивна, нежели фигурационная. Одна и та же фактура в разных регистрах звучит по- разному: низкий регистр у рояля – насыщенный, звучный; верхний – не обладает таким количеством обертонов, они быстрее гаснут, а значит сопровождение менее перегружено.
3. Работа над вступлением и заключением.
Вступления к произведениям имеют огромное значение. И задача аккомпаниатора подготовить внимание солиста и слушателей к точному восприятию характера произведения, образному содержанию, дать необходимый эмоциональный импульс. Заключение - это послесловие, исполняется без особого напряжения, на оттенок тише.
4. Игра по нотам
В классе аккомпанемента создаётся своеобразный «концертмейстерский треугольник»: глаза – ноты – руки на клавиатуре. Всё это должно работать во время аккомпанемента солисту. Концертмейстер, аккомпанирующий солисту на сцене, практически знает текст наизусть, но это не освобождает его от ответственности контроля за всей звучащей партитурой. Он должен слышать то, что звучит, и видеть то, что вскоре будет озвучено. Самая лучшая концертмейстерская база создаётся на изучении вокальной музыки, т.к. фортепианная партия в романсах очень детализирована. Часто она не просто сопровождает голос, но является действующим лицом музыкально- поэтического повествования.
Основные этапы работы
Работу с учеником необходимо выстраивать по этапам в зависимости от трудностей аккомпанемента и восприимчивости ученика. Этапы могут менять свою очередность в зависимости от успешности работы.
- Знакомство с произведением (для ученика знакомство с произведением должно состояться в виде исполнения иллюстратора с преподавателем).
- Изучение партии солиста (определить характер музыки, интонационный строй мелодии, местонахождение кульминации, динамический план, в вокальном жанре знакомство с текстом).
- Знакомство с фортепианным сопровождением (определить вид фактуры, её насыщенность, возможные трудности: густота аккордов, «далёкие» басы, аппликатурные проблемы).
- Работа над трёхстрочной партитурой (полезно поиграть строчку солиста и басовую партию фортепиано, расширяя, таким образом, привычный угол зрения).
- Исполнение с солистом (носит характер «первой примерки», постепенно выстраивается звуковой баланс, оговаривается темп, в котором ученик успевает выполнять необходимые цезуры, паузы, акценты, динамические оттенки и т.д.)
-- Предконцертное исполнение (приспособление к роялю, поиск звукового баланса, местонахождение солиста на сцене).
- Концерт (итог проделанной работы)
Работа концертмейстера уникальна, и пианист, овладевший мастерством аккомпанемента всегда будет чувствовать свою востребованность и в сфере музыкального исполнительства, и в сфере домашнего музицирования.
Занятия аккомпанементом позволяют значительно расширить репертуарные рамки музыканта и разнообразно проявить себя в общении с инструментом. Формировать интерес у учащихся к особому, увлекательному виду творчества – аккомпанированию голосу или какому – либо инструменту. На уроках аккомпанемента учащиеся знакомятся с различными музыкальными инструментами, спецификой их звучания, техническими возможностями, приёмами звукоизвлечения, учатся различать тембры голосов, узнают их диапазон, звуковые (силовые) возможности и особенности, знакомятся с лучшими образцами русской и зарубежной инструментальной и вокальной музыки.
Подбор репертуара для аккомпанемента – широчайший. Это песни, танцы, романсы, мюзиклы. Песня – это бесценное богатство, удивительное духовное состояние народа. Есть прекрасная возможность включить в репертуар для класса аккомпанемента песни, танцы Казачьего края, на территории которого проживают многие национальности. Песни Кубанских композиторов легко запоминаются. В этих произведениях яркие страницы многовековой истории жемчужины нашей Родины – Кубани, о которых нужно напоминать подрастающему поколению, воспитывая и юных музыкантов в культурных традициях своего края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа музыкальной школы, фортепианного отделения. Музицирование. Аккомпанемент 8 класс.
Аккомпанемент – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, позн...
«Рождение фортепиано». Проект вводного занятия по программе «Домашнее музицирование по классу фортепиано».
На занятии учащиеся знакомятся с многообразием музыкальных инструментов и историей создания инструмента фортепиано, развивают абстрактное мышление, творческую фантазию, эмоциональноге восп...
«ЗНАКОМСТВО С АККОМПАНЕМЕНТОМ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на июнь....
Методическая разработка ПДО МБОУ Школа №154 по фортепиано О.П. Петровой по теме: "Методы работы по разучиванию нотного текста в классе фортепиано"(2015)
Данный материал рассказывает о методах работы по разучиванию нотного текста в классей фортепиано...
Методическая разработка для педагогов по классу фортепиано музыкальных школ, школ-студий "Обучение игре на фортепиано детей с недостаточным развитием координации движений»
Обучение игре на фортепьяно представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором учувствуют различные анализаторы: зрительный, речеслуховой, двигательный. В основе его лежат сложнейшие...
Методические рекомендации по подбору и работе над репертуаром в классе фортепиано в хоровой студии 1-7 годы обучения Автор: Осташева Татьяна Валериевна педагог фортепиано ДХС "Искра" Санкт-Петербург 2020
Педагогический коллектив инструментального отдела Детской хоровой студии "Искра" ГБОУ ДО ДДЮТ "На Ленской" ведет большую работу по усовершенствованию программ обучения игре на разл...
Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»
Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано. Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...