Пректная методика в профильном обучении.
статья (5 класс) на тему
Статья содержит основы проектной методики в профильном обучении математике в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_metodika_v_profilnom_obuchenii.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная методика в профильном обучении
Профильное обучение на старшей ступени среднего образования требует серьезных изменений в его организации: в первую очередь, использование современных методов обучения, которые с максимальной возможностью учитывают интересы, склонности и способности учащихся.
Одним из таких современных методов обучения и является проектный метод обучения или метод проектов.
Вообще, проект – предварение чего-либо, т.е. план, который предваряет создание какого-либо продукта.
Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования для активного освоения новых способов человеческой деятельности.
Для ученика проект – это деятельность (учебно-познавательная, творческая, игровая) направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде целей и задач. Результатом этой деятельности становится найденные способы решения этой проблемы.
Для учащихся проект – это:
- способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта;
- дидактическое средство обучения школьников проектированию;
- интегрированное дидактическое средство воспитания и развития способностей учащихся;
- воспитывается умение работать самостоятельно или в группе;
- критически мыслить;
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерной науки, делать обоснованные выводы.
Для учителя метод проектов может быть вариантом организации проблемного обучения.
Какие же этапы при выполнении учебного проекта можно выделить?
1 (подготовительный) этап. На этом этапе осуществляется выбор темы, организация рабочей группы, окончательный выбор проекта;
- этап, разработка проекта или собственно проектная деятельность, которая включает в себя:
а) формирование проблемы;
б) определение целей и задач;
т.е. нахождение средств и способов решения проблемы. На этом этапе должны выполняться определенные требования: цель должна быть реальной, конкретной, диагностичной (т.е. ее легко можно было бы проверить), локальной (узкий участок), значимой. Для лучшего выполнения цели, она разбивается на мелкие кусочки – задачи.
3 этап, определение средств и способов решения задач, планирование работы с распределение обязанностей.
План составления самими учащимися, назначаются ответственные за каждый пункт плана.
- этап, определение критериев оценки хода и результатов проектной деятельности.
- этап, обеспечение учебного проекта: предметные знания (межпредметные, если проект объединяет несколько предметов), умения, навыки, материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение, ( например, необходимая литература), организационное (например, выделение помещения и т.д.);
финансовое обеспечение.
И наконец – реализация проекта, которое включает:
- выполнение плана, осуществление промежуточного контроля хода и результатов проекта;
- анализ и оценка результатов;
- корректировка проекта – в результате анализа может произойти изменение проекта;
- обобщение и оформление результатов проектной деятельности;
- подготовка к презентации.
Критерии оценки проекта являются:
- аргументированность выбора темы, основания потребности, практическая направленность и значимость;
- объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовка к восприятию проекта другими;
- аргументированность использованных подходов, выводов;
- уровень творчества, оригинальность решения проблемы;
- качество предоставляемых материалов.
Критерии оценки защиты проекта будут являться:
- качество презентации;
- объем и глубина знаний по теме, эрудиция;
- культура речи, использование наглядности;
- ответы на вопросы;
- деловые и волевые качества докладчиков.
Проект защищают авторы (все, кто принимал в нем участие).
Во время выступления раскрывается суть проблемы, пути ее решения, показываются результаты, делаются выводы. Даются ответы на вопросы членов экспертной группы и участников других проектов.
Виды проектов могут быть самыми различными:
- исследовательские проекты (например, исследовать какое количество краски необходимо для окраски пола и потолка 1 этажа школы – 6,7 классы);
- игровые проекты (ролевые – какая-то группа возьмет на себя роль снабженца школы и рассчитает, какое количество продуктов нужно закупить для школы на 1 неделю – 5 классы);
- творческие проекты, результатами которых могут быть видеофильмы, репортажи, организованные праздники (например, в виде проекта может быть организован математический вечер, посвященный какому-либо выдающемуся ученому и его вкладу в науку);
- проекты могут быть информационными, результатами которых являются доклады, публикации и т.д..
- практико-ориентированными , в процессе которых может быть пакет рекомендаций для овладения какой-либо темой.
В основе проектирования – усвоения новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределенностью, его нежно организовать и моделировать.
Тем не менее, следует помнить, что метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности. К таким качествам можно отнести умения:
- работать в коллективе;
- брать ответственность за выбор, решения;
- разделять ответственность;
- умение анализировать результаты деятельности;
- способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, свое время интересам общего дела).
При проектировании на первый план выходит сам процесс применения имеющихся значений. Неопределенность активизирует познавательную деятельность.
Работать в классе с активными «почемучками» сложно. Учитель на уроках с использованием проектной методики выступает как консультант: направляет мысль ученика в нужное русло самостоятельного поиска, но не предлагает решение проблемы в готовом виде.
При этом школьники должны быть свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не должен говорить, как и что надо делать.
Однако школьники должны хорошо усвоить правила успешности проектной деятельности:
- в команде нет лидеров, все члены группы равны;
- команда не соревнуется;
- все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от чувства уверенности в себе;
- все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
Задача педагога заключается в том, чтобы при работе над проектами реализовалась логическая цепочка, от выбора темы проекта и формы его выполнения (индивидуальной или групповой) на основе сформировавшегося у ученика «интереса» до анализа полученных им результатов.
Проектная методика позволяет создать естественную среду для формирования компетентного во многих отраслях человека, обладающего к тому же хорошими личностными качествами.
Литература:
Соловьева Н., Шельпова Н. «Проектная методика в профильном обучении» (Ж. «Школьные технологии» №3, 2005 г.)
Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» (Москва, АРКТИ 2003 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения элективного курса "Удивительные невидимки" в профильном обучении.
Представляю педагогическую концепцию по проведению элективного курса "Удивительные невидимки".Каждая тема - это своеобразный экскурс в прошлое....
Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"
Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...
Методика профильного обучения
Задание №2 на курсах "Учитель профильной школы"...
Статья "К вопросу использования пректной методики при обучении монологической речи"
Практико-ориентированная статья...
Индивидуальные профильные маршруты как одна из форм профильного обучения.
Свобода означает - ответственность....
Методика профильного обучения биологии
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интерес...