Развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста
статья ( класс) по теме

   Решая творческие задачи во время учебного процесса, нужно заинтересовывать учащихся, приглашая к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

   Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа ещё сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Ещё очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия  и постепенно могут потерять способность к творчеству.

   В работе над развитием творческого мышления в школе очень важна роль учителя. Дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. При работе над своей темой самообразования главными задачами ставлю развитие детской фантазии, причинно-следственного мышления, языкового чутья, умения сочинять рассказы и сказки, решать сложные проблемные задания. На своих уроках использую современные образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, развивающее обучение, развитие исследовательских навыков, здоровьесберегающие и уровнево-дифференцированные технологии, ролевые игры.

   На каждом уроке математики  стремлюсь провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. Игры на уроках не мешают обучению детей, а наоборот, помогает детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный, например, игра «Почтальон».

Учитель читает:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?

Дети хором отвечают:

Это он, это он

Ленинградский почтальон.

   Выбираем почтальона и вручаем ему почту: телеграммы, письма, открытки. На корреспонденции, кроме нескольких добрых слов адресату, задание - вычислить выражение, решить задачу. На партах – номера домов. Почтальон берет любое письмо (любую открытку), выполняет записанное на нем задание и доставляет его в соответствующий дом (ответ решенного примера (задачи) указывает номер дома, в который следует доставить письмо). Получивший письмо быстро проверяет правильность ответа. Если ответ неверный, ученики меняются ролями.

   Занимательный материал на уроках математики при изучении состава чисел первого десятка, таблицы умножения и зависимости между компонентами арифметических действий очень оживляет устный счёт. На листках альбома рисую пляшущих человечков, вместо кистей рук и головы изображаю кружки. В кружках записаны числа. Один кружок пустой. Его заполняют учащиеся. Ученики с удовольствием решают задачи в стихах, например:

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок.

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей - сорок

Прилетело на урок?

Значение игровых упражнений на уроках математики трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребёнка, сообразительность. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость, помогает усваивать и закреплять знания по математике.

   Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Воспитать любовь – значит воспитать интерес к нему. Большое внимание  уделяю развитию связной речи детей. Этому способствуют загадки, которые активизируют мышление ребёнка. Скороговорки развивают фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи. Шарады, ребусы, кроссворды, игры словом и со словом  помогают в усвоении орфографии.

   На уроках русского языка творческой работой является сочинение. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Сочинение способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил. Дети любят писать сочинения, любят именно за их творческий характер, за то, что в них можно проявить свою самостоятельность.

   Работу над развитием речи и творческих способностей учеников я провожу с первого класса. С первых дней обучения тренирую у детей произносительный аппарат, планомерно пополняю словарный запас, знакомлю с механизмом построения предложений. Небольшие устные рассказы в период обучения грамоте невелики по объему, просты по содержанию, носят следы бытовой речи, однако они глубоко эмоциональны. Учу детей рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать слова. Все это позволяет успешно формировать у школьников навык составления текстов, устных пересказов (в различных вариантах), устных рассказов, письменных изложений и сочинений различных видов.

   Так, уже в 1 классе учащимися выполняются задания творческого характера, конечная цель которых – обучение составлению рассказов. Вот некоторые задания:

  1. По серии сюжетных картинок устно закончите рассказ, придумайте заголовок.

«Был тёплый день. Алёша пошёл в лес. Идёт он и видит – лежит ёжик…»

  1. Составьте рассказ по картинке «Семья», используя ответы на вопросы: кто пишет? Кто играет? Что делает бабушка? При этом детям предлагается в помощь начало рассказа ( Вся семья в сборе…) и его концовка ( В семье все заняты делом. Хорошо в ней живётся  взрослым и детям.)

   Для формирования навыка составления устного рассказа использую наблюдения, организованные на экскурсиях. Затем составляется коллективный рассказ – описание. От составления устных рассказов постепенно переходим к написанию сочинений – миниатюр. Затем переходим к другим типам работы – наблюдение за художественным текстом, написание сочинения по картине и по плану, сочинения – повествования и рассуждения.

   Учебник по литературе я бы назвала не только книгой для чтения, но и книгой для творческого размышления. Много места отведено поэзии – стихотворениям русских и советских поэтов. Обращение к классике – это стремление составителей учебника расширить кругозор младшего школьника, прямое обращение к непосредственным детским ощущениям, вызвать желание увидеть, услышать, почувствовать родную природу. Уже в период обучения грамоте работаю над развитием речи учащихся. Особенно полюбились ребятам так называемые «Минутки поэзии». Предлагаю  детям две рифмы. В начале периода обучения грамоте говорю, позже записываю на доске. Сначала были простые ответы, например:

           …бежит,                                                Волк бежит,

           …дрожит.                                              Заяц дрожит.

Затем ответы были посложнее:

           …солнце                                                Глядит весеннее солнце

           …оконце.                                               В моё любимое оконце.

«Минутки поэзии» помогают развивать речь учащихся, разнообразить урок, создают интерес к учёбе.  На уроках литературы обобщающие уроки по творчеству писателей и поэтов провожу в разных формах: устный журнал, экскурсия, КВН, творческий вечер, инсценировка, путешествие, ролевая игра, викторина. С 1 класса ученики пробуют себя в роли сказочника, где сами придумывают сказочный сюжет и героев.

    Развитие исследовательских навыков – это тоже творческая задача. Со 2 класса практикую защиту рефератов по окружающему миру, составление памяток, докладов. Презентация результатов работы не только пополняет детей знаниями, но и заинтересовывает. Занимательно проходят интегрированные уроки (ИЗО и окружающий мир, ИЗО и литература и т.д.) с широким использованием межпредметных связей.

   Решая творческие задачи во время учебного процесса, нужно заинтересовывать учащихся, приглашая к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-исследование на тему: "Влияние семьи на развитие творческого мышления у ребёнка младшего школьного возраста"

Введение.1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества.1.1. Зарубежные исследования.1.2. Отечественные исследования.2. Отличительные особенности творческой личности.3. Психоло...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации представлена работа детского объединения "Сувенир"....

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста...

Мастер–класс по теме: Развитие творческого потенциала у детей младшего школьного возраста с ОВЗ посредством моделирования из нетрадиционных материалов

Почему все дети любят лепить? Зачем ребенку нужна лепка? Оказывается, в лепке ребенок может выразить свои впечатления, передать образы окружающих его предметов. Лепка – самый осязаемый вид художествен...

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен.Способности – индив...

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Материал раскрывает теоретическую сторону  творчества, творческих способностей....

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью загадок.

ВведениеКак известно, в процессе общения человеку приходится пользоваться разными типами речи: и повествованием, и описанием, и рассуждением. Люди рассказывают о событиях, объясняют их, выражают свои ...