Читательская конференция "Коста и православие"
проект (11 класс) на тему
Сценарий читательской конференции по книге настоятеля Бесланского храма Георгия Победоносца священника Сергия Мальцева "Коста и православие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosta_i_pravoslavie.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное училище №8
Сценарий
читательской конференции по книге
настоятеля Бесланского храма
Георгия Победоносца
священника Сергия Мальцева
«Коста и православие»,
посвященная
К.Л. Хетагурову
Подготовила и провела
Преподаватель
осетинской литературы
Томаева Б.К.
Ведущий 1:
Уа бон хорз, æмæ нæм алы бон гас цæуыт, нæ зынаргъ уазджытæ. Алы аз дæр Ирыстоны адæм уæлдай æхсызгонæй сæмбалынц 15-æм октябры. Уымæн æмæ уыцы бон райгуырд, нæ бæстæйы æмæ суанг фæсарæнты дæр Ирыстоны ном кадджын чи скодта, уыцы уарзон хъæбул- Хетæгкаты Леуаны фырт Къоста.
Ведущий 2:
Иры дзыллæтæ, Хуссарæй Цæгатмæ, сывæллонæй зæрондма- алчидæр æнхъæлмæ фæкæсы æмæ йæхи цæттæ фæкæны Къостайы бæрæгбонмæ. Нæ интеллегенцийы минæварттæ, æппæт кусаг адæм саразынц поэты кадæн стыр бæрæгбон йæ райгуырæн хъæуы Нары. Рæвдауæндæтты, скъолайы æмæ æндæр кусæндæтты бацæттæ кæнынц алы хуызон равдыстытæ.
Ведущий 1:
Сегодняшняя наша встреча- это открытие, это новая веха в изучении творческого наследия великого сына осетинского народа К.Л. Хетагурова. Мы с вами изучаем на уроках русской и осетинской литературы творчество русских и осетинских писателей, мы говорим о том, что русская литература гуммана, нравственна, патриотична, мы говорим о волшебном романтизме Лермонтова, философских исканиях Толстого и Достоевского и многих других писателей и поэтов. Но почему-то замалчивалось или недоговаривалось то, что касалось веры и духовности известных личностей. Того же А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М.Достоевского, Н.В.Гоголя. Но меняется мир, меняются представления о ценностях этого мира. Мы живем в новом столетии, и у нас формируется новый взгляд на литературу и творчество писателей.
Очень много сказано и написано о Коста Хетагурове, исследовано много аспектов его творчества, но добавленные к общеизвестному портрету новые штрихи, касающиеся вопросов веры и духовности, только обогащают, делают еще глубже и интересней его портрет.
Сегодня у нас в гостях автор « Коста и Православие», выпущенной к 100-летию со дня смерти К.Л.Хетагурова. К многокрасочному облику поэта, художника, гражданина необходимо было добавить облик православного христианина.
Как с такой задачей справился автор, мы попросим рассказать его сегодня. Слово предоставляется отцу Сергию.
Ведущий1:
Мы тоже, в нашем училище, проводим разные мероприятия: проводим экскурсии, связанные с местами поэта, наши учащиеся пишут сочинения по произведениям Коста, выпускаем очень интересные и содержательные стенгазеты, разные конкурсы, викторины, литературно-музыкальные вечера, рефераты. И сегодняшней нашей читательской конференцией мы хотим подвести итог всей нашей проделанной работе.
Ведущий2:
Наш сегодняшний вечер будет проходить не только на родном,осетинском языке, но и на русском, потому что одинаково красиво Коста писал как на осетинском, так и на русском языке. На конференции прозвучат стихи К.Хетагурова в исполнение учащихся, победителей конкурса чтецов, посвященного дню рождения поэта.
( учащиеся рассказывают стихи Коста)
Ведущий1:
Справедливо говорят, что количество народа не влияет на качество таланта.
Норвегия дала всему миру композитора Грига и драматурга Ибсена, венгерский народ вправе гордиться писателем Шандром Петефи и композитором Ференцов Листом, маленькая Дания подарила миру великого сказочника Ганза Христиана Андерсена.
На многострадальной земле Осетии нет человека, от мала до велика, которому бы не было дорого имя К.Л.Хетагурова. Нет такого в Осетии, который бы не помнил наизусть пламенные строки Коста. Вот уже много лет благодарные исследуют творческое наследие великого поэта, продолжают изучать феномен его популярности, которая не только не угасает, а каждым годом разгорается все сильнее. Чем же снискал этот человек был Коста а общении с родными, близкими, друзьями, детьми, простыми тружениками- словом, каким человеком был великий поэт.
(Экскурс в биографию Коста: )(Обучающиеся отвечают)
Ведущий 2: 1. Откуда берет начало рода Хетагуровых?
2. Что известно о его родителях?
3. В каком стихотворении Коста выразил свое отношение к женщине,
Которая заменила ему мать?
4. Стихотворение « Я очень…»
5. Кто такая Чендзе Дзапарова?
6. Какое стихотворение Коста имеет серьезное православное значение и выражает христианский гуманизм и перекликается с Пушкинским и Лермонтовским «Пророком»?
Ведущицй1:
Очень важным событием в жизни Коста Хетагуров явилось то, что ему посчастливилось иметь духовного отца, как православного христианина. Таким человеком был протоиерей отец Антоний Чаленко, который более 25 лет был законоучителем в Ставропольской гимназии и настоятелем гимназической церкви.
( Стихотворение «На могиле отца Антония Чаленко»)
Ведущий1:
В каком произведении Коста с любовью вспоминает годы учебы в ставропольской гимназии?
Ведущий2:
В скорбной лире Коста есть такие существенные ноты, которые решительно выделяют его из ряда поэтов – современников. Это глубокое, органическое сочетание интимной лирики с лирикой духовно - христианской и гражданской. Горе народное настолько пронизывает собою все существа поэта, что источает из его груди ноты личной печали и скорби. Это происходит потому, что горе народное неизмеримо больше горя самого поэта и принимается поэтому намного ближе.
(песня «Додой»)
Ведущий1:
Коста Хетагуров, рожденный в «яслях», в хлеву. Ощутил духовное родство к тому, который также был рожден в хлеву, и матерей их звали одинаково- Мария. Это духовное родство особенно ощутимо во время Херсонской ссылки, жизни в Пятигорске. Коста проникается глубокой любовью к Иисусу Христу и буквально на себе ощущает его страдания.(Участникам конференции задается вопрос: «В каком произведении особенно четко проявляется это родство?» Обучающиеся читают стихотворение «Страстная неделя»)
Татьяна; Апогеем веры Коста в распятого за грехи человеческие «Сына Божия» становится поэма « Се человек». Читая поэму, мы зримо представляем себя рядом со Спасителем, в Гефсиманском саду, и ощущаем нашу сопричастность к происходящему. Поэма « Се человек» была издана в Ставрополе в 1895 году и сейчас я хочу, что бы мы, прочитав ее, проанализировали и сделали выводы, подведем итоги поэмы.
Итак:
- С какой мольбой Христос обращался к Богу-Отцу?
-Какие напутствия давал Христос апостолам? К чему призвал он их?
-Что означает «поцелуй Иуды»?
-Реакция толпы на исцеляющий дар Христа.
-Восприятие толпы казни Христа.
-За что Христос принял страдания?
Ведущий 2:
Боль и скорбь переполняют наши сердца, ибо все мы стали свидетелями беспредельной жесткости террористов, захвативших взрослых и детей в спортзале 1-ой бесланской школы. Нет слов, чтобы выразить негодование и праведный гнев в связи со случившимся: от рук бандитов погибли ни в чем не повинные мирные люди, и , что самое страшное -невинные дети. Боль наша безмерна, потери невосполнимы. В небытие ушло целое поколение самых лучших- наша надежда, наше будущее. Эта трагедия потрясла весь мир, и он в едином порыве откликнулся на наше горе.
(На экране отрывок видеофильма и фотографии, обучающиеся встают и зажигают свечи)
Читают стихотворение «Зажгите свечи поминальные в Беслане»
Ведущий 1:
Чем больше узнаешь Коста, тем яснее он представляется человеком из будущего, посланцем со спасительной миссией. Отсюда и эта эмоциональность его нравственных принципов, которые были непоколибимы ни громкой славой со всенародной любовью, ни лишениями, даже самую страстную веру. Поэтому сегодня, в эпоху осетинского безвременья, общаясь с Коста, первое чувство, которое испытываешь, это чувство неловкости перед ним, чувство близкое к стыду. Словно ты вошел храм в непотребном виде или осквернил святилище нечистым приношением.
Ведущий 2:
Окончательно ставить точку в изучении православного наследника еще очень и очень рано, ибо оно многообразно и духовно нравственно.
Будем же молитвенно обращаться к Господу, что бы Он нас вдохновил и укрепил в благом многополезном деле во славу Божию: в духовном просвещении народов Кавказа, ради которых жил и творил Коса Леванович Хетагуров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."
Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений. Ключевые понятия урока: война и Вера...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".
Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...
Докла "Читательские интересы современных школьников и проблемы формирования читательской компетенции"
В докладе рассматриваются проблемы формирования читательской компетенции современных школьников...
Организация работы с читательским дневником как средство формирования читательской самостоятельности школьников 5-9 классов. Описание практики.
Читательская самостоятельность – это способность читателя без постороннего вмешательства обращаться к книгам, предварительно определив для себя цель чтения, и у...
Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"
Презеньтация и мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...