классный час «Дни доблестной славы и памятные даты России»
классный час (7 класс) по теме
В преамбуле закона «О днях воинской славы и памятных датах России» сказано: «История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dni_doblestnoy_slavy_rossii.doc | 66.5 КБ |
dni_doblestnoy_slavy_rossii.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа в 7 классе
«Дни доблестной славы и памятные даты России».
(65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. посвящается…)
Тема: «Дни доблестной славы и памятные даты России»
Цель: Познакомить с историческими событиями, установленными в преамбуле закона «О днях воинской славы и памятных датах России», с односельчанами – фронтовиками, участниками крупных сражений 1941-1945гг.
Оборудование: проектор, экран, персональный компьютер, ПО MS PowerPoint и стандартный проигрыватель.
Ход классного часа:
Учитель: Добрый день, уважаемые ребята, сегодня наш классный час мы проведем в виде устного журнала, который носит название «Дни доблестной славы и памятных дат России». Подумайте, о каких великих событиях пойдет наш разговор? (ребята размышляют и высказывают свои предположения, в помощь к их ответам появляется слайд №1).
Учитель: (одновременно демонстрируя слайд № 2) Великому русскому поэту А.С.Пушкину принадлежат знаменитые слова: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие».
В преамбуле закона «О днях воинской славы и памятных датах России» сказано: «История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства». И в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории нашего государства, в законе установлены дни воинской славы. Некоторым из них посвящается наш сегодняшний рассказ.
Мы поговорим о героях, отстоявших нашу Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. и их подвигах, которые вечно будут жить в душе каждого россиянина, вызывая гордость за своих предков, восхищение силой и величием.
(Показ презентации «Война», ссылка на слайде №2).
(После демонстрации презентации «Война» появляется слайд № 3: «5 декабря день контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой», во время рассказа ведущего 1 идет демонстрация ролика о битве под Москвой)
Ведущий 1: В начале сентября 1941г. Немецкое командование приступило к подготовке операции по захвату Москвы под кодовым названием «Тайфун». Московская битва 1941-1942 гг. делится на два периода: оборонительный (30 сентября-4 декабря 1941г.) и наступательный, который, в свою очередь, состоит из двух этапов контрнаступления (5-6 декабря 1941г. – 7-8 января 1942г.) и общее наступление войск (7-10 января-20 апреля 1942г).
(выходит чтец1 и читает стихотворение)
Чтец 1: Вышел мальчик из дому…
Невысокого роста
И в кости неширок,
Никакого геройства
Совершить он не смог
Но с другими со всеми,
Не окрепши ещё,
Под тяжелое Время
Он подставил плечо;
Под приклад автомата,
Расщепленный в бою,
Под бревно для наката,
Под Отчизну свою.
Был он тихий и слабый,
Но Москва без него
Ничего не смогла бы,
Не смогла б ничего.
(А. Межиров «Защитник Москвы»)
Ведущий 2: В результате контрнаступлений и общего наступления советских войск немцы были отброшены на 100-250 км от Москвы. В Московской битве впервые за всю Вторую мировую войну Советский Союз нанёс крупное поражение фашистской Германии и развеял миф о её непобедимости. Правда, и потери были колоссальные в Московском сражении Красная Армия потеряла более 2 миллионов человек (немецкая – 770 тысяч).
(выходит чтец 2, читает стихотворение)
Чтец 2:
Есть в этой бронзовой медали
Синь затемненных фонарей
И отраженный в грозной дали
Огонь тяжелых батарей.
И ярость та, что клокотала
В атаках русских штыковых,
Упрямый, чистый звон металла –
Как перестук сердец живых.
Она свидетельствует миру
О нашей доблести в бою…
Солдаты, дети, командиры –
В крови, у смерти на краю,
Забыв в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает наяву,-
Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву.
Ведущий 1: Московская Битва навсегда вошла в историю нашей страны как символ стойкости и беспримерного массового героизма советских людей – красноармейцев и народного ополчения. 8 мая 1965 года Москве было присвоено почетное звание «Город-герой» (демонстрация слайда № 4 с фотографиями наших односельчан - участников битвы под Москвой).
(После рассказа Ведущего 1 демонстрируется слайд №5: «23 августа день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве, говорит Ведущий 2, одновременно идёт демонстрация ролика о Курской битве»).
Ведущий 2: Пытаясь взять реванш после поражения под Москвой и Сталинградом, немцы летом 1943 года разработали план новой наступательной операции под названием «Цитадель». По этому плану фашисты сосредоточили в районе Курской дуги, которая имела протяженность с севера на юг в 240 км и вдавалась в глубину немецкого фронта на 160 км, 900 тысяч солдат о офицеров, около 10 тысяч артиллерийских орудий и минометов, около 900 самолетов. Советское командование располагало следующими силами: 1 млн 300 тысяч солдат и офицеров, более 3 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, около 20 тысяч орудий и миномётов, 3 тысячи самолётов.
Решающий бой в сражении на Курской дуге произошёл 12 июля на Прохоровском поле (ныне Белгородская область, в годы войны – Курская), которое считается третьим полем русской славы после Куликова и Бородинского.
(выходит чтец 3 и читает стихотворение)
Чтец 3: В тургеневских охотничьих местах
Воронки, груды мёртвого металла.
Здесь за день по двенадцати атак
Отчаянная рота отбивала.
А как бомбили нас! Не говори-
Такого в Сталинграде не видали.
Всю ночь качались в небе фонари,
Кровавым светом озаряя дали,
С рассветом «тигры»
шли на нас опять
И вспыхивали дымными столбами,
И приникали мы, устав стрелять,
К горячей фляге пыльными губами.
А всё же удержали рубежи,
В июльской битве оправдав надежды.
Окопы на полях примятой ржи
Проходят там,
где проходили прежде…
(Е.Долматовский. Курская дуга)
Ведущий 1: В ходе Курской битвы произошло освобождение городов Орёл и Белгород, 5 августа в Москве в честь войск Брянского и Степного фронтов, освободивших эти города, прозвучал первый в истории Великой Отечественной войны салют. С тех пор города Орёл и Белгород носят звание городов Первого салюта, а ныне к этому добавились звания городов воинской славы.
Победа советских войск на Курской дуге оказала огромное воздействие на дальнейший ход всей Второй мировой войны, создала благоприятные условия для общего наступления советских войск.
(демонстрируется слайд № 6 с фотографиями односельчан).
(На фоне голоса Ведущего 2 демонстрируется слайда № 7: «2 февраля День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве»).
Ведущий 2: В 1942 году немецкое командование планировало нанести одновременные мощные удары по Сталинграду и Кавказу. Захват этих территорий привёл бы к контролю фашистов над Волгой- главным транспортным путём Советского союза и отрезал бы нашу страну от её основных экономических ресурсов: хлеба Кубани и Поволжья, нефти баку, угля и промышленных предприятий Домбасса.
Сталинградская битва началась 17 июля 1942 г. в излучине Дона. Передовые отряды 6-й немецкой армии под командованием генерал-полковника Паулюса в июле-августе неоднократно предпринимали попытки форсировать Дон и захватить Сталинград. Но советские войска успешно отражали все вражеские атаки. Постепенно оборонительная борьба наших войск сменилась решительным контрнаступлением, которое закончилось 30 ноября окружением 22 немецких дивизий численностью 330 тысяч человек. В январе 1943 г. советские войска перешли в наступление, и 2 февраля Сталинградская битва завершилась полным разгромом немецких частей.
(выходит чтец 4 и читает стихотворение)
Чтец 4: В зоне заводы, дома, вокзал.
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
- Город не сдам врагу.-
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал.
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград….
(демонстрируется слайд № 8 с фото участника Сталинградской битвы).
Ведущий 1: Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом положил начало коренному перелому в ходе все Второй мировой войны. Контрнаступление в битве на Волге переросло в общее наступление Красной Армии по всему фронту.
(Появляется слайда № 9: «27 января День снятия блокады Ленинграда», ведущий 1начинает рассказ и через несколько секунд показ ролика о городе Ленинграде).
Ведущий 2: Захват Ленинграда, северных ворот нашей страны, и полное его уничтожение планировались немцами буквально в первые дни войны. Уже в июле 1941г. Ожесточённые бои шли на ближайших подступах к городу, были оккупированы пригороды Ленинграда – Колпино и Пульковские высоты. 8 сентября. Ленинград был окружен полностью: началась блокада.
(выходит чтец 5 и читает стихотворение)
Чтец 5: Я жизнь свою помню с огня и печали,
Со звона декабрьской земли,
Когда динамитом кладбище взрывали,
Чтоб мертвые в землю легли.
Что было
То было,
Не сплыло
Из памяти цепкой моей, -
Я жизнь свою помню
С блокадного тыла,
С морозного скрипа саней.
Мои деревянные старые сани
Далёкой осадной зимы,
Скрипели вы горестно в утренней рани
Среди городской полутьмы.
В них воду возили в кастрюлях жестяных
От проруби с рек ледяных,
И мёртвых дружков в простынях полотняных
От морга тащили на них.
Сограждане гибли в осаде.
И разве могу я забыть до сих пор,
Как светлые души ровесников гасли,
Их юности наперекор?
Я тоже блокадник,
Я тоже оттуда
Где голод, где холод, где стон…
И жизнь для меня – это вечное чудо,
И я в это чудо влюблён.
О. Шестинский. Воспоминание о блокаде
Ведущий 1: Кольцо блокады было прорвано в январе 1943 г. На узком участке вдоль южного берега ладожского озера. Снабжение Ленинграда и захвативших его войск осуществлялось через Ладогу по Дороге жизни. По этому же направлению из города вывозились дети, больные и раненные. Через год, 27 января 1944г. Блокада была снята полностью. В этот день в честь полной ликвидации блокады и разгрома под Ленинградом немецких войск в городе прогремел салют 24 залпами из 324 орудий.
(выходит чтец 6 и читает стихотворение)
Чтец 6: За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Не утешать людей не надо.
Их радость слишком велика-
Гремит салют над Ленинградом.
Ведущий 2: За 900 дней блокады было разрушено или пострадало более 3 тысяч домов, около 400 школ, 200 памятников истории архитектуры. Но, конечно же, страшнее всего были людские потери. В дни блокады только от голода и холода умерло более 600 тысяч ленинградцев, более 17 тысяч погибло при бомбёжках и артобстрелах. К концу блокады в городе осталось 560 тысяч жителей – на начало осады здесь проживали 2,5 млн. человек…
1 мая 1945 г. Ленинграду было присвоено почетное звание «Город-герой». Более 930 тысяч советских солдат, защищавших этот город, были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
(слайд №10 фотографией односельчанина- участника битвы за Ленинград).
(Демонстрируется слайда №11: «9 мая День победы советского народа в Великой Отечественной войне», начинает рассказывать 1 ведущий, через некоторое время показ ролика, о взятии Берлина и параде Победе).
Ведущий 1: 16 апреля 1945 года началось общее наступление Красной Армии в направлении столицы Германия-Берлина. 20 и 21 апреля войска 1-го Белорусского фронта под командованием маршала Г.К. Жукова ворвались на окраину города с севера и северо-востока. В эти же дни с юга к Берлину вышли части 1-го Украинского фронта под командованием маршала И.С.Конева. Ликвидация вражеской группировки, насчитывавшей более 200 тысяч человек проходила в ожесточённых уличных боях. 28 апреля бои шли уже на центральном секторе Берлина, а 30-го числа начался штурм рейхстага – парламента Третьего рейха (официальное название Германии с 1933 –го по май 1945 года). Вечером того же дня советские воины захватили здание рейхстага и водрузили на его крыше алые флаги. 2 мая советские войска уничтожили берлинский гарнизон, полностью овладели фашисткой столицей. В боях за Берлин погибло 300 тысяч советских воинов…
Ведущий 2: В ночь с 8 на 9 мая в Карлсхорсте, пригороде Берлина, был подписан акт о безоговорочной капитуляции (поражении) фашистской Германии. От имени советского Верховного главнокомандования этот исторических документ подписал начальник Генерального штаба, заместитель Верховного главнокомандующего Г.К. Жуков. От имени немецкого главнокомандования акт подписал начальник штаба верховного главнокомандования вооружёнными силами германии В.Кейтель. Великая Отечественная война завершилась!
(Выходи чтец 7, читает стихотворение)
Чтец 7: Запомни эти дни.
Прислушайся немного,
И ты – душой- услышишь в тот же час:
Она пришла и встала у порога,
Она готова в двери постучать.
Она стоит на лестничной площадке,
На тёмной, на знакомой без конца,
В солдатской рваной,
дымной плащ-палатке;
Кровавый пот не вытерла с лица.
Она к тебе спешила из похода
Столь тяжко, чтоб слов не обрести.
Она ведь знала: все четыре года
Ты ждал её, ты знал её пути.
Ты отдал все, что мог, её дерзанью:
Всю жизнь, всю душу,
радость, плач.
Ты в ней не усомнился
в дни страданья,
Не возгордился праздно в дни удач.
Ты с этой самой лестничной площадки
Подряд четыре года провожал
Тех – самых лучших,
тех, кто без оглядки
Ушёл к её бессмертным рубежам.
((демонстрируются слайды № 12-13 с фотографиями односельчан, участвовавших в битве за Берлин)
Учитель: Мы будем вечно помнить подвиги великого народа….
(звучит песня «На безымянной высоте» и идет автоматическая демонстрация слайдов № 14-23 с фотографиями участников ВОВ 1941-1945гг.).
Учитель: Перед нами встали события тех далеких лет, наши деды и прадеды достойны памяти, поэтому мы как никто должны с гордостью и честью вспоминать защитников своей Родины. Кто из вас знает своих родственников, которые участвовали в Великой Отечественной войне и где они воевали? Может, кто-то из них участвовал в боях, за освобождение этих городов?
(рассказы учащихся о своих родственниках)
Учитель: Наш классный час подошел к завершению. Хотелось бы узнать ваши впечатления о теме классного часа? Как вы будете использовать эти полученные знания? Своё отношение я прошу выразить в виде небольшого сочинения о классном часе.
(Учитель благодарит ребят и участников устного журнала).
Учитель: До свидания.
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа в 7 классе
«Дни доблестной славы и памятные даты России».
(65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. посвящается…)
Тема: «Дни доблестной славы и памятные даты России»
Цель: Познакомить с историческими событиями, установленными в преамбуле закона «О днях воинской славы и памятных датах России», с односельчанами – фронтовиками, участниками крупных сражений 1941-1945гг.
Оборудование: проектор, экран, персональный компьютер, ПО MS PowerPoint и стандартный проигрыватель.
Ход классного часа:
Учитель: Добрый день, уважаемые ребята, сегодня наш классный час мы проведем в виде устного журнала, который носит название «Дни доблестной славы и памятных дат России». Подумайте, о каких великих событиях пойдет наш разговор? (ребята размышляют и высказывают свои предположения, в помощь к их ответам появляется слайд №1).
Учитель: (одновременно демонстрируя слайд № 2) Великому русскому поэту А.С.Пушкину принадлежат знаменитые слова: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие».
В преамбуле закона «О днях воинской славы и памятных датах России» сказано: «История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства». И в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории нашего государства, в законе установлены дни воинской славы. Некоторым из них посвящается наш сегодняшний рассказ.
Мы поговорим о героях, отстоявших нашу Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. и их подвигах, которые вечно будут жить в душе каждого россиянина, вызывая гордость за своих предков, восхищение силой и величием.
(Показ презентации «Война», ссылка на слайде №2).
(После демонстрации презентации «Война» появляется слайд № 3: «5 декабря день контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой», во время рассказа ведущего 1 идет демонстрация ролика о битве под Москвой)
Ведущий 1: В начале сентября 1941г. Немецкое командование приступило к подготовке операции по захвату Москвы под кодовым названием «Тайфун». Московская битва 1941-1942 гг. делится на два периода: оборонительный (30 сентября-4 декабря 1941г.) и наступательный, который, в свою очередь, состоит из двух этапов контрнаступления (5-6 декабря 1941г. – 7-8 января 1942г.) и общее наступление войск (7-10 января-20 апреля 1942г).
(выходит чтец1 и читает стихотворение)
Чтец 1: Вышел мальчик из дому…
Невысокого роста
И в кости неширок,
Никакого геройства
Совершить он не смог
Но с другими со всеми,
Не окрепши ещё,
Под тяжелое Время
Он подставил плечо;
Под приклад автомата,
Расщепленный в бою,
Под бревно для наката,
Под Отчизну свою.
Был он тихий и слабый,
Но Москва без него
Ничего не смогла бы,
Не смогла б ничего.
(А. Межиров «Защитник Москвы»)
Ведущий 2: В результате контрнаступлений и общего наступления советских войск немцы были отброшены на 100-250 км от Москвы. В Московской битве впервые за всю Вторую мировую войну Советский Союз нанёс крупное поражение фашистской Германии и развеял миф о её непобедимости. Правда, и потери были колоссальные в Московском сражении Красная Армия потеряла более 2 миллионов человек (немецкая – 770 тысяч).
(выходит чтец 2, читает стихотворение)
Чтец 2:
Есть в этой бронзовой медали
Синь затемненных фонарей
И отраженный в грозной дали
Огонь тяжелых батарей.
И ярость та, что клокотала
В атаках русских штыковых,
Упрямый, чистый звон металла –
Как перестук сердец живых.
Она свидетельствует миру
О нашей доблести в бою…
Солдаты, дети, командиры –
В крови, у смерти на краю,
Забыв в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает наяву,-
Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву.
Ведущий 1: Московская Битва навсегда вошла в историю нашей страны как символ стойкости и беспримерного массового героизма советских людей – красноармейцев и народного ополчения. 8 мая 1965 года Москве было присвоено почетное звание «Город-герой» (демонстрация слайда № 4 с фотографиями наших односельчан - участников битвы под Москвой).
(После рассказа Ведущего 1 демонстрируется слайд №5: «23 августа день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве, говорит Ведущий 2, одновременно идёт демонстрация ролика о Курской битве»).
Ведущий 2: Пытаясь взять реванш после поражения под Москвой и Сталинградом, немцы летом 1943 года разработали план новой наступательной операции под названием «Цитадель». По этому плану фашисты сосредоточили в районе Курской дуги, которая имела протяженность с севера на юг в 240 км и вдавалась в глубину немецкого фронта на 160 км, 900 тысяч солдат о офицеров, около 10 тысяч артиллерийских орудий и минометов, около 900 самолетов. Советское командование располагало следующими силами: 1 млн 300 тысяч солдат и офицеров, более 3 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, около 20 тысяч орудий и миномётов, 3 тысячи самолётов.
Решающий бой в сражении на Курской дуге произошёл 12 июля на Прохоровском поле (ныне Белгородская область, в годы войны – Курская), которое считается третьим полем русской славы после Куликова и Бородинского.
(выходит чтец 3 и читает стихотворение)
Чтец 3: В тургеневских охотничьих местах
Воронки, груды мёртвого металла.
Здесь за день по двенадцати атак
Отчаянная рота отбивала.
А как бомбили нас! Не говори-
Такого в Сталинграде не видали.
Всю ночь качались в небе фонари,
Кровавым светом озаряя дали,
С рассветом «тигры»
шли на нас опять
И вспыхивали дымными столбами,
И приникали мы, устав стрелять,
К горячей фляге пыльными губами.
А всё же удержали рубежи,
В июльской битве оправдав надежды.
Окопы на полях примятой ржи
Проходят там,
где проходили прежде…
(Е.Долматовский. Курская дуга)
Ведущий 1: В ходе Курской битвы произошло освобождение городов Орёл и Белгород, 5 августа в Москве в честь войск Брянского и Степного фронтов, освободивших эти города, прозвучал первый в истории Великой Отечественной войны салют. С тех пор города Орёл и Белгород носят звание городов Первого салюта, а ныне к этому добавились звания городов воинской славы.
Победа советских войск на Курской дуге оказала огромное воздействие на дальнейший ход всей Второй мировой войны, создала благоприятные условия для общего наступления советских войск.
(демонстрируется слайд № 6 с фотографиями односельчан).
(На фоне голоса Ведущего 2 демонстрируется слайда № 7: «2 февраля День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве»).
Ведущий 2: В 1942 году немецкое командование планировало нанести одновременные мощные удары по Сталинграду и Кавказу. Захват этих территорий привёл бы к контролю фашистов над Волгой- главным транспортным путём Советского союза и отрезал бы нашу страну от её основных экономических ресурсов: хлеба Кубани и Поволжья, нефти баку, угля и промышленных предприятий Домбасса.
Сталинградская битва началась 17 июля 1942 г. в излучине Дона. Передовые отряды 6-й немецкой армии под командованием генерал-полковника Паулюса в июле-августе неоднократно предпринимали попытки форсировать Дон и захватить Сталинград. Но советские войска успешно отражали все вражеские атаки. Постепенно оборонительная борьба наших войск сменилась решительным контрнаступлением, которое закончилось 30 ноября окружением 22 немецких дивизий численностью 330 тысяч человек. В январе 1943 г. советские войска перешли в наступление, и 2 февраля Сталинградская битва завершилась полным разгромом немецких частей.
(выходит чтец 4 и читает стихотворение)
Чтец 4: В зоне заводы, дома, вокзал.
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
- Город не сдам врагу.-
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал.
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград….
(демонстрируется слайд № 8 с фото участника Сталинградской битвы).
Ведущий 1: Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом положил начало коренному перелому в ходе все Второй мировой войны. Контрнаступление в битве на Волге переросло в общее наступление Красной Армии по всему фронту.
(Появляется слайда № 9: «27 января День снятия блокады Ленинграда», ведущий 1начинает рассказ и через несколько секунд показ ролика о городе Ленинграде).
Ведущий 2: Захват Ленинграда, северных ворот нашей страны, и полное его уничтожение планировались немцами буквально в первые дни войны. Уже в июле 1941г. Ожесточённые бои шли на ближайших подступах к городу, были оккупированы пригороды Ленинграда – Колпино и Пульковские высоты. 8 сентября. Ленинград был окружен полностью: началась блокада.
(выходит чтец 5 и читает стихотворение)
Чтец 5: Я жизнь свою помню с огня и печали,
Со звона декабрьской земли,
Когда динамитом кладбище взрывали,
Чтоб мертвые в землю легли.
Что было
То было,
Не сплыло
Из памяти цепкой моей, -
Я жизнь свою помню
С блокадного тыла,
С морозного скрипа саней.
Мои деревянные старые сани
Далёкой осадной зимы,
Скрипели вы горестно в утренней рани
Среди городской полутьмы.
В них воду возили в кастрюлях жестяных
От проруби с рек ледяных,
И мёртвых дружков в простынях полотняных
От морга тащили на них.
Сограждане гибли в осаде.
И разве могу я забыть до сих пор,
Как светлые души ровесников гасли,
Их юности наперекор?
Я тоже блокадник,
Я тоже оттуда
Где голод, где холод, где стон…
И жизнь для меня – это вечное чудо,
И я в это чудо влюблён.
О. Шестинский. Воспоминание о блокаде
Ведущий 1: Кольцо блокады было прорвано в январе 1943 г. На узком участке вдоль южного берега ладожского озера. Снабжение Ленинграда и захвативших его войск осуществлялось через Ладогу по Дороге жизни. По этому же направлению из города вывозились дети, больные и раненные. Через год, 27 января 1944г. Блокада была снята полностью. В этот день в честь полной ликвидации блокады и разгрома под Ленинградом немецких войск в городе прогремел салют 24 залпами из 324 орудий.
(выходит чтец 6 и читает стихотворение)
Чтец 6: За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Не утешать людей не надо.
Их радость слишком велика-
Гремит салют над Ленинградом.
Ведущий 2: За 900 дней блокады было разрушено или пострадало более 3 тысяч домов, около 400 школ, 200 памятников истории архитектуры. Но, конечно же, страшнее всего были людские потери. В дни блокады только от голода и холода умерло более 600 тысяч ленинградцев, более 17 тысяч погибло при бомбёжках и артобстрелах. К концу блокады в городе осталось 560 тысяч жителей – на начало осады здесь проживали 2,5 млн. человек…
1 мая 1945 г. Ленинграду было присвоено почетное звание «Город-герой». Более 930 тысяч советских солдат, защищавших этот город, были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
(слайд №10 фотографией односельчанина- участника битвы за Ленинград).
(Демонстрируется слайда №11: «9 мая День победы советского народа в Великой Отечественной войне», начинает рассказывать 1 ведущий, через некоторое время показ ролика, о взятии Берлина и параде Победе).
Ведущий 1: 16 апреля 1945 года началось общее наступление Красной Армии в направлении столицы Германия-Берлина. 20 и 21 апреля войска 1-го Белорусского фронта под командованием маршала Г.К. Жукова ворвались на окраину города с севера и северо-востока. В эти же дни с юга к Берлину вышли части 1-го Украинского фронта под командованием маршала И.С.Конева. Ликвидация вражеской группировки, насчитывавшей более 200 тысяч человек проходила в ожесточённых уличных боях. 28 апреля бои шли уже на центральном секторе Берлина, а 30-го числа начался штурм рейхстага – парламента Третьего рейха (официальное название Германии с 1933 –го по май 1945 года). Вечером того же дня советские воины захватили здание рейхстага и водрузили на его крыше алые флаги. 2 мая советские войска уничтожили берлинский гарнизон, полностью овладели фашисткой столицей. В боях за Берлин погибло 300 тысяч советских воинов…
Ведущий 2: В ночь с 8 на 9 мая в Карлсхорсте, пригороде Берлина, был подписан акт о безоговорочной капитуляции (поражении) фашистской Германии. От имени советского Верховного главнокомандования этот исторических документ подписал начальник Генерального штаба, заместитель Верховного главнокомандующего Г.К. Жуков. От имени немецкого главнокомандования акт подписал начальник штаба верховного главнокомандования вооружёнными силами германии В.Кейтель. Великая Отечественная война завершилась!
(Выходи чтец 7, читает стихотворение)
Чтец 7: Запомни эти дни.
Прислушайся немного,
И ты – душой- услышишь в тот же час:
Она пришла и встала у порога,
Она готова в двери постучать.
Она стоит на лестничной площадке,
На тёмной, на знакомой без конца,
В солдатской рваной,
дымной плащ-палатке;
Кровавый пот не вытерла с лица.
Она к тебе спешила из похода
Столь тяжко, чтоб слов не обрести.
Она ведь знала: все четыре года
Ты ждал её, ты знал её пути.
Ты отдал все, что мог, её дерзанью:
Всю жизнь, всю душу,
радость, плач.
Ты в ней не усомнился
в дни страданья,
Не возгордился праздно в дни удач.
Ты с этой самой лестничной площадки
Подряд четыре года провожал
Тех – самых лучших,
тех, кто без оглядки
Ушёл к её бессмертным рубежам.
((демонстрируются слайды № 12-13 с фотографиями односельчан, участвовавших в битве за Берлин)
Учитель: Мы будем вечно помнить подвиги великого народа….
(звучит песня «На безымянной высоте» и идет автоматическая демонстрация слайдов № 14-23 с фотографиями участников ВОВ 1941-1945гг.).
Учитель: Перед нами встали события тех далеких лет, наши деды и прадеды достойны памяти, поэтому мы как никто должны с гордостью и честью вспоминать защитников своей Родины. Кто из вас знает своих родственников, которые участвовали в Великой Отечественной войне и где они воевали? Может, кто-то из них участвовал в боях, за освобождение этих городов?
(рассказы учащихся о своих родственниках)
Учитель: Наш классный час подошел к завершению. Хотелось бы узнать ваши впечатления о теме классного часа? Как вы будете использовать эти полученные знания? Своё отношение я прошу выразить в виде небольшого сочинения о классном часе.
(Учитель благодарит ребят и участников устного журнала).
Учитель: До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятные даты России. К 90-летию со дня рождения Расула Гамзатова.
Презентация к урокам интегрированного курса Искусство 8-9 по теме: Роль мскусства в сближении народов. Работа выполнена на Всероссийскйи Конкурс совместных разработок пары учитель-ученик ГОРДОСТЬ ОТЧИ...
Урок Мужества « Мы этой памяти верны», посвященный Памятным датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!».
Урок Мужества нацелен на воспитание патриотизма. Наиболее действенным средством воспитания детей в духе любви к Родине, к народу России являются уроки мужества. Эти уроки позволяют сформировать пред...
Эссе на конкурс Конкурс педагогического мастерства среди организаторов воспитательной работы ПОО системы Департамента образования города Москвы в рамках городских проектов "Памятные даты России и Москвы" -ноябрь, 2014 г.
Эссе "За нами Россия, М осква и Арбат!"...
Интегрированный урок ОБЖ и информатики по теме: Изучение ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России"
Интегрированный урок ОБЖ+информатика в 10 классе...
Дни воинской славы и памятные даты России в 2018 году
Ярким примером народной памяти обо всех ратных подвигах российских вооруженных сил служат так называемые Дни воинской славы в России. Они отмечаются ежегодно и с большим размахом. Таких дней на отечес...
Конспект классного часа "Дни Воинской Славы и памятные даты России"
Представленный материал возможно использовать для проведения внеклассной работы с обучающимися основной и средней школы....
Тест (10 кл.) Дни воинской славы и памятные даты России
В тесте необходимо установить соответствие между историческими событиями и их датами....