урок "Местное самоуправление"
план-конспект урока (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»
ЦЕЛИ УРОКА: 1) СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ О МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ ВЛАСТИ; О РОЛИ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА; О ПРИНЦИПАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ; О ВОПРОСАХ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ; О СТРУКТУРЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
2) РАЗВИТЬ ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ; АНАЛИЗА; ОБОБЩЕНИЯ; СОСТАВЛЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ – Т. Е. – ПРАКТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
3) ВОСПИТЫВАТЬ ГРАЖДАНСКИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ЧУВСТВО ДОЛГА И ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ ГОРОДУ.
ЗАДАЧИ УРОКА:
ВЫЯСНИТЬ – 1) ЧТО ТАКОЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ?
- КАКИМИ ОНИ БЫВАЮТ?
- КАКИЕ ВОПРОСЫ ОНИ ДОЛЖНЫ РЕШАТЬ?
ЗАДАЧИ НАПИСАНЫ НА ДОСКЕ.
ТИП УРОКА: УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ТЕХНОЛОГИЯ: ИКТ
ОБОРУДОВАНИЕ: ДОСКА, МЕЛОВАЯ СХЕМА, КОМПЬЮТЕР, МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ЭКРАН, ЦОР – ДИСК «ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» 8- 9 КЛАСС 2002 год, «КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ»
ЛИТЕРАТУРА: КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ЮРЮЗАНЬ,
А. Ф. НИКИТИН «ШКОЛЬНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ».
ХОД УРОКА.
Введение. (Для активизации познавательной деятельности учащихся применяется метод «ПЕРСОНИФИКАЦИИ».
1. Слова учителя
«Как – то раз, в Челябинске, в автобусе, я стала невольным свидетелем разговора мамы с младшей дочерью Наташей. Мама говорила: «Опять Татьяна (это старшая дочь) Маришку в детский сад не устроила. Уже, какой месяц! Мест, видишь ли нет. Что же это такое? Мало того, что государство такие маленькие пособия на детей платит, так ещё и матерям работать не даёт. О чем наше правительство только думает?! Ну ладно, денег на пособие нет, но детский сад в городе можно построить, чтобы мама на работу могла ходить и ребёнка кормить? А сколько я могу с работы отпрашиваться, чтобы с Маришкой оставаться? И что у нас за правительство такое?»
«Мам, ну хватит кипятиться»- пыталась успокоить маму дочь –«Во – первых, наша Таня с Маришкой не только на пособие живут, к счастью. А во – вторых, причём здесь наше правительство?»
«Как причём?» - удивилась мама – «А кто же должен о наших садиках позаботиться?»
«Мам, неужели ты действительно считаешь, что правительство должно знать, сколько садиков в нашем городе, хватает ли их или нет? Эти вопросы местного значения и должны решать их мы – жители нашего города через органы местного самоуправления. Мы об этом на уроке по «Основам правовых знаний проходили».
«Ой, Наташка, - улыбнувшись, сказала мама – Хорошо, что в твоей школе проводятся такие полезные уроки!»
ПОЖАЛУЙСТА, ВЫРАЗИТЕ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К УСЛЫШАННОЙ ИНФРОРМАЦИИ. Разминка 10 баллов
Чтобы о нашей школе тоже похвально отзывались Ваши родители и Ваши знания хвалили Сегодня на уроке мы познакомимся с МЕСТНЫМ САМОУПРАВЛЕНИЕМ - ЗАПИШИТЕ ТЕМУ (НА ДОСКЕ).
2. ЦОР. ГОЛОС ДИКТОРА СООБЩАЕТ ПЛАН НА УРОК (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ)
3. Учитель знакомит учащихся с задачами на урок (ОНИ ЗАПИСАНЫ НА ДОСКЕ)
- Учащимся предлагается ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РОССИИ.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ ИМЕЕТ СВОЮ ИСТОРИЮ. ПЕРВОНАЧАЛЬНО ОНО ПОЛУЧИЛО РАЗВИТИЕ НА УРОВНЕ СЕЛЬСКИХ ОБЩИН. В ПЕТРОВСКУЮ ЭПОХУ БЫЛИ ЗАЛОЖЕНЫ ОСНОВЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ГОРОДСКИМ ОБЫВАТЕЛЯМ ДОЗВОЛЯЛОСЬ СОБИРАТЬСЯ В ГОРОДЕ И СОСТАВЛЯТЬ «ОБЩЕСТВО ГОРОДСКОЕ», ПОЛЬЗУЮЩЕЕСЯ ОПРЕДЕЛЁННЫМИ ПРАВАМИ И ВЫГОДАМИ: ОБЩЕСТВО ИЗБИРАЛО ГОРОДСКОГО ГЛАВУ, БУРГОМИСТРОВ И ЧЛЕНОВ МАГИСТРАТА ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ ТРИ ГОДА, ФОРМИРОВАЛО КАЗНУ ДОБРОВОЛЬНЫМИ «СКЛАДАМИ», УПОТРЕБЛЯЛО ЕЁ ПО ОБЩЕМУ СОГЛАСИЮ. ПЕРВИЧНЫМИ ЯЧЕЙКАМИ САМОУПРАВЛЕНИЯ ЯВЛЯЛИСЬ РЕМЕСЛЕННЫЕ УПРАВЫ, КОТОРЫЕ ИМЕЛИ ШИРОКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ. ОСНОВОЙ САМОУПРАВЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ БЫЛИ ЗЕМСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (ЗЕМСКИЕ СОБРАНИЯ, УПРАВЫ)
СПАСИБО.
ПЕРВЫЙ ПУНКТ НАШЕГО ПЛАНА.
5. Давайте запишем определение МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – ПРИЗНАВАЕМАЯ И ГАРАНТИРУЕМАЯ КОНСТИТУЦИЕЙ РФ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И ПОД СВОЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЛИ ЧЕРЕЗ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ИСХОДЯ ИХ ИНТЕРЕНОВ НАСЕЛЕНИЯ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИХ И ИНЫХ ТРАДИЦИИ.
6. ВТОРОЙ ПУНКТ НАШЕГО ПЛАНА.
СХЕМА НА ДОСКЕ :
ПЕРЕЧЕРТИТЕ ЭТУ СХЕМУ СЕБЕ В ТЕТРАДЬ
7. ЦОР МЕДИО ЛЕКЦИЯ. ВЫ СЛУШАЕТЕ ЛЕКЦИЮ И ПОДЧЁРКИВАЕТЕ В СВОИХ ТЕКСТАХ КОНСТИТУЦИИ ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ. ДЛЯ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗУЙТЕ СТ № 12, ГЛАВА № 8
РАБОТАЕМ ГРУППАМИ
Проверяем 1. Самостоятельны в пределах своих полномочий.
- Не входят в систему государственной власти.
- Обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
- Осуществляется гражданами путём референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
- Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
- Изменение границ территории происходит с согласия населения.
Группа 20 баллов.
ТРЕТИЙ ПУНКТ ПЛАНА.
8. СЛОВА УЧИТЕЛЯ Обратите своё внимание на 132 статью Конституции РФ.
ЗАЧИТЫВАЕМ
ЦОР ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. КАКИЕ?
Сравните С ИНФОРМАЦИЕЙ НА ЭКРАНЕ и зачитайте какие ещё вопросы компетентны решать органы местного самоуправления.
СТАТЬЯ №132
- УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
- ФОРМИРУЮТ, УТВЕРЖДАЮТ И ИСПОЛНЯЮТ МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ
- УСТАНАВЛИВАЮТ МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
- ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ОХРАНУ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
- ПРИНИМАЮТ И ИЗМЕНЯЮТ УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
- СОДЕРЖАТ И ИСПОЛЬЗУЮТ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД
- ОРГАНИЗУЮТ И РАЗВИВАЮТ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ И ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.
- ОРГАНИЗУЮТ ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВО И СОДЕРЖАНИЕ МЕСТНЫХ ДОРОГ, ТОРГОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ОРГАНИЗУЮТ БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
- ЗАНИМАЮТСЯ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ И ОЗЕЛЕНЕНИЕМ ТЕРРИТОРИИ
- ОХРАНЯЮТ ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
За дополнение 10 баллов
ЧЕТВЁРТЫЙ ПУНКТ ПЛАНА
- СЛОВА УЧИТЕЛЯ Органы местного самоуправления достаточно разнообразны. Ведь, согласно статье 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
ЦОР – ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Учитель показывает схему . Кроме того, с учётом местных традиций, выборными органами местной власти могут быть - АТАМАНЫ, СТАРОСТЫ И Т. Д.
- ЦОР – КАРТИНКА № 1.
ЗАЧИТАЕМ СТАТЬЮ № 132.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НЕ МОЖЕТ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ ГОСУДАРСТВОМ ИЛИ КАКИМИ – ТО НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ.
БОЛЕЕ ТОГО – СТАТЬЯ № 133 ГЛАСИТ «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГАРАНТИРУЕТСЯ ПРАВОМ НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ, НА КОМПЕНСАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ, ВОЗНИКШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕШЕНИЙ, ПРИНЯТЫХ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ЗАПРЕТОМ НА ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫХ КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ.»
ЦОР – КАРТИНКА № 2.
ВЫВОД – СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С НИМ?
Ваше мнение 10 баллов.
- ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
ЦОР. Индивидуальная работа.
За ответ 10 баллов.
Как Вы считает выполнили ли мы задачи, поставленные на уроке? Как вы работали, важен ли был сегодняшний урок?
РЕФЛЕКСИЯ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 8 ГЛАВА КОНСТИТУЦИИ РФ, СТ № 12, ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ.
НАШИМ ГОСТЯМ МЫ ПРИГОТОВИЛИ НАШИ ПОЖЕЛАНИЯ, МОЖЕТ БЫТЬ ОНИ ПОКАЖУТСЯ ВАМ НЕМНОГО НАИВНЫМИ, А МОЖЕТ И ДОСТАТОЧНО РАЦИОНАЛЬНЫМИ. (ВРУЧАЕМ ВАРИАНТ «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ…»).
СЛОВО ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Социальное партнерство Совета Спикеров с общественными организациями, органами местного самоуправления и префектурой".
Статья для журнала "Право в школе"...
Ученическое самоуправление
Проект "Ученическое самоуправление" (дан в сокращении) может помочь классным руководителям заметителям директоров по воспитатетльной работе в даннм направлении....
Формирование классного коллектива в условиях ученического самоуправления
Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых ц...
Модель ученического самоуправления в классе
Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....
ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы
В форме деловой игры проходят выборы ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов в этот же день. Написан по...
Положение о студенческом самоуправлении в общежитии и Положение о студенческом самоуправлении в общежитии, Положение о смотре-конкурсе на лучшую жилую комнату Положение о студенческом самоуправлении в общежитии
1.1. Высшим органом студенческого самоуправления является Общее собрание проживающих в общежитии.1.2. Совет общежития является органом самоуправления, представляющим интересы обучающихся, ...
Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»
Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»...