Статья "Читательская компетенция. Нужна ли она сегодня? "
статья ( класс) на тему
Статья "Читательская компетенция. Нужна ли она сегодня?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Читательская компетенция. Нужна ли она сегодня?
С книгой жить - век не тужить.
Русская пословица
Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Бэкон Ф.
Когда более 20 лет назад я начала свою профессиональную деятельность, то была уверена, что книга как источник знаний нетленна, что литература, чтение произведений классической, современной русской и зарубежной литературы всегда будут интересны школьникам. «Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная»,- писал А. Пушкин. Эти слова я повторяла не раз своим ученикам, и они мне верили. Я была уверена, что чтение книг дает возможность учащимся обогатить свой внутренний мир, что литература как источник колоссальных возможностей нашего духа бессмертна.
Но сейчас в век Интернета ученик вряд ли настроен думать о душе. Его интересует больше информированность и прагматизм. В современном мире с появлением компьютера отношение к книге изменилось. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать книги. Достаточно черпать информацию с экрана планшета или дисплея компьютера. Что же делать? Может, и не нужно формировать у ученика читательскую компетенцию?
Нет, надо. «Чтение – окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», - писал В.А.Сухомлинский. Чтению надо учиться и чтению надо учить. Зачем?
Сегодня нашей стране нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в различной деятельности, поэтому главная цель школьного обучения - развитие личности ученика. Вот почему перед учителями стоит цель - формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций. Педагог должен способствовать формированию читательской компетентности школьников как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания.
А что же такое читательская компетентность?
Читательская компетентность – одно из основных УУД, способствующих личностному, общественному и профессиональному развитию учащихся, их адекватной адаптации в сложной динамичной современной информационной среде.
Читательская компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в книге, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. «Хорошая книга — точно беседа с умным человеком. Читатель получает от нее знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь», - говорил А. Толстой.
Как же помочь ученикам приобщиться к чтению книг? Один из основных критериев уровня читательской компетенции – полнота понимания текста, умение выбрать из текста главное, сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; истолкование текста (умение сравнить и противопоставить заключенную в нем информацию разного характера); умение сделать выводы, вывести заключение о мысли автора текста, рефлексия содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления учеников).
Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к искусству слова путём формирования читательской самостоятельности. А как это сделать?
Можно использовать следующие технологии: системно-деятельностный подход, постулируемый новым Федеральным стандартом, творческий подход, сотрудничество в обучении (групповые и парные формы работы), создание проблемно-поисковые ситуации, ИКТ – технологий позволит добиться хороших результатов в достижении оптимального чтения.
Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека. Как я в своей работе решаю эту задачу?
Я считаю, что надо использовать на уроках литературы разные приемы работы с текстом. Это литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ, ведение и изучение читательских дневников, создание классной библиотеки, уроки читательского мастерства, презентации по творчеству писателей (учащиеся самостоятельно находят информацию), видеоуроки, тесное сотрудничество со школьной библиотекой, внеклассная деятельность, «Проба пера» - произведения собственного сочинения с использованием героев или сюжета из прочитанных книг. На уроках я стараюсь проводить литературные пятиминутки как средство повышения читательской компетенции школьников. Также использую тематические читательские конференции.
Особое внимание формированию читательской компетенции я уделяю проектным заданиям для учеников, которые помогут им проявить инициативу в разных видах деятельности. Учителю очень важно заметить эту инициативу, поддержать и развить её. Проектная деятельность - это тот вид деятельности, через который ребёнок сможет себя реализовать в полной мере. Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность оказывает эффективное влияние на формирование универсальных учебных действий у моих учеников.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать», - говорил Д. Дидро. Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Конечно, процесс приобщения учащихся к чтению, формирование читательской компетентности, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс. С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой – само желание ученика приобщиться к чтению, его потребность в регулярном чтении. В результате я бы хотела видеть читающего учащегося, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.
Все вышеперечисленные качества будут непременно способствовать социальной адаптации в обществе, гражданской активности.
Систематическое же общение с книгой способствует эмоциональному и духовному развитию детей, взаимопониманию и общению. У книг не может быть конкурентов. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Произведения литературы стоит изучать, чтобы оставаться человеком и думающим, и знающим, и считающим, а главное, чувствующим.
«Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека»,- говорил В.А. Сухомлинский.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 8 о. Муром
Владимирской области
Комкова Л.В.
(Проектные работы прилагаются)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Это нужно не мертвым, это нужно живым!
Сочинение о земляке, ветеране Великой отчественной войны....

“Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!” Богатова Т.М. , директор МОУ СОШ с. Николаевка
Данная статья рассказывает об организации работы по патриотическому воспитанию в МОУ СОШ с. Николаевка....

Внеклассное мероприятие “ Бояться не нужно, нужно знать ” (10 – 11 класс)
Аннотация к внеклассному мероприятию «Бояться не нужно, нужно знать»Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.Цель:дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции ...

Внеклассное мероприятие “ Бояться не нужно, нужно знать ” (10 – 11 класс)
Аннотация к внеклассному мероприятию «Бояться не нужно, нужно знать»Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.Цель:дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции ...

«Об этом с тревогой говорят родители …Наркомания. Что нужно о ней нужно знать?»
Почему. что заставляет наших детей пробовать наркотики. Почему все чаще мы слышим о суициде детей? Почему суицид за последние годы згначительно омолодился. Как помочь нашим детям и их родителям. Данно...

Нас не нужно жалеть, нас нужно только чуть-чуть поддержать
Классный час о силе воли и выдержки людей с ограниченными возможностями....

Нас не нужно жалеть, нас нужно только чуть-чуть поддержать
Классный час о силе воли и выдержки людей с ограниченными возможностями....