«Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»
консультация ( класс) на тему

Фазылова Саглар Дамбаевна

Цель:

обучение участников мастер-класса применению социо-игровой техноло­гии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fazylova.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Социо-игровой стиль работы с детьми как

эффективная педагогическая технология»

Цель:

обучение участников мастер-класса применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.
  2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.

3. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Воспитатель:

Социо-игровая технология — это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня, как никогда актуально «лучшее правило политики - не слишком управлять...», т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. В своей педагогической практике мы применяем социо-игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Наши педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Следуя этим советам, занятия организуем как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них; социо-игровую технологию системно используем как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. В рамках данной технологии ставим перед собой такие задачи:

  • помочь детям научиться эффективно общаться;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

-        воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности удетей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей междусобой, со взрослым. Авторы социо-игровой педагогики предлагают следующие законы общения:

Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

Не ворчите, не нойте, не бурчите;

Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанны;

Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

Поддержите, помогите подняться и победить;

Помните: задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

Не возноси себя над другими, вознеси ближнего;

Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.

Общение детей в рамках данной технологии я организую в три этапа: на самом первом этапе учу детей правилам, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

на третьем этапе общение - это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников. Плюсы социо-игрового стиля:

Развиваются отношения «ребенок-сверстники»;

Педагог является равноправным партнером;

Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога;

Дети самостоятельны и инициативны;

Дети сами устанавливают правила игры;

Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих, и

слушающих);

Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Принципы, которыми мы руководствуемся в работе с детьми по социо-игровой технологии:

  • Воспитатель — равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяетснятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своихдействий общим правилам.
  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться вразных уголках группы.
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно - то интересно.
  • Движение и активность.
  • Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
  • Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

  1. Игры-задания для рабочего настроя.
  2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнениякоторых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми,и детей друг с другом.
  3. Игровые разминки объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем.
    В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
  4. Задания для творческого самоутверждения - это задания, выполнениекоторых подразумевает художественно-исполнительский результат.

А сейчас я предлагаю вам проиграть в игры и игровые упражнения из вышеперечисленных групп.

  1. Игра-задания для рабочего  настроя- постройтесь пожалуйста в круг. Психоэтюд.
  2. Игры для социо-игрового приобщения к делу. Я начну, вы продолжите. Тананерн? Яһҗ бәәч? Я рада познакомится с вами. Следующий игрок обращается к соседу, может задать вопросы, которые интересуют вас на данный момент. И необходимо сказать приятные слова в конце для соседа.
  3. Игровая  разминка. Я ведущий. И так, на полу расположены 4 обруча. По команде, необходимо быстро занять место в обруче. Затем, один обруч убирается, все играющие должны занять место в оставшихся обручах. Победителями становятся те кто смог  остаться в последнем обруче.
  4. Задания для творческого самоутверждения -  Объединитесь в команды по 4 человека. Каждой команде будет дано задание (1-изобразить отрывок из любой сказки; 2- объяснить слова из газеты; 3- пропеть слова стихотворения В. Шуграевой;  4 – нарисовать части предмета, по словесным указаниям)

Вопросы для рефлексии:

  1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
  2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
  3. Какие отличительные черты социо-игровой технологии от традиционных
    форм работы с детьми вами были отмечены?
  4. Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?

                             Спасибо за активную работу.

Мастер-класс

«Добро пожаловать в страну чудес»

Задачи:

  • установить причину затруднений овладения письмом дошкольников;
  • познакомить со специальными играми по развитию мелкой моторики рук через игры с национальным компонентом;

-повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы:

репродуктивный, практический.

Оборудование: игровое поле, альчик-фишки, платок, ленты кожаные, борцики

Воспитатель:

Добрый день уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего мастер-класса: «Развитие мелкой моторики детей через игры с национальным компонентом».

В настоящее время в дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе акцентируется внимание на проблеме подготовки к письму. Обычной стала ситуация, когда ребёнок учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или не достаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя. Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие - утомление и даже переутомление мышц как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального подхода. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь позволяет не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма. Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создаётся функциональная база для работы соответствующих анализаторов.

По развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагается разнообразная методическая литература: «Пальчиковая гимнастика», «Пальчиковые игры», «Система игровых упражнений».

Всё это в комплексе мы внедряем в занятия с дошкольниками по рисованию, аппликации, конструировании, лепке, ручному труду. Ведь именно продуктивная деятельностьпозволяет детям подготовить руку к письму.

В.А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.

Так как я работаю в группе с этнокультурным компонентом в обучения и воспитания дошкольников, приоритетным направлением является использование материала для образовательной деятельности с региональным содержанием. Мной совместно с родителями были разработаны и сделаны игры для развития мелкой моторики руки с национальным содержанием.

Практическая работа с  педагогами:

Плетение кнута

(В начале показывают приглашенные взрослые в качестве детей).

Я взяла за основу кнут, который изготавливался из четырех ремней с металлическим ремнем у рукоятки. Детям сложно плести узор как плели наши предки  создавая узор похожий на узор на спине змеи. Заменяя плетением косичек, завязыванием различных узлов.  

Метод нанизывания:(соленое тесто).

Мы , как и все вы взяли  в качестве регионального компонента борцики. Самый  легкий способ это просто нанизывание. А уже в старшем и подготовительном возрасте можно усложнять задания. Например: какой праздничный подарок брали с собой идя в гости друг к другу?

-Келкә.

-Из каких видов борциков он состоял? ( подарок состоял из одного «барана» , одного «верблюда» , одной «птицы», одного целвека, борцика- орешка и трех баранок).

Дидактическая игра: «Җилин эргц»

Правила игры : в игре принимают участие 4 ребенка , каждому дается по одной фишке . Ребенок бросает кубик и ходит  при этом делая ходы , он останавливается на поле с определенным цветом ( красный , зеленый , синий , желтый ). Воспитатель берет карточку с тем цветом который выпал и читает задание , если ребенок справляется  с заданием  он забирает карточку. В конце игры  каждый игрок подсчитывает свои карточки (если ребенок не отвечает на вопрос то карточку он не получает), выигрывает тот у кого больше карточек.

Игра: «Боодһа»

Правила игры:  в игре участвуют 5 детей. Дети сидят на полу на ширдыках в центре лежат альчики и платок . Воспитатель объясняет ,что пока один из детей будет рассказывать (стихи, благопожелания , споет песню),остальные 4 должны взять как можно больше альчиков и завязать в свой уголок платка. Кто не успел проигрывает, а среди оставшихся выигрывает тот у кого больше альчиков.Затем игроки меняются местами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социо-игровой стиль и театральные методики

Социо-игровой стиль и театральные методики, способствующие формированию гуманистической культуры межличностных отношений у дошкольников описаны в этой статье....

Из опыта работы по применению инновационных педагогических технологий

Использование компьютера на уроках технологии...

Итоговая аттестационная работа по предметной области «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по технологии)»

Итоговая аттестационная работа по предметной области «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по технологии)»...

Система методической работы и использование современных педагогических технологий в преподавании истории, обществознания и внеклассной работе как средства повышения качества образования.

Повышение качества общего образования через реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проекта модернизации региональной системы образования – основная задача работы всей с...

Презентация.Обобщение опыта " Применение социо-игровой технологии в работе с воспитанниками интерната"

Через знание национальных игр и игрушек передать детям этнопедагогическую культуру народа, воспитывать глубокое уважение к традициям.Социо-игровая технология уступает место принудиловки, ориентирует в...

Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"

Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"...

Система работы с детьми ОВЗ. Модели, технологии, методы, приёмы и формы успешного обучения.

В условиях инклюзивного образования, обеспечение возможности получения качественного образования детям с ОВЗ ложится на учителей обычных общеобразовательных школ....