Рабочая программа по физической культуре,9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему

Демкин Михаил Иванович

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 9 классов разработана в соответствии с требованиями  государственного образовательного стандарта утвержденного Федеральным законом «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 года №329-Ф3. и  на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов В.И. Ляха, А.А. Зданевича (М: Просвещение, 2012) в объеме 102 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_9_klass.doc517 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения учителей физической культуры и ОБЖ

Руководитель МО _______________Дягилева Т.И.

       Утверждена  руководителем                                           МБОУ  «Инсарская средняя

образовательная школа №1»
 
__________Е.В. Гулькина

              28 августа 2015г                                                              30 августа 2015г                          


 
 
 

                     Рабочая программа

                 учебного курса «Физическая культура»

                                     для 9«Б» класса


 
 
 

                                 Составитель: Дёмкин Михаил Иванович,

                                            учитель физической культуры.


 
 

                                                           2015-16 г.


Пояснительная записка

        Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 9 классов разработана в соответствии с требованиями  государственного образовательного стандарта утвержденного Федеральным законом «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 года №329-Ф3. и  на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов

В.И. Ляха, А.А. Зданевича (М: Просвещение, 2012) в объеме 102 часов. Из них 70 часов – базовая часть, 32 часов – вариативная.

Цель школьного физического воспитания - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать  ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Задачи:

  • Содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
  • Обучение основам базовых видов двигательных действий;
  • Дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
  • Выработку представлений о физической культуре личности и приемов самоконтроля;
  • Углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
  • Воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
  • Выработку организаторских навыков проведения занятий  в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
  • Формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  • Воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
  • Содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Уроки физической культуры - это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.

Воспитательные и оздоровительные задачи решаются на каждом уроке. При воспитании нравственных и волевых качеств важно учитывать возрастные особенности личности подростка.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплекс:  

1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич.  М: Просвещение, 2012.

2. Физическая культура: Учебник для учащихся 8 –9 классов, автор  М.Я.Виленский,  Москва: Просвещение, 2002.

3. Физическое воспитание учащихся 5 – 9 классов. Пособие для учителя. Под ред. В.И.Ляха, Г.Б.Мейксона.  М.: Просвещение, 2002.

      Дополнительная литература:

  • 1.Твой олимпийский учебник, В.С.Родиченко, Москва, 1999г.
  • 2.Легкая атлетика в школе, Ж.К.Холодов, Москва, 1999г.

Общая характеристика учебного процесса

       Предметом обучения физической культуры в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития свойств и качеств, соблюдением гигиенических норм.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актах Российской Федерации, в том числе:

  • Требований к результатам освоения образовательных программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
  • Закон «Об образовании»;
  • Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
  • Примерной программы основного общего образования;
  • Приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889.

   

  Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Программный материал Комплексной программы В.И. Ляха, А.А. Зданевича  в 9 классах рассчитан на 102 часа в год, в учебном плане на изучение предмета «Физическая культура» отводится 102 часа (34 учебных недель). На основании этого вариативная часть увеличена на 5часов (24 часов).

В связи с отсутствием лыжного инвентаря,  часы раздела программы «Лыжная подготовка», традиционно изучаемая в 3 четверти, заменен на материал прикладного характера «Кроссовая подготовка» и «Спортивные игры».

Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы. Для повышения двигательной активности широко применяется игровой и соревновательный методы, каждый третий час планируется в форме урока-игры, соревнования, в соответствии с приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 17 июля 2008 года № 1537 «О совершенствовании физического воспитания в общеобразовательных школах области».

      Настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Кроссовая подготовка».

      Раздел «Основы знаний о физической культуре» изучается в процессе уроков.

Место учебного предмета в учебном плане

      Курс «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс из расчета 3 часа в неделю:

 В 9 классе – 102 часа. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889. Третий час учебного предмета «Физическая культура» использован для увеличения двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

       КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

                     нормативы

«5»

«4»

«3»

Бег, 30 м (с)

5,0

5,3

5,9

Бег, 60 м (с)

9,8

10,2

10,8

Бег 1000 м

5.10

6.10

7.10

Бег 2000 м

10.20

12.00

13.00

Прыжок в длину с места (см)

195

175

160

Прыжок в длину с разбега (см)

410

370

310

Прыжок в высоту (см)

115

100

90

Челночный бег 4х9 м

10,4

10,8

11,0

Подтягивание из виса лёжа (раз)

15

13

10

Наклон вперёд из положения сидя (см)

+17

+13

+9

Метание мяча 150 г (м)

28

21

17

Бег на лыжах 3  км

19.30

20.00

21.30

                                                                               

                                                                 

       КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

                     нормативы  мальчики

«5»

«4»

«3»

Бег, 30 м (с)

4,8

5,1

5,8

Бег, 60 м (с)

9,2

9,7

10,5

Бег 1000 м

4.25

5.20

6.20

Бег 2000 м

9.20

10.00

11.00

Прыжок в длину с места (см)

215

200

180

Прыжок в длину с разбега (см)

410

370

310

Прыжок в высоту (см)

120

110

100

Челночный бег 4х9 м

10,0

10,3

10,6

Подтягивание (раз)

9

7

4

Наклон вперёд из положения сидя (см)

+11

+9

+6

Метание мяча 150 г (м)

42

37

28

Бег на лыжах 2 км

14.00

14.30

15.00

Описание ценностных ориентиров учебного предмета «Физическая культура»

Содержание учебного предмета «Физическая культура», направлена на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические умения и навыки, способы познавательной и предметной деятельности.  

Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ в системе образования, выраженный в  Требованиях к результатам освоения основной оборазовательной программы, и отражают целевые установки системы начального общего образования:

  • Формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

  • Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим – умения слышать и слушать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиции всех участников.

  • Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- принятие и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

  • Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценки);

  • Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умению адекватно их оценивать;

     - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям,         ответственности за их результаты;

     - формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять изобретательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Личностные,  метапредметные и предметные  результаты освоения учебного курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты

  • Воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • Знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах.

В области познавательной культуры:

  • Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;

В области нравственной культуры:

  • Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований.

В области трудовой культуры:

  • Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок, отдыха;
  • Умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

  • Умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
  • Формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

  • Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнерами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.

В области физической культуры:

-в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60м из положения высокого старта; в равномерном темпе бегать до 12 минут; после быстрого разбега с 7-9 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 3-5 шагов разбега прыжок в высоту способом « перешагивание»;

- в метаниях на дальность и меткость: метать теннисный мяч с места  на дальность с 4-5 шагов разбега, в горизонтальную и вертикальную цели; бросок набивного мяча – 2кг; ловля набивного мяча – 2кг;

- в гимнастических и акробатических упражнениях: освоение строевых упражнений;  выполнять комбинацию мальчики – висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе; девочки – смешанные висы; подтягивание из виса лежа; опорный прыжок через гимнастического козла (козел в ширину, высота 80-100 см); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, обруч, большой мяч, гантели); кувырки вперед, назад; стойка на лопатках; лазание по канату, гимнастической лестнице;

- в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам);

 - демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;

 - владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;

 - владеть способами спортивной деятельности: бег на выносливость, метание, прыжки в длину или в высоту, бег  60м; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;

 - владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями.

Метапредметные результаты

  • Развивать мотивы и интересы своей познавательной активности;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

В области познавательной культуры:

  • Овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека;
  • Понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека.

В области нравственной культуры:

  • Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченную возможность и нарушения в состоянии здоровья;
  • Проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам;
  • Ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

  • Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий.

В области эстетической культуры:

  • Понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками.

В области коммуникативной культуры:

  • Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме.

В области физической культуры:

  • Владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Предметные результаты

В основной школе в соответствии с ФГОС основного общего образования результаты изучения предмета «Физическая культура» должны отражать:

  • Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств. В активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;
  • Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

В области познавательной культуры:

  • Знание по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами.

В области нравственной культуры:

  • Способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

  • Способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке.

В области эстетической культуры:

  • Умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки.

В области коммуникативной культуры:

  • Способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины.

В области физической культуры:

  • Умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических способностей.

Содержание учебного предмета

История физической культуры.

История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Физическая культура (основные понятия).

Физическое развитие человека.

Здоровье и здоровый образ жизни.

Физическая культура человека.

Режим дня и его основное содержание. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Подготовка к занятиях физической культурой. Организация досуга средствами физической культуры.

Физическое совершенствование

            Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.

Акробатические упражнения и комбинации.

Опорные прыжки.

Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).

Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).

Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях.

Легкая атлетика. (Кроссовая подготовка)

Беговые упражнения.

Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.

Спортивные игры.

Баскетбол, волейбол, футбол, лапта -  игра по упрощенным правилам.

Упражнения общеразвивающей направленности.

Общефизическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.

Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.

Кроссовая подготовка. Развитие выносливости координации движений, быстроты.

Баскетбол, волейбол, футбол, лапта. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.


Основное общее образование

Физическая культура

        Изучение физической культуры на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельности;
  • воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельности;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Основы физической культуры и здорового образа жизни

           Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек. Оздоровительные системы физического воспитания и спортивная подготовка.

            Олимпийские игры древности и современности. Достижения отечественных и зарубежных спортсменов на Олимпийских играх. Основные этапы развития физической культуры в России. (Подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников).

              Двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка. Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, техникой выполнения упражнений, соблюдением режимов физической нагрузки.

                Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений.

                Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности.

                Правила соревнований по одному из базовых видов спорта.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

( С учетом медицинских показаний, уровня физического развития, физической подготовленности медицинских показаний и климатических условий )

         Комплексы утренней и двигательной гимнастики, гимнастики для глаз, физкультпауз (физкультминуток), элементы релаксации и аутотренинга.

          Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, регулирования массы тела и формирования телосложения.

          Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

          Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры.

          Основы туристкой подготовки.

          Способы закаливания организма, простейшие приемы самомассажа

Спортивно-оздоровительная деятельность

            Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты).

             Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах. Гимнастическая полоса препятствий. Опорные прыжки. Упражнения и композиции ритмической гимнастики, танцевальные движения.

              Легкая атлетика: спортивная ходьба, бег на короткие, средние и длинные дистанции, барьерный, эстафетный и кроссовый бег, прыжки в длину и высоту с разбега, метание малого мяча.

              Лыжная подготовка: основные способы передвижения на лыжах, техника выполнения спусков, подъемов, поворотов, торможений.

               Спортивные игры: технические приемы и тактические действия в волейболе, футболе, мини-футболе.

В результате изучения физической культуры ученик должен

знать / уметь  

  • роль физической культуры ив формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
  • основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
  • способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;  

               

уметь

  • составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
  • выполнять  акробатические,  гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;
  • выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
  • осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;
  • соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
  • осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов спорта:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня:

  • проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений:
  • включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

При выполнении минимальных требований к уровню подготовленности обучающиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины специальных знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности.

ОЦЕНКА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ

Оценивая знания обучающихся, надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность их изложения, умение обучающихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями в личном опыте.

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценку «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

С целью проверки знаний используются различные методы.

Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.

Программированный метод заключается в том, что обучающиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Обучающийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществлять опрос фронтально.

Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их обучающимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы учащиеся сопровождают выполнением конкретного комплекса и т.п.

ОЦЕНКА ТЕХНИКИ ВЛАДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ

(УМЕНИЯМИ, НАВЫКАМИ)

Оценка «5» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

Оценка «4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

Оценка «3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.

Метод открытого наблюдения заключается в том, что обучающиеся знают, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что обучающимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.

Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных обучающихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.

Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.

Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.

Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или класс в целом.

ОЦЕНКА УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ФИЗКУЛЬТУРНО

-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Оценка «5» — обучающийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики. При этом обучающийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.

Оценка «4» — имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Оценка «3» — обучающийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на развитие конкретной физической способности или включенных в утреннюю, атлетическую и ритмическую гимнастику; испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря; с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.

Умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность оценивается методом наблюдения, опроса, практического выполнения индивидуально или фронтально во время любой части урока.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

При выполнении минимальных требований к уровню подготовленности обучающиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины специальных знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности.

ОЦЕНКА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ

Оценивая знания обучающихся, надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность их изложения, умение обучающихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями в личном опыте.

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценку «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

С целью проверки знаний используются различные методы.

Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.

Программированный метод заключается в том, что обучающиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Обучающийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществлять опрос фронтально.

Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их обучающимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы учащиеся сопровождают выполнением конкретного комплекса и т.п.

ОЦЕНКА ТЕХНИКИ ВЛАДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ

(УМЕНИЯМИ, НАВЫКАМИ)

Оценка «5» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

Оценка «4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

Оценка «3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.

Метод открытого наблюдения заключается в том, что обучающиеся знают, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что обучающимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.

Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных обучающихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.

Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.

Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.

Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или класс в целом.

ОЦЕНКА УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ФИЗКУЛЬТУРНО

-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Оценка «5» — обучающийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики. При этом обучающийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.

Оценка «4» — имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Оценка «3» — обучающийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на развитие конкретной физической способности или включенных в утреннюю, атлетическую и ритмическую гимнастику; испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря; с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.

Умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность оценивается методом наблюдения, опроса, практического выполнения индивидуально или фронтально во время любой части урока.


Годовой план-график

 распределения учебных часов по физической культуре

для 9 классов в условиях 3-х часовой нагрузки в неделю

Раздел программы

К-во часов

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Сент. Окт.

Нояб. Дек.

Янв. Февр. Март

Апр. Май

1.

Теоретические сведения

В процессе уроков

Весь год

2.

Легкая атлетика

30

1—12

79—84

91-102

3.

Спортивные игры

30

13-27

70-78

85-90

4.

Гимнастика

21

28---48

5.

Лыжная подготовка

21

49--69

6.

Плавание

7.

Элементы единоборства

Общее количество учебных часов

102

27

21

30

24

Примечание: возможно вариативное планирование со специализацией культивируемого вида:


9 класс

Планирование учебного материала на I четверть

Учебный материал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Основы знаний

Правила безопасности на уроках по легкой атлетике  

+

Первая медицинская помощь при травмах

+

2.

Строй

Повороты в движении направо, налево

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Повторение строевых команд 6-8 классов

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

ОРУ

Специальные беговые упражнения

+

+

+

Специальные прыжковые упражнения

+

+

В парах на сопротивление

+

+

+

+

Преодоление полосы препятствий (6-8 препятствий)

+

+

+

+

 С гимнастическими скакалками

+

+

+

С набивными мячами

+

+

+

Типа зарядки

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4.

Легкая атлетика

Низкий  старт и стартовый разгон

с

с

с

с

Бег 60 м с низкого старта

у

Техника передачи эстафеты

р

з

с

с

у

Прыжки в длину с разбега

р

з

с

с

у

Метание мяча 150 г с разбега

р

з

с

с

у

Бег 2000 м

2

4

4

6

6

8

8

10

10

12

12

у

5.

Баскетбол

Передача мяча в движении

р

з

с

с

у

Ведение мяча правой  левой рукой

р

з

с

с

у

Броски по кольцу в прыжке

р

з

с

с

у

Действие двух нападающих против одного защитника

р

з

с

с

у

Учебно-тренировочная игра

+

+

+

+

+

6.

Волейбол

Сочетание перемещений и приемов

р

з

с

с

у

Передача мяча через сетку с перемещением

р

з

с

с

у

Нижняя прямая подача

р

з

с

с

у

Прием мяча после подачи

р

з

с

с

у

Учебно-тренировочная игра с заданием

+

+

+

+

+

7.

Подвижные игры

Линейные эстафеты с этапом (до 60 м)

+

+

+

+

Линейная эстафета с отягощениями

+

+

+

+

Эстафета с элементами баскетбола, волейбола

+

+

+

+

Домашнее задание (проверка)

8.

КДП

Бег 30 м с высокого старта

у

Прыжки в длину с места

у

Подтягивание на перекладине

с

с

у

Контрольные нормативы президентских состязаний

+

+

+

+

+

+

+

+

9.

КУ

                           Мальчики

Девочки

Бег 60 м, сек

8,4-9,2-10,0

9,4-10,0-10,5

Прыжки в длину с разбега, см

430-380-330

370-330-290

Метание мяча с разбега

45-40-31

28-23-18

Бег 2000 м, мин, сек

9,20-10,00-11,00

10,20-12,00-13,00

Подтягивание, поднимание туловища, раз

10-8-7

20-15-10

II четверть  

Учебный материал

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

1.

Основы знаний

Самоконтроль (ИСС, дыхание)

+

Техника безопасности при занятиях на снарядах

+

2.

Строй

Повторение поворотов в движении

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

у

Перестоение из 1 колонны в 2, 3, 4 в движении

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

у

3.

ОРУ

Комплекс упражнений в парах

+

+

+

+

С гимнастическими скакалками

+

+

+

С гимнастическими палками

+

+

+

С набивными мячами, гантелями (1,5-2 кг)

+

+

+

На гимнастических скамейках

+

+

+

Гимнастическая полоса препятствий

+

+

+

+

у

4.

Перекладина, жердь (юн.)

Подъем переворотом силой на низкой перекладине

р

з

с

с

у

Размахи выше и соскок назад на высокой перекладине

р

з

с

с

у

Подъем переворотом из виса на высокой перекладине

р

з

с

с

у

Девочки

Вис согнувшись на низкой жерди

р

з

с

у

Вис прогнувшись с помощью

р

з

с

с

у

Из виса на подколенках соскок в упор присев

р

з

с

с

у

Лазание (юн.)

На руках (на высоту)

с

с

с

у

В два приема на скорость

р

з

с

у

Равновесие (дев.)

Сед углом на бревне

р

з

с

у

Соскок с колена махом назад

р

з

с

у

5.

Акробатика (дев.)

Равновесие, выпад вперед и кувырок вперед

р

з

с

с

у

Мост из положения стоя - встать

с

с

с

с

у

Соединение из 3-4 элементов

р

з

с

с

у

Юноши

Из упора присев силой стойка на голове и руках

р

з

с

с

у

Длинный кувырок с 3-4 шагов разбега

р

з

с

с

у

Соединение из 3-4 элементов

р

з

с

с

у

6.

Опорные прыжки

Девочки

Боком через коня (высота 110 см)

р

з

с

с

у

Юноши

Согнув ноги через козла в длину (высота 115 см)

р

з

с

с

у

7.

КУ

Акробатическое соединение

По технике исполнения

Подтягивание, подтягивание туловища

Мальчики 10-8-7 раз       Девочки 20-15-10 раз

Опорный прыжок

По технике исполнения

Переворот в упор на высокой перекладине

По технике исполнения

Упражнение в равновесии и сед.

По технике исполнения

Лазание о канату на одних руках

По технике исполнения

Планирование учебного материла на III четверть

Учебный материал

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

1.

Основы знаний

Правила поведения на уроках по лыжной подготовке

+

Температурные нормы при занятиях на лыжах

+

2.

Лыжная подготовка

Переменный двухшажный ход

с

с

у

Одновременный 2-х шажный ход

с

с

с

у

Переход с одного хода на другой

р

з

с

с

у

Одновременный 1 шажный ход

с

с

с

у

Одновременный бесшажный ход

с

с

с

у

Преодоление контр уклонов - техника

с

с

с

с

у

Попеременный четырехшажный ход

р

з

с

с

у

Коньковый ход

р

з

с

с

с

у

Ходьба в медленном темпе  д до 5 км

2

2

2

2

2

1

3

3

3

3

3

2

4

4

4

4

4

3

5

5

5

Лыжные гонки на 2 км - дев.,  3 км - юноши

у

у

у

3.

ОРУ

Беговые и прыжковые упражнения

+

+

С гимнастическими скакалками

+

+

С набивными мячами 2 и 3 кг

+

+

Круговая тренировка 5-6 станций

+

+

+

4.

Баскетбол

Передача мяча в парах в движении с последующим броском по кольцу

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Броски по кольцу после ведения

с

с

с

у

Броски по кольцу в прыжке

с

с

с

у

Штрафной бросок

с

с

с

у

Двухсторонняя игра 4х4, 5х5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5.

Волейбол

Передача сверху в тройках с переменой мест

с

с

с

у

Тоже через сетку

с

с

с

у

Прием мяча от сетки

р

з

с

с

у

Прием мяча снизу после подачи

р

з

с

с

у

Нижняя прямая подача

р

з

с

с

у

Учебная игра в три передачи

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6.

КУ

Одновременный одношажный ход

т

е

х

н

и

к

а

Попеременный четырехшажный ход

т

е

х

н

и

к

а

Коньковый ход

т

е

х

н

и

к

а

Бросок в кольцо после ведения

т

е

х

н

и

к

а

Нижняя прямая подача

т

е

х

н

и

к

а

Лыжные гонки

 1 км

Девочки

5,30-6,00-7,00 мин

Мальчики

5,00-5,30-6,30 мин

Лыжные гонки

2 км

12,30-13,00-14,00 мин

11,30-12,00-13,00 мин

Лыжные гонки

3 км

19,30-20,00-21,30 мин

17,30-18,00-19,00 мин

Планирование учебного материла на IV четверть

Учебный материал

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

1.

Основы знаний

Правила безопасности при самостоятельном занятии ф/к и спортом

+

Двигательный режим в период летних каникул

+

Правила безопасности на воде в каникулы

+

2.

Строй

Перестроение из колонны в колонну по 2, 3, 4

с

с

с

с

с

с

Повороты в движении

с

с

с

с

с

с

3.

ОРУ

8-10 упражнений типа зарядки интенсивно

+

+

+

+

в парах на сопротивление

+

+

+

+

С гимнастическими скакалками

+

+

+

+

С набивными мячами 2 кг – девочки;

3 кг - мальчики

+

+

+

+

Упражнения в движении по кругу

+

+

+

+

+

+

+

+

Специальные беговые и прыжковые с препятствиями

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4.

Легкая атлетика

Прыжок в высоту с разбега

 с 7 шагов

р

з

с

с

у

+

Низкий старт с преследованием

+

+

+

+

Бег 60 м с низкого старта

у

Прыжок в длину с разбега согнув ноги

р

з

с

с

у

Метание мяча 150 г с разбега 5-7 шагов

р

з

с

с

у

Медленный бег до 8 мин

3

3

3

4

4

4

5

5

5

5

5

5

2

2

2

4

4

4

6

6

6

8

8

2

Бег 2000 м по беговой дорожке

у

Бег 1000 м

у

5.

Баскетбол

Повторение различных ведений и передач мяча

+

+

у

+

+

+

Броски по кольцу после ведения

+

+

+

у

+

+

Броски по кольцу в прыжке

р

з

с

с

у

+

Штрафной бросок с линии штрафного броска

+

+

+

+

+

у

Двухсторонняя игра

+

+

+

+

+

+

6.

Волейбол

Передача мяча сверху в тройках с перемещением

+

+

у

+

+

+

Нижняя прямая подача, верхняя подача

+

р

з

с

с

у

Прием мяча снизу после подачи

+

+

+

у

+

+

Двухсторонняя игра с заданием

+

+

+

+

+

+

7.

Игры

«мяч в воздухе», «картошка»

+

+

+

+

+

+

Эстафеты  мячами

+

+

+

+

+

+

 Эстафеты с этапами до 60 м

+

+

+

+

+

+

8.

КДП

Мальчики

Девочки

Бег 30 м с высокого старта, сек

4,8-5,0-5,3

5,1-5,3-5,7

Прыжки в длину с места

215-200-19,0

195-180-170

Подтягивание на перекладине  из виса - мальчики

10-8-7 раз

Подтягивание туловища из положения лежа - девочки

20-15-10 раз

9.

КУ

Прыжки в высоту

с разбега, м

130-120-110

115-110-100

Бег 60 м с низкого старта, сек

8,4-9,2-10,0

9,4-10,0-10,5

Прыжок в длину с разбега , м

430-380-330

370-330-290

Метание мяча 150 г 5-7 шагов, м

45-40-31

28-23-18

Бег 2000 м по беговой дорожке, мин

9,20-10,00-11,00

10,20-12,00-13,00


Список  литературы

     

1. В.И. Лях, А.А.Зданевич. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы. Москва «Просвещение» 2002г.

2. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. Упражнения и игры с мячами. Москва. «Издательство НЦ ЭНАС» 2002г.

3.  Белов В.И.  Психология здоровья. - - М.: Респекс,  1994г.

4.  В.Б. Попов. 1001 упражнение для здоровья и физического развития. Москва. «Издательство Астрель». 2002г.

5.  В.Я. Дронов. Лыжная подготовка детей школьного возраста. Москва. «Издательство НЦ ЭНАС». 2005г.

6.  П.А.Шеголева, Е.П.Березненко. Урок лыжной подготовки. Красноярск. 2006г.

7.  Погадаев Г.И.  Настольная книга учителя физической культуры. –

            2-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Физкультура и спорт, 2000г.

                   .                

8. Методическая газета-«Спорт в школе». Москва. Издательский дом «Первое сентября»

9. Лях В.И.  Зданевич А.А. «Физическая культура» 8-9 классы. Москва «Просвещение» 2006г.

10. В.И.Лях, А.А.Зданевич Комплексная программа физического воспитания 1-11 класса. Москва «Просвещение» 2002г.

11. Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Методические рекомендации. / ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2005. – 42 с.

12. Бобкова Л.Г. Проектирование рабочей программы по учебному предмету. / ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2006. – 36 с.

13. Коваленко М.И., Пекшева А.Г. Справочник учителя 1-11 классов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 192 с.

14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для студентов институтов физкультуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

15. Настольная книга учителя физической культуры: Справ. – метод. пособие / Сост. Б.И. Мишин. – М.: «Издательство АСТ; ООО «Издательство Астрель», 2003. – 626 с.

16. Образовательные программы и методические материалы для реализации третьего дополнительного урока физической культуры /ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2005. – 75 с.

17. Примерные программы по учебному предмету федерального базисного учебного плана «Физическая культура» /ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2005. – 34 с.

Интернет – ресурсы:

 

http://fizkultura-na5.ru/

http://lschool6.edusite.ru/p209aa1.html

http://festival.1september.ru/

http://portal2.edurm.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ Физическая культура КЛАСС 1-4 УЧИТЕЛЬ Клюева Н.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕПРОГРАММА Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. Количество учебных часов из федерального компонента 1-4 класс 3 часа в неделю.ПРОГРАММЫ САМБО ТАК...