Выступление на школьном методическом объединении учителей математики на тему "Современные технологии в работе учителя математики"
статья по алгебре (11 класс)

Мингажова Ямиля Мисбаховна

Школьная программа меняется постоянно, меняются типы экзаменов. Изменения в программах вызваны требованиями жизни, которая меняется. Новая жизнь потребовала новых знаний. Люди должны уметь считать свои налоги, понимать, как распоряжаться своими деньгами и как оценить имущество, т. е. знать математику для повседневной жизни.

 Использование современных технологий на уроках математики делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на школьном методическом объединении учителей математики на тему "Современные технологии в работе   учителя математики"

Школьная программа меняется постоянно, меняются типы экзаменов. Изменения в программах вызваны требованиями жизни, которая меняется. Новая жизнь потребовала новых знаний. Люди должны уметь считать свои налоги, понимать, как распоряжаться своими деньгами и как оценить имущество, т. е. знать математику для повседневной жизни.

  От школы и от учителя требуют не только дать знания, сформировать программные умения и навыки у всех учащихся, но и научить ребят творчески распоряжаться ими. Современный учитель должен владеть технологиями обучения, направленными на активизацию познавательной деятельности школьников. Необходимо найти такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять развитие учащихся, и при этом учитывать возможности каждого ребенка.

  Непрочность базовых знаний – серьезный недостаток современной школьной подготовки. Так как урок остается основной формой в организации образовательного процесса, следует искать такие пути повышения его эффективности, которые бы давали как возможность усвоения учебного материала всем учащимся на базовом уроке, так и возможность творческого развития личности.

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Образовательный стандарт по математике предполагает, что у выпускника школы сформированы учебная исследовательская и личностно-адаптивная компетенции. Формирование названных компетенций должно происходить в результате освоения учеником содержания образования, при этом учителю необходимо использовать такие методы формирования и развития мотивации к изучению математики, как:

эмоциональные - учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений;

познавательные – выполнение творческих заданий;

социальные – создание ситуации взаимопомощи и сотрудничества.

В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Спектр современных образовательных технологий достаточно широк, и выбор каждой из них определяется целью, спецификой содержания, конкретными условиями образовательной среды. Современные образовательные технологии: дифференцированное обучение, информационно-коммуникационные технологии, развивающее и личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, проектное обучение.

        Технология уровней дифференциации.

Современные педагогические технологии должны отвечать требованиям

- гуманности,

- эффективности,

- наукоемкости,

- универсальности,

- интегрированности.

Целью работы любого педагога является повышение уровня обученности учащихся и качества их знаний, осуществление личностного развития учащихся и воспитание адаптированного, коммуникативного, толерантного, умеющего применять свои знания в жизни человека.

Перед учителем встают задачи:

• Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе.

• Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов

выполнения заданий без боязни ошибиться.

• Качественной отработки уровня обязательной подготовки учащихся, а также своевременного выявления и ликвидации возможных пробелов.

• Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.

• Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Среди разнообразных направлений педагогических технологий наиболее универсальным является дифференцированный подход к обучению. Его главная отличительная черта - особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

Технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения направлена на достижение следующей цели: обеспечение адресного построения педагогического процесса (подготовка урока или занятия и его проведение с учетом психологических и психофизических особенностей конкретного класса).

Опирается на принципы:

научности – использование научных данных, фактов, современных достижений в области дифференцированного обучения;

личностно – деятельностный – самостоятельность и активность при разработке уроков и занятий на основе технологии дифференцированного обучения;

природосообразности – ориентация обучения на человеческий фактор.

Достигается средствами:

Внутренняя дифференциация – учет особенностей класса влияющих на эффективность усвоения учебной информации. Особенности учитываются как при подготовке, так и при проведении урока.

Внешняя дифференциация – учет познавательных интересов ( предпрофильное и профильное обучение).

Хочется предостеречь от упрощенного отношения к дифференциации, т.е. деление детей на группы сильных и слабых – это негуманно, поверхностно и противоестественно. При таком делении происходит унижение одних (группа «дураков») и возвышение других (группа «элитных»). Такой объективный подход, т. е. отношение к человеку как к объекту, отождествляет сущность дифференциации с ее следствием.

Сущность дифференцированного обучения и воспитания состоит в оказании психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности, то есть могли эффективно усваивать учебную информацию. Только психологические и психофизические особенности учащихся являются основаниями дифференциации:

- возраст;

- пол;

- внимание;

- способности (учебные, творческие, умственные, специальные, математические);

- типы мышления (образное, логическое, аналитическое, прагматическое, рефлексивное);

- каналы восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический);

-уровни понимания (поверхностное- о чем и о чем + что, более глубокое- о чем + что +как

и о чем + что + как + зачем);

- уровни общего развития,

- психосоматические типы и темпераменты (холерики, сангвиники, меланхолики,

флегматики).

В обучении математике дифференциация имеет особое значение. Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся.

 Различают два вида дифференциации.

   Уровневая дифференциация. в основе которого лежит планирование результатов обучения; выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом.

  Профильная дифференциация предполагает обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объемом сведений.

  К дифференцированному обучению можно подойти постепенно, начиная с 5 класса, в 5-6-х классах наблюдать, изучать психологии детей, эти два года посвятить диагностике результатов обучения, накопить материал для непосредственного включения учащихся в дифференцированную работу. С 7 по 9 класс можно работать  с двумя-тремя группами учащихся дифференцированно. В 10-11 классах можно вести индивидуальную работу с учащимися, поступающими в вузы, и работу с малочисленными группами.

Итак, дифференцированный подход к учащимся – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их типологических особенностей, проявляющееся в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы.

Технология дифференцированного обучения и воспитания эффективна только при

условии интеграции с другими технологиями:

• с технологией личностно-ориентированного обучения (изучение учащихся не ради изучения, а для осознанного подхода к их развитию);

• с технологией проблемного обучения (для разработки проблемного урока, необходимо знать особенности класса);

• с технологией обучения и воспитания без насилия;

• с технологией эффективной речевой деятельности;

• с технологией диалогового обучения и воспитания.

Итак, дифференцированный подход к обучению дает хороший результат, если:

1. Технология используется в системе.

2. Опирается на психологические и психофизические особенности учащихся.

3. Интегрируется с другими технологиями.

  ИКТ-технологии в последние годы все глубже проникают в школьную жизнь, не обходя стороной и математику. Теория вероятностей и математическая статистика – как раз те разделы математики, в которых компьютер может оказать неоценимую помощь ученику и учителю.

Основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно- образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам  и другим источникам).

.

Выделим основные возможности применения информационных технологий в профессиональной деятельности учителя:

создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);

создание мультимедийных презентаций;

создание компьютерных тестовых работ;

использование готовых программных продуктов;

поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке к уроку, внеклассному мероприятию, для самообразования;

создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

обобщение методического опыта в электронном виде.

Однако использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

 Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению 1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);  

2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (энциклопедии, развивающие программы);

5) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление).

 Благодаря наличию обратной связи, при компьютерной форме обучения существенно меняется характер самоконтроля в процессе обучения. Каждый учащийся, отвечая на вопросы или решая учебные задачи, может сравнивать собственные ответы, способы решения задач с правильными ответами, а в случае ошибки прийти с помощью компьютера к верному ответу.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Можно использовать ресурсы:

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

2. Мы и образование http://www.alleng.ru/

 3. Сеть творческих учителей/ Математика http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4460&lib_no=8878&tmpl=lib

4. Информационные технологии в преподавании математики http://www.rusedu.info/Article790.html

5. Фестиваль открытый урок http://festival.1september.ru

Не факт, что использование компьютера на уроке и во внеурочной деятельности даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Однако необходимо использовать все возможности, для того чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, возможность ее применения в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

.

 Использование современных технологий на уроках математики делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном методическом объединении учителей математики на тему "Современные технологии в работе учителя математики"

Выступление  на ШМО учителей математики и информатики на тему "Современныетехнологии в работе учителя математики"...

Выступление на школьном методическом объединении учителей математики на тему "Индивидуальный подход в обучении школьников"

Индивидуальный подход к каждому учащемуся — это один из современных методов повышения качества обучения математике, при котором учитель контролирует знания каждого ребенка и может, в зависимости...

Выступление на школьном методическом объединении учителей математики РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН И ПУТИ  их  решения неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Ко...

Выступление на школьном методическом объединении учителей математики РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН И ПУТИ  их  решения неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Ко...