Материалы по теме самообразования. Обучение составлению текстовых арифметических задач.
методическая разработка
Выступление на методическом объединении учителей, 2016 октябрь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_sostavleniyu_tekstovyh_arifmeticheskih_zadach.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение составлению текстовых арифметических задач.
Наблюдения показывают, что лучшие учителя широко используют как один из приемов обучения решению задач составление задач самими учащимися. Составление задач помогает школьникам лучше осознать жизненнопрактическую значимость задачи (особенно если учитель постоянно ведет работу, направленную на решение и составление реальных, жизненно достоверных задач), глубже понять ее структуру, а также различать задачи различных видов, осознать приемы их решения.
Составление задач проводится параллельно с решением готовых задач. Опыт и наблюдения показывают, что легче всего для учащихся частичное составление задач. С него и следует начать обучение составлению задач.
В готовое условие вставляется одно, а затем и два пропущенных числовых данных. Например: «Ученица заплатила за карандаш 2 р., а за тетрадь ... . Сколько стоит покупка?»
К готовому условию ставятся вопросы. Например: «В тетради 12 страниц. Мальчик исписал 5 страниц. Поставить вопрос к задаче».
Когда учащиеся познакомятся с несколькими видами простых задач, то можно дать задание на постановку разных вопросов к условию (сюда относятся задачи на нахождение суммы и на разностное сравнение).
К вопросу подбирается условие задачи. Например: «Составить задачу с таким вопросом: во сколько раз больше весит ведро с водой, чем пустое ведро?»
Рассмотрим некоторые виды упражнений по составлению и преобразованию задач:
1. Постановка вопроса к данному условию задачи или изменение данного вопроса. Такие упражнения помогают обобщению знаний о связях между данными и искомым, так как при этом дети устанавливают, что можно узнать по определенным данным.
- Составление условия задачи по данному вопросу. При выполнении
таких упражнений учащиеся устанавливают, какие данные надо иметь, чтобы найти искомое, а это так же приводит к обобщению знаний связей между данными и искомым.
- Подбор числовых данных.
- Составление задач по аналогии. Аналогичными называются задачи, имеющие одинаковую математическую структуру. Аналогичные задачи надо составлять после решения данной готовой задачи, предлагая при этом, когда возможно, изменять не только сюжет и числа, но и величины.
- Составление обратных задач. Упражнения в составлении и решении обратных задач помогают усвоению связей между данными и искомым.
- Составление задач по их иллюстрациям. Они помогают детям увидеть
задачу в данной конкретной ситуации.
- Составление задач по данному решению. Предлагая составить задачу, надо сначала проанализировать данное решение задачи. В отдельных случаях целесообразно подсказать детям сюжет или же назвать величины.
Можно предложить следующий алгоритм обучения составлению текстовых задач:
1.Придумай сюжет задачи.
- Назови объекты, о которых будет говориться в задаче.
- Дай количественную характеристику объектам.
- Сформулируй требование задачи.
- Смоделируй текст задачи.
Для полного составления задач учащимся можно предложить самые разнообразные варианты:
Составление задачи по инсценировке. Учитель дает одному ученику 5 тетрадей, другому — 3 тетради и просит положить их в папку. Папку закрывает. «Составьте задачу», — говорит учитель.
Составление задачи по иллюстрациям: по картине, плакату, схеме, чертежу, краткой записи условия. Например, на плакате нарисованы две коробки карандашей. В одной коробке видны 6 карандашей, другая коробка закрыта, под ней написано: на 2 карандаша меньше. По рисунку учащиеся должны составить задачу.
Или, например, дана краткая запись задачи.
За три дня — ... деталей
Составить и решить задачу.
- день — ... деталей
- день — на ... больше
- день — ?
Составление задач по числовым данным: «Составить задачу с числами 8 и 10».
Составление задач по готовому решению: «Составить задачу, которая решалась бы так: 5 ябл.+З ябл.=8 ябл., 8 ябл.: 2=4 ябл.»
Составление задачи по готовому плану.
Составление задач на указанное арифметическое действие: «Составить задачу, которая решалась бы сложением, умножением» и т. д.
Составление задачи определенного вида: «Составить задачу на деление на равные части, на нахождение одной части от числа, на увеличение числа на несколько единиц (в несколько раз)» и т. д.
Составление аналогичных задач: «Составить похожую задачу, но с другими числами и предметами».
Следует стимулировать составление учащимися задач с разнообразными фабулами. Это способствует развитию их воображения, смекалки, инициативы. Очень полезно, когда для составления задач учащиеся привлекают материал, «добываемый» ими во время экскурсий, из справочников, газет, журналов, хронологических таблиц. Очень полезно, когда числовые данные получают сами учащиеся путем измерений, выполнения различных заданий практического характера. Например, учитель может дать задание: записать размеры заготовок для изготовления табурета в столярной мастерской, расход материалов на пошив простыни, наволочки, пододеяльника, блузки и других изделий при различной ширине ткани, расход картона на изготовление того или иного изделия и т. п.
Привлечение числовых данных для составления задач из учебных мастерских будет способствовать осуществлению связи преподавания математики с трудом, будет лучше готовить учащихся к жизни.
Удачно составленные учениками задачи надо хранить, можно составить даже небольшой «задачник» из задач, составленных учениками одного или двух классов, и предлагать их для решения в других классах. Это очень хороший стимул, мера поощрения для составляющих задачи. Да и ученики относятся с большим интересом к решению задач, составленных школьником.
Задание, требующее от учащихся составления задач, может носить и некоторый творческий характер. Например, учитель спрашивает: «Какие данные нужно знать, чтобы определить количество обоев для оклейки стен в твоей комнате? Получи эти данные».
Составление таких задач, которые можно назвать задачами-расчетами или задачами с практическим содержанием, чрезвычайно полезно, именно такие задачи готовят детей к повседневной практической жизни, например: получить данные и рассчитать стоимость завтрака, обеда и ужина для одного человека, для семьи, состоящей из трех, четырех, пяти человек, стоимость одежды ученика, подсчитать стоимость электричества, газа, коммунальных услуг, квартплаты и т. д.
Литература
- Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- Выготский Л. С. Основы дефектологии. Учебник для вузов. – СПб., 2003.
- Логашёва О.В. Обучение решению текстовых арифметических задач в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учебное пособие - Курган, 2009.
- Лебединский В. В. Нарушшшения психического развития в детском возрасте. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика)./ Под ред. Б. П. Пузанова. – М., 2001.
- Перова М. Н. Методика преподавания математике в коррекционной школе. – М., ВЛАДОС, 2005.
- Перова М. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. – М., 1997.
- Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. – М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода
Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода Целью самообразования является анализ теоретических обоснований и разработка ...
Урок математике в 9 классе «Простые текстовые арифметические задачи на нахождение процентов от числа»
Назначение данного урока учить решению простых текстовых арифметических задач на нахождение процентов от числа, закрепить умения находить 1 % или несколько % от числа, отрабатывать вычисли...
Урок математики в 9 классе «Составные текстовые арифметические задачи, требующие нахождения процентов от числа»
Назначение данного урока учить решению составных текстовых арифметических задач на нахождение процентов от числа, закрепить умения решать простые задачи на нахождение % от числа; находить 1 % ил...
Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода
Целью самообразования является анализ теоретических обоснований и разработка методических рекомендаций по составлению и использованию текстовых арифметических задач для формирования ключевых ком...
Материалы по теме самообразования. Учебное пособие «Решение текстовых арифметических задач».
Выступление на педагогическом совете. Презентация. В учебном пособии излагаются основные цели, задачи и принципы методики обучения умственно отсталых школьников решению текст...
Метод моделирования в обучении решению текстовых арифметических задач учащихся начальной школы
Моя статья в сборнике Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников "Дни ...
Обучение младших школьников с ДЦП решению текстовых арифметических задач
Мое выступление на методическом объединении...