Для конкурса "Молодой специалист - 2016"
презентация к уроку по теме

Ооржак Онзагай Май-ооловна

Методический семинар

Эссе "Я - УЧИТЕЛЬ"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ежедневно вселяй в детей радость, оптимизм, наполняй активной деятельностью, прививая потребность мыслить, трудиться, познавать, творить. Ооржак Онзагай Май-ооловна учитель математики МБОУ Чыргакинская СОШ Закончила Тувинский государственный университет, физико-математический факультет

Слайд 2

«Формирование познавательной учебной деятельности на уроках математики с применением технологии развития критического мышления»

Слайд 3

Условия возникновения и становления педагогического опыта Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели. Большую роль при формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий отводится математике. Поскольку, в первую очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как математическая интуиция, логическое и пространственное мышление, комбинаторный стиль мышления, алгоритмическое мышление, владение символическим языком математики, общие математические способности. Одной из современных педагогических технологий, позволяющей формировать УУД, является технология развития критического мышления . Критическое мышление - это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. Технология развития критического мышления позволяет: организовать самостоятельную работу на уроке; вовлечь каждого ученика в учебный процесс; развивать у обучающихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности; повышать уровень самоорганизации обучающихся; овладевать рациональными приемами самообразования; стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность; развивать ключевые компетентности лично значимые для обучающихся умения и навыки.

Слайд 4

Актуальность выбранной темы Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы

Слайд 5

Обоснование проблемы Поиск эффективных способов для создания условий обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся

Слайд 6

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 7

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь обучающимся самим определить направление в изучении темы Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов) Помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Слайд 8

Функции трех фаз технологии развития критического мышления Вызов Мотивационная (пробуждает к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Осмысление Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему развитию информационного поля ) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса )

Слайд 9

Цель методического семинара Демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС

Слайд 10

Виды УУД Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные

Слайд 11

Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Знаково-символические действия: моделирование. Логические универсальные действия: анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Слайд 12

Приёмы, применяемые на различных этапах урока

Слайд 13

Примеры заданий «Классификация» . Данный прием можно использовать на всех этапах (вызова, осмысления и рефлексии). На какие группы можно разделить эти числа? 3 ; 2; 5; 4; 0,1; 7; 6; 2,5; 0,28; 0,112; 92; 3,345. « Перепутанная логическая цепочка». Данный прием можно использовать на этапе вызова и осмысления нового материала. Ученикам предлагается набор фактов, формул, последовательность которых нарушена; необходимо расставить материал в нужном порядке. Можно использовать при изучении теорем, при решении уравнений и задач.

Слайд 14

Примеры заданий «Кластер». Данный прием можно использовать на всех этапах (вызова, осмысления и рефлексии). Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. В центре доски (тетради) записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. Пример: 5 класс. Математика. Тема: «Обыкновенные дроби»

Слайд 15

Примеры заданий Прием «Корзина» идей, понятий, имен... Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения _________ Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья. Вот, например, какие маркировочные таблицы были составлены ребятами на некоторых уроках.

Слайд 16

Задания для групповой работы Задачи для 1 группы: 1. Из 182 станций Московского метро 130 оснащены эскалатором. Какая часть всех станций оснащены эскалатором? 2. Самый короткий перегон между станциями « Выстовочная » и «Международная» 498 метров, что составляет 3/40 от самого длинного перегона. Какова протяженность самого длинного перегона между станциями « Крылатское » и « Строгино »? 3. Коля спустился в метро и ждал поезд 2 мин 15 сек. Каков минимальный интервал между поездами, если он составляет 2/3 времени, которое Коля ждал свой поезд? 4. За сутки Московский метрополитен перевозит в среднем 9000 тыс. пассажиров. В 1935 году пассажироперевозки составляли в среднем 1/50 часть этого количества. Сколько пассажиров в сутки в среднем перевозил Московский метрополитен в 1935 году? Задачи для 2 группы: 1. Из 182 станций Московского метро 64 пересадочные. Какая часть всех станций пересадочные? 2. Коля ехал к бабушке, заблудился и проехал в метро 270 км. Найдите среднюю дальность поездки пассажира в метро, если она составляет 2/45 от расстояния, которое проехал Коля. 3. В 1935 году в Московском метрополитене было всего 58 вагонов, что составляет примерно 1/75 часть их

Слайд 17

Результативность опыта Работа с применением приёмов технологии развития критического мышления дала положительный эффект .

Слайд 18

Результативность опыта

Слайд 19

Портрет выпускника школы креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность Владение эффективными стратегиями мышления, способность быть творцом, компетентным специалистом своего дела определяют необходимость применения технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий по следующим причинам: навыки критического анализа являются неотъемлемыми характеристиками современного выпускника школы

Слайд 20

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Ооржак О.М.,

учитель математики,

МБОУ Чыргакинской СОШ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

«Формирование познавательной учебной деятельности на уроках математики с применением технологии развития критического мышления»

Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности. (Слайд 2)

 (Слайд 3) Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели.

Большую роль при формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий отводится математике. Поскольку, в первую очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как математическая интуиция, логическое и пространственное мышление, комбинаторный стиль мышления, алгоритмическое мышление, владение символическим языком математики, общие математические способности. Одной из современных педагогических технологий, позволяющей формировать УУД, является технология развития критического мышления .

Критическое мышление - это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик  улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

Технология развития критического мышления позволяет: 

  • организовать самостоятельную работу на уроке;
  • вовлечь каждого ученика в учебный процесс;
  • развивать у обучающихся положительное отношение к интеллектуальной творческой
  • деятельности;
  • повышать уровень самоорганизации обучающихся;
  • овладевать рациональными приемами самообразования;
  • стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность;
  • развивать ключевые компетентности лично значимые для обучающихся умения и навыки.(Слайд 3)

 (Слайд 4) Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становления педагогического опыта:

  • внедрение новых ФГОС;
  • курсовая подготовка;
  • изучение опыта коллег;
  • изучение литературы по теме;
  • мониторинг собственного опыта.

Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы.

  (Слайд 5)   Изучая массовый  опыт, сделала вывод, что в педагогической теории и практике еще не накоплен достаточный материал по использованию технологии развития критического мышления как средства для формирования познавательной  деятельности   обучающихся в учебно - воспитательном процессе.

   Отсюда и возникло противоречие: с одной стороны - необходимость создания условий для целенаправленного формирования познавательной деятельности обучающихся на современном этапе; с другой - отсутствие эффективных способов достижения результатов, по формированию познавательной деятельности обучающихся.

Данное противоречие определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать проблему, заключающуюся в поиске эффективных способов для создания условий, обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся.

    (Слайд 6)  Поиск эффективных  способов по данной проблеме привёл к решению внедрения в мою педагогическую практику технологии развития критического мышления.

   Достоинством технологии развития критического мышления является создание такой атмосферы учения, при которой обучающиеся совместно с  учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

В основе ТРКМ – трехфазная структура урока:

  • вызов;
  • осмысление;
  • рефлексия.

Считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить.

(Слайд 7) Задачи фазы вызова -  пробуждение интереса к предмету.

Задачи фазы реализации смысла – осмысление материала во времени работы над ним.

Задачи фазы рефлексии – обобщение материала, подведение итогов.

(Слайд 8) Функции трех фаз технологии развития критического мышления.

(Слайд  9) Цель методического семинара.

Цель: Демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС

(Слайд 10) Хочу заметить, что  мой педагогический опыт разрабатывался в русле требований ФГОС ООО по формированию познавательных УУД.

(Слайд  11) Познавательные УУД.

(Слайд 12)  Для активизации познавательной деятельности  учеников  использую приёмы ТРКМ, применяемые на различных этапах урока.

(Слайд 13) «Классификация». Перед классом демонстрируются некоторые предметы, обучающимся предлагается разделить их на группы, учитывая существенные сходства и различия между этими предметами. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот приём способствует развитию внимания и логического мышления, имеет познавательное значение.

«Перепутанные логические цепочки». Перед классом демонстрируются события (объекты) в заведомо нарушенной последовательности. Обучающимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления.

 (Слайд 14) «Кластер». Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Самое важное – выделение центра – чаще всего это наименование темы, от него отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них могут отходить соответствующие термины, понятия. Благодаря кластеру, можно охватить большое количество информации. Это прием позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

(Слайд  15) «Корзина» идей, понятий, имен...

       Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

(Слайд 15)  «Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)»

(Слайд 16) Наиболее продуктивной на уроках информатики считаю групповую работу. Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал.

(Слайды 17, 18) Анализируя результаты своей работы,  утверждаю,  что  на  уроках  информатики  очень  актуально применение  технология развития   критического  мышления.   Приёмы  ТРКМ  позволяют  сделать  урок  более  продуктивным,  помогают  ученикам  сформировать  собственную  позицию, стимулируют мыслительную деятельность и развивают    познавательную активность, повышают уровень  самоорганизации обучающихся. Совместно с психологом были проведены исследования уровня учебной деятельности, мотивации, уровня мыслительной деятельности обучающихся с 4 класса по 6 класс. На графиках вы видите положительную динамику по всем результатам.

(Слайд 19)   Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС ООО, внедряя и реализовывая на практике современные технологии по формированию познавательной деятельности обучающихся, мы увидим своих выпускников креативно и критически мыслящими, активно и целенаправленно познающими мир, осознающими ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированными на образование и самообразование в течение всей своей жизни.



Предварительный просмотр:

Эссе «Я - учитель»

Учитель похож на солнце,

своими лучами он освещает

 дорогу к прекрасному и согревает

детские души теплом.

Наступило первое сентября 2015 года. Это был первый сентябрь, когда я шла в школу не только учиться, но и учить. Впервые я встретила столько любопытных взглядов, направленных на меня. Было непривычно и радостно впервые за долгое время находиться среди такого количества учеников. Нарядные дети и учителя, главным украшением которых стала улыбка, а лучшим подарком на празднике – теплые слова, которыми они приветствовали друг друга. Именно тогда я подумала: «Как же это здорово, снова вернуться в школу!». Поначалу было даже немного страшно, ведь на уроке на меня пристально смотрели два десятка учеников. Казалось, будто бы они проверяют меня на прочность. Но со временем я поняла, что не стоит бояться любопытных взглядов и каверзных вопросов, ведь пока в глазах ребят горит огонек, пока их взгляды направлены на меня, я – хозяйка положения, в самом хорошем смысле. Ведь именно я могу пригласить их в новый мир знаний, помочь совершить маленькие, но не менее значимые от этого открытия.

Почему я стала учителем математики? Отвечая самой себе на этот вопрос, я вспоминаю свои школьные годы. Наверное, многие из нас, выбирая будущую свою профессию, ориентируются на тех людей, которые нас окружают, чей опыт и умения вызывают в нас восхищение. Таким человеком для меня стал мой учитель математики – Ооржак Сенденмаа Суур-ооловна. И пусть это звучит высокопарно, но именно она сумела привить интерес и любовь к математике. Поэтому я и поступила на физико-математический факультет университета, где меня ожидало еще одно открытие: можно не только интересно преподавать математику, но и очень увлекательно учить преподавать этот предмет. На кафедре алгебры и геометрии, студенткой которой я являлась, работает Троякова Галина Александровна – человек широкой души. Мы, студенты, были для нее именно детьми, маленькими и неразумными. Глядя на нее, я поняла, как это важно не только учить, но и воспитывать своих учеников, взращивать и поддерживать интерес к своему предмету. Наверное, я могу сказать, что этот человек стал для меня кумиром.

В своей работе я стараюсь равняться на моих наставников и коллег – учителей с большой буквы… Сегодняшние ученики – это будущее России, поэтому какой наша страна будет завтра, зависит в первую очередь от того, какое образование и воспитание получат дети сегодня. От того, как я учу своих школьников, какие качества развиваю и что воспитываю в них, зависит их дальнейшая судьба. Мне очень понравились слова Президента Российской Федерации: «Чуткие, внимательные, восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы».

«Дети – цветы нашей жизни», но их так сложно вырастить таким, чтобы потом ими можно было гордиться. И потому школа, как большая дружная семья, должна помогать родителям взращивать в детях все самое лучшее. Начав работать в школе, я поняла, что особое место в школьной жизни занимает личность учителя. Я верю, что учитель должен проживать вместе со школьником каждый момент его жизни. Как это важно вовремя заметить, что ребенок нуждается во внимании и поддержке. Моя задача – продолжить развитие таланта одаренного ребенка и поддержать искру интереса к предмету ү того, кто испытывает трудности в обучении. Наверное, одной из особенностей хорошего учителя является умение найти общий язык со своими учениками. Ведь мы, учителя, должны не только учить, но и воспитывать.

С первого сентября я стала классным руководителем пятого класса. Какими большими удивленными глазами мы смотрели друг на друга: они на новую учительницу, а я на свой класс. Поначалу мы опасливо относились друг к другу. Теперь же, спустя несколько месяцев, я смело могу сказать, что это мои родные. За прошедшее время было много разговоров по душам с каждым из них, много нового и интересного мы открыли друг для друга, проводя вместе не только уроки, но и праздники, экскурсии, внеклассные мероприятия. Сиав учителем и классным руководителем, я поняла, как это сложно и важно, найти тот самый ключик к ранимой детской душе и сохранить его, не потерять.

Ооржак Онзагай Май-ооловна – учитель математики МБОУ Чыргакинской СОШ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с молодыми специалистами на 2015-2016 учебный год

Организационные вопросыпланирование и организация работы по предметупланирование и организация воспитательной работыработа со школьной документациейработа по самообразованиюконтроль за деятельностью м...

VI Международный Конгресс учителей физической культуры и специалистов, пропагандирующих здоровый образ жизни "ГТО в школу". 23 - 26 июня 2016 РФ Республика Карелия, г. Петрозаводск

В данной презентации даётся краткий отчёт об очередном  Международном конгрессе учителей физической культуры и специалистов, пропагандирующих здоровый образ жизни. Организаторы конгресса - Минист...

ПЛАН РАБОТЫ «ШКОЛЫ НАЧИНАЮЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА» 2016-2017 учебный год

Целью работы "Школы начинающего специалиста" является повышение профессиональной компетентности молодых педагогов, мастеров производственного обучения, их успешная адаптация к работе в учебном заведен...

ПОЛОЖЕНИЕ "Школа начинающего специалиста" (ШНС) 2016-2017 учебный год

Основными задачами Школы начинающего специалиста являются:- Оказание методической помощи в становлении молодого специалиста как Профессионала;- Обеспечение профессионального роста молодых специалистов...

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – НАСТАВНИКА С НАЧИНАЮЩИМ СПЕЦИАЛИСТОМ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Наставничество как форма профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога занимает среди этих форм обособленную позицию. Дело в том, что эта деятельность включает в себя все вышепереч...

Выступление на педагогическом совете (результативность методического объединения специалистов МО (2016 год)

Выступление на педагогическом совете (результативность методического объединения специалистов МО (2016 год)...

Расширение профессиональных и социальных компетенций специалистов технического творчества УДОД РБ в рамках ФЦПРО 2016 - 20

Задача 3 «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей»...