Термины и понятия в логопедии
материал на тему

Сачко Светлана Сергеевна

Термины и понятия в логопедии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon terminy_i_ponyatiya_v_logopedii.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедия — наука, изучающая людей с речевыми нарушениями, разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними.

Артикуляционный аппарат — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Речевой аппарат — система органов, принимающих участие в образовании звуков речи; в этой системе различают периферический и центральный отделы. В состав периферического отдела речевого аппарата  входят органы голосообразования, дыхания, артикуляции, а также относящиеся к ним чувствительные центры. Центральный отдел речевого аппарата находится в головном мозге и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо–физиологическими дефектами речевого аппарата.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. Различают: моторная афазия (утрата способности произвольной речи без нарушения артикуляции); сенсорная афазия (утрата способности понимания речи).

Нарушение голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Истерический мутизм – это внезапная и полная потеря голоса при невозможности реализации даже шепотной речи.

Афония – отсутствие звучного голоса при  наличии шепотной речи.

Голосовые складки смыкаются не полностью.

Дисфония – частичное расстройство, нарушение голоса проявляющиеся в расстройствах основных акустических характеристик: высоты, силы и тембра.

Фонастения (слабый голос) – нарушения голоса выражающееся в быстрой утомляемости, прерывании, осечках. Неприятные субъективные ощущения. Является профессиональным заболеванием.

Патологическая мутация – нарушение акустической характеристики голоса.

Нарушение резонанса появляется в виде гипо (аденоиды, полипы, искривление носовой перегородки) и гиперназальности (ринолалия).

Нарушения высоты голоса монотонный, тремолирующий, немодулированный, низкий, фальцет.

Нарушения тембра голоса хриплый, грубый, гортанно-резкий, глухой, металлический, диплофония, «квакающий», писклявый, назалированный.

Нарушения силы голоса афония, слабый, иссякающий, слишком громкий.

Темп речи — это одно из выразительных средств устной речи, которое зависит от 2-х параметров: от быстроты произнесения следующих друг за другом речевых звуков и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.

Брадилалия – это патологически замедленный темп речи.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Баттаризм (парафазия) – это неправильное формирование фразы в следствии нарушения речевого внимания, темпа речи.

Полтерн (спотыкание) – это патологически ускоренная речь, прерывистость темпа несудорожного характера (запинки, спотыкание, необоснованные паузы).

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи  нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) речи.

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия — это частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам во время чтения (пропуски букв, слогов, слов и замены перестановки их, пропуски предлогов, союзов, замещение слов одного другим, пропуски строчек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочные материалы для подготовки к ГИА по литературе в 9 классе (литературоведческие термины и понятия в соответствии с требованиями кодификатора)

Данный материал позволяет качественно подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по литературе, включает в себя все необходимые для этого литературоведческие понятия и термины....

Диагностика словаря исторических терминов и понятий на уроках истории в 7-м классе в коррекционной школе VIII вида.

Недостатки речи сопутствующие основному дефекту у детей с нарушением интеллекта привлекли к себе внимание многих исследователей и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного разв...

«Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные термины и понятия».

Урок изучения нового материала, в котором нужно достичь следующих целей познакомить учащихся с краткой историей генетики, предметом этой науки – наследственностью и изменчивостью; начать формиров...

Дистанционная форма обучения.Основные термины и понятия по теме Энергетическое обеспечение клетки

Данные термины являются основными при изучении темы : "Обмен веществ и энергии в клетке"....

Дистанционное обучение. Генетика. Термины и понятия.

Раскрытие сущности основных понятий генетики....

Диктант по терминам и понятиям 1,2.

Раздел 1. Общество и человек. (Диктант 1.)Раздел 1. Экономическая сфера жизни общества. (Диктант 2.)...

Словарь специальных терминов и понятий

Словарь составлен для учителей коррекционных школ, будет полезен при написании характеристик на учащихся....