Словарь специальных терминов и понятий
статья на тему
Словарь составлен для учителей коррекционных школ, будет полезен при написании характеристик на учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar_terminov_i_ponyatiy.docx | 63.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарь терминов и понятий
Подготовила: Мамедова Татьяна Викторовна
Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Внимание - динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, нужного для выполнения определенного акта деятельности или общения. Проявляется в избирательном отражении объектов соответственно потребностям субъекта и целям и задачам его деятельности. К числу основных характеристик внимания, определяемых экспериментально, относятся:
1) избирательность - связана с возможностью успешной настройки на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;
2) объем (широта, распределение внимания) - определяется количеством «одновременно» отчетливо воспринимаемых объектов;
3) распределение - характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий);
4) концентрация (интенсивность, уровень внимания) - выражается в степени сосредоточения на объекте;
5) устойчивость - определяется длительностью концентрации внимания на объекте;
6) переключаемость (скорость переключения) - динамическая характеристика внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому;
Выделяются три вида внимания:
1) внимание непроизвольное - самое простое и генетически исходное; представлено рефлексом ориентировочным, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей;
2) внимание произвольное - обусловленное постановкой сознательной цели;
3) внимание послепроизвольное.
Воля - сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно. Способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий. Благодаря ей человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою деятельность психическую и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположные: Итак, воля направляет или сдерживает действия человека, а также организует деятельность психическую, исходя из наличных задач и требований.
Для появления волевой регуляции нужны определенные условия - наличие препятствий и преград. Воля тогда и проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние - время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей и прочее; препятствия внутренние - отношения и установки, болезненные состояния, усталость и пр.
Закрепленные волевые свойства обозначаются специальными терминами, такими как целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность, мужество, настойчивость. Нужное волевое свойство можно сформировать и проявить далеко не при всех обстоятельствах.
Восприятие - целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования - посредством активных действий - субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку во внешнем мире. Будучи необходимым этапом познания, всегда в некоей мере связано с мышлением, памятью, вниманием. Высокая избирательность и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче. Первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, которое затем сменяется более определенным и детальным восприятием. Восприятие - познание качества целого, а не его отдельных свойств; не пассивное копирование мгновенного воздействия, но живой, творческий процесс познания.
Выделяют:
- зрительное восприятие,
- слуховое восприятие.
Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция.
Задержка психического развития – под этим терминомподразумеваются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и др.), задержка темпа может иметь обратимый характер.
Деменция — приобретенная форма слабоумия — слабоумие как следствие недоразвития или атрофии высших психических функций. Связана с ослаблением способностей интеллектуальных, эмоциональным обеднением, затруднением использования прошлого опыта. Различаются различные виды деменции.
Деменция глобальная — при коей нарушаются все виды психической деятельности, теряется критичность, происходит деградация личности.
Деменция очаговая, при коей личность в основном не меняется, критичность сохраняется, но снижается уровень памяти и интеллектуальных способностей.
Деменция первичная — недоразвитость интеллекта от наследственной болезни, врожденных повреждающих факторов или лишений раннего периода развития ребенка.
Деменция вторичная — следствие атрофии функций психических из-за отсутствия упражнения, эмоционального подкрепления, или от воздействия постоянных повреждающих факторов — социальных, возрастных, лекарственных, болезненных. В зависимости от характера повреждающих и дегенерирующих факторов различаются деменция сенильная (старческая), алкогольная, эпилептическая, посттравматическая и пр.
Коррекция - исправление некоторых недостатков, неправильностей, не требующее коренных изменений корректируемого процесса или явления.
Психологическая коррекция(психокоррекция) - понимается как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые имеют отклонения от общепринятых стандартов развития личности, характерных для каждой возрастнойкатегории. Сюда же можно отнести и психотерапию.
Олигофрения— форма умственной отсталости, характерезующаяся:
1) тотальностью — недоразвитыми оказываются все нервно-психические процессы;
2) иерархичностью психологического дефекта — в большей степени наблюдаются нарушения подвижности внутренних процессов в интеллектуальной и речевой сфере, в меньше степени — в сенсомоторной сфере.
Ощущение - построение образов отдельных свойств предметов внешнего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. Ощущения - действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражений в факты сознания - в информацию. Обеспечивают непосредственную связь сознания с внешней средой, отражают свойства предметов объективного мира.
Классификация ощущений может проводиться по разным основаниям. Можно выделить ощущения зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и пр. Возможна более дробная классификация - например, зрительные ощущения разделить напространственные и цветовые.
Память - процессы когнитивные - процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
В самой простой форме память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов; в более сложной форме - как воспроизведение в представлении предметов, не данных в восприятии актуально. Узнавание и воспроизведение бывают произвольными и непроизвольными.
Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания - существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент.
В памяти выделяются три взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение.
В зависимости от установки на длительность сохранения информации выделяются: 1) память сенсорная - где хранение длится не более 1.5с.; 2) память кратковременная - со временем хранения не более 30 с.; 3) память долговременная - позволяющая хранить материал постоянно.
По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на память когнитивную, эмоциональную и личностную.
По модальности сохраняемых образов - память словесно-логическая и образная.
Обычно уровень их развития у индивида неодинаков, и это позволяет говорить о преобладании одного из типов памяти.
Среди характеристик памяти выделяются такие природные свойства, как:
1) скорость запоминания - количество повторений, нужное для удержания информации в памяти;
2) объем запоминания;
3) скорость забывания - время, в течение коего запомнившееся хранится в памяти;
4) длительность сохранения;
5) точность.
Память - не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания.
Реабилитация - в медицине - восстановление нормальной жизнедеятельности и трудоспособности больных или инвалидов, достигаемое различными методами лечения и применением иных специальных мер.
Психическая реабилитация - система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших травму психическую в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и пр.
В основе реабилитации психической лежит представление о болезни как разрушительном процессе в организме, характерном не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменением его личности, сдвигами в эмоциональной сфере. Возвращение к здоровью предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревоги о возможности ухудшения состояния и рецидива болезни и пр.
Речь - исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, - посредством языковых конструкций, создаваемых на базе определенных правил.
Делится на речь устную и речь письменную.
Различные виды речи строятся по специфическим закономерностям: так, речь разговорная допускает значительные отклонения от грамматической системы языка; особое место занимает логическая и тем более художественная речь.
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она - важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Главные функции, выполняемые самооценкой:
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека - степенью трудности целей, кои он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным - возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и пр. Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностей и достижений индивида.
Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего - системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности - в семье, дошкольных учреждениях, школе, в трудовых коллективах и прочих. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания - целенаправленного формирования личности. Воспитание - ведущее и определяющее начало социализации. В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В рамках социализации происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.
Эмоции - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. В теории деятельности определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву, являются одним из главных регуляторов деятельности. Если с позиции мотива деятельность успешна, возникают положительные эмоции; если неуспешна - отрицательные. В условиях экстремальных, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты. При эмоциях происходят изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, системы сердечно-сосудистой, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры и пр. Эмоции человека относятся к процессам внутренней регуляции поведения.
Краткий словарь специальных понятий и терминов.
Автоматизация – превращение сознательных действий при многократномих повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания).
Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в последовательном, постепенном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Авторитарный - характеристика человека, использующего, в основном, методы давления (приказы, распоряжения) на других людей.
Агнозия – нарушение процесса узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга. Может быть зрительная, осязательная, пальцевая, пространственная, слуховая.
Аграмматизм – нарушение психофизических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» речи и пр.; возникает в связи с афазией или алалией.
Аграфия -(a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.
Адаптация – приспособление человека к условиям существования. Бывает биологическая, психологическая, социальная.
Адекватный -то есть соответствующий чему-то.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является поражение речевых областей полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
Алалия – моторная (недоразвитие активной речи) - сенсорная (недоразвитие понимания речи) - сенсомоторная: лечение – логопед + медикаментозное + физиотерапия
Алалия моторная – недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина- поражение коркового конца речедвигательного анализатора.
Алалия сенсорная - недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора и его проводящих путей.
Алексия – нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры головного мозга, или неспособность к овладению процессом чтения.А. -полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
Амнезия -(a-mneme-нет памяти; лат.) нарушение памяти.
Анализ и синтез - противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.
Анализатор слуховой – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ звуковых раздражителей и формирующий слуховые ощущения и образы.
Анамнез – совокупность сведений от родителей и лиц, воспитывающих ребенка, о его развитии на всех этапах, включая беременность его матери и роды, и о течении его заболеваний. Сбор анамнеза является важной частью комплексного обследования ребенка. А. используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.
Анартрия - тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.
Аномалия - отклонение от нормы в структуре и (или) функции организма в целом или его частей; А. может быть врожденной и приобретенной.
Аномальные дети - дети, имеющие отклонения от нормального психического или (и) физического развития и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания; основные группы А. д. 1) умственно отсталые дети, 2) дети с задержкой психического развития, 3) дети с нарушениями речи, 4) дети с нарушениями слуха (глухие, позднооглохшие, слабослышащие, 5) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 7) дети с нарушениями поведения, 8) дети с нарушениями эмоционального развития, 9) дети с комплексными дефектами.
Артикуляционные навыки – усвоение артикуляционной базы данного звука.
Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков (голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек, нижней челюсти и др.)
Артикуляционная гимнастика - система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
Артикуляция – совместная работа речевых органов, необходимая для произношения звуков речи.
Астенический синдром – состояние, часто встречающееся при психических заболеваниях. Характеризуется общей слабостью, повышенной истощаемостью и раздражительностью. При А.с. нарушается внимание, память, ослабляется или утрачивается способность к продолжительному умственному и физическому напряжению.
Асфиксия - удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях.
Аутизм –болезненное состояние психики, характеризующееся нарушением контактов человека и уходом от реального внешнего мира, погружение в мир личных переживаний.
Аудиторный шок -или сценический страх - состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате чего люди испытывают затруднения в речи с окружающими.
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением доминантного полушария коры головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи. – трудности при назывании предметов, особенно при вспоминании городов, улиц; отсутствует понимание пословиц, поговорок, крылатых слов; трудности в понимании читаемого текста; затруднено согласование глаг.и существ. в роде и числе; нарушение счета.
Афония - отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; причина- несмыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха; А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.
Аффект -бурная эмоциональная вспышка. Сопровождается утратой контроля.
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Барьеры общения -психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.
Баттаризм -нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются. В-В-В
Вербальный – словесный, выраженный речевыми средствами.
Визуальный- воспринимаемый или производимый посредством зрения.
Визуальное общение - зрительный контакт.
Нарушениявнимания – патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности; выделяют следующие виды нарушений: сужение объема внимания, когда человек одновременно может воспринимать только небольшое количество объектов; неустойчивость внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.
Воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.
Восприятие - психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В.
Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.
Гаммацизм- недостаток произношения звука [ Г ].
Гемипарез - парез мышц одной половины тела.
Гемиплегия - паралич мышц одной половины тела.
Гемитония - повышенный мышечный тонус одной половины тела.
Гидроцефалия - избыточное накопление спинномозговой жидкости в полости черепа.
Гиперкинез - автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.
Гипертрофия - увеличение объема органа(или ткани) вследствие увеличения размеров составляющих его клеток.
Гипоксия - кислородное голодание организма.
Голос - совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата; Г. является одним из компонентов речи, вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова) и контролируется корой головного мозга.
Грассирование - 1) произношение французского, т.е. увулярного недрожащего [р]; 2) усиленное, раскатистое произношение русского звука [р].
Двигательные нарушения – нарушения движений, которые могут проявляться ограничением объема и силы движений, нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных избыточных движений.
Двуязычие - одинаково совершенное владение двумя языками.
Дебильность - легкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью возможностей обучения, сниженной социальной адаптацией.
Деменция - приобретенное слабоумие; стойкое оскудение и уплощение психической деятельности, характеризующееся ослаблением познавательных процессов, обеднением эмоций и нарушением поведения.
Дети с нарушениями речи - дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Дети с отклонениями в развитии - см. Аномальные дети.
Дефект - недостаток к.-л. органа, выпадение какой-нибудь физиологической или психической функции.
Дефектолог - специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.
Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.
Дефекты звукопроизношения - см. Дизартрия, Дислалия, Ринолалия.
Дефекты речи - см. Нарушенияречи.
Дауна Болезнь - хромосомная болезнь, обусловленная трисомией по 21-й паре хромосом; проявляется олигофренией, мышечной гипотонией, недостаточностью эндокринных желез (особенно щитовидной) и своеобразным внешним видом больного: недоразвитием черепа, плоским затылком, косым расположением глаз, широкой уплощенной переносицей, полуоткрытым ртом, деформированными ушами, короткими пальцами.
Диагноз - медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании; выражается в терминах, обозначающих названия болезней, их формы, варианты течения и т.п. Это краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушения развития) на основании всестороннего исследования больного.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.Нарушается звукопроизношение: искаженное, часто с носовым произношением; нарушение просодики – темпа, ритма, модуляции, интонации; нарушено восприятие фонем и их различение; нечеткая, смазанная речь; нарушен грамматический строй речи; ДЦП всегда сопровождается дизартрией; нарушение психических функций (внимания, памяти, мышления); нарушена познавательная деятельность; ослаблена познавательная деятельность.
Дикция -- (dictio-произнесение; латин.) отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.
Диплегия - двусторонний паралич одноименных частей тела (напр., обеих ног).
Дисграфия - (dis-grapho-плохо пишу; латин.) частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Дислалия– нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. У детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи.
- Органическая (механическая)– при дефектах органов артикуляции)
- Функциональная– нет органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.
Дислексия - частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Это нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного.
Дисфония - (dis-phone-расстройство голоса; греч.)расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным - хриплым, слабым, вибрирующим и т. п.; Д. возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.
Дифференциация звуков – этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от других звуков речи.
Дыхание речевое – дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания.
ДЦП - см.Детский церебральныйпаралич .
Задержка речевого развития - нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе.
Задержка психического развития - временное отсутствие развития психики в целом или отдельных ее функций. Это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.
Заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Этонарушение плавного течения речи судорожными запинками.
Заикание неврозоподобное - заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; наблюдается при шизофрении, эпилепсии, разных видах олигофрении, чаще всего вызываются органическим поражением центральной нервной системы; термин «З.Н.» часто используют как синоним термина «Заикание органическое».
Заикание невротическое - заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов; термин «З.н.» часто употребляют как синоним термина «Заикание функциональное».
Замены звуков - дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы.
Запоминание - психический процесс запечатления информации в памяти (различают: произвольное и непроизвольное).
Защитные механизмы -совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм.
Зеркальная речь - произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова.
Зеркальное письмо - 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.
Имбецильность - средняя степень олигофрении, занимающая промежуточное положение между идиотией и дебильностью, характеризующаяся замедленным и непоследовательным мышлением, ограниченным словарным запасом, возможностью усвоения лишь элементарных навыков.
Инсульт - вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы.
Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития – направление в специальной педагогике, совместное обучение в образовательных учреждениях детей с различными нарушениями психофизического развития и их нормально развивающихся сверстников.
Интеллект - совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения.
Интроверсия - направленность человека на свой внутренний мир.
Инфантилизм - патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту.
Иррациональный -фантастический, надуманный.
Итерация - несудорожные запинки, повторы в речи.
Каппацизм -- недостаток произношения звука [ К ].
Картавость - нарушение произношения звуков Р и Л.
Клаустрофобия - страх перед ограниченным пространством.
Клоническая судорога - судорога в виде следующих друг за другом коротких сокращений мышц, чередующихся с их расслаблением.
Коммуникация - (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми.
Компенсация – возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
Коррекционная педагогика - см. Дефектология.
Коррекция - исправление к-л. недостатков; напр., К. зрения, К. движений, К. речи.
Коррекция нарушения - система психолого-медико-социальных мер, направленная на исправление или преодоление недостатков психофизического развития ребенка.
Коррекционное обучение – особый вид обучения, цель которого полное или частичное преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии и обеспечивающий их потребности в личном росте и социализации.
Коррекция произношения - исправление недостатков произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм.
Коррекционно-воспитательная работа – система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического или физического развития детей и на их адаптацию в обществе.
Косноязычие - см. Дислалия.
Ламбдацизм- неправильное произношение звука [Л]. Распространённый недостаток речи.
Леворукость - врожденное или вынужденное преимущ. пользование левой рукой при выполнении целенаправленных действий.
Лексика - вся совокупность слов, входящих в состав к.-л. языка или диалекта.
Лексикон -словарный запас.
Лексико-грамматический - характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.
Лексико-морфологический - относящийся к морфологии словообразования.
Логоневроз - невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (заикание невротическое).
Логическая пауза - пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.
Логическое ударение - выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.
Логопед - коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.
Логопедия – наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними.
Логофобия -- (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.
Медико-педагогическая комиссия - специальное учреждение, проводящее комплексное медико-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения; в М.-п. к. работают специалисты различного профиля: врачи, педагоги, психологи.
Межзубная шепелявость - нарушение главным образом звуков [с], [з], [ц]; возникает при отсутствии прикуса во время артикуляции, когда нижняя челюсть опускается книзу, и язык высовывается между зубами, вместо острого звука получается мягкий шум между языком и верхними резцами.
Мимика- совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то.
Модуляция голоса - изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности; при снижении слуха М.г. нарушается, что делает речь монотонной.
Монолог - устное или письменное высказывание одного человека. Монолог - значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение.
Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане важно выделять общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику.
Мутизм - отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д.
Навык - автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
Нарушение зрительного образа буквы - смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо.
Нарушение зрительного образа слова - нарушение буквенного состава слова.
Нарушение структуры слова - упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов.
Нарушение чтения и письма - резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.
Небная расщелина - аномалия развития: полное или частичное незаращивание тканей неба, в результате, чего по средней линии имеется сообщение между ротовой и носовой полостями; приводит к нарушению сосания, глотания, а в дальнейшем и речи.
Небо мягкое - задняя подвижная часть неба; во время глотания, жевания и речи происходит различные движения мягкого неба.
Небо твердое - часть неба, имеющая костную основу, покрытую сверху и снизу слизистой оболочкой.
Невербальные средства общения - жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения.
Неврозы – группа заболеваний нервной системы, характеризующихся функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. К Н. относят неврастению, невроз страха, истерические реакции, невроз навязчивых состояний.
Недоразвитие речи – качественно низкий (по сравнению с возрастной нормой) уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Нистагм - непроизвольные ритмичные судорожные движения глазных яблок.
Обратная связь - процесс получения информации о состоянии партнёра по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.
Обтуратор – приспособление в форме пластины для закрытия дефектов твердого и мягкого неба.
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Это отставание в развитии всех сторон речи: грамматической, лексической, произносительной, скудный словарный запас и пр.
Олигофрения - стойкое психическое недоразвитие, обусловленное органической недостаточностью головного мозга, возникшей на ранних этапах онтогенеза - во внутриутробном периоде, во время родов или на первом году жизни; наиболее распространенная клиническая форма умственной отсталости.
Олигофренопедагог - педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание умственно отсталых детей.
Онтогенез - совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.
Оппонент - противник в споре.
Органы артикуляции - губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
Органы речи - различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи.
Орфография - система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.
Паралич - выпадение функции к.-л. мышцы или конечности вследствие нарушения иннервации.
Патология - наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.
Постановка звука - создание при помощи специальных приемов новой связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно - кинестетическими (самостоятельное восприятие звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса - первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением различных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики.
Первичный дефект – нарушение, непосредственно вытекающее из биологического характера болезни (нарушение зрения, речи или слуха при поражении анализаторов).
Постнатальный – период после рождения ребенка.
Пренатальный– период до рождения ребенка.
Прикус - взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.
Психика - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятие, мышление, внимание и др.).
Психомоторика – индивидуальные, конституционные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательных реакций человека.
Расщелина губы - врожденная аномалия строения губ (обычно верхней), возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; часто сопровождается расщелиной неба; может быть односторонней и двусторонней; является причиной органической дислалии.
Реабилитация – восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.
Рефлексия - размышление, полное сомнений, противоречий. Способность посмотреть на себя со стороны. Анализ своего психического состояния.
Реципиент - пользователь информации.
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Нарушения речи - отклонения от нормы, принятой в данной речевой среде.
Речевой аппарат - система органов, принимающих участие в образовании звуков речи: органы дыхания, голосообразования, артикуляции, чувствительные и двигательные центры головного мозга. Различают периферический и центральный отделы Р.а.
Ринолалия - (rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) вид органической дислалии, расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого неба или расстройства функции мягкого неба.
Ринофония – носовой оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи.
Ритмика - cистема физических упражнений, построенных на основе связи движения с музыкой.
Ритм речи - последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.
Риторика - теория и мастерство гармоничной речи.
Ротацизм - часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ].
Саливация - обильное слюноотделение.
Сензитивные периоды развития функций – периоды жизни ребенка, в которые наиболее интенсивно, сильно и гармонично развивается та или иная психическая функция. С этими же периодами связана и наиболее оптимальная коррекция тех дефицитарных функций, которые формируются в данный отрезок времени.
Сигматизм - недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]
Скандированная речь - речь по слогам, нарушение ритма речи.
Словарь пассивный - запас понимаемых слов.
Словарь активный - наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.
Смешение звуков - недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки - «шанки»). С.з. - признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.
Сопряженная речь - совместное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз.
Спонтанная речь - непроизвольная.
Судороги – непроизвольные сокращения отдельных или целых групп мышц, возникающие внезапно и проявляющиеся длительно или приступообразно.
Судороги клонические - быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.
Судороги тонические - продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.
Сурдопедагогика - наука об изучении, воспитании и обучении лиц с нарушением слуха.
Тахилалия - нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа, при полном сохранении остальных компонентов фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя.
Тембр - индивидуальная окраска голоса.
Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление.
Уздечка - подьязычная связка. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ]. Нет необходимости хирургического вмешательства, так как есть специальные упражнения для растягивания уздечки.
Уздечка короткая - врожденный дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Это обычно служит причиной механической дислалии.
Уранопластика - оперативное закрытие щели твердого неба.
Ураностафилопластика - оперативное закрытие щели твердого и мягкого неба вместе.
Фобия речи - навязчивый страх речи. Нередко наблюдается при заикании.
Фонастения - нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. При Ф. наблюдаются: быстрая утомляемость и прерывание («осечки») голоса, неприятные ощущения в горле при пении и разговоре (царапание, жжение).
Фонация - голосообразование. Нарушение Ф. - от легкой охриплости до полного отсутствия голоса.
Фонема - звук речи - звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных).
Фонематический слух - способность к слуховому дифференцированному восприятию звуков речи - фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Ф.с. имеет важное значение для овладения звуковой стороной речи. Нарушение Ф.с. у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью.
Фонетико-фонематическое нарушение (ФФН) - психолого-педагогическое название группы речевых нарушений, характеризующихся преимущественной недостаточностью звукопроизношения; к ФФН относятся дислалия, ринолалия, легкие формы дизартрии.
Фраза – законченный оборот речи, предложение, наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения.
Хейлопластика- оперативное закрытие расщелины верхней губы. Рекомендуется производить в возрасте до 10-12 месяцев.
Хиттизм - недостаток произношения звука [ Х ].
Чистота речи - чистой называется такая речь, в которой нет дефектных звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов, вульгаризмов, слов-паразитов.
Этиология - (aitia-logos-учение о причинах; греч.) учение о причинах возникновения болезней.
Экспрессия - (expressio-выразительность; латин.) сила проявления чувств, переживаний.
Эмпатия - сочувствие человеку.
Этика - учение о нравственности.
Этика медицинская - наука о необходимости нравственного подхода ко всем, без исключения, медицинским проблемам.
Этикет - правила вежливости, принятые в обществе.
Экстраверт - человек, направленный на внешний мир: общение, контакты и др.
Язык - важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика словаря исторических терминов и понятий на уроках истории в 7-м классе в коррекционной школе VIII вида.
Недостатки речи сопутствующие основному дефекту у детей с нарушением интеллекта привлекли к себе внимание многих исследователей и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного разв...
Словарь специальных терминов
Некоторые специальные термины, которые используются в специальной педагогике, их краткое объяснение и значение....
Словарь швейных терминов и понятий по предмету "Швейное дело" 5 класс
Словарь в котором изложены определение и графические изображения терминов и понятий встречающихся на уроках швейного дела в 5 классе. Дополнительно в пр...
Словарь экологических терминов и понятий
Словарь экологических терминов и понятий для обучающихся 7, 9, 11 классов. Экология (от греч. "ойкос" - жилище, "логос" - наука) - наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ ...
Словарь литературных терминов и понятий, включённых в кодификатор ЕГЭ 2021
Небольшой толковый словарь включает в себя все литературные термины и понятия, встречающиеся в кодификаторе ЕГЭ 2021....
Словарь основных терминов и понятий генетики
Словарь основных терминов и понятий генетики...