Мастер-класс "Игольница"
материал на тему

Ворновицкая Елена Владимировна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_igolnitsa_.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширить и обобщить знания учащихся о промыслах искусства народов Севера.

Задачи:

1.        Ознакомить детей с национальным искусством, с обычаями и традициями народов Севера. Знакомство с  работой изготовления игольницы.

2.        Развивать внимание, точность, творческие способности детей.

3.        Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, уважение к традициям коренных жителей Севера, любовь к родному краю.

        

Методы обучения:

 словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение);

наглядный (образцы игольниц, презентация, технологическая карта);

практический (упражнения, показ трудовых приемов);

эвристический (продумывание последовательности работы и конечного результата).

Оборудование и материалы: компьютер с проектором, презентация, экран, технологическая карта, ножницы, иглы для ручных работ, швейные нитки, линейка, простой карандаш, шаблоны (треугольник D=7x11 см., круги: D=4 см, D=3 см, D=6 см), плотный картон, поролон, бархатная зеленая бумага, мулине желтого цвета, цветное сукно, тесьма узкая, тесьма в виде бусин, тесьма ажурная, клей момент, ТСО – музыкальное сопровождение.

Материалы и инструменты:

  1. Картон твердый
  2. Коричневая мягкая кожа
  3. Черная плотная кожа
  4. Поролон
  5. Длинная швейная игла
  6. Швейная игла средняя
  7. Швейные нитки (коричневые)
  8. Мулине желтого цвета
  1. Ножницы
  2. Клей – гель  «момент»
  3. Желтые швейные нитки
  4. Зеленое сукно
  5. Красное сукно
  6. Тесьма в виде бусинок
  7. Узкая лента или тесьма
  8. Бархатная бумага (зеленая)
  9. Ажурная тесьма


I. Организационный момент

(Слайд 1)

      Добрый день. Нани торова!  Девочки, мне очень приятно видеть вас снова на занятии. На прошлом занятии мы с вами сделали заготовки, но так и не определились, что из них мы будем делать.

Прошу посмотреть на ваши заготовки и пофантазировать, на что они похожи. (Дети фантазируют и говорят свои варианты ответов: если к треугольнику пришить кисточку, то получится чум (жилище ненцев).

Правильно, мы сегодня будем изготавливать чум. Как вы думаете, а зачем мы будем его изготавливать? В качестве сувенира).

Все верно, из наших заготовок мы изготовим чум, но не простой. А чтоб узнать, для чего мы его будем изготавливать, я предлагаю вам  отгадать загадку, доскажи словечко:

 (Слайд 2)

В ней хранятся мелочи –
Те, что очень колкие;
У одних – на гвоздике,
У меня – на полке же.
Мастерить  умелые
сегодня будут наши гости и школьницы

Для иголок очень – нужные ….. (игольницы)

А теперь, давайте вместе сформулируем тему нашего занятия.

Дети отвечают, что тема нашего занятия: «Изготовление сувенира-игольницы «Чум».

2. Значение игольниц для северных мастериц.

(Слайд 3)

Одной из самых незаменимых вещей-мелочей для шитья и рукоделия является игольница.

Для современного городского человека, игла – это мелкий обыденный предмет, ни какого особого значения не имеющий. А для человека традиционной культуры игла является женским орудием труда. К игле необходимо относиться бережно, потому что ее считают символом женского начала.

(Слайд 4)

Девочки, а у вас дома есть игольницы? (ответы детей)

Какой формы ваши игольницы? (ответы детей)

А какой формы игольница у ненецкой женщины-мастерицы?

На сегодняшний день на прилавках магазинов существует огромный выбор игольниц. Они могут быть  простыми (Слайд 5)

и сложными (Слайд 6).

Конечно, можно купить игольницу в магазине, но гораздо интереснее сделать этот аксессуар собственными руками.

(Слайд 9). Сегодня мы с вами ненадолго станем мастерами декоративно-прикладного искусства и изготовим игольницу-чум на северную тематику.

III. Практическая работа

 (Слайд 10).  Но прежде чем приступить к практической части изготовления сувенира, повторим правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

Маша, как ты думаешь

  1. Шить наперстком, чтобы не уколоть палец.
  2. Не брать иглу в рот.
  3. Не вкалывать в одежду.
  4. Не  оставлять иглу в изделиях.
  5. Не шить ржавой иглой.

(Слайд 11). А теперь предлагаю приступить к работе. Все необходимое для изготовления сувенира лежит на столе. Обратите внимание на технологические карты, в которых описан порядок работы.  По ним вы будете опираться в процессе изготовления сувенира.

Изготавливать сувенир мы начнем с операции №9.

Технологическая карта

(Во время работы звучит тихая спокойная музыка).

1

 Вырезать по шаблону из кусочка кожи 7см. * 11см. треугольник.

2

 Свернуть вырезанный треугольник пополам.

3

 Края треугольника пришить друг к другу петельным швом.

4

 Не дошивая до верхушки треугольника 1 см., шов закончить.

5

 Срезать верхушку треугольника ножницами-1 см..

6

 Нижнюю часть треугольника прошить петельным швом нитками мулине.

7

 На прямоугольном кусочке кожи 3см.*5см. по линейке начертить полосочки и вырезать ножницами.

8

 Нарезанную бахрому  свернуть в рулетик так, чтоб получилась кисточка.

9

 Кисточку вставить в верхнее  отверстие треугольника.

10

 Из твердого картона вырезать  круг D= 4*4см.

11

 Из зеленой бархатной бумаги вырезать круг D= 4*4 см.

12

 Из поролона вырезать круг D= 3*3 см.

13

 Из сукна вырезать круг D= 6,*6, см.

14

 Наложить на картон поролон и сверху сукно

15

 Перевернуть и со стороны картона  обтянуть нитками.

16

 Получилась подушечка.

17

 Тесьму 45см. вдеть в большую иглу.

18

 Проткнуть иглой центр подушечки с изнаночной стороны и вытащить с лицевой стороны

ФИЗМИНУТКА

19

 Пропустить иглу внутри  треугольника и кисточки.

 Вытащить с верхнего отверстия чума.

20

 Вдеть в иглу бусину, а иглу с тесьмой пропустить в обратном направлении к подушечке.

21

 Тесьму завязать узлом снизу (со стороны картона).

22

 Вырезать из зеленого сукна 13см.*1,5 см. орнамент (треугольники).

23

 Пришить треугольники по краям подушечки с изнаночной стороны. Орнамент при шитье не натягивать.

24

 Круг из бархатной бумаги приклеить к нижней части подушечки, чтобы закрыть

изнаночную сторону и скрыть все швы.

25

 Тесьму в виде бусин красного цвета пришить поверх орнамента по краю подушечки.

26

Приклеить тесьму по нижнему краю чума.

27

 Орнамент (треугольники) приклеить к верхней части чума, возле кисточки. Игольница готова!

(во время работы) Давайте вспомним пословицы, которые воспитывали юных мастериц. На уроках литературы вы изучали пословицы, поговорки.

Какие пословицы о труде вы можете вспомнить?

  1. Делаешь наспех – сделаешь на смех.
  2. Голова научит, руки сделают.
  3. Было бы начало, будет и конец.
  4. Глаза боятся, а руки делают.

Теперь мы сделаем заключительные шаги – приклеим орнамент (треугольники) к верхней части чума, возле кисточки. Все, наша игольница – чум  готова!!!

- Вот и подошло к концу наше занятие, сегодня мы с вами потрудились на славу.

- Что нового для себя вы узнали на занятии? (Ответы детей)

-  Чему научились?

- Давайте покажем, друг другу и нашим гостям, какие красивые игольницы-сувениры  мы изготовили.

- Благодарю всех за работу! До новых встреч!