Мастер-класс "Игольница"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Цель: расширить и обобщить знания учащихся о промыслах искусства народов Севера.
Задачи:
1. Ознакомить детей с национальным искусством, с обычаями и традициями народов Севера. Знакомство с работой изготовления игольницы.
2. Развивать внимание, точность, творческие способности детей.
3. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, уважение к традициям коренных жителей Севера, любовь к родному краю.
Методы обучения:
словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение);
наглядный (образцы игольниц, презентация, технологическая карта);
практический (упражнения, показ трудовых приемов);
эвристический (продумывание последовательности работы и конечного результата).
Оборудование и материалы: компьютер с проектором, презентация, экран, технологическая карта, ножницы, иглы для ручных работ, швейные нитки, линейка, простой карандаш, шаблоны (треугольник D=7x11 см., круги: D=4 см, D=3 см, D=6 см), плотный картон, поролон, бархатная зеленая бумага, мулине желтого цвета, цветное сукно, тесьма узкая, тесьма в виде бусин, тесьма ажурная, клей момент, ТСО – музыкальное сопровождение.
Материалы и инструменты: | |
|
|
I. Организационный момент
(Слайд 1)
Добрый день. Нани торова! Девочки, мне очень приятно видеть вас снова на занятии. На прошлом занятии мы с вами сделали заготовки, но так и не определились, что из них мы будем делать.
Прошу посмотреть на ваши заготовки и пофантазировать, на что они похожи. (Дети фантазируют и говорят свои варианты ответов: если к треугольнику пришить кисточку, то получится чум (жилище ненцев).
Правильно, мы сегодня будем изготавливать чум. Как вы думаете, а зачем мы будем его изготавливать? В качестве сувенира).
Все верно, из наших заготовок мы изготовим чум, но не простой. А чтоб узнать, для чего мы его будем изготавливать, я предлагаю вам отгадать загадку, доскажи словечко:
(Слайд 2)
В ней хранятся мелочи –
Те, что очень колкие;
У одних – на гвоздике,
У меня – на полке же.
Мастерить умелые
сегодня будут наши гости и школьницы
Для иголок очень – нужные ….. (игольницы)
А теперь, давайте вместе сформулируем тему нашего занятия.
Дети отвечают, что тема нашего занятия: «Изготовление сувенира-игольницы «Чум».
2. Значение игольниц для северных мастериц.
(Слайд 3)
Одной из самых незаменимых вещей-мелочей для шитья и рукоделия является игольница.
Для современного городского человека, игла – это мелкий обыденный предмет, ни какого особого значения не имеющий. А для человека традиционной культуры игла является женским орудием труда. К игле необходимо относиться бережно, потому что ее считают символом женского начала.
(Слайд 4)
Девочки, а у вас дома есть игольницы? (ответы детей)
Какой формы ваши игольницы? (ответы детей)
А какой формы игольница у ненецкой женщины-мастерицы?
На сегодняшний день на прилавках магазинов существует огромный выбор игольниц. Они могут быть простыми (Слайд 5)
и сложными (Слайд 6).
Конечно, можно купить игольницу в магазине, но гораздо интереснее сделать этот аксессуар собственными руками.
(Слайд 9). Сегодня мы с вами ненадолго станем мастерами декоративно-прикладного искусства и изготовим игольницу-чум на северную тематику.
III. Практическая работа
(Слайд 10). Но прежде чем приступить к практической части изготовления сувенира, повторим правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.
Маша, как ты думаешь
- Шить наперстком, чтобы не уколоть палец.
- Не брать иглу в рот.
- Не вкалывать в одежду.
- Не оставлять иглу в изделиях.
- Не шить ржавой иглой.
(Слайд 11). А теперь предлагаю приступить к работе. Все необходимое для изготовления сувенира лежит на столе. Обратите внимание на технологические карты, в которых описан порядок работы. По ним вы будете опираться в процессе изготовления сувенира.
Изготавливать сувенир мы начнем с операции №9.
Технологическая карта
(Во время работы звучит тихая спокойная музыка).
1 | Вырезать по шаблону из кусочка кожи 7см. * 11см. треугольник. |
2 | Свернуть вырезанный треугольник пополам. |
3 | Края треугольника пришить друг к другу петельным швом. |
4 | Не дошивая до верхушки треугольника 1 см., шов закончить. |
5 | Срезать верхушку треугольника ножницами-1 см.. |
6 | Нижнюю часть треугольника прошить петельным швом нитками мулине. |
7 | На прямоугольном кусочке кожи 3см.*5см. по линейке начертить полосочки и вырезать ножницами. |
8 | Нарезанную бахрому свернуть в рулетик так, чтоб получилась кисточка. |
9 | Кисточку вставить в верхнее отверстие треугольника. |
10 | Из твердого картона вырезать круг D= 4*4см. |
11 | Из зеленой бархатной бумаги вырезать круг D= 4*4 см. |
12 | Из поролона вырезать круг D= 3*3 см. |
13 | Из сукна вырезать круг D= 6,*6, см. |
14 | Наложить на картон поролон и сверху сукно |
15 | Перевернуть и со стороны картона обтянуть нитками. |
16 | Получилась подушечка. |
17 | Тесьму 45см. вдеть в большую иглу. |
18 | Проткнуть иглой центр подушечки с изнаночной стороны и вытащить с лицевой стороны |
ФИЗМИНУТКА | |
19 | Пропустить иглу внутри треугольника и кисточки. Вытащить с верхнего отверстия чума. |
20 | Вдеть в иглу бусину, а иглу с тесьмой пропустить в обратном направлении к подушечке. |
21 | Тесьму завязать узлом снизу (со стороны картона). |
22 | Вырезать из зеленого сукна 13см.*1,5 см. орнамент (треугольники). |
23 | Пришить треугольники по краям подушечки с изнаночной стороны. Орнамент при шитье не натягивать. |
24 | Круг из бархатной бумаги приклеить к нижней части подушечки, чтобы закрыть изнаночную сторону и скрыть все швы. |
25 | Тесьму в виде бусин красного цвета пришить поверх орнамента по краю подушечки. |
26 | Приклеить тесьму по нижнему краю чума. |
27 | Орнамент (треугольники) приклеить к верхней части чума, возле кисточки. Игольница готова! |
(во время работы) Давайте вспомним пословицы, которые воспитывали юных мастериц. На уроках литературы вы изучали пословицы, поговорки.
Какие пословицы о труде вы можете вспомнить?
- Делаешь наспех – сделаешь на смех.
- Голова научит, руки сделают.
- Было бы начало, будет и конец.
- Глаза боятся, а руки делают.
Теперь мы сделаем заключительные шаги – приклеим орнамент (треугольники) к верхней части чума, возле кисточки. Все, наша игольница – чум готова!!!
- Вот и подошло к концу наше занятие, сегодня мы с вами потрудились на славу.
- Что нового для себя вы узнали на занятии? (Ответы детей)
- Чему научились?
- Давайте покажем, друг другу и нашим гостям, какие красивые игольницы-сувениры мы изготовили.
- Благодарю всех за работу! До новых встреч!