Проведение праздников и спортивных мероприятий с использованием канистерапии
статья на тему

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение праздников и спортивных мероприятий с использованием канистерапии

Гришина И. Э. педагог-психолог ГБОУ ЦППРиК «Ирида»

Хованский Н. Б. педагог-психолог ГБОУ ЦППРиК «Ирида»

Дети с нарушениями развития зачастую имеют меньше возможностей для социального взаимодействия, чем их здоровые сверстники. Занятия направленные на коррекцию психического развития или реабилитацию ребёнка так или иначе предполагают определённые социальные контакты со специалистами и другими детьми. Несмотря на то, что занятия или игровые сессии играют основную роль в коррекционно-реабилитационном процессе, тем не менее, они представляют собой смоделированные ситуации взаимодействия. То, как будут проходить занятия, определяет специалист, исходя из уровня развития, возможностей ребёнка, его состояния в данный момент времени и своего функционала. Он формирует среду и устанавливает правила взаимодействия наиболее эффективные для развития конкретного ребёнка. Такое моделирование позволяет сосредоточиться на наиболее важных аспектах развития, исключив или значительно сократив какое-либо спонтанное общение. При этом процесс социализации и функционирования человека в обществе представляет собой, прежде всего, именно свободное общение. Разумеется, есть ограничения связанные с нормами поведения и морали, но при этом мы решаем сами с кем нам разговаривать, какие поддерживать отношения и выбираем ту форму совместной деятельности, которая наиболее интересна. Ограничения возможностей здоровья, как правило, приводят к социально-психологической дезадаптации ребёнка. Социально-психологическая дезадаптированность личности, в первую очередь, выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. С другой стороны, личность, имеющая нарушения адаптации или полную дезадаптированность, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль, «ведущая» для нее в данной среде профессиональная или иная, мотивированная извне и изнутри деятельность. Одним из признаков социально-психологической дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, требуемых для их разрешения.[ Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010. — 368 с. — (Психологическое образование).]

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как правило, менее свободны в выборе деятельности, социальных контактах. Предоставив возможность спонтанно общаться, включив ребёнка в неформальную группу, объединенную общим интересом можно восполнить недостаток коммуникации и подтолкнуть его к реальному взаимодействию в качестве члена общества. Как пишет Акатов Л. И. «…основная задача — восстановление социального статуса ребенка и включение его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого соответствующих условий.». [Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с]

Именно с этой целью в ЦППРиК «Ирида» регулярно проводятся мероприятия, приуроченные к государственным праздникам или связанные с сезонными видами спорта. На них приглашаются дети разного возраста и разного уровня развития, в том числе дети с ОВЗ. Одним из объединяющих факторов на детских праздниках являются собаки. Выступления животных вызывают  интерес у подавляющего числа детей и при этом, наблюдая или участвуя в представлении, ребёнок получает удовольствие, как от выступления, так и от ощущения общности с окружающими людьми. Причастность к общему делу оказывается мотивирующим фактором для усвоения форм поведения и способов коммуникации. То есть ребёнок оказывается заинтересован в собственном процессе социализации, которую Андреева Г. М. определяет как: «процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д.». [Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1979.]

Специфическим мероприятием с участием собак является катание на нартах, которое проводится зимой в течение нескольких последних лет. В данном случае используются ездовые собаки, которых запрягают в сани (нарты) и все желающие имеют возможность прокатиться на них. Присутствие достаточно большого количества людей и наличие объединяющей деятельности наряду с отсутствием каких-либо обязательных заданий, оказывает значимое влияние на процесс социализации. Стоит отметить, что такой своеобразный вид спорта интересен не только детям, но и их родителям и может быть вариантом семейного отдыха.

Дети со значительными нарушениями развития не редко оказываются в ситуации, когда, освоив большинство из доступных им навыков и умений, начинают постепенно их утрачивать по причине отсутствия желания и областей применения. Такая ситуация, как правило, складывается к подростковому возрасту, когда ребёнок, продолжая посещать коррекционно-реабилитационные занятия, остаётся по-прежнему ограничен в своих социальных контактах. То есть, получая больше возможностей для самореализации, он не получает расширения своего круга общения, сфер приложения новоприобретённых знаний и умений, а также удовлетворения растущих потребностей. Потребность ребёнка в общении и включённости в общую деятельность может стать причиной, по которой он окажется способен освоить новые формы поведения, не утратить уже сформированные и в дальнейшем выступать на праздниках с какими-либо номерами самостоятельно. Это могут быть песни, театральные сценки или иные формы творчества. Здесь имеет значение эффект причастности ребёнка к общему делу и эмоциональное заражение его интересом и активностью окружающих. Появление высокой мотивации к тому, чтобы на равных участвовать в социальном взаимодействии создаёт основу для развития ребёнка. Переход от наблюдения за окружающими людьми к самостоятельной деятельности является важным и, несомненно, кризисным этапом в социальном развитии человека. А для ребёнка с ОВЗ может быть сопряжён с дополнительными трудностями, связанными с присутствующим нарушением развития. Помочь ему справится, освоив необходимые навыки, возможно в процессе регулярных коррекционно-развивающих занятий. Наличие целенаправленной психологической, педагогической и медицинской помощи является обязательным условием развития, адаптации и социализации ребёнка с ОВЗ. Праздничные мероприятия же играют мотивирующую роль, дают опыт свободного социального взаимодействия, оказывают поддерживающий эффект, а также позволяют специалистам определить на сколько ребёнок готов к самостоятельному общению.

Список литературы

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1979.
  3. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010. — 368 с. — (Психологическое образование).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении спортивного праздника «Самая спортивная семья»

Данное положение о проведении семейного праздника, в рамках рамках празднования Дня Семьи. Одна из задач: выявить сильнейшие команды  для  участия в муниципальных соревнованиях «Туризм - я, ...

О проведении районных физкультурно- спортивных мероприятий среди педагогических работников общеобразовательных учреждений

О проведении районных физкультурно- спортивных мероприятий среди педагогических  работников общеобразовательных учреждений...

Разработка внеклассного спортивного мероприятия с использованием кейс-метода

    В данном материале показана возможность применения кейс-метода в подготовке спортивного мероприятия "День здоровья" . Предполагается, что старшеклассники, проявив творчество, само...

Информация о проведенных в муниципальном образовании мероприятиях по использованию результатов мониторинга оценки профкомпетентности учителей математики и достижений обучающихся 8 классов по математике в 2017 году

МероприятиеФорма/уровень проведения мероприятия (муниципальный, школьный)Целевая аудиторная мероприятияСроки проведения  Какие меры приняты по повышению уровня математической грамотности учащихся...