Программа кружка "Рукодельница"
рабочая программа (5 класс) на тему
Образовательная программа «Рукодельница» имеет коррекционно – развивающую направленность и способствует развитию творческих способностей детей, стимулирует творческую деятельность, вызывает желание делать подарки собственными руками, а также обеспечивает эстетическое, нравственное, интеллектуальное развитие детей, способствует познанию жизни, самих себя, с помощью активного вовлечения в разнообразную игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rukodelnitsa_ddt_2015_-_kopiya.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса разработана для изучения декоративно-прикладного творчества. Рассчитана на учащихся 5-6 классов, направлена на воспитание экологической и художественной культуры, развитию интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»
Программа рассмотрена Утверждаю:
На Методическом Совете Директор Акбулакского
Акбулакского Дома детского Дома детского творчества
творчества _________________________
« _ » ____________ 2015года « _ » ________ 2015года
Образовательная программа
кружка
«Рукодельница»
Для учащихся 5 – 6 классов.
Автор программы:
Антипина Валентина Михайловна
учитель технологии
высшей квалификационной
категории
Акбулак 2015
Пояснительная записка
Программа «Рукодельница» разработана в соответствии:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлении Правительства РФ от 01.02.2005 № 49);
- Письмо Минобразования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006г.№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Устав МБОУДОД "Дом детского творчества Акбулакского района Оренбургской области".
Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям образовательным стандартам, целям и задачам образовательной программы учреждения.
Направленность;
Образовательная программа «Рукодельница» имеет коррекционно – развивающую направленность и способствует развитию творческих способностей детей, стимулирует творческую деятельность, вызывает желание делать подарки собственными руками, а также обеспечивает эстетическое, нравственное, интеллектуальное развитие детей, способствует познанию жизни, самих себя, с помощью активного вовлечения в разнообразную игровую деятельность.
Актуальность;
Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навыков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, приобщение учащихся к основам рукоделия, среди которых вышивка занимает важное место.
Педагогическая целесообразность:
Развитие творческих способностей детей через развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, развитие воображения, творческих способностей, зрительного и слухового внимания, памяти наблюдательности находчивости, воображения, творческого мышления, развитие словаря источником для которых служат учебные пособия содержание которых дети воспроизводят с помощью этих видов деятельности.
Новизна дополнительной образовательной программы «Рукодельница» состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая обеспечивает учащимся выбор направления художественно-прикладной деятельности, а также в тесной взаимосвязи ботаники, изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного творчества.
Идея дополнительной образовательной программы «Рукодельница» – это раскрытие и развитие творческих возможностей учащихся при работе с шелковыми лентами, формирование умений передачи в изделиях из лент формы, цвета, фактуры цветов и букетов.
Цель данной программы – получение учащимися дополнительного образования культурологической направленности по работе с шелковыми лентами и другими материалами.
Программа двухгодичная, стационарная, ориентирована на девочек 11-13 лет с разным уровнем подготовки, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Именно в этом возрасте у детей происходит закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности, развитие нового познавательного отношения к действительности, заметное развитие волевых качеств, формируется самоанализ. Велика у учащихся потребность в общении, в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл. Наряду с этим присутствует трудности роста, повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
Цель 1 этапа обучения по дополнительной образовательной программе «Рукодельница» - ознакомление детей с видами шелковых лент, освоение детьми техники безопасности при работе с инструментами, оборудованием; обучение способам выполнения швов, обучения составления и приемов выполнения букетов, изготовлении изделий с применением вышивки.
Задачи 1 года обучения следующие:
Образовательные:
- Расширять и углублять знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве, дать представление о цветовом сочетании и пропорциях, свойствах шелковых лент и технологии подготовки материалов к работе.
- Познакомить с основными инструментами, оборудованием для вышивки шелковыми лентами
- Познакомить с техникой безопасной работы с инструментами, оборудованием, материалами.
- Научить вышивке и переплетению шелковыми лентами.
- Дать представление о технологии выполнения картин и других изделий с вышивкой.
Развивающие:
- Развивать умение творчески подходить к созданию вышитых цветов, сюжетов, создавая собственные изделия.
- Развивать композиционные умения по созданию декоративных настенных панно.
- Развивать художественный кругозор учащихся.
- Развивать умение творчески подходить к организации и проведению досуговых мероприятий в сотрудничестве с руководителем объединения.
Воспитательные:
- Формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость.
- Формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.
Отличительные особенности образовательной программы от уже существующих программ данного направления.
Возраст детей: 11-13 лет.
Сроки реализации: 2 года.
Режим образовательной деятельности:
Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю. Длительность занятий – 45 минут.
Общее количество часов 60 часов. Первый год обучения-30 часов, второй год обучения-30 часов.
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения дети:
Должны знать:
- правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием;
- технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила хранения, стирки;
- название и назначение оборудования, инструментов, операций с материалами;
- правила составления букета;
- основные способы и приемы вышивки швов, цветов, насекомых, животных;
- требования к художественному оформлению: пропорции и цветовому сочетанию элементов изделия;
Должны уметь:
- вышивать цветы, создавать из них букеты, оформлять работы;
- придумать изображение и перенести его на декоративное панно;
- изготовить поделки с использованием элементов вышивки лентами;
- помочь товарищу практическим советом, показом приема и способа вышивки.
Цель 2 года обучения по данной программе - углубление и закрепление полученных знаний, умений и навыков работы с различными материалами; расширение и углубление знаний и представлений учащихся о вышивке шелковыми лентами.
Задачи второго года обучения следующие:
Образовательные:
- Расширять и углублять знания учащихся о различных народных промыслах;
- Научить создавать работы в технике плетения лентами;
- Дать представление о технике выполнения сувениров, включающая в себя пошив изделия;
- Дать представление о технологии изготовления изделий с вышивкой ленточками;
Развивающие:
- Развивать умение творчески интерпретировать цветы из окружающего мира, создавая собственные изделия;
- Развивать композиционные умения по созданию рисунков, схем будущих работ;
- Развивать художественный кругозор учащихся, наблюдательность;
- Совершенствовать умение творчески организовывать проведение досуговых мероприятий в сотрудничестве с руководителем объединения;
Воспитательные:
- Продолжать формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость.
- Продолжать формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.
К концу второго года обучения дети:
Должны знать:
- историю развития вышивки и современные направления развития вышивки ленточками в прикладном творчестве;
- ТБ и правильные приемы работы;
- строение цветов, их разновидности и использование в букетах;
Должны уметь:
- самостоятельно подготовить ткань, ленты, и другой материал к работе;
- создавать сложные композиции с натуры и по представлению;
- создавать сувениры и другие изделия, творчески используя образцы других учащихся
- создавать авторские работы, творчески используя возможности материала, полученные знания, умения, навыки;
- создавать панно, подушки, картины, сувениры
- организовывать и проводить совместно с руководителем объединения досуговые мероприятия.
Мониторинг результативности программы
- диагностика входящая, промежуточная, итоговая;
- наблюдение;
- оценка педагога;
- выставки творческих работ.
Целевая установка данной программы – личностно ориентированность, направлена на развитие личности и углубление познавательного интереса учащихся, деятельностный подход в обучении, когда ребенок использует свои знания, умения и навыки здесь и сейчас, создавая предметы домашнего обихода и украшения интерьера дома.
Уровень освоения дополнительной образовательной программы – уровень углубления, или специализированный, предполагает удовлетворение познавательных интересов ребенка, расширение его информированности, освоение понятий и технологий в области прикладного творчества.
Уровень усвоения содержания образования – творческий, предполагает поиск учащимися действий, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка поставить перед собой определенную творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения.
Дополнительная образовательная программа по направленности освоения материала – вертикальная, основана на системе концентрического усложнения теоретических и практических заданий
Форма подведения итогов
- выставки творческих работ;
-участие в конкурсах декоративного творчества
Методы и методические приемы обучения
- Беседа;
- Практическое занятие;
- Объяснение;
- Демонстрация.
Основной способ подачи содержания – комплексный. Программа построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе с шелковыми лентами.
В зависимости от уровня подготовки, способностей учащихся, от продолжительности обучения по определенному разделу на занятиях используются следующие уровни действий: на начальном этапе - репродуктивный, по мере усвоения программы – самостоятельное воспроизведение образца, на более поздних этапах – продуктивно-творческий.
По степени включенности детей в образовательный процесс данная комплексная программа – репродуктивно-творческая. Вышивка по образцу по мере накопления знаний и умений вытесняется творческой деятельностью: учащиеся создают творческие работы по собственному замыслу, самостоятельно выбирая материал, способы вышивки, прогнозируя результат.
Форма реализации программы – очная.
В основу программы положены следующие принципы:
Принцип наглядности способствует пониманию и усвоению материала.
Принцип доступности определяется в усвоении материала воспитанниками, не владеющими специальными способностями.
Принцип систематичности заключается в регулярном закреплении знаний и навыков.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение в программу. Правила поведения и безопасной работы. История вышивки лентами. Гармония цвета и где искать вдохновение | 1 | 1 | ||
Материаловедение. | 1 | 1 | ||
Стежки и техника вышивки. | 3 | 1 | 2 | |
Основные элементы вышивки | 10 | 2 | 8 | |
Панно | 7 | 1 | 6 | |
Сувениры | 5 | 1 | 4 | |
Оформление и посещение выставок работ учащихся | 1 | 1 | ||
Экскурсии | 1 | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
Итого | 30 | 9 | 21 |
Учебно-тематический план
Второй год обучения
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение. Правила безопасной работы. | 1 | 1 | ||
Материаловедение | 1 | 1 | ||
Основные элементы вышивки | 3 | 1 | 2 | |
Панно | 10 | 2 | 8 | |
Картины | 7 | 1 | 6 | |
Сувениры | 5 | 1 | 4 | |
Оформление и посещение выставок ребят | 1 | 1 | ||
Экскурсии | 1 | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
30 | 9 | 21 |
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п/п | Название темы | Кол-во часов Всего | Дата | |
По плану | проведения | |||
Вводное занятие. Правила поведения и безопасной. История вышивки лентами | 1 | |||
Материаловедение 1 | ||||
Подготовка ткани | 1 | |||
Стежки и техника вышивки 3 | ||||
Виды закрепок. Простой узелок | 1 | |||
Ленточный стежок, бантик, возвратный стежок | 1 | |||
Прямой стежок: простой, обвитый, объемный, перекрученный | 1 | |||
Основные элементы вышивки 10 | ||||
Строение цветов. Колоски | 2 | |||
«Бабочки» | 2 | |||
«Розочки», | 2 | |||
«Бамбук» | 2 | |||
Роза «Змейка», из закрученной ленты. Роза из узелка и собранной ленты | 2 | |||
Панно 7 | ||||
Цветочная композиция | 5 | |||
Оформление панно в рамку | 2 | |||
Сувениры 5 | ||||
Топиарий «Цветочное дерево» | 5 | |||
Оформление и посещение выставок | 1 | |||
Экскурсии | 1 | |||
Итоговое занятие | 1 | |||
Итого | 30 |
Содержание программы
Первый год обучения
- Введение
Тема: Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила поведения и безопасной работы
Цели: познакомить детей с курсом дополнительной образовательной программы: что нового они узнают, чему научатся за два года, во время которых будут посещать творческое объединение «Мастерица»; познакомить с правилами поведения, безопасной работы в т/о, призванными охранять жизнь и здоровье участников образовательного процесса; выявить имеющиеся умения учащихся по вышивке лентами.
Оборудование: поделки, подушки, настенные панно, картины, сувениры.
- Материаловедение.
Подготовка ткани. Материалы, необходимые для вышивки ленточками
Цели: Ознакомить ребят с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; формировать навыки подбора материала в зависимости от выбранного изделия, формировать художественный вкус, воспитывать бережливость. Научить готовить ткань к вышивке.
Оборудование: Ткани: канва, нитки, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, карандаши, бумага.
Материалы, необходимые для вышивки ленточками: ленты(шелковые, сатиновые, текстурные, двухцветные и меланжевые, из синтетических материалов), иглы, пяльцы, ткань для основы.
Практическая работа: Выполнение рисунков цветов, букетов.
Литература:
Вышивка лентами, - Минск: Харвест, 2010. – 256 с.:ил.
3. Стежки и техника вышивки
Цели: Научить выполнять закрепление несколькими способами и простой узелок, вышивать лентами стежки: «Цепочка», «Мушка», «Воздушная петля», Ленточный, Прямой стежок, «Козлик», сетка, «Трилистник» «Веточка» формировать правильные приемы работы; воспитывать аккуратность и усидчивость.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы стежков, инструкционные карты.
Практическая работа: выполнение стежков: виды закрепок, простой узелок, ленточный стежок, бантик, возвратный стежок, прямой стежок.
Литература.
Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.
Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
4.Основные элементы вышивки
Цели: Ознакомить учащихся со строением различных цветов, Показать последовательность наложения лент с учетом строения цветка; Научить выполнять основные элементы вышивки: ромашки, подснежники, Майор, ирис, розы, бутоны, пестики, формировать безопасные и правильные навыки работы; развивать художественный кругозор; воспитывать аккуратность и усидчивость.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы цветов, инструкционные карты.
Практическая работа: выполнение элементов вышивки: незабудки, веточки вербы, розочка, розы, бутоны
Литература.
Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.
Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
5.Панно. 6. Сувениры.
Цели: Ознакомить учащихся с процессом выполнения панно развивать творческое воображение, художественный вкус.
Формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, инструкционные карты выполнения основных элементов, рисунки.
Практическая работа: Выполнение панно «Незабудки», «Белая лилия», «Розы на решётке», Цветочная композиция».
Литература.
Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
7.Оформление выставок. Посещение выставок.
Цели: Ознакомить учащихся с процессом создания композиции из работ воспитанников; развивать творческое воображение, художественный вкус; формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие, сопричастность и толерантность, умение радоваться чужим успехам, как своим.
Оборудование: работы учащихся, стенды
8.Экскурсии (в Акбулакский музей)
Цели: Ознакомить учащихся с растениями, их обитанием в природе, научить видеть прекрасное в самом простом цветке.
9.Итоговое занятие.
Цели : проверить знания учащихся, формировать устойчивый интерес к вышивке.
Учебно-тематический план
Второй год обучения
№ п/п | Название темы | Кол-во часов Всего | Дата | |
По плану | проведения | |||
Введение.. Правила безопасной работы. | 1 | |||
Материаловедение 1 | ||||
Подготовка ткани | 1 | |||
Основные элементы вышивки 3 | ||||
Строение цветов. | 1 | |||
Строение листьев | 1 | |||
Виды стеблей | 1 | |||
Панно 10 | ||||
Цветочная композиция | 8 | |||
Оформление панно в рамку | 2 | |||
Картины 7 | ||||
Розы Элен Эриксон | 5 | |||
Оформление картины бусами и бисером | 2 | |||
Сувениры 5 | ||||
Топиарий «Цветочное дерево» | 5 | |||
Оформление и посещение выставок | 1 | |||
Экскурсии | 1 | |||
Итоговое занятие | 1 | |||
Итого | 30 |
Содержание программы
Второй год обучения
- Введение
Тема: Введение. Правила безопасной работы
Цели: познакомить детей с курсом дополнительной образовательной программы: что нового они узнают, чему научатся за два года, во время которых будут посещать творческое объединение «Мастерица»; познакомить с правилами поведения, безопасной работы в т/о, призванными охранять жизнь и здоровье участников образовательного процесса; выявить имеющиеся умения учащихся по вышивке лентами.
Оборудование: поделки, подушки, настенные панно, картины, сувениры.
- Материаловедение.
Подготовка ткани. Материалы, необходимые для вышивки ленточками
Цели: Ознакомить ребят с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; формировать навыки подбора материала в зависимости от выбранного изделия, формировать художественный вкус, воспитывать бережливость. Научить готовить ткань к вышивке.
Оборудование: Ткани: канва, нитки, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, карандаши, бумага.
Материалы, необходимые для вышивки ленточками: ленты(шелковые, сатиновые, текстурные, двухцветные и меланжевые, из синтетических материалов), иглы, пяльцы, ткань для основы.
Практическая работа: Выполнение рисунков цветов, букетов.
Литература:
Вышивка лентами, - Минск: Харвест, 2010. – 256 с.:ил.
3.Основные элементы вышивки
Цели: Ознакомить учащихся со строением различных цветов, Показать последовательность наложения лент с учетом строения цветка, листьев, стебля; Научить выполнять основные элементы вышивки: ромашки, тюльпаны, гербера, ирис, розы, бутоны, пестики, формировать безопасные и правильные навыки работы; развивать художественный кругозор; воспитывать аккуратность и усидчивость.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы цветов, инструкционные карты.
Практическая работа: выполнение элементов вышивки: герберы, веточки бамбука, тюльпаны, розы, бутоны
Литература.
Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.
Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
4.Панно. 5. Картины. 6. Сувениры.
Цели: Ознакомить учащихся с процессом выполнения панно развивать творческое воображение, художественный вкус.
Формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, инструкционные карты выполнения основных элементов, рисунки.
Практическая работа: Выполнение панно «Розы Элен Эриксон», «Белая лилия», «Розы на решётке», Цветочная композиция».
Литература.
Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
7.Оформление выставок. Посещение выставок.
Цели: Ознакомить учащихся с процессом создания композиции из работ воспитанников; развивать творческое воображение, художественный вкус; формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие, сопричастность и толерантность, умение радоваться чужим успехам, как своим.
Оборудование: работы учащихся, стенды
8.Экскурсии (в Акбулакский музей)
Цели: Ознакомить учащихся с растениями, их обитанием в природе, научить видеть прекрасное в самом простом цветке.
9.Итоговое занятие.
Цели : проверить знания учащихся, формировать устойчивый интерес к вышивке.
Условия реализации дополнительной образовательной программы
Для успешной реализации дополнительной образовательной программы «Рукодельница» необходимо наличие следующих факторов:
- Регулярное посещение занятий всеми участниками творческого объединения.
- Помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности.
- Столы для учащихся – 8 шт.
- Стулья – 16 шт.
- Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования для вышивки – 1 шт.
- Материалы: ткань, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, ножницы, нитки, иглы, краски, карандаши, проволока, бумага.
- Оборудование: утюг, швейная машинка, гладильная доска.
Методическое обеспечение программы
Форма проведения занятий: занятие-беседа, практическое занятие..
Педагогические методы: словесный метод, наглядный метод.
Методические приемы: беседа, творческая работа.
Дидактическое и техническое оснащение: ткани, ленты, иглы, ножницы, пяльцы, канва, ткани.
Форма подведения итогов: выставки творческих работ.
Основной формой обучения являются комплексные занятия длительностью два часа. Учебно-практические занятия позволяют не только решать образовательно-воспитательные задачи, но и широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ученика.
Форма проведения занятий разнообразна. Это занятия - беседы, беседы по вопросам перед работой и во время практической работы, выставки, конкурсы, экскурсии.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение дополнительной образовательной программы по годам обучения, участие в городских и областных выставках творчества при наличии успешных результатов.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в избранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.
Литература
1. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.
2. Вышивка лентами/ Пер. с анг. – М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2008.
3. Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...