Мониторинг. Сводная ведомость сформированных универсальных учебных действий учащихся
материал по теме
Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий в условиях реализации федеральных государственных стандартов основного общего образования.Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование УУД на уроках биологии в 5 классе:
проблемы и перспективы.
В основе стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, позволяющий выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.
Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Биология как учебный предмет не только позволяет составить у учащихся целостную научную картину мира, но и является средством для развития личности учащегося. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
Общеучебные универсальные действия включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной). Номенклатура логических действий включает:
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);
- опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
- анализ - выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение целого на части;
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
- классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
- обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
Итак, что же дают универсальные учебные действия?
Они:
- обеспечивают возможность учащемуся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создают условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области
Таблица сформированности учебных универсальных действий
учащихся 5 класса (домашнее обучение) МБОУ «СШ № 29» по биологии
в соответствии с ФГОС за 1 полугодие 2015-2016 учебный год.
Познавательные действия (интеллектуальные умения) – обработка информации
Н – необходимый уровень П – повышенный уровень
Познавательные действия | Егорова | Казанбаев | Чумаков | Средний процент | ||
Извлекать информацию | Предполагать, какая информация нужна для решения задачи | Н - в один шаг | + | + | 66 % | |
П – в несколько шагов | + | 34% | ||||
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации | Н – материалы учебника, словари, энциклопедии. | + | + | + | 100 % | |
П - справочники, электронные диски | 0% | |||||
Извлекать информацию, из текста, таблиц, схем, иллюстраций, пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое) | Н - по указанию учителя, | + | + | 66 % | ||
П- самостоятельно, а также овладевать гибким чтением; сопоставлять и отбирать информацию, из различных источников (в т. Интернета) | + | 34% | ||||
Перерабатывать информацию | Анализировать (выделять существенные признаки, составные части) и обобщать | Н: факты, явления, простые понятия, | + | + | 66% | |
П: абстрактные понятия | + | 34% | ||||
Группировать (классифицировать): | Н - факты и явления, в т. ч. относить объекты к известным понятиям. | + | + | 66 % | ||
П - в т. системы фактов, абстрактные понятия | + | 34% | ||||
Сравнивать: | Н - факты и явления | + | + | 66 % | ||
П - в т. системы фактов, абстрактные понятия | + | 34% | ||||
Устанавливать причинно-следственные связи явлений | Н - определять причины | + | + | 66 % | ||
П - выявлять и следствия, формулировать цепочки правил «если…, то …» | + | 34% | ||||
Выделять аналогии | Н – выявлять аналогии и решать задачи на их основе. | + | + | + | 100 % | |
П - строить аналогичные закономерности. | 0% | |||||
Создавать инф.модели | Н - с выделением существенных характеристик объекта. | + | + | 66 % | ||
П - обобщать и преобразовывать модели с целью выявления общих закономерностей | 0 % | |||||
Представлять информацию | В развернутом и сжатом виде | Н: - текста -таблицы -схемы | + | + | + | 100 % |
П: -опорного конспекта-сложного плана | 0 % |
Вывод:
- уровень сформированности познавательных УУД учащихся 5 класса по биологии составляет: необходимый уровень -76,2 %, повышенный уровень-23,8 %.
- Извлекать информацию: необходимый уровень – 77,3 %, повышенный уровень – 21,7 %.
- Перерабатывать информацию: необходимый уровень – 71,6%, повышенный уровень – 29,4%.
- Представлять информацию: необходимый уровень – 100%, повышенный уровень - 0 %.
Рекомендации:
- -Учить учащихся самостоятельно извлекать, сопоставлять и отбирать информацию, из различных источников (в т.ч. в сети Интернет, а также анализировать (выделять существенные признаки, составные части) и обобщать её;
- - Выявлять причинно-следственные связи явлений, формулировать цепочки правил «если…, то …».
Регулятивные действия (организационные умения) - организация своих дел, решение проблем
необходимый уровень П – повышенный уровень
Регулятивные действия | Егорова | Казанбаев | Чумаков | Средний процент | ||
Определять цель (проблему) и план действий | Определять цель обнаруживать и формулировать проблему: | Н – учебной деятельности, урока | + | + | + | 100% |
П – тему проекта | 0% | |||||
Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы: | Н – выбирая из предложенных | + | + | 66% | ||
П – самостоятельно искать средства достижения цели. | + | 34% | ||||
Планировать с помощью учителя учебную деятельность: | Н - решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера | + | + | + | 100% | |
П - осуществление проекта. | 0% | |||||
Действовать по плану, решая проблему | Работать по плану (предложенному и самостоятельно составленному), используя | Н - основные | + | + | 66% | |
П - и дополнительные средства (справочники, средства ИКТ) | + | 34% | ||||
По ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки | Н – с помощью учителя | + | + | 66% | ||
П - самостоятельно. | + | 34% | ||||
Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев: | Н – в привычной учебной ситуации на уроке | + | + | + | 100% | |
Оценивать результат действий | П – при оценке проекта; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки. | 0% | ||||
Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха | Н – в диалоге с учителем | + | + | + | 100% | |
П – самостоятельно. | 0% |
Вывод:
- Уровень сформированности регулятивных действий учащихся таков: повышенный уровень- 85,4 %, необходимый уровень- 14,6 %
- 88,6% учащихся определяют план и цель действий, никаких версий не выдвигают самостоятельно, повышенный уровень- 11,4 %,
- 77,3% учащихся работают строго по плану, повышенный уровень- 22,7%,
- Осознают причины своего успеха или неуспеха- 1000 % учащихся.
Рекомендации:
- Учить детей самостоятельно:
- - искать средства достижения цели и определять тему и разрабатывать проект;
- -определять степень успешности выполненной работы, контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
- -совершенствовать критерии оценки проекта в диалоге с учителем;
Коммуникативные действия- (коммуникативные умения) – общение с людьми
Н – необходимый уровень П – повышенный уровень
Коммуникативные действия | Егорова | Казанбаев | Чумаков | Средний процент | ||
Доносить свою позицию | Высказывать свое мнение (в монологе или диалоге, устно/письменно), учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства, в т.ч. ИКТ и обосновывать свое мнение: | Н - приводя аргументы | + | + | + | 100% |
П – подтверждая аргументы фактами, при необходимости отстаивая свое мнение. | 0% | |||||
Быть готовым изменить свою точку зрения | Н - под воздействием контраргументов | + | + | + | 100% | |
П – самостоятельно критично оценивать свою точку зрения | 0% | |||||
Понимать других | Объяснять смысл слов и словосочетаний в речи (устной/письменной) | Н – исходя из речевого опыта и с помощью толкового словаря | + | + | + | 100% |
П –исходя из контекста | 0% | |||||
Воспринимать информацию данную в явном виде: | Н - вычитывать из текста | + | + | 66% | ||
П - Воспринимая информацию на слух, выделять тему и ключевые слова текста | + | 34% | ||||
Самостоятельно вычитывать информацию, данную в НЕявном виде | Н – с помощью учителя | + | + | + | 100% | |
П - самостоятельно | 0% | |||||
Понимать концептуальный смысл текстов/высказываний в целом: | Н - формулировать главную мысль; | + | + | + | 100% | |
П - самостоятельно вычитывать концептуальную информацию текста | 0% | |||||
Вести диалог: Самостоятельно вести диалог с автором текста (задавать вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя). Вести диалог с собеседником, выступая в функции «автора» и «понимающего» | Н – с помощью учителя | + | + | 66% | ||
П – полностью самостоятельно | + | 34% | ||||
Сотрудничать с другими людьми | Предотвращать и преодолевать конфликты. | Н: - уважительно относиться к позиции другого,- идти на взаимные уступки,- влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий. | + | + | + | 100% |
П: Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | 0% | |||||
Работать в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика). | Н: Распределять роли, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения | + | + | + | 100% | |
П: Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. | 0% |
Вывод:
- уровень сформированности коммуникативных УУД учащихся 5 класса по биологии составляет:
- необходимый уровень – 91,5%, повышенный уровень-8,5 %.
- Доносить свою позицию: необходимый уровень – 100 %, повышенный уровень - 0%.
- Понимать других: необходимый уровень – 86,4 %, повышенный уровень – 13,7%.
- Сотрудничать с другими людьми: необходимый уровень –100 %, повышенный уровень -0 %.
Рекомендации:
- Учить детей:
- - высказывая свое мнение подтверждать аргументы фактами, явлениями и примерами из природы;
- - критично оценивать свою точку зрения;
- -воспринимая информацию на слух, выделять тему и ключевые слова текста;
- -вычитывать информацию, данную в не явном виде;
- -предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
- -уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностные действия (нравственно-оценочные умения) - оценка своих и чужих поступков
Н – необходимый уровень П – повышенный уровень
Личностные действия | Егорова | Казанбаев | Чумаков | Средний процент | ||
Оценивать ситуации и поступки | Объяснять, оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. | Н - однозначных поступков | + | + | + | 100% |
П - неоднозначные поступки, разрешая моральные противоречия. | 0% | |||||
Осознавать и называть свои личные: | Н - качества и черты характера, мотивы, цели и результаты; | + | 34% | |||
П -ближайшие цели саморазвития | + | + | 66 % | |||
Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей | Объяснять, оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. | Н - однозначных поступков | 0% | |||
П - неоднозначных поступков; а так же объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми, | + | + | + | 100% | ||
Осознавать и называть свои личные: | Н - качества и черты характера, мотивы, цели и результаты | + | + | + | 100% | |
П - ближайшие цели саморазвития | 0% | |||||
Самоопределяться в жизненных ценностях | Объяснять, что связывает тебя – гражданина России | Н - с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей страны, сопереживать им и проявлять эти чувства в добрых поступках | 0% | |||
П - осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, | + | + | + | 100% | ||
Формулировать правила поведения, | Н -общие для всех людей, всех граждан России. | + | + | + | 100% | |
П - Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправном преодолению конфликта | 0% | |||||
Выбирать поступок | Н – в однозначно оцениваемых ситуациях | + | 340% | |||
П - в неоднозначно оцениваемых ситуациях | + | + | 66% | |||
Признавать свои плохие поступки и отвечать за них | Н – принимать наказание | + | + | + | 100% | |
П - добровольно налагать на себя наказание | 0% |
Вывод:
- уровень сформированности личностных УУД учащихся 5 класса по биологии составляет:
- необходимый уровень -58,5 %, повышенный уровень- 41,5 %.
- Оценивать ситуации и поступки: необходимый уровень – 67%, повышенный уровень -23 %.
- Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей: необходимый уровень – 50%, повышенный уровень -50%.
- Самоопределяться в жизненных ценностях: необходимый уровень – 58,5%, повышенный уровень -41,5%.
- Учить детей:
- - оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей неоднозначные поступки, разрешая моральные противоречия,
- - отделять оценку поступка от оценки самого человека в неоднозначно оцениваемых ситуациях;
- - учиться замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
- - объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей, а также объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми,
- - осознавать себя гражданином России и целой частью многоликого изменяющегося мира;
- - строить отношения с людьми не допуская их оскорбления, высмеивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный портфолио в АСУ РСО как инструмент мониторинга сформированности универсальных учебных действий
Доклад на педагогическом совете, освещающий необходимость ведения учета личных достижений учащихся и форму электронного портфолио как один из возможных вариантов такого учета...
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего огбразования.
В работе представлены методики для определения уровня сформированности УУД на ступени основного общего образования....
Система мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся.
Программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психо...
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе. Диагностический инструментарий....
Результаты мониторинга сформированности универсальных учебных действий обучающихся
Результаты мониторинга сформированности универсальных учебных действий обучающихся...
План реализации программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы
Подробный план реализации программы мониторинга уровня сформированности УУД учащихся основной школы...
План реализации программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы
В плане указан диагностический инструментарий, сроки диагностики по классам, кто проводит и где хранятся материалы диагностики...