Опыт работы педагога дополнительного образования «От игры и упражнений к спектаклю»
методическая разработка на тему
Если чаще проводить с детьми театральные игры и упражнения, занятие будет очень интересным и разнообразным. И в дальнейшем намного легче будет даваться работа над сценическим образом в спектакле, так как при помощи игр, упражнений и тренингов дети приобретают основные навыки актерского мастерстваесли чаще проводить с детьми театральные игры и упражнения, занятие будет очень интересным и разнообразным. И в дальнейшем намного легче будет даваться работа над сценическим образом в спектакле, так как при помощи игр, упражнений и тренингов дети приобретают основные навыки актерского мастерства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
особенности театральных занятий | 1.61 МБ |
От игры и упражнения к спектаклю | 2.99 МБ |
дополнительная общеобразовательная программа "Актерское мастерство" | 162 КБ |
программа внеурочной деятельности "азбука театра" | 86.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». (Н. В. Гоголь)
"От игры и упражнений к спектаклю" Дети не сразу овладевают умением держаться на сцене: они скованы, речь их не выразительна. Чтобы помочь им раскрыть свои потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя непринужденно, нужна специальная актерская тренировка
От игры и упражнений к спектаклю через реализацию программ: Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука театра» (7-11лет) Дополнительная общеобразовательная программа «Актёрское мастерство» (12-17 лет) Педагог дополнительного образования Байкова Л.П.
Цель: Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи - знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии). - поэтапное освоение детьми различных видов творчества. - совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. - развитие речевой культуры; - развитие эстетического вкуса. - воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Основные разделы программы 1. Театральная игра 2. Культура и техника речи 3. Ритмопластика 4. Этика и этикет 5. Работа над спектаклем, показ спектакля
Формы Групповое занятие. Занятия малокомплектными группами для работы над ролью Индивидуальные занятия Репетиции и выступления
Театр-сам по себе игра. А детский театр – это игра вдвойне. Особенность игровых педагогических технологий: Дидактическая цель занятия ставится перед детьми в форме игровой задачи; Вся деятельность на занятии подчинена правилам игры Любой учебный материал – используется как средство игры; Вводится элемент соревнования; Результат занятия соотносится с игровым результатом
Игровые педагогические технологии: игры-упражнения Изобразительные движения и жесты; Речевые игры; Инсценирование песен; Хороводы; Сюжетные игры ; Сюжетные танцы; Импровизации . Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаются в полюбившийся образ, добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.
Основы театральной культуры . Темы программы и методы диагностики Вводное занятие. Цели и задачи театральной студии на новый учебный год. Обсуждение результатов работы прошлого года. Планы на будущий год . Проведение театральной викторины. . Знакомство с театральными профессиями: художник- костюмер, гримёр и т.д. Звук- ценность слова (занятия по сценической речи). Эстетика (информационно- познавательное занятие) Театрализованные игры «Сам себе режиссер», «Одно и то же, но по - разному» Уровень освоения В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н А.В. + + + + + С.А. + + + + + Д.А. + + + + + В.Д. + + + + + К.Н. + + + + + К.А. + + + + + Н.С. + + + + + Карта прохождения образовательного маршрута Отслеживание динамики результатов и степени освоения образовательной программы по темам. Уровень освоения материала по программе «Актерское мастерство»
Смелый, уверенный вход в будущее, развитие его эмоциональной сферы, диагностика и коррекция его психологических комплексов, умение четко и доходчиво выражать свою мысль, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, умение владеть своим вниманием, фантазией, бережное отношение к окружающему миру, способность логического мышления и т.д. - вот к чему мы должны прийти к концу нашего "плавания".
Перед спектаклем
Открытое занятие театрального кружка «Сказка» «Путешествие в страну «Фантазия»(районная площадка ПДО)
Спектакль «Маменькина дочка»
Занятия
На репетиции миниатюры «Кто я в этом мире?»
Первый спектакль «Горя бояться, счастья не видать»
Спектакль «Как Кондрат хотел стать царем»
Фольклорное представление «Петрушка»
РДК, спектакль «По щучьему велению»
Конкурс «Таланты без границ» под девизом «Салют Победа!»(Канск)
Перед спектаклем «Царевна-лягушка» (конкурс «Таланты без границ»)
Выступление на районной площадке ПДО и учителей русского языка и литературы: В.П. Астафьев «Деревья растут для всех» (Марущак Н., Кудрин С.)
Эпизоды из театральной постановки «Ты не один!»
Закрытие фестиваля художественной самодеятельности «От сердца к сердцу» (РДК с.Ирбейское )
Выступление на муниципальном этапе краевого творческого конкурса « Таланты без границ» «Храмы России» (2место)
Сцены из спектакля «Царевна –лягушка»
Спектакль «Волшебная сила театра»
Сцена из спектакля «Еще не взрослые, уже не дети» (2018г, РДК)
«Театр – это улей. Одни пчёлы строят соты, другие собирают цвет, третьи воспитывают молодое поколение, а у всех вместе получается чудесный ароматный продукт их работы – мед… Но для этого нужно постоянно, изо дня в день, много, упорно, а главное дружно работать…» К.С. Станиславский Всего вам доброго!
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа»
Ирбейского района Красноярского края
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОБУ Благовещенская СОШ Краева С.В._______________ «__» __________ 20____г. | «Утверждаю» ВРИО Директора МОБУ Благовещенская СОШ Иванова О.В. _______________ Приказ №_______________________ От «___» ____________ 20____г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Актёрское мастерство»
для обучающихся 5-11 классов
Направление: художественно-эстетическое
Срок реализации: 2 года
Составитель: Байкова Л.П.,
педагог дополнительного образования
2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа школьного театрального кружка составлена на основе Образовательной программы «Театр» Автор Е.И.Косинец. М.: МИОО.2014 года в соответствии с ФГОС ООО.
Программа «Актёрское мастерство» реализует художественно-эстетическое направление в 5-11классах.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Структура программы
В программе выделено два типа задач.
Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
- воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 5-11 классов, на 2 года обучения.
На реализацию театрального курса отводится 34 ч в год ( 1 час в неделю). Занятия проводятся по 40минут.
содержание планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы:
1. Театральная игра
2. Культура и техника речи
3. Ритмопластика
4. Этика и этикет
5. Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мизансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, виртуальные экскурсии в театр и музеи, спектакли, праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Алгоритм работы над пьесой.
Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком.
Премьера.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
2.Планируемые результаты освоения программы:
Обучающиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Обучающиеся должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
3.Учебный план на два года
№ | Разделы программы | Количество часов | |
1 год | 2 год | ||
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Культура и техника речи | 5 | 6 |
3 | Ритмопластика | 6 | 6 |
4 | Театральная игра | 18 | 18 |
5 | Этика и этикет | 4 | 3 |
| Всего часов | 34 | 34 |
4.Учебно-тематический план на два года
№ | Тема занятий | Количество часов | Сроки |
Учебно-тематический план 1-го года обучения | |||
1 | Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка | 1 |
|
Культура и техника речи | |||
2 | Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). | 1 |
|
3 | Выпуск газеты «Слово в театре…» | 1 |
|
Ритмопластика | |||
4 | Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. | 1 |
|
5 | Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). | 1 |
|
Театральная игра | |||
6 | Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» | 1 |
|
7 | Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. | 1 |
|
8 | Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»). | 1 |
|
9 | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. | 1 |
|
10 | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. | 1 |
|
11 | Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 2 |
|
12 | Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 2 |
|
13 | Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 2 |
|
14 | Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. | 1 |
|
15 | Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. | 1 |
|
16 | Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями | 1 |
|
17 | Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). | 1 |
|
Этика и этикет | |||
18 | Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). | 1 |
|
19 | Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет») | 1 |
|
20 | Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет). | 1 |
|
II полугодие | |||
Культура т техника речи | |||
1 | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата | 1 |
|
2 | Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна» | 1 |
|
Ритмопластика | |||
4 | Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) | 1 |
|
5 | Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж». | 1 |
|
6 | Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов. | 1 |
|
7 | Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами. | 1 |
|
Театральная игра | |||
8 | Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику). | 1 |
|
9 | Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру). | 1 |
|
10 | Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). | 1 |
|
11 | Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). | 1 |
|
12 | Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. | 1 |
|
Этика и этикет | |||
20 | Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство») | 1 |
|
21 | Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор») | 1 |
|
22 | Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. | 1 |
|
Учебно-тематический план 2-го года обучения | |||
1 | Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Творческая мастерская» | 1 |
|
Культура и техника речи | |||
2 | Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. | 1 |
|
3 | Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. | 1 |
|
4 | Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»). | 1 |
|
Ритмопластика | |||
7 | Испытание пантомимой. | 1 |
|
8 | Тренировка ритмичности движений. | 1 |
|
9 | Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). | 1 |
|
10 | Совершенствование осанки и походки. | 1 |
|
Театральная игра | |||
15 |
| 1 |
|
16 | Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций. | 1 |
|
21 | Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды. | 1 |
|
22 | Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей. | 1 |
|
23 | Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций. | 4 |
|
24 | Генеральная репетиция. Оформление сцены. | 1 |
|
II полугодие | |||
Этика и этикет | |||
1 | (Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов. | 1 |
|
2 | (Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды. | 1 |
|
3 | Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ. | 1 |
|
Театральная игра | |||
10 | Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. | 1 |
|
11 | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов. | 2 |
|
12 | Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок. | 2 |
|
15 | Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки). | 2 |
|
16 | Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. | 2 |
|
Культура и техника речи | |||
19 | Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. | 1 |
|
20 | Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций. | 1 |
|
21 | Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина при слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно). | 1 |
|
Ритмопластика | |||
25 | Пантомимический этюд – тень | 1 |
|
26 | Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность. | 1 |
|
Этика и этикет | |||
27 | Круглый стол «Азбука общения» | 2 |
|
28 | Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие») | 1 |
|
29 | Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики). | 2 |
|
30 | Анализ работы за год | 1 |
|
Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.
5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Музыкальный центр;
музыкальная фонотека;
аудио и видео кассеты;
СД– диски;
костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
элементы костюмов для создания образов;
пальчиковые куклы;
сценический грим;
видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
электронные презентации «Правила поведения в театре»
«Виды театрального искусства»
сценарии сказок, пьес, детские книги.
6.- Учебно-методический комплекс
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2014. – 176 с. – (Методика).
- Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 2014 – 139 с.
- Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 144.
- Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2013. – 72 с.
- Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2014. – 200 с.
- Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2013 – 416 с
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Азбука театра » для учащихся 1-4 классов
Общекультурное направление
Срок реализации: один год
Составитель: Байкова Л.П.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
● потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
●целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
●этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
●осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
●понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
●планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
●осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
●анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
●пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
● понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
● проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
●включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
● работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
● обращаться за помощью;
● формулировать свои затруднения;
● предлагать помощь и сотрудничество;
● слушать собеседника;
● договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
● читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
●выразительному чтению;
●различать произведения по жанру;
●развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
● видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
●сочинять этюды по сказкам;
●умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Виды занятий – практические: игровые упражнения, театральные игры, работа над выразительностью речи при чтении стихов, инсценировки сказок и др. Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и игры и упражнения из театральной педагогики. Также используются актерские тренинги и специальный цикл упражнений, нужных для общего и специального (профессионального) развития учеников.
Программа является вариативной. Могут вноситься изменения в содержании тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
Учебно-тематический план
1 год
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Сроки проведения | ||
Теория | Практика | По плану | Фактич. | ||
1. | Вводное занятие, Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. | 1 | |||
2. | Здравствуй, театр! | 1 | |||
3. | Знакомство с театрами (презентация) | 1 | |||
4. | Театральная игра. Как вести себя на сцене. Диалог с партнером на заданную тему. | 1 | |||
5. | Театральная игра. Сочинение небольших рассказов и сказок. | 1 | |||
6-7. | Репетиция сказки «Теремок» | 2 | |||
8-9. | В мире пословиц. Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц.. | 2 | |||
10. | Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки». | 1 | |||
11-12. | Виды театрального искусства. Упражнение на развитие дикции(скороговорки ,чистоговорки) | 2 | |||
13-14 | Инсценировка сказки «Репка».Распределение и пробы ролей. | 2 | |||
15. | Правила поведения в театре. | 1 | |||
16. | Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. | 1 | |||
17-18. | Инсценировка сказки «Три медведя» Распределение и пробы ролей. | 2 | |||
19-20. | Театральная азбука. Разучивание скороговорок, потешек, пословиц. | 2 | |||
21. | Ритмопластика | ||||
22. | Рисуем героев изученных сказок. | 2 | |||
23-24. | Чтение сказки «Три поросенка»Анализ, обсуждение. | 2 | |||
25. | Рисуем героев сказки «Три поросенка».Творческое изображение образов сказки на бумаге. | 1 | |||
26. | Театральная культура | 1 | 1 | ||
27-28. | Мы актеры. Работа над спектаклем | 2 | |||
29. | Викторина по сказкам | 1 | |||
30. | Театральная игра. | 1 | |||
31-33. | Мы актеры. Работа над сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке» | 2 | |||
34-35. | Итоговое занятие | 1 |
Содержание программы
Занятие 1.Вводное занятие .Знакомство с педагогом. Игры на знакомство, способствующие возникновению дружеских взаимоотношений. Знакомство учащихся с основными направлениями работы кружка
Занятие 2.Здравствуй,театр!Посещение с детьми сельского дома культуры. Знакомство с работниками клуба.
Занятие 3.Знакомство с театрами(презентация).Показать учащимся на слайдах театры нашей столицы, объяснить в доступной форме их значение.
Занятие 4.Театральная игра. Как вести себя на сцене. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках художественного образа. Диалог с партнером на заданную тему. Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Игры «Летает, не летает», сюжеты «Вежливый ученик», «С днем рождения»
Занятие 5.Театральная игра. Сочинение небольших рассказов и сказок. Игра «Эхо», «угадай мелодию».
Занятия 6-7.Репетиция сказки «Теремок».Рассказать детям сказку «Теремок».Распределение ролей, репетиция и показ. Индивидуальная работа над темпом, громкостью, мимикой.
Занятия 8-9.В мире пословиц. Разучивание пословиц. Инсценирование пословиц.
Занятие 10.Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки».
Занятия 11-12.Виды театрального искусства. Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. Упражнения на развитие дикции(скороговорки, чистоговорки).Произнесение скороговорок по очереди с разными темпами и силой звука.
Занятия 13-14.Инсценровка сказки «Репка».Беседа по содержанию сказки. Распределение ролей. Индивидуальная работа над темпом, жестами, мимикой персонажей сказки. Упражнения для головы, шеи, плечи и рук.
Занятие 15.Правила поведения в театре. Познакомить детей с правилами поведения в театре. Игра «В театре»Упражнения на приседания, прыжки на месте, вращения головой.
Занятие 16.Учимся строить диалог с партнером на заданную тему .Игры « сказки «Три медведя».Распределение ролей, работа над темпом, громкостью, .Ритмические упражнения «Эхо», «Пулеметная очередь».
Занятия 19-20.Театральная азбука .Разучивание скороговорок, потешек ,пословиц и их обыгрывание. Индивидуальная работа.
Занятие 21.Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения. Игры «
Занятие 22.Рисование героев изученных сказок.
Занятия 23-24.Рассказать учащимся сказку «Три поросенка».Работа над содержанием сказки .Фронтальная работа, работа по группам.
Занятие 25.Рисуем героев сказки «Три поросенка».Творческое изображение образов сказки на бумаге.
Занятие 26.Театральная культура. Основные понятия: Театр-искусство коллективное ,спектакль-результат творческого труда многих людей различных профессий. Музыкальные пластические игры и упражнения.
Занятия 27-28.Мы актеры. Работа над спектаклем Знакомство с содержанием сказки. Распределение ролей .Работа над темпом, громкостью, жестами и мимикой.
Занятия 29..Викторина по сказками. Разгадывание ребусов, кроссвордов. Групповая деятельность.
Занятие 31.Театральная игра. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Игры-пантомимы.
Занятие 31-33.Мы актеры .Работа над сказкой «Сказка р рыбаке и рыбке»».
Занятие 34- .Итоговое занятие. Обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчет, показ любимых инсценировок.
.
Учебно-тематический план
2 год 34 часа
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Сроки проведения | ||
Теория | Практика | По плану | Фактич. | ||
1. | Вводное занятие | 1 | |||
2. | Что такое театр .Виды театров. | 1 | |||
3. | Посещение сельского дома культуры | 1 | |||
4. | Культура поведения в театре .Театр начинается с вешалки. | 1 | |||
5-6. | Работа над спектаклем «Гуси-лебеди» | 2 | |||
7. | Культура и техника речи | 1 | |||
8-9. | Мы актеры. Инсценировка басни«Зеркало и обезъяна» И Крылова. | 1 | 1 | ||
10. | Основы театральной культуры | 1 | |||
11. | Разучивание скороговорок ,чистоговорок, стишков. | 1 | |||
12. | Театральная игра | 1 | |||
13-14. | Мы актеры .Работа над инсценировкой сказки | 2 | |||
15. | Культура и техника речи. | 1 | |||
16. | Основы театральной культуры. | 1 | |||
17-18. | Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки | 2 | , | ||
19. | Ритмопластика. Игры и упражнения. | 1 | |||
20-21. | Разучивание стишков С. Михалкова | 1 | 1 | ||
22-23. | Мы актеры. Работа над постановкой интермедии | 2 | |||
24. | Театральная игра. | 1 | |||
25-28. | Подготовка к показу спектакля «Царевна-лягушка».Понятие об актерском мастерстве | 2 | 2 | ||
29 | Рисуем героев любимых сказок. | 1 | |||
30-31. | Подготовка к конкурсу на лучшего исполнителя современных песен | 1 | 1 | ||
32-33. | Подготовка к отчетному показу спектакля «Терем-теремок» | 1 | 2 | ||
34. | Итоговое занятие | 1 |
Содержание программы:
Занятие 1.Вводное занятие. Знакомство с педагогом. Игры на знакомство, способствующие возникновению дружеских взаимоотношений.
Знакомство учащихся с основными направлениями работы кружка
Занятие 2.Что такое театр. Виды театров. Знакомство с понятием Театр. Видами театров. Роль театров в развитии жизни человека.
Занятие 3.Посещение сельского дома культуры .
Занятие 4.Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки. Объяснить учащимся о культуре поведения в театре.
Занятия 5-6..Просмотр сказки «Гуси-лебеди. Прослушивание и первичное прочитывание сценария сказки .Распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ.
Занятие 7.Культура и техника речи. Упражнения на постановку дыхания(выполняется стоя)Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.1.Упражнения «Дуем свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щеки».2.Упражнения для языка. Упражнения для губ. Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т.п.).
Занятия 8-9.Мы актеры. Инсценировка басни Ивана Крылова Зеркало и обезъяна» .Знакомство с текстом, беседа по иллюстрации к басне, распределение ролей, работа над темпом, интонацией, диалоги героев.
Занятие 10.Основы театральной культуры. Знакомство с элементарными понятиями ,профессиональной терминологией театрального искусства; особенности театрального искусства; виды театрального искусства; основы актерского мастерства; культура зрителя).
Занятие 11.Разучивание скороговорок, чистоговорок, стишков.
Занятие 12.театральная игра. Учимся выделять ключевые слова в предложении и выделять их голосом. Игры на знакомство, массовые игры. Этюды с заданными обстоятельствами.
Занятия 13-14.Мы актеры. Работа над инсценированием сказки Знакомство с содержанием сказки. Распределение ролей, индивидуальная работа над дикцией, жестами, текстами ролей. Показ сказки.
Занятие 15.Культура и техника речи. Умение правильно дышать при исполнении ролей. Умение знать точный текст произведения. Упражнения на постановку дыхания, артикуляционного аппарата.
Занятие 16.Основы театральной культуры .Театр-искусство коллективное, спектакль-результат творческого труда многих людей различных профессий .Музыкальные пластические игры и упражнения.
Занятия 17-18.Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки Знакомство с содержанием сказки. Распределение ролей, диалоги героев. Словесные и наглядные методы.
Занятие 19.Ритмоплатика.Игры и упражнения. Создание образов с помощью жестов ,мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Игры «Летает, не летает», «Бывает, не бывает».
Занятия 20-21.Разучивание стишков С.Михалкова. Портрет писателя.
Занятия 22-23.Мы актеры. Работа над постановкой интермедии « Знакомство с содержанием интермедии .Распределение ролей, репетиции. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Подбор костюмов для актеров.
Занятие 24.Театральная игра. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами.
Занятия 25-27. Подготовка к показу спектакля «Царевна-лягушка».Понятие об актерском мастерстве. Показ сценария мультфильма «Царевна-лягушка».беседа по содержанию просмотренного мультфильма. Распределение ролей. Работа над текстами героев.
Занятие 28.Рисуем героев любимых героев. Создание образов любимых сказочных героев на рисунках.
Занятия 29-30.Подготовка к конкурсу на лучшего исполнителя современных песен. Подбор песен. Запись фонограммы песни. Подбор костюмов. Выступления маленьких артистов.
Занятие 32-33.Подготовка к отчетному показу спектакля «Терем-теремок».
Занятие 34.Итоговое занятие. Анализ проделанной работы в кружке за учебный год. Поощрение талантливых участников проводимых мероприятий.
Учебно-тематический план
3 год -34 часа
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Срок проведения | ||
Теория | Прак-тика | По плану | Фактич. | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | |||
2. | Здравствуй, театр! | 1 | |||
3-4. | Театральная игра | 2 | |||
5-6. | Репетиция сказки | 2 | |||
7-8. | В мире пословиц. | 2 | |||
9-10. | Виды театрального искусства | 2 | |||
11-12. | Правила поведения в театре | 1 | 1 | ||
13-14. | Театральная азбука | 2 | |||
15-16. | Театральная игра «Сказка, сказка, приходи!» | 2 | |||
17-18. | Инсценировка мультсказок | 1 | 1 | ||
19. | Театральная игра. | 1 | |||
20-21. | Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В.Бондаренко | 2 | |||
22-24. | Культура и техника речи. Инсценировка сказки «Пых» | 1 | 2 | ||
25. | Театральная азбука. | 1 | |||
26. | Рисуем героев изученных сказок. | 1 | |||
27-28. | Чтение сказки «Три поросенка» Анализ, обсуждение. | 2 | |||
29. | Рисуем героев сказки «Три поросенка».Творческое изображение образов сказки на бумаге. | 1 | |||
30-31. | Мы актеры. Работа над спектаклем | 1 | 1 | ||
32. | Викторина по сказками | 1 | |||
33. | Подведение итогов обучения | 1 | |||
34. | Итоговое занятие | 1 |
Содержание программы:
Занятие 1. Вводное занятие. Задачи и особенности занятий в театральном кружке.
Занятие 2Здравствуй,театр!.Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием театр.
Занятия 3-4.Театральная игра. Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.
Занятия 5-6.Репетиция сказки Работа над содержанием ,распределением ролей сказки, разучивание текста ,работа над темпом, громкостью, мимикой.
Занятия 7-8.Разучивание пословиц. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами.
Занятия 9-10.Рассказать о видах театрального искусства. Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки).
Занятия 11-12. Познакомить детей с правилами поведения в театре. Как вести себя на сцене.
Занятия 13-14.Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание..
Занятия 15-16.Разучивание игр на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности.
Занятия 17-18.Просмотр мультсказок .Знакомство с текстом, Распределение ролей ,диалоги героев.
Занятие 19.Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему, запоминать слова героев спектаклей; развивать интерес к сценическому искусству; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Занятия 20-21.Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиция, показ.
Занятия 22-24.Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ. Инсценировка сказки «Пых».Упражнения на постановку дыхания, на развитие артикуляционного аппарата. Упражнения для губ «Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка».
Занятие 25.Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание.
Занятие 26.Рисование героев любимых сказок
Занятия 27-28.Чтение сказки «Три поросенка».Анализ, обсуждение. Беседа по содержанию и обыгрывание образов главных персонажей сказки.
Занятие 29.Рисуем героев сказки «Три поросенка».
Занятие 33.Обсуждение и анализ успехов каждого ученика.
Занятие 34.Отчет,показ любимых инсценировок.
Учебно-тематический план
4 год -34 часа
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Срок проведения | ||
Теория | Прак-тика | По плану | Факти- чески. | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | |||
2. | Здравствуй, театр! | 1 | |||
3-4. | Что такое сцена. Сценические действия. | 2 | |||
5-6. | Репетиция сказки | 2 | |||
7-10. | Пальчиковый театр. | 2 | |||
11-12. | Виды театрального искусства. | 1 | 1 | ||
13-14. | Постановка сказки В.Бондаренко «Пять забавных медвежат». | 2 | |||
15-16. | Театральная азбука. | 2 | |||
17-18. | Великая сила слова. | 1 | 1 | ||
19-20. | Инсценировка сказки | 1 | |||
21. | Театральная игра. | 2 | |||
22-23. | Ритмопластика. | 1 | 2 | ||
24-25. | Культура и техника речи. Выразительное чтение стихов Агнии Барто, Самуила Маршака. | 1 | |||
26. | Театральная азбука. | 1 | |||
27-28. | Чтение басни И.Крылова «Квартет».Анализ, обсуждение. | 2 | |||
29. | Рисуем героев басни И.Крылова «Квартет». | 1 | |||
30. | Театральная культура | 1 | 1 | ||
31. | Театральная игра. Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству | ||||
32. | Викторина по сказкам | 1 | |||
33. | Подведение итогов обучения | 1 | |||
34. | Итоговые занятия | 1 |
Содержание программы
Занятие 1. Вводное занятие. Задачи и особенности занятий в театральном кружке.
Занятие 2 Здравствуй, театр! Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием театр.
Занятия 3-4.Что такое сцена. Сценические действия. Как вести себя на сцене. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках художественного образа. Диалог с партнером на заданную тему. Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Игра «Летает, не летает», сюжеты «Вежливый ученик», «С днем рождения».
Занятия 5-6.Репетиция сказки Работа над содержанием ,распределением ролей сказки, разучивание текста ,работа над темпом, громкостью, мимикой.
Занятия 7-10.Пальчиковый театр. Знакомство с пальчиковыми куклами. Изготовление пальчиковых кукол. Проигрывание пальчиковыми куклами в телепередаче «Спокойной ночи, малыши».
Занятия 11-12.Виды театрального искусства. Рассказать о видах театрального искусства. Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки).
Занятия 13-14. Постановка сказки «Пять забавных медвежат».Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиция, показ.
Занятия 15-16.Театральная азбука. Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание..
Занятия 17-18.Великая сила слова. Работа над техникой речи. Проговаривание русских народных скороговорок, чистоговорок, потешек.
Занятия 19-20.Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки Знакомство с содержанием сказки. Распределение ролей, диалоги героев. Словесные и наглядные методы.
Занятие 21.Театральная игра. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Игры-пантомимы.
Занятия 22-23.Ритмопластика.Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения.
Занятия 24-25.Культура и техника речи. Выразительное чтение стихов Агнии Барто, Самуила Маршака.
Занятие 26.Театральная азбука. Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание.
Занятия 27-28.Мы актеры. Инсценирование басни И.Крылова «Квартет».Знакомство с текстом, беседа по иллюстрации к басне, распределение ролей, работа над темпом, интонацией, диалоги героев.
Занятие 29.Рисуем героев сказки «Квартет».Творческое изображение образов сказки на бумаге.
Занятие 30-31.Театральная культура. Основные понятия: театр-искусство коллективное, спектакль-результат творческого труда многих людей различных профессий. Музыкальные пластические игры и упражнения. Экскурсия..
Занятие 32.Викторина по сказкам.
Занятия 33-34.Итоговые занятия. Показ любимых инсценировок. Поощрение активных членов кружка.
Список литературы
1.Аникеева Н.П.Воспитание игрой.-М.1987г.
2.Букатов В.М. ,Ершова А.П.Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения.- М.: «Первое сентября»,2000.
3.Генералов И.А.Программа курса «Театр» для начальной школы. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.:Баласс,2008.
4.Горбачев И.А.Театральные сезоны в школе.-М.,2003.
5.Ершова А.П.Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников 1-11 классов..М.,1990.
6.Игры,обучение,тренинг./Под редакцией Петрушинского.- М.: Новая школа,2003.
7.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И.Театрализованные игры в школе.-М.,2001.
8.Куликовская Т.А.40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции.-М.2003.
9.Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. «Рождество»-пьеса для школьного театра/Журнал «Начальная школа».№ 11/1997.
10.Сиверцева Л.А. «Школьный театр кукол».Минск, «Народная асвета»,1988.
11.Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр».Москва, «АРКТИ»,2000.
Приложение 1
к программе курса
внеурочной деятельности
Мониторинговая карта результатов освоения программы
внеурочной деятельности «Я в мире… Мир во мне…»
за _________ учебный год.
Критерии | Показатели | Инструментарий (диагностические средства) | Частотность проведения (сколько раз в год) | Ответственные (кто проводит диагностику) |
Личностные: знание языка, культуры своего народа; способность к саморазвитию; целостное мировоззрения, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, коммуникативная компетентность в общении | осознаёт роль речи в жизни людей; оценивает высказывания людей с точки зрения их уместности, в данной ситуации; объясняет правила вежливого, уместного поведения людей при общении | Анкета «Личностный рост» | 1 раз в год | Классный руководитель |
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, выбирать эффективные способы решения задач; умение соотносить свои действия с результатами, определять понятия, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | Высокая мотивация к творческой деятельности; проявляет настойчивость в достижении цели; применяет методы наблюдения; обсуждает проблемные вопросы со сверстниками и взрослыми; строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи; Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других обучающихся Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни | 1.Рефлексивная карта 2. Карта метапредметных результатов | 1 раз в год | Педагог, реализующий курс внеурочной деятельности |
Рефлексивная карта
курса внеурочной деятельности «___________________»
Карта развития метапредметных результатов
курса внеурочной деятельности «___________________________»
ученика ____ класса
Ф.И._______________________________________________
Метапредметные результаты | да | нет |
Высокая мотивация к творчеству / проектно-исследовательской деятельности | ||
Проявляет настойчивость в достижении цели | ||
Применяет методы наблюдения | ||
Обсуждает проблемные вопросы со сверстниками и взрослыми | ||
Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи | ||
Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других обучающихся | ||
Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем | ||
Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности | ||
Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему | ||
Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых объёктов, произведений искусства / от представленной проектно-исследовательской работы | ||
Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни |
Если обучающийся набирает 10-12 положительных ответов. У него высокий уровень формирования метапредметных результатов. 7-8 положительных ответов – средний уровень формирования. Педагогу дополнительного образования необходимо больше обращать внимания на работу с этим обучающимся.5-6 положительных ответов – низкий уровень формирования метапредметных результатов. Педагог должен построить работу с данным обучающимся так, чтобы в следующем году повысить уровень формирования метапредметных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерные и развивающие игры в работе педагога дополнительного образования с воспитанниками детского дома, имеющими инвалидность
Из опыта работы...
Обобщенный опыт работы педагога дополнительного образования Лаптевой А.В.
Опыт работы обобщен по индивидуальным педагогическим модулям, очень понятный. Рекомендую для просмотра педагогам и родителям. Опыт содержит материалы о применении метода проектной деятельности в объед...
Опыт работы педагога дополнительного образования Стецко Виктора Петовича
Педагогическая технология, педагога дополнительного образования, направленная на обучение без принуждения. С личностно ориентированным подходом к обучению и воспитанию....
Опыт работы Педагога дополнительного образования детей Цориевой А.Н. объединение «Юный Риторик».
Без творческой активности трудно себе представить возможность формирования яркой индивидуальности, при ее отсутствии доминирующее положение занимают типичность, стандартность, незаметность.Умелая педа...
Опыт работы педагога дополнительного образования «Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в области художественного образования»
Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в области художественного образования....
Опыт работы педагога дополнительно образования В.В. Дербеневой
Актуальность использования технологии коллективно-творческого дела (далее – КТД) при обучении детей народному пению в ансамбле «Росинка» определяется дополнительной общеобразовательн...
«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»
В работе представлен сценарий квест-игры, которая проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...