Эссе "Моя педагогическая философия"
материал на тему

Карасёв Александр Александрович

Мой взгляд на профессию: "Учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Моя «педагогическая философия»

«Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически»

К.Д. Ушинский

Мы живем в 21 веке – это век высоких технологий. Современное общество с большой скоростью движется вперед, но «Всегда ли это идет ему на пользу?». На мой взгляд, большая часть современного общества – общество потребления. И в связи с этим профессия «учитель» и система образования в целом стала сферой услуг. Другими словами «учитель» в современном обществе «обслуживает» детей – оказывает им образовательные услуги в обмен на заработную плату. Таким образом, профессия «учитель» постепенно утрачивает былой авторитет и не вызывает должного уважения.

Хочу поделиться своим видением профессии «учитель» в современном обществе. Я считаю, что давать детям знания и учить применять их на практике в наше время недостаточно. А связано это с тем, что информация очень быстро обновляется. Если в 60 – 70-х годах прошлого века информация полностью обновлялась каждые 30 лет, то сейчас обновляется всего за 5 лет. И поэтому «учитель» должен не только давать детям знания и учить применять их на практике, но и научить своих подопечных не заблудиться в «дремучем лесу» информации.  

Помимо образовательной функции «современный учитель» несет в себе огромную воспитательную нагрузку, про которую не заслужено забыли в наши дни. Иоганн Генрих Песталоцци писал: «Воспитание и только воспитание – цель школы». В настоящее время предъявляются огромные требования к личности «учителя». Ведь личность и только личность играет базовую роль в воспитании. Василий Александрович Сухомлинский высказывался на этот счет: «Сколько бы хороших слов ни произносил учитель, они останутся для воспитанника пустым звуком, если в жизни своего наставника они не увидят воплощения всех этих слов и призывов». А теперь представьте, насколько абсурдно и глупо выглядит человек, который пытается убедить вас в том, во что сам не верит. Еще Лев Николаевич Толстой, будучи основателем «Яснополянской школы», руководствовался принципом: «Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи». Таким образом, мы должны сами верить в то, чему мы учим наших детей.

Хочу поделиться и своими мыслями по поводу воспитания. Очень часто в последнее время слышу фразу «детские проблемы», адресованную чаще всего от так называемых «взрослых» к детям. По этому поводу А.А. Карасев всегда говорит: «Проблемы не делятся на детские и взрослые, у всех проблем корень один». Корень в моем понимании – это конфликт, между человеком и человеком, человеком и окружающей  средой, либо внутриличностный. А влияет конфликт, одинаково пагубно, как на психику ребенка, так и на психику взрослого человека. Своим идеям я нашел подтверждение в сочинениях польского педагога Януша Корчака, он писал: «Однажды подошел ко мне совсем юный воспитанник, со слезами на глазах. На мой вопрос: «Что случилось?». Он ответил, что потерял камушек. Я искренне удивился и сказал: «Вокруг полно камушков, бери любой». На что получил ответ: «Это был особенный камушек». Тогда я покорно опустился на колени и помог ему найти, тот самый «особенный» камушек».  Януш Корчак считал, что некоторые дети гораздо умнее и искреннее взрослых и на протяжении всей своей педагогической деятельности отстаивал «право ребенка на уважение», то есть позволить ему быть самим собой и дать свободу творчества.

На мой взгляд, творчество и только творчество является главной предпосылкой успешного воспитания и обучения. И поэтому современному педагогу необходимо прививать воспитанникам любовь к творчеству. В решении этой проблемы огромного успеха добилась Мария Монтессори. Ее педагогические идеи имеют биологическую природу, основываются на детской физиологии, так как по образованию она врач. Она в своих работах говорит нам о том, что творчество - это биологическая потребность любого ребенка, но, к сожалению, большинство  детей утрачивают эту потребность в течение жизни. А все потому, что ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми и кроят мир под себя, не задумываясь о нем.

Конечно, реализовать все идеи этого великого педагога-новатора в условиях современной школы очень трудно, но все же, небольшую часть из них можно взять за основу внеурочной деятельности в начальной школе.

Такими я вижу современные тенденции развития  в образовании, и именно таким, по моему мнению, должен быть «современный учитель»: компетентный, небезразличный, идейный, искренний, с высокими моральными качествами,  личность с большой буквы. В свою очередь я, считаю, что буду развиваться в этом направлении.  И первый шаг к званию «современный учитель» мне поможет сделать конкурс педагогического мастерства «Педагогический дебют». На этот конкурс я пошел для того, чтобы обменятся идеями, приобрести педагогический опыт, пообщаться с коллегами, получить обратную связь и пищу для ума.

Подводя итог, хочу сказать, что для меня «учитель» непросто профессия – это тяжелый и ежедневный труд. А закончить я хочу стихотворением Бориса Гайковича:

Их много —

Курносых, несхожих,

Влетающих в школу гурьбой.

И с ними непросто. И все же

Душе его дорог — любой.

И, взрослыми став, через годы

Ребята добром помянут

И строгость его, и заботы, —

Нелегкий учительский труд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...