Эссе "Моя педагогическая философия"
материал на тему
Мой взгляд на профессию: "Учитель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя «педагогическая философия»
«Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически»
К.Д. Ушинский
Мы живем в 21 веке – это век высоких технологий. Современное общество с большой скоростью движется вперед, но «Всегда ли это идет ему на пользу?». На мой взгляд, большая часть современного общества – общество потребления. И в связи с этим профессия «учитель» и система образования в целом стала сферой услуг. Другими словами «учитель» в современном обществе «обслуживает» детей – оказывает им образовательные услуги в обмен на заработную плату. Таким образом, профессия «учитель» постепенно утрачивает былой авторитет и не вызывает должного уважения.
Хочу поделиться своим видением профессии «учитель» в современном обществе. Я считаю, что давать детям знания и учить применять их на практике в наше время недостаточно. А связано это с тем, что информация очень быстро обновляется. Если в 60 – 70-х годах прошлого века информация полностью обновлялась каждые 30 лет, то сейчас обновляется всего за 5 лет. И поэтому «учитель» должен не только давать детям знания и учить применять их на практике, но и научить своих подопечных не заблудиться в «дремучем лесу» информации.
Помимо образовательной функции «современный учитель» несет в себе огромную воспитательную нагрузку, про которую не заслужено забыли в наши дни. Иоганн Генрих Песталоцци писал: «Воспитание и только воспитание – цель школы». В настоящее время предъявляются огромные требования к личности «учителя». Ведь личность и только личность играет базовую роль в воспитании. Василий Александрович Сухомлинский высказывался на этот счет: «Сколько бы хороших слов ни произносил учитель, они останутся для воспитанника пустым звуком, если в жизни своего наставника они не увидят воплощения всех этих слов и призывов». А теперь представьте, насколько абсурдно и глупо выглядит человек, который пытается убедить вас в том, во что сам не верит. Еще Лев Николаевич Толстой, будучи основателем «Яснополянской школы», руководствовался принципом: «Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи». Таким образом, мы должны сами верить в то, чему мы учим наших детей.
Хочу поделиться и своими мыслями по поводу воспитания. Очень часто в последнее время слышу фразу «детские проблемы», адресованную чаще всего от так называемых «взрослых» к детям. По этому поводу А.А. Карасев всегда говорит: «Проблемы не делятся на детские и взрослые, у всех проблем корень один». Корень в моем понимании – это конфликт, между человеком и человеком, человеком и окружающей средой, либо внутриличностный. А влияет конфликт, одинаково пагубно, как на психику ребенка, так и на психику взрослого человека. Своим идеям я нашел подтверждение в сочинениях польского педагога Януша Корчака, он писал: «Однажды подошел ко мне совсем юный воспитанник, со слезами на глазах. На мой вопрос: «Что случилось?». Он ответил, что потерял камушек. Я искренне удивился и сказал: «Вокруг полно камушков, бери любой». На что получил ответ: «Это был особенный камушек». Тогда я покорно опустился на колени и помог ему найти, тот самый «особенный» камушек». Януш Корчак считал, что некоторые дети гораздо умнее и искреннее взрослых и на протяжении всей своей педагогической деятельности отстаивал «право ребенка на уважение», то есть позволить ему быть самим собой и дать свободу творчества.
На мой взгляд, творчество и только творчество является главной предпосылкой успешного воспитания и обучения. И поэтому современному педагогу необходимо прививать воспитанникам любовь к творчеству. В решении этой проблемы огромного успеха добилась Мария Монтессори. Ее педагогические идеи имеют биологическую природу, основываются на детской физиологии, так как по образованию она врач. Она в своих работах говорит нам о том, что творчество - это биологическая потребность любого ребенка, но, к сожалению, большинство детей утрачивают эту потребность в течение жизни. А все потому, что ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми и кроят мир под себя, не задумываясь о нем.
Конечно, реализовать все идеи этого великого педагога-новатора в условиях современной школы очень трудно, но все же, небольшую часть из них можно взять за основу внеурочной деятельности в начальной школе.
Такими я вижу современные тенденции развития в образовании, и именно таким, по моему мнению, должен быть «современный учитель»: компетентный, небезразличный, идейный, искренний, с высокими моральными качествами, личность с большой буквы. В свою очередь я, считаю, что буду развиваться в этом направлении. И первый шаг к званию «современный учитель» мне поможет сделать конкурс педагогического мастерства «Педагогический дебют». На этот конкурс я пошел для того, чтобы обменятся идеями, приобрести педагогический опыт, пообщаться с коллегами, получить обратную связь и пищу для ума.
Подводя итог, хочу сказать, что для меня «учитель» непросто профессия – это тяжелый и ежедневный труд. А закончить я хочу стихотворением Бориса Гайковича:
Их много —
Курносых, несхожих,
Влетающих в школу гурьбой.
И с ними непросто. И все же
Душе его дорог — любой.
И, взрослыми став, через годы
Ребята добром помянут
И строгость его, и заботы, —
Нелегкий учительский труд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...