Артикуляционная гимнастика, как необходимый метод коррекции звукопроизношения
статья на тему

Светлана Басова
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы и т.д. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Басова Светлана Вячеславовна, учитель-логопед

ГБ(К)ОУ школа-интернат №2

Адмиралтейского района СПб

Артикуляционная гимнастика, как необходимый метод коррекции звукопроизношения

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы и т.д. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых глубоко ошибочно. Именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения.

Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада.

Роль гимнастики в коррекционно-логопедической работе.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками (бормотание, лепет). Такие движения играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила, дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие, подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики -        выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединить простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

При отборе  материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать индивидуальный подход к каждому ребенку, к дефекту речи, определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. После того  как ребенок научится выполнять движение, зеркало убирают.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название («Качели», «Часики»), к нему подбирается картинка-образ. Логопед также приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно ее исполнять, запоминать последовательность действий. Упражнения перед зеркалом взрослый выполняет вместе с ребенком, для этого он должен уметь показать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения органов своего артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определенного навыка и достигается путем тренировки.

Если у ребенка не получается какое-то движение, нужно использовать механическую помощь, например поднять язык за верхние зубы с помощью шпателя, зонда и т.п. Пассивные движения ребенка постепенно переводятся в самостоятельные при зрительном самоконтроле перед зеркалом. Сначала самостоятельные движения будут замедленными. В процессе многократных повторений они становятся легкими, правильными, привычными и могут производиться в произвольном темпе.

Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, два-три раза в день, чтобы навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган речи до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что служит показанием к временному прекращению данного упражнения.        

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальна для каждого ребенка. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Взрослый должен следить за качеством выполняемых движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнять движение.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес, упражнения проводятся в форме игры. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи

Буклет для родителей. Предлагаются  нетрадиционные способы проведения артикуляционной гимнастики....

"Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи"

В данной работе представлен материал о том, что такое артикуляционная гимнастика, значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи,  рекомендации ...

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»...

Семинар – практикум по теме: Артикуляционная гимнастика для дошкольников с ОВЗ, как средство коррекции звукопроизношения

Семинар – практикум  по теме:Артикуляционная гимнастика для дошкольников с ОВЗ, как средство коррекции звукопроизношения...

Биоэнергопластика как инновационный метод коррекции звукопроизношения дошкольников

Биоэнергопластика  как инновационный  метод   коррекции  звукопроизношения дошкольников...