Биоэнергопластика как инновационный метод коррекции звукопроизношения дошкольников
статья

Гурей Татьяна Семеновна

Биоэнергопластика  как инновационный  метод   

коррекции  звукопроизношения дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika_statya.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Биоэнергопластика  как инновационный  метод   

коррекции  звукопроизношения дошкольников

В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка, что  является необходимым условием полноценного развития личности. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией, повышается количество неговорящих детей дошкольного возраста.  Наиболее распространенным является нарушение звукопроизношения. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является выполнения артикуляционной гимнастики с  целью укрепления мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М.М. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. Речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. (М.М. Кольцова, А. Н Пфафендрот, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, В.В. Цвынтарный, В. В Коноваленко). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Поэтому инновационным  направлением логопедической  работы в МБДОУ «Аистенок» является биоэнергопластика. В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили использовать А.В. Ястребова и О.И. Лазаренко.    Истоки биоэнергопластики исходят из древних традиций йоги, где используются хасты — жесты кисти рук.  «Биоэнергопластика» включает в себя 3 базовых понятия: био — человек, как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение.

 Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. Качество и продолжительность освоения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков. Ребенок повторяет артикуляционные упражнения за логопедом. Артикуляционная гимнастика выполняется по традиционной методике.

Постепенно ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Логопед  следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. Когда ребёнок полностью освоит упражнения, логопед  рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук, можно использовать перчаточных кукол, кукол на пальчики.  Опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают детям освоение нового упражнения. При этом дети сами стараются придумать движения для рук, если взрослый не дает образца. К тому же такую гимнастику языка и пальцев можно проводить в любых условиях: в кроватках, на прогулке. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Поэтому и процесс введения звуков в речь проходит интереснее, быстрее.

 Биоэнергопластика помогает повысить мотивационную готовность, длительно удерживать интерес, работоспособность ребёнка. Ценность и преимущества применяемой технологии: — доступность (финансовые затраты небольшие) — простота использования (применение педагогами и родителями) — вариативность, творческий подход (использование стихов, сказок, оформление перчаточных кукол) Применение биоэнергопластики успешно апробировано на базе МБДОУ «Аистенок» в течение 4 лет.

 Результаты применения биоэнергопластики:

— положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;

 — значительное облегчение постановки и введения звуков в речь.

— обеспечение успешности ребенка;

— кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.

— выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей-педагогов, родителей.

— благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья. Биоэнергопластика — инновационный, интересный, эффективный и перспективный метод коррекционной логопедической работы.

Литература:

1. Большакова, С.Е. «Метод мануального сопровождения при моторной алалии»// Журнал «Логопед»№ 8, 2012г, с. 12–23.

2. Бушлякова, Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М.: Детство-Пресс, 2011.

3. Зайцева, И.Ю. Влияние занятий биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников. — Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/103050 4. Косинова, Е.А. Уроки для развития речи.-М.: Эксмо,2007.

5. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей. — Ярославль: Академия развития, 1997.

6. О йога-данс или биоэнергопластике. — Режим доступа http://www.bioenergoplastika.ru// 

7. Ястребова, А.В. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей.-М.:Аркти,1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми дошкольниками

В данной работе описаны особенности логопедической работы с умственно отсталыми дошкольниками и представлена авторская система коррекционной работы....

Музыкальные способности и их диагностика у дошкольников.

В данной статье рассматривается понятие "музыкальные способности", его составляющие факторы. А также способы диагностики наличия музыкальных способностей у ребенка-дошкольника....

Подготовка дошкольников к школе.

Для детей, занимающихся в группе по подготовке к школе....

Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" (по экологическому воспитанию дошкольников)

"Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" представлено на сайте в том виде, в котором оно демонстрировалось комиссии, т.е. со всеми приложениями: конспект занятия, фотографии пособий, при...

Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"

Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"...

Работа с дошкольниками в области изобразительной деятельности. нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками.

Творчество появляется тогда, когда сам педагог готов эксперементировать, искать, удивляться всему новому, творчески развиваться....

Разработка образовательного путешествия «Животные севера и юга» в Ленинградский Зоопарк для дошкольников. Использование инновационной технологии: образовательного путешествия для освоения дошкольником окружающего мира.

Образовательное путешествие - этот метод направлен на мотивацию и раскрытие творческого потенциала дошкольника в процессе освоения окружающего мира....