Прграмма по курсу ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"
календарно-тематическое планирование на тему

Соломко Марина Васильевна

Прграмма по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". 4 класс.

В программе имеется :

Пояснительная записка.

Цели и задачи и т д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по курсу ОРКСЭ

Модуль «Светская этика»

Пояснительная записка

Программа составлена на основе:

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р;

- основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. /А.Я. Данилюк – М.: Просвещение, 2012;

- приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г.       № 1089»;

- приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»

Программа составлена по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» рассчитана на 34 учебные недели (по 1 часу в неделю). Все учебные часы распределены  по блокам.

Цель модуля «Основы светской этики»: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а так же диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи модуля «Основы светской этики»: 

- знакомство учащихся с основами светской этики;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, представлений и понятий о духовной культуре и морали, полученные учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно – смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Учебный курс «Основы светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия – «культурная традиция», «духовность (душевность)», «нравственность». Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащихся, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы светской этики» должно обеспечить:

-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества:

- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям

- знакомство с ценностями Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России

- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Место предмета в базисном учебном плане

В организационном разделе в части «Учебный план начального общего образования» учебный модуль «Светской этики» курса ОРКСЭ изучается в предметной области «основы религиозных культур и светской этики». На изучение отводится 1 час в неделю, в год – 34 часа.

Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ

В основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

К концу обучения по данному курсу школьник должен:

1) приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

2) получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

3) получить опыт самостоятельного общественного действия..

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Обучение детей по модулю «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, воспитание доверия  и уважения к истории и культуре всех народов

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к моральным и духовным ценностям

Требования к метапредметным результатам:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения и обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей и совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

-знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России

-знакомство с основами светской морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе

-формирование первоначальных представлений о светской этике и её роли в истории и современности России

-осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Личностные УУД:

- Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;

- Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.

- Осознание важности познания нового.

- Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».

- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

- Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

- Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы.

- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

-Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД

- Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

-Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;

- Составлять план текста;

- Представлять свою информацию , в том числе с применением средств ИКТ.

-Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

- Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Коммуникативные УУД

- Умение слушать и слышать;

- выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;

- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку;

- выполненной работы; выполнять работу по цепочке;

-видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

- подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

- понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

Формы контроля и варианты его проведения

Формы контроля, предполагающие отслеживание результата обученности по данному предмету, могут быть следующие:

- контроль учителя: устный опрос, проверка выполнения домашней работы, самостоятельной работы;

- взаимоконтроль: проверка работы по образцу/алгоритму, устный опрос (в парах, в группах);

- самоконтроль;

- фронтальная проверка знаний;

- тестирование.

Итоговой формой оценки деятельности обучающихся является выполнение творческой работы по индивидуальной теме или создание и презентация проекта в рамках учебного модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ.

Основное содержание модуля  «Светская этика»

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентельмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм школьников.

В начальной школе (4 класс) наиболее широко используются эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

Большое внимание на каждом уроке следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио-видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т. п.

На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.

На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающий мир»

В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны иметь творческий, поисковый и проблемный характер.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока /тип урока/

Цель урока

Содержание /основные понятия/

Универсальные учебные действия и личностные результаты

Формы деятельности на уроке

1

Россия – наша Родина

Тип урока: вводное занятие

-развивать

коммуникативные

компетенции,

способствовать

воспитанию национального

самосознания

формированию интереса к изучению предмета.

-углубить знания

(государственная

символика, герои и

великие люди России и

т.д.)

Россия – наша Родина-

полиэтническое государство, культурные традиции Патриотизм

многонационального и

многоконфессионального народа России

Основные термины и

понятия: Россия, родина,

патриот, отечество,

столица, президент,

государственные

символы, толерантность

- осознавать чувство гордости за свою  Родину, свой народ;

- стремиться к осознанию своей принадлежности к многонациональному российскому обществу;

 - иметь представление о терминах и  понятиях: Россия = Родина = Отечество, патриотизм, государственная символика;

- знать государственную символику;

- иметь представление о содержании учебника «Основы светской этики»;

- стремиться к усвоению принципов работы с учебником «Основы светской этики»;

- проявлять достойное и уважительное отношение к иному мировоззрению, вере, историческому и культурному наследию.

Личностные результаты:           - осознание себя гражданином России;

- испытание чувства гордости за свою Родину, народ;

- знание государственной символики;

- уважительное отношение к мировоззрению, вере, мнению, культурному и историческому наследию других народов;

- усвоение принципов работы с учебником «Основы светской этики».

Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, работа с иллюстративным

материалом,

самостоятельная работа с

источниками информации,

подготовка творческой

беседы с членами семьи.

Знакомятся с общественными нормами

нравственности и морали.

2

Что такое светская

этика?

Тип урока – изучение

нового материла

способствовать

формированию

первоначальных

представлений о светской

этике, о традиционных

религиях, их роли в культуре, истории и

современности России

Что такое светская

этика? Этика и ее значение в жизни человека.

Основные термины и

понятия: культура, мораль, этика

Личностные:

- Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу;

Познавательные:   -осуществляет поиск необходимой

информации;

-использовать общие приѐмы решения задач,

анализировать информацию, строить рассуждения

в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные:  -организовывает своѐ рабочее место и работу;

-выбирает действия в соответствии с поставленной

задачей и условиями еѐ реализации.

Коммуникативные:  -оформляет свою мысль в монологическое

речевое высказывание небольшого объѐма;

- учитывает разные мнения и интересы и

обосновывает собственную позицию.

Беседа, комментированное

чтение, устный творческий

рассказ на тему, работа с

иллюстративным

материалом,

самостоятельная работа с

источниками информации,

подготовка творческой

беседы с членами семьи.

Знакомятся с общественными нормами

нравственности и морали.

3

Мораль и культура.

Тип урока –

комбинированный

-развивать представления

о значении нравственности

и морали в жизни

личности, семьи;

Способствовать развитию

готовности слушать

собеседника

Образцы нравственности

в культурах разных

народов Принципы

морали. Нормы морали

Основные термины и

понятия: мораль,

культура

Личностные:

 - Учебно-познавательный интерес к новым

общим способам решения задач;

- развитие эстетических чувств.

Познавательные:

 - сравнивает и группирует предметы, их образы

по заданным основаниям;

-осуществляет поиск информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной

литературы.

Регулятивные:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые

учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в

познавательную.

Коммуникативные:

- аргументирует свою позицию и координирует

еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при

выработке общего решения в совместной

деятельности

Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, подготовка вопросов

по содержанию текста,

самостоятельная работа с

источниками информации,

подготовка творческой

беседы с членами семьи.

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

4

Особенности морали.

Тип урока –

комбинированный

-способствовать

формированию умения

правильно оценивать себя и других; воспитывать

доброжелательность,

уважительное отношение

друг к другу.

Особенности морали как

особого вида духовно-

практической культуры;

Методика создания

морального кодекса в

школе;

Личностные:

-Развитие готовности к сотрудничеству.

Уважительное отношение к чужому мнению.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.

Познавательные:

- Умение анализировать содержание текста и

находить недостающие фрагменты. Формирование

умения читать дидактические иллюстрации.

Регулятивные:

- Выбирать действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные:

 Умение строить монологическое высказывание.

Умение слушать собеседника.

Беседа, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, подготовка

творческой беседы с

членами семьи.

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

5

Добро и зло.

Тип урока – изучение

нового материла

-способствовать

формированию у детей

представления о добре и

зле;

раскрыть смысл понятий

«добро» и «зло»;

Добро и зло.

Основные термины и

понятия: Добро, зло,

гуманность

Личностные: - старается сдерживать себя. высказывать

просьбы, предложения, несогласие в социально

приемлемой форме;

- проявляет интерес к чтению, ведению диалога с

автором текста.

Познавательные: - сравнивает и группирует предметы, их образы

по заданным основаниям;

-осуществляет поиск информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной

литературы.

Регулятивные: - умеет работать по предложенному плану,

используя необходимые средства.

- сопоставляет свою работу с образцом, оценивает

еѐ по критериям, выработанным в классе.

Коммуникативные: - обосновывает высказанное суждение;

Осознанно читает вслух

Беседа, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, подготовка

творческой беседы с

членами семьи.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

6

Добро и зло

Тип урока –

комбинированный

способствовать

формированию умения

правильно оценивать себя и других; воспитывать

доброжелательность,

уважительное отношение

друг к другу.

Добро и зло.

Основные термины и

понятия: Добро, зло, гуманность

Беседа, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, подготовка

творческой беседы с

членами семьи.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

7

Добродетели и

пороки

Тип урока - изучение

нового материла

способствовать созданию представлений о понятиях

добродетель и порок.

Взаимосвязь добродетеля

и добра, порока и зла.

Основные термины и

понятия: Добро, зло,

добродетель, порок.

Личностные: Развитие навыков сотрудничества со

сверстниками.

Познавательные: Формирование умения читать дидактические

иллюстрации.

Выполнение заданий с использованием

материальных объектов

Регулятивные: Уметь удерживать учебную задачу.

Взаимоконтроль. Планирование учебного

сотрудничества.

Коммуникативные: Умение строить понятные для партнера

высказывания. Умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной

деятельности.

Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, подготовка

творческой беседы с

членами семьи,подготовка

рассказа.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

8

Добродетели и

пороки

Тип урока –

комбинированный

-способствовать развитию представлений о понятиях добродетель и порок, честь и достоинство

Долг и совесть. Честь и

достоинство. Основные

термины и понятия:

Добро, зло, добродетель,

порок, чувство собственного

достоинства

Личностные: Развитие навыков сотрудничества со

сверстниками.

Познавательные: Формирование умения читать дидактические

иллюстрации.

Выполнение заданий с использованием

материальных объектов

Регулятивные: Уметь удерживать учебную задачу.

Взаимоконтроль. Планирование учебного

сотрудничества.

Коммуникативные: Умение строить понятные для партнера

высказывания. Умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, подготовка

творческой беседы с

членами семьи,подготовка

рассказа.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

9

Свобода и моральный

выбор человека.

Тип урока –

комбинированный

-мотивировать на развитие

самостоятельности и

личной ответственности за свои поступки

Высшие нравственные

ценности. Идеалы.

Принципы морали.

Основные термины и

понятия: Свобода.

Моральный выбор.

Ситуация морального

выбора. Моральный

конфликт.

Личностные: - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Познавательные: - осуществляет поиск необходимой информации;

-использовать общие приѐмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения

в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные: - организовывает своѐ рабочее место и работу;

-выбирает действия в соответствии с поставленной

задачей и условиями еѐ реализации.

Коммуникативные: - оформляет свою мысль в монологическое

речевое высказывание небольшого объѐма;

- учитывает разные мнения и интересы и

обосновывает собственную позицию.

Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, подготовка

творческой беседы с

членами семьи, подготовка рассказа.

Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

10

Свобода и

ответственность.

Тип урока –

комбинированный

-мотивировать

самостоятельность и

личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о

нравственных нормах

- способствовать

пониманию значения

ответственности в жизни

человека.

- формировать умения

планировать, самоконтроля

и оценки учебной

деятельности

Ответственное поведение.

Свободный выбор

личности. Отношения

ответственности.

Познавательные: умение выделять существенную информацию

из различных источников;

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебную

задачу и удерживать ее в процессе всего урока;

понимать цель выполняемых действий

Коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующими

возрасту полнотой и точностью, участвовать в

коллективном обсуждении проблемы; воспитывать

чувство

коллективной

ответственности

и способствовать развитию коллективного творчества.

Работа в группах, анализ

ситуационных заданий,

беседа, комментированное

чтение.

Планирование работы,

контроль, рефлексия.

Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

11

Моральный долг.

Тип урока –

комбинированный

- мотивировать учащихся на личностный выбор

- способствовать

формированию умения

слушать и вести диалог

- формировать умения

высказывать и отстаивать

свою собственную точку

зрения

Долг. Моральный долг.

Моральная обязанность.

Благодарность. Мораль

защитника Отечества.

Личностные: Мотивация учебной деятельности на основе

имеющихся знаний.

Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель

Регулятивные:  Вносить необходимые коррективы в действие

после его завершения на основе его оценки и учета

сделанных ошибок.

Коммуникативные: Умение строить монологическое высказывание.

Умение договариваться о распределении функций и

ролей в совместной деятельности.

Работа в группах, анализ

ситуационных заданий,

беседа, комментированное

чтение.

Игра: «Как бы я повел себя в этой ситуации».

Самостоятельная работа:

«Составить предложение со словом долг».

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

12

Справедливость.

Тип урока –

комбинированный

- формировать навыки

работы с текстом

- мотивировать учащихся на восприятие понятия

справедливость через анализ текстов

- способствовать развитию

доброжелательности и

эмоционально-нравственной

отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей

Справедливость.

Моральные правила

справедливого человека.

Личностные : мотивация учения, нравственно- эстетическое

оценивание ( оценивание усвоения содержания

данного урока , исходя из социальных и

личностных ценностей), обогащение духовного

мира личности, воспитание патриотизма путѐм

приобщения к нравственным ценностям истории,

литературы и культуры, показать важность

развития в себе благородных черт характера:

жертвенность, забота о слабых, уступчивость,

опрятность , благородство;

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и

выделение нужной информации, анализ с целью

выявления признаков, синтез, как выявление

целого из частей, выбор оснований для сравнения,

классификация объектов, установление причинно-

следственных связей;

Коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске и

обмене информацией, оценка действий

одноклассников;

Регулятивные: целеполагание, планирование работы,

контроль за выполнением порученного задания,

коррекция работы, оценка, способность

мобилизации сил и энергии, воспитание любви к

своей Родине, своему народу и интереса к выдвигаемым проблемам.

Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, работа в

группах с источниками

(сказками), анализ текстов.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

13

Альтруизм и эгоизм.

Тип урока –

комбинированный

- мотивировать учащихся на личностный выбор

- способствовать

формированию умения

слушать и вести диалог

- формировать умения

высказывать и отстаивать

свою собственную точку

зрения

Альтруизм. Эгоизм.

Разумный эгоизм.

Личностные: - старается сдерживать себя. высказывать

просьбы, предложения, несогласие в социально

приемлемой форме;

- проявляет интерес к чтению, ведению диалога с

автором текста.

Познавательные: - сравнивает и группирует предметы, их образы

по заданным основаниям;

-осуществляет поиск информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной

литературы.

Регулятивные: - умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

- сопоставляет свою работу с образцом, оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе.

Коммуникативные:  -обосновывает высказанное суждение;

-осознанно читает вслух.

Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему. Самостоятельная

работа «Найти и выписать

определения альтруизма и

эгоизма».

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

14

Дружба.

Тип урока –

комбинированный

способствовать развитию навыков сотрудничества со

сверстниками в учебной

ситуации

- мотивировать учащихся на поиск путей решения

проблемы

- формировать навыки

работы в группе

способствовать осознанию этического чувства «дружба», его значимости в жизни каждого.

Добродетельные

отношения. Дружба.

Избирательность.

Бескорыстность. Методика

создания морального

кодекса в школе (классе).

Личностные: Мотивация учебной деятельности на основе

жизненного опыта ребенка и через введение

заданий занимательного характера

Познавательные: Понимание и преобразование информации.

Формирование умения читать дидактические

иллюстрации.

Умение анализировать содержание текста и

находить недостающие фрагменты.

Регулятивные: Способность к волевому усилию при работе с

книгой. Выбирать действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации .

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение

предлагать помощь и сотрудничество. Умение

строить монологическое высказывание.

Проблемная ситуация:

моральный кодекс чести

класса. Беседа, групповая

работа.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

15

Что значит быть

моральным.

Тип урока –

комбинированный

- мотивировать учащихся на личностный выбор

способствовать

формированию умения

слушать и вести диалог

- формировать умения

высказывать и отстаивать

свою собственную точку зрения

Добро и зло. Добродетель.

Свобода. Моральный

выбор. Моральные нормы.

Что значит «быть

нравственным» в наше

время?

Л.: Мотивация учебной деятельности на основе

имеющихся знаний.

П.: Самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель

Р.: Вносить необходимые коррективы в действие

после его завершения на основе его оценки и учета

сделанных ошибок.

К.: Умение строить монологическое высказывание.

Умение договариваться о распределении функций и

ролей в совместной деятельности.

Самостоятельная работа:

«Продолжить предложение «Быть

моральным – это  значит…»

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

16

Подготовка

творческих работ

(проектов)

учащихся.

Тип урока – урок

систематизации

знаний.

способствовать

формированию умения

планировать,

контролировать и оценивать

учебные действия в

соответствии с

поставленной задачей и

условиями ее реализации

- развивать умение

постановки целей и задач

-определять наиболее

эффективные способы

достижения результата.

Повторение основных

содержательных моментов

курса.

Проект и этапы работы

над ним. Определение

темы для индивидуальных

творческих работ на

основе анализа

пройденного материала.

Л.: Ориентация учащихся на моральные нормы

(нормы этикета) и их выполнение.

П.: Осознанно и произвольно строить сообщения

творческого и исследовательского характера в

устной форме. Осуществлять смысловое чтение.

Р.: Умение обосновывать и доказывать своѐ

мнение. Умение осознанно и произвольно строить

речевое высказывание в устной речи.

К.: Умение выделять и формулировать то, что уже

усвоено и что нужно усвоить.

Формирование групп

учащихся для выполнения

групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом (в том

числе индивидуальных).

Определение содержания

проектной работы.

Варианты тем:

«Россия – Родина моя»,

«Всюду добрые люди

вокруг…», «Я хочу вам

рассказать об одном добром человеке», «Добро и зло в русских народных сказках»,

«Добродетельные герои

сказок Г.-Х.Андерсена,

Ш.Перро», «Добродетель и порок в сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»,  «Вот что значит настоящий, верный друг», «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил (А.де Сент-

Экзюпери)».

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

17

Подведение итогов.

Творческий отчет.

Тип урока –

обобщающий

способствовать обобщению знаний, понятий и представлений о ценностно-смысловых

мировоззренческих основах,обеспечивающих целостное восприятие отечественной

истории и культуры

- развивать умение слушать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

способствовать развитию умения излагать свое мнение и аргументировать

свою точку зрения

Обобщение основных

содержательных моментов

курса.

Л.: Формирование самооценки на основе критериев

успешности учебной деятельности.

П.: Обработка информации –поиск условных

обозначений и их соотнесение. Установление

причинно-следственных связей.

Р.: Умение обосновывать и доказывать своѐ

мнение. Умение осознанно и произвольно строить

речевое высказывание в устной речи.

К.: Умение применять установленные правила в

планировании способа решения.

Презентация творческих

проектов учащихся.

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

18

Род и семья – исток

нравственных

отношений в истории

человечества

Тип урока –

комбинированный.

способствовать

формированию понимания, что семья — основа моральных устоев человека.

- уметь объяснить

происхождение слова семья, род.

Род. Семья. Фамилия.

Родословная. Родовой герб

Л.: Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России;                                                                       чувства сопричастности и гордости за свою                                                                                                           Родину, народ, историю, семью.                                                                                                                                П.: Извлечение необходимой информации при                                                                                                                                                                  работе с картой.                                                                                                                                                                              Р.: Умение вести диалог в соответствии с                                                                                                                                                                                                             грамматическими нормами родного языка; слушать                                                                                                                                                                                                                                                     собеседника.                                                                                                                                                                                                                                                               К.: Учиться высказывать своѐ предположение                                                                                                                                                                                                                                                                                                  (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, составление

плана, подготовка

творческой беседы с

членами семьи.

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

19

Нравственный

поступок.

Тип урока -

комбинированный

- изучить основные

категории этики, к которым относятся: добро и зло,

дружба и порядочность,

честность и искренность,

честь и достоинство,

доверие и доверчивость,

сострадание и милосердие

Поступок. Нравственный

поступок. Мотив. Цель

поступка. Средства

достижения цели.

Действие. Результат.

Л.: мотивация учения, нравственно- эстетическое

оценивание ( оценивание усвоения содержания                                                                          данного урока , исходя из социальных и                                                                                                        личностных ценностей), обогащение духовного                                                                                                                                             мира личности, воспитание патриотизма путѐм                                                                                                                                                                                  приобщения к нравственным ценностям истории,                                                                                                                                                                                                                        литературы и культуры, показать важность                                                                                                                                                                                                                                                          развития в себе благородных черт характера:                                                                                                                                                                                                                                                                                              жертвенность, забота о слабых, уступчивость,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  опрятность , благородство;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       П.:  формулирование познавательной цели, поиск и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             выделение нужной информации, анализ с целью                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 выявления признаков, синтез, как выявление целого                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          из частей, выбор оснований для сравнения,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           классификация объектов, установление причинно-                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   следственных связей;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    К.:  инициативное сотрудничество в поиске и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      обмене информацией, оценка действий                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    одноклассников;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Р.:  целеполагание, планирование работы, контроль                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        за выполнением порученного задания, коррекция                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               работы, оценка, способность мобилизации сил и энергии, воспитание любви к своей Родине, своему

народу и интереса к выдвигаемым проблемам;

Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, подготовка

творческой беседы с

членами семьи.

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.

20

Золотое правило

нравственности.

Тип урока -

комбинированный

- мотивировать учеников на принятие законов

нравственности, на поиск

нравственных начал в

окружающем мире

- уметь приводить примеры применения золотого правила нравственности, как действует это правило в

жизни

Золотое правило

нравственности. Честь.

Достоинство.

П.: умение выделять существенную информацию из различных источников;                                                       Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную                                                                                             задачу и удерживать ее в процессе всего урока;                                                                                                                                  понимать цель выполняемых действий                                                                                                                                                                К.: выражать свои мысли с соответствующими                                                                                                                                                                                                  возрасту полнотой и точностью, участвовать в                                                                                                                                                                                                                                       коллективном обсуждении проблемы; воспитывать                                                                                                                                                                                                                                                                               чувство коллективной                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    ответственности                                                                                                                                                                                                                                                                                                              и способствовать развитию коллективного творчества.

Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, подготовка

творческой беседы с

членами семьи.

Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.

21

Стыд, вина и

извинения.

Тип урока -

комбинированный

- изучить основные

категории этики, к которым относятся: добро и зло,

дружба и порядочность,

честность и искренность,

честь и достоинство,

доверие и доверчивость,

сострадание и милосердие

Стыд. «Ложный стыд».

Вина. Раскаяние.

Л.: - развивает эстетические чувства –стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения.                                                                            П.: -строит логическое рассуждение, включающее                                                                                                                 установление причинно-следственных связей;                                                                                                                                                      -находит в тексте незнакомые слова,                                                                                                                                                                                определяет их значения разными способами;                                                                                                                                                                                                                     -умеет отбирать из своего опыта ту информацию,                                                                                                                                                                                                                                                          которая может пригодиться для решения проблемы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Р.: -проявляет познавательную инициативу в                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    учебном сотрудничестве;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        - ставить новые учебные задачи сотрудничестве с                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               учителем, адекватно использовать речь для                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  планирования и регуляции своей деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        К.: - формулировать собственное мнение и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       позицию, задавать вопросы, строить понятные для                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              партнѐра высказывания.

Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, работа с

толковым словарем,

подготовка творческой

беседы с членами семьи.

Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.

22

Честь и достоинство.

Тип урока -

комбинированный

- формировать общественно

значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей

Честь. Достоинство.

Кодекс чести.

Л.: -положительно относиться к школе, проявляет

желание учиться, интерес к способам решения

новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.

- развивает эстетические чувства –стыда, вины,

совести как регуляторы морального поведения.

П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы

по заданным основаниям;

-осуществляет поиск информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной

литературы.

Р.: - в сотрудничестве с учителем ставить новые

учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в

познавательную.

К.: - аргументирует свою позицию и координирует

еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при

выработке общего решения в совместной

деятельности.

Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, работа с

толковым словарем,

подготовка творческой

беседы с членами семьи.

Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.

23

Совесть.

Тип урока -

комбинированный

-уметь формулировать

разницу между понятиями стыд и совесть

- знать какие компоненты

имеет совесть

- уметь приводить примеры ситуаций, в которых они ( или герои литературных произведений) испытывали стыд или им было совестно.

- уметь составить план

статьи из пособия для

учащихся

Совесть. Стыд.

Размышления. Чувства.

Воля.

Л.: -положительно относиться к школе, проявляет

желание учиться, интерес к способам решения

новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.

- развивает эстетические чувства –стыда, вины,

совести как регуляторы морального поведения.

П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы

по заданным основаниям;

-осуществляет поиск информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной

литературы.

Р.: - в сотрудничестве с учителем ставить новые

учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в

познавательную.

К.: - аргументирует свою позицию и координирует

еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при

выработке обще

Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, составление

плана, подготовка

творческой беседы с членами семьи.

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

24

Образцы

нравственности

Богатырь и рыцарь

как нравственные                           идеалы

Тип урока -

комбинированный

- дать представление об

основных нормах

нравственности, первичные

представления о морали, способствовать

воспитанию культуры

поведения с опорой на

представления о

положительных поступках людей

Нормы-образцы

нравственного поведения в

культуре

Л.: - Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу.

П.: -осуществляет поиск информации для

выполнения учебных заданий с использованием

учебной литературы;

-умеет отбирать из своего опыта ту информацию,

которая может пригодиться для решения проблемы.

- определяет тему и главную мысль текста;

- находит в тексте незнакомые слова, определяет их

значения разными способами.

Р.: - умеет работать по предложенному плану,

используя необходимые средства.

К.: - оформляет свою мысль в устной речи;

-обосновывает высказанное суждение;

- старается договариваться, уступать, находить

общее решение при работе в паре и группе.

Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, работа с

иллюстративным

материалом,

самостоятельная работа с

источниками информации,

подготовка творческой

беседы с членами семьи.

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

25

Образцы

нравственности

Джентльмен и леди.

Тип урока -

комбинированный

- дать представление об

основных нормах

нравственности, первичные

представления о морали,

способствовать

воспитанию культуры

поведения с опорой на

представления о

положительных поступках людей

Нормы-образцы

нравственного поведения в

культуре

Л.: Формирование стремления выполнять значимую

деятельность, быть полезным группе

одноклассников.

П.: Умение следовать правилам и инструкциям при

проведении опытов и наблюдений, делать выводы на

основе полученных результатов. Устанавливать

причинно-следственные связи.

Р.: Умение договариваться, находить общее

решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу

выполнения задания.

К.: Учиться работать по предложенному учителем

Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, работа с

иллюстративным

материалом,

самостоятельная работа с

источниками информации,

подготовка творческой

беседы с членами семьи.

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата

или сестру, бабушку,

дедушку) о том, каким

принципом они

руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило

«золотому правилу»

нравственности.

26

Образцы

нравственности в

культуре Отечества.

Тип урока -

комбинированный

способствовать

формированию понимания и мотивировать на принятие ценностей: Отечество,

нравственность, патриотизм;

- формировать навыки

смыслового чтения,

осознанного построения

речевых высказываний,

умение осуществлять

информационный поиск для выполнения учебных

заданий;

- развивать умение слушать собеседника и вести диалог.

Нормы-образцы

нравственного поведения в

культуре России:

труженики, патриоты,

воины, коллективисты.

Л.: Смыслообразование и нравственно-этическая

ориентация: подведение к мысли, что именно поэты

и художники открывают нам привычные вещи с

новой стороны, потому что они смотрят на мир с

любовью и удивлением, изменяют его силой своего

воображения.

П.: Поиск и выделение необходимой информации –

перечитывание текста с разными задачами: поиск и

оценка нужных частей текста

Работа с маркированными в тексте строчками

Работа с дидактическими иллюстрациями Умение

работать с двумя источниками информации

(учебник, тетрадь).

Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата

учебной деятельности К.: Инициативное

сотрудничество: чтение по цепочке, работа в группах.

Беседа, комментированное

чтение, работа с

иллюстративным

материалом, устный рассказ на тему

(вопросы и задания из

учебника), самостоятельная работа с источниками

информации (СМИ,

справочная, энциклопедии).

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

27

Этикет.

Тип урока -

комбинированный

-познакомить с основными нормами и правилами этикета  -способствовать

осознанию их значения в

выстраивании

конструктивных отношений в семье и обществе;

-мотивировать на

саморазвитие этических

чувств как регуляторов

морального поведения.

Этикет и его значение.

Правила этикета для каждого.

Л.: - старается сдерживать себя. высказывать

просьбы, предложения, несогласие в социально

приемлемой форме;

- проявляет интерес к чтению, ведению диалога с

автором текста.

П.: - сравнивает и группирует предметы, их образы

по заданным основаниям;

-осуществляет поиск информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной

литературы.

Р.: - умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

- сопоставляет свою работу с образцом, оценивает

еѐ по критериям, выработанным в классе.

К.: - обосновывает высказанное суждение;

Осознанно читает вслух

Беседа, комментированное

чтение, работа с иллюстративным

материалом, ситуации –

пробы, работа в тетради

«Правила этикета».

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

28

Семейные праздники.

Тип урока -

комбинированный

-познакомить с историей

возникновения праздников,

-сформировать

представление о значении праздника в жизни человека,

способствовать

формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,

- развивать

доброжелательность и

эмоциональную

отзывчивость.

История возникновения

праздников. Значение

праздника в жизни человека. Выбор подарка –

ответственное дело.

П.: умение выделять существенную информацию из различных источников;

Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную

задачу и удерживать ее в процессе всего урока;

понимать цель выполняемых действий

К.: выражать свои мысли с соответствующими

возрасту полнотой и точностью, участвовать в

коллективном обсуждении проблемы; воспитывать

чувство коллективной

ответственности и

способствовать развитию

коллективного творчества.

Виртуальная экскурсия

«Праздники у разных

народов»; устный рассказ на тему, ситуации-пробы

«Подарок».

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

29

Жизнь человека –

высшая нравственная

ценность.

Тип урока -

комбинированный

способствовать

пониманию значения жизни человека как высшей ценности,

- формировать

логические действия

анализа и обобщения,

построения рассуждений,

отнесения к известным

понятиям;

- мотивировать на готовность признавать

возможность существования

различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;  -излагать свое мнение и аргументировать

свою точку зрения.

Понятие - Ценности.

Жизнь человека – высшая

ценность: для самого

человека, его близких,

общества, мира.

Уникальность,

неповторимость жизни.

Л.: Формирование стремления выполнять значимую   деятельность, быть полезным группе                                                                                                                                                                          одноклассников.                                                                                                                                                                                                                    П.: Умение следовать правилам и инструкциям при                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  проведении опытов и наблюдений, делать выводы                                                                                                                                                                                               на основе полученных результатов. Устанавливать                                                                                                                                                                                                                                           причинно-следственные связи.                                                                                                                                                                                                                                                                   Р.: Умение договариваться, находить общее                                                                                                                                                                                                                                                                                                     решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           выполнения задания.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           К.: Учиться работать по предложенному учителем                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 плану. Устанавливать соответствие полученного                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         результата поставленной цели.

Беседа, комментированное

чтение, анализ

рассмотренного материала,

обобщение (вывод).

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

30

Любовь и уважение к

Отечеству.

Тип урока – урок

обобщения

способствовать

формированию основ

российской гражданской

идентичности, чувства

гордости за свою Родину,

российский народ и

историю России,

- мотивировать на личную ответственность за свои поступки на основе представлений о

нравственных нормах,

способствовать

укреплению веры в Россию.

Категории любви.

Любовь – основа нашей

жизни. Любовь и уважение

к Отечеству.

Л.: Формирование гражданской идентичности в

форме осознания себя как гражданина России;

чувства сопричастности и гордости за свою

Родину, народ, историю.

П.: Извлечение необходимой информации при

работе с картой.

Р.: Умение вести диалог в соответствии с

грамматическими нормами родного языка; слушать

собеседника.

К.: Учиться высказывать своѐ предположение

(версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Беседа, комментированное

чтение, размышление на

тему.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и  культурных традиций.

31

Подготовка творческих

проектов.

Тип урока – урок

систематизации

знаний

- учить определять общую цель и пути ее достижения,

- формировать умение

договариваться и

распределять роли в

совместной деятельности

способствовать развитию способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления

- формировать умения

планировать,

контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации

- определять наиболее

эффективные способы

достижения результата;

вносить соответствующие

коррективы в их

выполнение на основе

оценки и учета характера

ошибок.

Повторение основных

содержательных моментов

курса.

Проект и этапы работы

над ним. Определение

темы для индивидуальных

творческих работ на

основе анализа пройденного материала.

Личностные: 

-Мотивация учебной деятельности при

выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

-Самооценка на основе критериев успешности                                                                          учебной деятельности                                                                                            Познавательны :Анализ объектов с целью выделения в них                                                                                                                             существенных признаков.                                                                                                                                                 Применять правила, пользоваться инструкциями и                                                                                                                                                                                         освоенными закономерностями.                                                                                                                                                                                                                  Работа с двумя источниками информации.                                                                                                                                                                                                                                                  Регулятивные: Контроль и самоконтроль процесса и результата                                                                                                                                                                                                                                                                                          учебной деятельности. Концентрация воли для                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               преодоления интеллектуальных трудностей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Самоконтроль.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Коммуникативные: Коммуникация как взаимодействие: понимание                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    разных оснований для оценки одного и того же                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        текста. Задавать вопросы для организации                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          собственной деятельности.

Формирование групп

учащихся для выполнения

групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом.

Определение содержание

проектной работы.

Варианты тем: «Значение

нравственности и этики в

жизни человека и

общества», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к

России», «С чего начинается Родина», «Герои России»,

«Вклад моей семьи в

благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и др.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщения по выбранным темам (теме).

32

Итоговая презентация

творческих проектов

учащихся.

Тип урока – урок

обобщения

способствовать развитию умения слушать и признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

- учить излагать свое мнение и аргументировать свою

точку зрения и оценку

событий;

- обобщить знания, понятия и представления о ценностно-смысловых

мировоззренческих основах,обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры.

Повторение основных

содержательных моментов

курса.

Л.: Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.                                                                     Самооценка на основе критериев успешности                                                                                                         учебной деятельности                                                                                                                           П.: Анализ объектов с целью выделения в них                                                                                                                                                            существенных признаков.                                                                                                                                                                                Применять правила, пользоваться инструкциями и                                                                                                                                                                                                                        освоенными закономерностями.                                                                                                                                                                                                                                                 Работа с двумя источниками информации.                                                                                                                                                                                                                                                                                 Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         учебной деятельности. Концентрация воли для                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              преодоления интеллектуальных трудностей.

Самоконтроль.

К.: Коммуникация как взаимодействие: понимание

разных оснований для оценки одного и того же

текста. Задавать вопросы для организации

собственной деятельности.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщения по выбранным темам (теме).

Презентация творческих

проектов учащихся по

индивидуальным темам.

33

Итоговая презентация

творческих проектов

учащихся.

Тип урока – урок

обобщения

Л.: Мотивация учебной деятельности при

выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

Самооценка на основе критериев успешности

учебной деятельности

П.: Анализ объектов с целью выделения в них

существенных признаков.

Применять правила, пользоваться инструкциями и

освоенными закономерностями.

Работа с двумя источниками информации.

Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата

учебной деятельности. Концентрация воли для

преодоления интеллектуальных трудностей.

Самоконтроль.

К.: Коммуникация как взаимодействие: понимание

разных оснований для оценки одного и того же

текста. Задавать вопросы для организации

собственной деятельности.

34

Итоговая презентация

творческих проектов

учащихся.

Тип урока – урок

обобщения

Уметь выступать перед аудиторией, правильно презентовать работу.

Материально-техническое обеспечение курса.

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

-  классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:

- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

  библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.);

- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

-хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);

-энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

-  религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);

-  художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

 печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.

         Список литературы

         Для учащихся:

1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных  учреждений. – М.: Просвещение, 2012

2. М.Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений – М.: Русское слово, 2012

3.  Основы светской этики. 4-5 класс. Электронное приложение к учебнику.

          Дополнительная литература:

          1. Андерсен Г.Х., Снежная королева.

          2. Губарев В.Г., Королевство кривых зеркал.

          3. Гайдар. А.П., Тимур и его команда.

          4. Кун Н.А., Легенды и мифы Древней Греции.

          5. Лагин Л.И., Старик Хоттабыч.

          6. Линдгрен А. Малыш и Карлсон.

          7. Маршак С.Я., Двенадцать месяцев

          8. Погорельский А., Чёрная курица или Подземные жители.

          9. Пушкин А.С., Сказка о попе  и его работнике  Балде.

          10. Пушкин А.С., Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

          11. Перро Ш., Золушка.

          12. Толстой А.Н., Золотой ключик, или приключения Буратино.

          Для учителя

1. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений; под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. – М.: Просвещение, 2010 – 239 с.

2. А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики, программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 кл.- М.: Просвещение, 2011

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

4. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для общеобразовват.учреждений.- М.: Просвещение, 2012

5. Основы религиозных культур и светской этики.  Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011

6. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  М. Просвещение. 2011

презентации на электронном носителе*

Интернет - ресурсы

http://fcior.edu.ru/

            http://school-collection.edu.ru/

Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ

            Для родителей:

  Данилюк А. Я.   Основы  религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.

            Примерные темы творческих работ:

«Россия — Родина моя»

«Всюду добрые люди вокруг...»

«Я хочу вам рассказать об одном добром человеке»

«Добро и зло в русских народных сказках»

«Добродетельные герои сказок Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро»

«Добродетель и порок в  сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик»

«Вот что значит настоящий, верный друг»

«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил (А. Де Сент-Экзюпери)»

«Значение нравственности и этики в жизни человека и общества»

«Мое отношение к миру»

«Мое отношение к людям»

 «Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

«Герои России»

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка – защитник Родины»

«Мой друг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ. Конспект урока "Добро и зло"

Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ преследует цель   формирования навыка (мотивации) морального поведения на основе представления о добре и зле. Предваряет да...

технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"

Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....

Рабочая программа курса ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". 4 класс.

Данная рабочая программа составлена для модульногокурса ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики". Полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к рабочим программам. Прошла опробирован...

Дидактические и методические материалы для сопровождения курса ОРКСЭ (модуль светская этика)

Рекомендации и материалы к урокам ОРКСЭ, собранные за годы преподавания. Их можно использовать как дополнительный материал в своей работе....

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

ОСЭ Календарно-тематическое планирование по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ учебного курса ОРКСЭ

ОСЭ Календарно-тематическое планирование по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ учебного курса ОРКСЭ...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (Светская этика) учебник Шемшурина А. И.

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (Светская этика) учебник Шемшурина А. И....