Духовно-нравственное воспитание школьников через организацию социальных компетенций.
опыты и эксперименты (10 класс) по теме

Бобровская Татьяна Васильевна

Отчёт по самообразованию кл. руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Отчёт по самообразованию классного руководителя 10 класса

Духовно-нравственное воспитание школьников через организацию социальных компетенций.

Цель: готовность и способность подрастающего поколения к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению.

Задачи:
- воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.

- формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

- физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.

Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

- трудовое воспитание.

В самом слове «воспитание» заложен высокий и сокровенный смысл. Воспитывать означает «питать духовно».

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в следующем:

  • Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  • Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  • В-третьих нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут».

В данном классе классным руководителем работаю с 2010 года. Состав класса очень изменился. В 10 класс пришло 7 детей, из них 4 мальчика и 3 девочки. 5 детей с 1999 года рождения, 2-е с 2000г.р.  Двое  детей из неполной семьи.

 Старостой класса  является Горденкова Галина. В классе отличников нет, 4 ударника, это Вижентас Иван, Горденкова Галина, Маркова Алина, Халмакова Любовь.

Тесно сотрудничаем с родителями детей. Каждый год 1-го сентября на классном часе обязательно присутствуют наши уважаемые родители. Общаемся по телефону, встречаемся на родительских собраниях. Родители интересуются учёбой детей. Принимают участие во всех школьных мероприятиях.

Уровень воспитанности за период с 5 по 8 класс выглядит таким образом:

в 5 - 63,1    3,1

в 6 - 63,8    3,3

в 7 – 66,2  3,6

в 8 – 72,0  3,8

в 9 – 71,1  3,9

Дети очень доброжелательны друг к другу, без вредных привычек.        

Наиболее распространённая форма организации воспитательной работы является классный час. Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений решается на серии классных часов: «Я гениален», «Мои увлечения», «Экология души», «Как найти себя?»,  «Я патриот своей страны», «что такое интеллигентность?», «Жизнь без наркотиков», «Твори добро на радость людям».

В целях создания необходимых условий для проявления условий творческой индивидуальности были проведены творческие конкурсы, школьного, районного, окружного масштабов. Все мероприятия способствуют формированию у детей гражданственности, нравственности, уважения к правам и свободам человека;  любви к Родине, к семье, к окружающей природе.

Принимают активное участие в районных областных соревнованиях, где занимают призовые места. За период текущего учебного года дети приняли участие в мероприятиях различного уровня. В общекомандном зачёте по лёгкой атлетике в рамках проведения «Закрытия летнего спортивного сезона» заняли третье место, в школьном конкурсе «Краски осени» 2-е место, в Новогоднем карнавале 1-е место.

В муниципальном этапе по лёгкой атлетике в прыжках в длину в рамках  Спартакиады общеобразовательных школ Леонтьев Эдуард занял 2-е место, Толстиков Дмитрий в толкании ядра 2-е место.

Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре Толстиков Дмитрий занял 3-е место, Горденкова Галина 3-е место, Халмакова Любовь по правоведению заняла 2-е место.

По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

«Духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся в современной школе»

Воспитание


 

Доклад 
«Духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся в современной школе»

"В воспитании человека важно добиваться, 
чтобы нравственные и моральные истины были 
не просто понятны, но и стали бы целью жизни 
каждого человека, предметом собственных 
стремлений и личного счастья".

(Свадковский И. Ф.)

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. 

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические диалоги и нравственные беседы.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что они не в коем случае не должны переходить в назидательность, в беседе должны содержаться как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.

Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный характер.

Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива. Рассмотрим основные формы и методы нравственного просвещения и убеждения школьников, которые выделил Болдырев.

Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно- нравственное развитие и воспитание школьников через игру на музыкальных инструментах

Данная методическая разработка направлена на обучение учащихся с умеренной умственной отсталостью. Влияние музыки на развитие детей через игру на музыкальных инструментах....

"Духовно-нравственное воспитание школьников через социально-творческую деятельность"

Методическая разработка. Посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников во внеурочное время, через социально-творческую деятельность....

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии

Тема опыт  « Экологическое воспитание школьников через организацию  проектной  деятельности на уроках химии и биологии»...

«Патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной туристско- краеведческой деятельности»

laquo;Патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной туристско- краеведческой деятельности»....