Подростковая преступность
классный час на тему

Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Подростковая преступность»


Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы.

К. Ясперс

Цель:

• воспитание правовой грамотности учащихся, гражданско-патриотических качеств личности подростка.

Ход классного часа.

О чем говорят эти факты?

По мнению председателя комитета Гос. думы по делам женщин, семьи и молодежи Екатерины Лаховой, беспризорных детей в России, по различным оценкам, от 100 тысяч до 4 миллионов. По официальной статистике, 16 тысяч детей школьного возраста вообще не посещают школу, 50 тысяч ежегодно убегают из дому. Несовершеннолетние составляют большинство потребителей наркотиков.

диализ деятельности Изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых при УВД Омской области в период с 1993 по 2000 год выявил, что в среднем в год в ИВС помещаются более 400 подростков в возрасте от 14 до 16 лет.

По сведениям Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина:


  • Число здоровых детей с каждым годом уменьшается. Так, только 32% детей в стране признаны здоровыми, 52 — имеют функциональные отклонения, из них более 16% — хронические заболевания.

  • Ежегодно детское население России снижается на 1 млн. человек.

  • Число детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в сиротских учреждениях, возрастает на 4-6 тысяч человек в год.

  • Общее число детей-сирот достигло 200 тысяч человек.


Подумайте и выскажите свое мнение:


  • Каковы причины роста подростковой преступности?

  • Экономические или политические причины преобладают в росте подростковой безнадзорности и преступности?


Беседа 1. «Каковы пути преодоления подростковой преступности ?»

Дела о преступлениях несовершеннолетних всегда были объектом повышенного, особого внимания во всех судах России. В связи с этим Верховным Судом Российской Федерации 14 февраля 2000 г. утверждено постановление Пленума № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».

На протяжении последних двух десятков лет в России наблюдается рост преступности среди населения, что безусловно связано с количественным ростом преступности несовершеннолетних.

Многие исследователи детской преступности (Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 20 (176) приходят к выводу, что в настоящее время несовершеннолетние — одна из наиболее криминально пораженных категорий населения. Преступность несовершеннолетних в России за последние десять лет росла примерно в шесть раз быстрее, чем изменялась общая численность этой возрастной группы.

За последние пять лет число преступлений, совершенных подростками, возросло почти на 2%, а число несовершеннолетних, принявших участие в преступлениях, на 2,1 % . Качественно изменилась характеристика самой преступности, которая отличается высокой степенью организованности. Групповой характер — это сегодня одна из специфических особенностей преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе групп, стабильно превышает 70%.

Очень опасна тенденция все более широкого участия подростков в преступной деятельности совместно со взрослыми. По данным криминологических исследований, более трети преступлений подростки совершают под непосредственным влиянием взрослых. Чаще всего взрослые вовлекают в преступную деятельность молодежь в возрасте от 16 до 18 лет, и нередко эти лица ранее уже были судимы. Приобщение подростков к наркотикам и алкоголю создает дополнительный мотив для преступления.

В настоящее время наиболее распространенным преступлением среди подростков остаются кражи. На втором месте стоит такое тяжкое преступление против собственности, как грабеж (ст. 161 УК РФ). Ежегодно по этой статье осуждается более 15 тысяч подростков.

Судебная практика показывает, что подавляющее большинство подростков, осужденных за те или иные преступления, совершали их впервые. Однако значительным остается количество несовершеннолетних, которые уже ранее направлялись в спецшколы и спец профтехучилища, освобождались от отбывания наказания и вновь совершали преступления.

Статистика свидетельствует о том, что преступность несовершеннолетних имеет устойчивую тенденцию к «омоложению». Если в 1998 году за различные преступления были осуждены 43 тысячи подростков в возрасте 14—15 лет, то в 2000 году их число составило уже около 48 тыс. В связи с этим наиболее остро встает проблема преступности малолетних, не достигших 14-летнего возраста, а также подростков, которые не подлежат уголовной ответственности.

Особенности ответственности несовершеннолетних, совершивших правонарушения, состоят в том, что к ним могут быть применены не только уголовное или административное наказание, но и принудительные меры воспитательного воздействия.

В соответствии с новым Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обязанность по рассмотрению материалов о помещении несовершеннолетних в Центры временной изоляции для несовершеннолетних и в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа возложена на суды. Ранее эти обязанности исполнялись органами внутренних дел и комиссиями по делам несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 15 п. 4 Закона в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода.

Для постановки вопроса органами внутренних дел о направлении несовершеннолетнего в учреждение закрытого типа необходимо совершение подростком общественно-опасного деяния и заключение о том, что он нуждается в особых условиях воспитания. Факт совершения общественно-опасного деяния несовершеннолетним подтверждается постановлением о прекращении уголовного дела или отказе в его возбуждении.

В соответствии со ст. 27 п.3 Закона все материалы должны быть представлены для ознакомления несовершеннолетними, их родителями или законными представителями.

Согласно ст. 8 п.2 Закона несовершеннолетний имеет право на обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних в вышестоящие органы указанной системы, а также в органы прокуратуры и суд.

Задание: Подумайте над следующими вопросами и ответьте.


  1. Не ущемляют ли права несовершеннолетних новые
    изменения российского законодательства?

  2. Каковы пути преодоления роста подростковой преступности?


Беседа 2. «Наказание несовершеннолетних — это правовая или моральная норма?»

Рассмотрим ситуацию о наказании несовершеннолетних. Что при этом преобладает — моральная или правовая норма?

16 декабря 2003 г. вступили в силу Федеральные законы «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» № 162-ФЗ и «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"» № 161-ФЗ.

Эти законы внесли существенные изменения в действующее законодательство.

Для несовершеннолетних, возраст которых достиг 14 — 15 лет, максимальные сроки лишения свободы будут составлять шесть лет, а для более старших (16—17 лет) — десять лет лишения свободы, независимо от максимальной санкции, которая определена Особенной частью УК РФ. Безусловно, такое решение гуманно, учитывая край-уязвимость несовершеннолетних, лишенных свободы-

Сегодня очевидно, что лишение несовершеннолетнего свободы должно рассматриваться как крайняя, вынужденная, совершенно необходимая мера наказания в целях исправления самой личности и для безопасности общества. Этот вывод закреплен в измененных положениях главы 14 УК РФ: за впервые совершенное подростком 14—15 лет преступление небольшой и средней тяжести, а несовершеннолетним 16—17 лет — преступление небольшой тяжести — наказание в виде лишения свободы применяться не будет.

Педагоги, психологи, юристы справедливо полагают, что впервые оступившийся молодой человек должен извлечь уроки благодаря специальной, индивидуальной психолого-педагогической работе с ним. Вместе с тем для выполнения этого решения необходимо дополнительно подготовить специалистов, организовать центры, консультации или иные учреждения и организации, целью которых и была бы помощь несовершеннолетним по различным проблемам. Им необходимо разобраться в сложившейся ситуации, наладить человеческие отношения с кем-либо, решить вопросы с продолжением образования, найти работу, временное жилье и, наконец, построить планы будущей жизни в рамках закона.

Задание: Подумайте над следующими вопросами и ответьте.

1. Что общего и в чем различие между нормами права и морали?

2. Всегда ли нормы права моральны?

3. Можно ли привлечь к уголовной ответственности за несоблюдение моральных норм?

Мини-итоги классного часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подростковая преступность и юридическая ответственность

Презентация для классного часа, посвященного профилактике подростковой преступности и правонарушений, на тему "Подростковая преступность и юридическая ответственность"....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: «Формирование правовой компетентности учащихся – предупреждение подростковой преступности и правонарушений».

Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполн...

Правовая беседа "Подростковая преступность"

Правовая беседа "Подростковая преступность" способствует правовой грамотности, а также чувства ответственности за свои поступки....

Проблема подростковой преступности: взгляд "изнутри"

Определение основных ценностей, идеалов современной молодежи; выеснение факторов влияющих на динамику правонарушений, совершаемых подростками....

Методическая разработка.Организация работы с детьми требующих особого педагогического внимания (подростковая преступность)

В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития, психолого-педагогическое поддержка, любовь, понимание, семейное вниман...