"Подростковая преступность и ее профилактика средствами физической культуры и спорта"
статья (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подростковая преступность и ее профилактика средствами физической культуры и спорта
В последние годы в России отмечается значительный рост преступности среди детей, подростков и молодежи. Дети у нас сегодня тотально не защищены. Не защищены прежде всего от криминального мира и криминальной среды как дома, так и на улице. Об этом свидетельствует хотя бы такой факт: при непрекращающемся росте детской преступности постоянно снижаются число семей, стоящих на учете в милиции из-за отрицательного влияния на детей, и количество лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность.
Анализ статистических данных МВД Российской Федерации показывает, что за последние пять лет число преступлений, совершенных при участии несовершеннолетних, возросло на 41,1% (со 159,9 до 225,7 тыс.), а количество преступлений, совершенных только несовершеннолетними подростками, — на 31,9%. При этом увеличилось количество участников преступлений из числа не работающих и не учащихся подростков в среднем от 20,5 до 40,2 тыс. человек. Рост преступности среди детей, не занятых общественно полезной деятельностью, — самый высокий среди других категорий несовершеннолетних. Растет преступность и среди девушек. За последнее пятилетие темпы роста правонарушительниц составили 42,8% (с 10,3 до 14,7 тыс. человек). На учете в органах милиции состоят 32,9 тыс. девушек.
Особую тревогу вызывает распространение в стране наркомании. Социологические исследования показывают, что количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, в настоящее время составляет около 2 млн. человек, причем в последующие годы прогнозируется двукратное их увеличение. Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков — лица в возрасте до 30 лет, ежегодно расширяется детская и подростковая наркомания. Статистика свидетельствует, что около 50% подростков к 17 годам уже хотя бы однажды пробовали наркотики, а 10% употребляют их регулярно.
Растет и связанная с наркотиками преступность. За последние 10 лет число таких преступлений увеличилось почти в четыре раза и превысило 50 тыс. В отдельных регионах страны до 60% имущественных преступлений совершается на почве наркомании. Прогрессирующее употребление наркотиков и резкий рост цен на них создают благоприятные условия для появления и разрастания преступных структур, осуществляющих организованный сбыт наркотических веществ.
Исключительно высокие темпы роста наркомании и связанная с ней преступность наглядно показывают, что подростки составляют наиболее криминально активную часть населения, а ее ежегодный рост дает основание предполагать, что в ближайшее время положительные сдвиги маловероятны, если со стороны государства и общественных органов не будут приняты кардинальные меры по улучшению системы профилактики правонарушений и распространения наркотиков. Вряд ли можно рассчитывать на то, что потенциал положительных факторов перехода с плановой экономики на рыночные отношения раскроется в полной мере и сам по себе может нейтрализовать факторы, обуславливающие рост преступности. Более того, в условиях перехода к рыночной экономике можно ожидать новый всплеск преступности. Гораздо больше подростков будет вовлекаться в спекуляцию, проституцию, торговлю и сбыт наркотиков, азартные игры, хищение оружия, криминальные преступления и т.п.
Рост подростковой преступности вызывает тревогу у родителей детей, педагогов, сотрудников правоохранительных органов. В то же время существующая система предупреждения правонарушений, распространения наркотиков, включая различные виды воспитательного воздействия, уже давно отстает от явлений и процессов, которые происходят в молодежной среде, и, как следствие этого, она утратила готовность в полной мере противостоять различным негативным явлениям. Поэтому в сложившейся ситуации необходимы поиски новых моделей, форм, методов и средств предотвращения данных негативных явлений и борьбы с ними.
Одно из важных мест в системе профилактики правонарушений, распространения наркотиков могут занять физическая культура и массовый спорт, которые как социально значимые виды деятельности отвечают потребностям формирующейся личности и обеспечивают успешную социализацию. Являясь основной частью общей культуры личности, физическая культура и спорт во многом определяют ее социальный и нравственный статус и могут быть важными факторами предупреждения и преодоления педагогической и социальной запущенности детей и подростков.
Бесспорно, занятия физическими упражнениями не могут быть панацеей от всех бед, но они могут стать средствами формирования
психофизической устойчивости и самоконтроля детей и подростков, быть своеобразной защитой от приобщения к наркотикам и совершения противоправных действий. Вовлечение молодых людей, особенно с девиантным (отклоняющимся) поведением, в физкультурно-спортив-ную деятельность позволит в той или иной степени противостоять распространению антисоциальных явлений, вредных привычек, способствовать здоровому образу жизни, стать одной из альтернатив приему психоактивных веществ и склонности к правонарушениям.
В различных учебно-воспитательных программах занятия физическими упражнениями должны рассматриваться с нескольких позиций: как способ организации досуга детей и подростков; как одно из средств их оздоровления; как средство коррекции физического и психоэмоционального состояния; как способ отвлечения детей и подростков от тлетворного влияния окружающей их криминальной среды; как способ приобщения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Вовлекая подростков в спортивную деятельность, необходимо учитывать мотивы их прихода в спортивную секцию, знать их положительные качества и отрицательные наклонности. Основные методы вовлечения: индивидуальный, групповой, индивидуально-выборочный. Основные средства: на побуждающем этапе — беседы, убеждение, просмотр видеофильмов, ознакомление с новыми видами физических упражнений, проведение показательных уроков, физические упражнения и т.п.; на формирующем этапе — беседы, убеждение, контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью в школе, дисциплиной, выполнением поручений тренера, подготовка к соревнованиям и участие в судействе соревнований, физические упражнения, тестирование и т.д.
Учебно-воспитательный процесс, как показывают проведенные исследования и практический опыт, должен характеризоваться систематичностью (занятия 3-4 раза в неделю), непрерывностью (круглогодично). Занятия нужно проводить в удобное для учащихся время (с 17 до 20 часов).
В ходе учебно-воспитательного процесса необходимо подбирать средства и методы физического воспитания исходя из интересов и потребностей подростков (атлетическая гимнастика, восточные единоборства, спортивные игры и др.); преподносить учебный материал на понятном и доступном подросткам уровне, но его освоение должно происходить с определенным усилием, в противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность. Только при соблюдении этих условий занятия спортом вызывают у подростков положительные эмоции.
Очень важно также:
усложнение упражнений, увеличение нагрузки осуществлять постоянно, но постепенно, по мере формирования интереса к занятиям;
начиная с первого занятия предъявлять одинаковые требования ко всем занимающимся;
опираться на сознательность и активность занимающихся, на их положительные стороны, развивая в подростках самолюбие, уверенность в своих силах;
своевременно и правильно применять методы принуждения, наказания и поощрения, использовать метод поощрения даже при неудачном выполнении упражнения;
вводить в каждый урок элементы новизны, ставить конкретные цели и задачи для каждого учащегося;
поощрять самостоятельность при выполнении упражнений;
включать занимающихся в любимую и нелюбимую работу (чередование игрового материала с упражнениями, требующими проявления воли, усидчивости);
использовать метод соревнования внутри тренировочной группы, где судьями выступают сами учащиеся;
сообщать необходимые знания о правильной технике, методике выполнения упражнений;
проводить групповой анализ успехов и недостатков в учебно-тренировочной деятельности;
осуществлять контроль над выполнением поручений тренера, следить за дисциплиной, внешним видом занимающихся, посещаемостью занятий, подготовкой и уборкой мест занятий;
проводить совместно со школьными педагогами контроль над успеваемостью в школе;
приучать подростков вести дневник тренировки, планировать собственные нагрузки;
создавать педагогические ситуации, в которых «тревожные» подростки могли бы действовать уверенно, без напряжения и страха (выполнение упражнений в облегченных условиях); при неуверенности учащегося иметь несколько вариантов выполнения задания; обучать преодолению неуверенности путем самоприказа, извлечению максимальной пользы из неудачи; предоставлять фору «тревожным» и т.п.;
поощрять «тревожных» учащихся за трудолюбие, преодоление неуверенности, за незначительный, минимальный успех, за самостоятельность;
предоставлять агрессивным подросткам ведущую роль при выполнении упражнений (прием нормативов, тестирование, проведение эстафет);
педагогически правильно выполнять расстановку занимающихся в ходе изучения учебного материала; первыми выполняют упражнения агрессивные; если задание простое по технике, то ведущая роль предоставляется «тревожным»;
создавать такие педагогические ситуации, при которых у агрессивных учащихся также могут быть неудачи;
извлекать максимальную пользу из неудачного выполнения упражнения агрессивными подростками;
временно отстранять агрессивных подростков от выполнения упражнений, но с обязательным их присутствием на занятии;
справедливо разрешать все конфликты;
проводить групповые беседы, акцентируя внимание на положительных сторонах деятельности учащихся, умалчивая об отрицательных;
поддерживать инициативу, самостоятельность, взаимопомощь при освоении упражнений.
На начальном этапе тренировок основной метод проведения занятий — круговой в сочетании с повторно-серийным. Физиологическая нагрузка—в пределах 130-160 уд./мин. На формирующем этапе — круговой, повторно-серийный методы. По мере формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом следует использовать методы «до отказа» и соревновательный. ЧСС должна находиться в пределах 140-160 уд./мин. На совершенствующем этапе — методы повторно-серийный, «до отказа», соревновательный, самостоятельные занятия с физиологической нагрузкой по ЧСС до 170 уд./мин.
Тестирование исходного уровня физического и психоэмоционального состояния подростков необходимо проводить после комплектования учебной группы спустя месяц после начала занятий. Повторное тестирование — в конце учебного года.
Для объективной оценки результатов тестирования подростков особенности их поведения сравниваются с показателями успеваемости, в том числе со стабильностью получаемых оценок, отношением к учебе и физкультурно-спортивной деятельности, интересами и потребностями, характером взаимоотношений с одноклассниками, учителями, родителями. Обобщенные данные лучше всего заносить в специально разработанную индивидуально-психологическую карту.
Предложенные выше направления профилактической физкультурно-спортивной деятельности, позволяющей защитить подростков от пагубного влияния криминальной среды, как показывает опыт, приносят успех. Но для этого необходимо соблюсти еще два важнейших условия: все физкультурно-спортивные занятия должны быть бесплатными, доступными для каждого подростка, а педагоги, ведущие эти занятия, должны иметь достойную, равноценную их нелегкому труду заработную плату.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта
Еще Ф. Бэкон писал: "В деле красоты отдают предпочтение красивым формам перед красивым цветом и красоте движений лица и всего тела - даже перед красотой форм"....
Подготовка студентов как будущих классных руководителей средствами физической культуры и спорта
Статья...
Доклад по теме Подростковая преступность через средствами физической культуры и спорта
тоаыиплтш ро ргаиши тооытг...
Научная статья на тему "Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта"
В физической культуре и спорте заложены большие возможности для патриотического воспитания и повышения физической подготовки юношей призывного возраста....
Доклад на ШМО "Эстетического цикла " По теме: " Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта"
Эстетическое воспитание средствами физической куль...
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственн...
Доклад на научно-практическую конференцию педагогических работников "Формирование культуры личности средствами физической культуры и спорта"
Тема работы "Физиологическая оценка нагрузки школьников - фактор укрепления здоровья".Цель работы - исследование нормирования физических нагрузок на основе теоретичес...