Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
статья на тему
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе с применением современных информационно -коммуникационных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realiz.zdorovesbereg.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе с применением современных
информационно -коммуникационных технологий
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровьесберегающие образовательные технологии направлены на привитие культуры здорового образа жизни. Здоровый образ жизни личности - это часть общей культуры человека, который отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Необходимо активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Здоровьесберегающую технологию можно определить как педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.
Одной из задач федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» является использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая создание и внедрение в учебный процесс наряду с традиционными учебными материалами современных электронных средств.
Информатизация общеобразовательных учреждений - процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся с использованием информационных технологий: электронных учебных пособий, мультимедийных энциклопедий или иных информационно-справочных материалов, электронных лабораторных практикумов, тренажерных комплексов для самостоятельной работы, контрольно-тестирующих комплексов и т.д.
Основным моментом здоровьесберегающей технологии с применением современных информационно-коммуникационных технологий являются требования безопасности во время занятий.
Нормы времени работы обучающихся за компьютером во время учебного занятия:
- для обучающихся начальной школы 10-15 минут
- для обучающихся средней ступени 20-25 минут
- для обучающихся старшей ступени 30 минут.
Учитель должен неукоснительно следить за выполнением следующих требований обучающимися:
1. Включать аппаратуру по указанию учителя.
2. При слабом зрении одевать очки.
3. При работе на ПЭВМ соблюдать правильную посадку : сидеть прямо, не сутулясь, опираясь областью лопаток на спинку стула, с небольшим наклоном головы вперёд; предплечья должны опираться на поверхность стола; уровень глаз должен приходиться на центр экрана.
4. Соблюдать расстояние от глаз до экрана ( 50-70 см)
5. Соблюдать длительность работы на ПЭВМ ( в течение урока не более 20-25 минут).
6. Делать гимнастику для глаз через каждые 15 минут работы с дисплеем.
7. Не трогать разъёмы соединительных кабелей.
8. Не прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления.
9. Не прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора.
10. Не класть на монитор и клавиатуру книги, диски, тетради.
11. Не работать во влажной одежде и влажными руками.
12. Не выполняйте работы, не предусмотренные заданием учителя.
Педагогу в организации и проведении урока также необходимо учитывать:
- обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д
- число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
- среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
- число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
- чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
- место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
- физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
- наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
Материал подготовила психолог МБОУ
СОШ № 3 г. Красноармейска Саратовской области
Тихонова Елена Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
1. Концепция здоровьесберегающего образования.2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.3. Культура здорового образа жизни личнос...
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
План1. Концепция здоровьесберегающего образования.2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.3. Культ...
Здоровьесберегающие образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе.
Человечество уже много веков размышляет о своем здоровье и ищет возможности поддерживать его как можно дольше. Общее самочувствие ─ это и физические характеристики организма, и лич...
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе...
Доклад "Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе".
ДОКЛАД Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.(на августовском семинаре учителей физической культуры)...
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
Статья содержит материал о здоровьесберегающих технологиях, применяемых в учебном процессе. Поможет строить воспитательный процесс с учетом особенностей каждого ученика и его физических возможностях. ...
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе как фактор формирования активной жизненной позиции
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...