Доклад "Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе".
материал по физкультуре
ДОКЛАД |
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе. (на августовском семинаре учителей физической культуры) |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zdorove_sber_teh.docx | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «БОЛЬШЕИГНАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ДОКЛАД
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.
(на августовском семинаре учителей физической культуры)
Подготовил: Пашков В.А. учитель физической культуры
Большое Игнатово
2017 гoд
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
План
1. Концепция здоровьесберегающего образования.
2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.
3. Культура здорового образа жизни личности.
4. Определение понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии».
5. Классификация здоровьесберегающих технологий.
6. Методическое сопровождение деятельности педагога по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состояниидолжным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - этосостояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
- это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде(педагогическое определение);
- это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
∙ это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
∙ это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основукоторого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.
В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процессавзаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Признаки индивидуального здоровья
▪ Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов
▪ Показатели роста и развития
▪ Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности
▪ Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития
▪ Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок
В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделенывзаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:
Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программаиндивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические ифункциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта,обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основукоторого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовностьчеловека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерностьвзаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороныжизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизниобъединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
▪ благоприятное социальное окружение;
▪ духовно-нравственное благополучие;
▪ оптимальный двигательный режим (культура движений);
▪ закаливание организма;
▪ рациональное ПИТАНИЕ;
▪ личная гигиена;
▪ отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
▪ положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека,которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации исамообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опытаздоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный
двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия длясохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти,
мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной
возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:
∙ аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровыйобраз жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности.Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека,определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний,соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, еговзаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется наформирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.
- гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своихпотенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу,различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностяхстановления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.
- здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений,необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков иумений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональныхнарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использованиеоздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
- эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимымусловием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вестиздоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.
∙ экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.
∙ физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.
Функции здоровьесберегающей технологии:
формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующеевоздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная: воспитание у учащихся направленности на
здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние
собственного организма и повысить устойчивость к различного рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяетсоизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.
Типы технологий
▪ Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
▪ Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
▪ Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
▪ Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося вобразовательный процесс:
• Внесубъектные: технологии рациональной организации
образовательного процесса, технологии формирования
здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового
питания (включая диетическое) и т.п.
• Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.
Предполагающие активную субъектную позицию учащегося
различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью,
воспитание культуры здоровья.
Классификация здоровьесберегающнх технологий.
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные(интегрированные).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
1. Концепция здоровьесберегающего образования.2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.3. Культура здорового образа жизни личнос...
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
План1. Концепция здоровьесберегающего образования.2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.3. Культ...
Здоровьесберегающие образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе.
Человечество уже много веков размышляет о своем здоровье и ищет возможности поддерживать его как можно дольше. Общее самочувствие ─ это и физические характеристики организма, и лич...
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе с применением современных информационно -коммуникационных технологий...
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе...
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
Статья содержит материал о здоровьесберегающих технологиях, применяемых в учебном процессе. Поможет строить воспитательный процесс с учетом особенностей каждого ученика и его физических возможностях. ...
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе как фактор формирования активной жизненной позиции
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...