Мои публикации
статья на тему

Иванова Венера Михайловна

Использование подготовительных и условно-речевых упражнений на уроках французского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_zhurnala_grani.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование подготовительных и условно-коммуникативных упражнений при формировании устно - речевых умений» на уроках французского языка.

Цель:  повышение продуктивности  и качества работы на уроке.

Проблема создания системы упражнений для обучения иностранному языку относится к числу самых актуальных, т. к. практическая методика обучения иностранным языкам пока не располагает достаточно эффективной, цельной и полной системой упражнений. Успех обучения может гарантировать только рациональная система упражнений.

УПРАЖНЕНИЕ это планомерно организованное повторное выполнение действия с целью его усвоения. Оно лежит в основе приобретения тех или иных навыков и умений и  должно соответствовать определённым требованиям:

  • сознательное повышение качества деятельности;
  • знание правил выполнения действий;
  • понимание причин допущенных ошибок и путей их преодоления;
  • самоконтроль учащегося.

  В рамках коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам удачными представляются три существующих в практике обучения типа упражнения (С.Ф.Шатилов):

- некоммуникативные (подготовительные) упражнения, выполняемые в целях осмысления и сознательного усвоения языкового материала (грамматического, лексического, фонетического) в разных видах речевой деятельности;

- условно - коммуникативные (учебно-коммуникативные) упражнения, имитирующие и моделирующие коммуникацию в учебных целях, для овладения учащимися аспектными речевыми навыками;

- подлинно - коммуникативные упражнения (естественно-коммуникативные), в которых осуществляется коммуникативная функция иностранного языка и обучения коммуникативным умениям;

       Согласно новой модели обучения фонетическая или речевая зарядка приобретают особое значение: развивают живость воображения, готовят коммуникативно-познавательной деятельности, способствуют успешному речевому взаимодействию.

                            Le petit lapin.

Un petit lapin                              Va dans le jardin

Très, très gourmand                   Comme au restaurant.

1 Упражнение на дополнение представляет собой ряд незавершенных предложений и сопровождается заданием закончить их по смыслу.

                                                     Julie Bertrand a…

                                               Elle habite à… 

 

2 Упражнения на осознание языковой формы высказывания нацеливают учащихся на распознавание языковых явлений.

                                       1.faire, parler, aimer, dessiner

                                       2.amusant, poli, content, joli

                                                                       

3 Заполнение пропусков может рассматриваться как разновидность упражнений на восстановление.

                               1 Le déjeuner est à … heures et demie du matin.

                               2 Le diner est à … heures de l’après midi.

4 Упражнения, нацеливающие учащихся на обмен информацией по типу «мозаики».

                                           1)  La France:                  est bordée par_

                                                                  La mer                      L’océan

                                   2) La Suisse:                   a des frontières avec_

                                                          L’Autriche        L’Italie        La France

5 Упражнение на соотнесение единиц языка содержит задание распознать соотносящиеся друг с другом разрозненные элементы  и объединить их в пары или группы.        

                          Je              est

                          Tu             suis

                          Elle            es

6 «Удали лишнее слово» — упражнение, в котором учащиеся должны выбрать и удалить один лишний элемент.

                         élève, haricot, crêpe, pois, boulette

                                 

7 Ранжирование — упражнение, в котором учащиеся получают задание распределить информацию согласно определенным критериям.

                         quatre, deux, cinq, un, trois

8 Учебный перифраз - замена слов синонимами, антонимами.

                            Quand il fait froid, je m’habille/mets …

В комплекс входит четыре вида упражнений, последовательность которых обусловливается стадиями формирования речевых навыков.

1. Имитативные УРУ - это упражнения, в которых учащийся находит  и использует языковые формы в речевом образце,  не изменяя их.

Например:

- J’ai une mère, un père.

- J’ai une mère, un père aussi.

Упражнения такого рода на младшей ступени обучения проводятся в форме игры. Например: «Конкурс глашатаев» - воспроизведение услышанного каждым учеником; «Весёлые попугаи! - хором; «Передай другому» -по цепочке; «По секрету всему свету» - в парах сменного состава и т.д.

2. Подстановочные УРУ - это упражнения,  в которых происходит подстановка лексических единиц в какой-либо речевой образец. Данные упражнения могут выполняться с различного вида опорами.

Например:      -J’habite Sourgoute. Et toi?

               - moi, j’habite Moscou.

3.Трансформационные УРУ предполагают определенную трансформацию реплики (или части реплики) учителя, что выражается в изменении порядка слов, лица или времени глагола, числа существительного.

-Où travaillent ses parents?

-Son père est architect, sa mère est professeur.

4.Репродуктивные УРУ предполагают полностью самостоятельное воспроизведение (репродукцию) в репликах учащихся тех форм и лексических единиц, которые усвоены в предыдущих упражнениях.  

-Que fais-tu après les classes?

-Je vais à l’école musicale. Nous préparons au concours. 

На этапе формирования лексическо-грамматических навыков используются подготовительные упражнения. Автоматизация речевого материала  происходит на основе условно-речевых иммитативных и подстановочных упражнений. Подобная целенаправленная тренировка новой лексики в знакомой синтаксической модели (на знакомом грамматическом материале) позволяет сформировать лексический навык правильного словоупотребления. Трансформационные и репродуктивные УРУ применяются на более продвинутом этапе. Они отличаются развернутостью, большей сложностью и разнообразием языковых форм.

Применение различных видов упражнений позволило мне достичь определенных результатов:

- положительное влияние на мотивацию в овладении иноязычной культурой;

- более эффективное формирование знаний о системе, строе языка;

- постоянное развитие познавательных процессов, способностей и личных характеристик;

- активное взаимодействие обучающихся, т.е. взаимопомощь, доверительное сотрудничество;

Условно (учебно)-коммуникативные упражнения  позволяют осуществить тренировку языкового   материала   в   учебной   (условной)   коммуникации,   имитирующей естественную.  Коммуникативная условность этих упражнений (их «псевдокоммуникативность»)  выражается в том, что операции и действия, которые выполняют учащиеся в них, специально организованы, хотя и носят речевой характер.

Упражнения предназначены для сознательного овладения речевыми навыками и коммуникативными умениями.

Литература:

1. В.В.Давыдов Э.Д. Днепров Российская педагогическая энциклопедия в двух томах М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» I том 1993г., II том 1999г.

2. И.Колесникова, О.Долгина Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков Издательство русско-балтийский информационный центр «Блиц»,2001г.

3.Е.И.Пассов Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение 1991г.

4.С.Ф.Шатилов  Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение 1986 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...