Программа детского объединения "Капитошка"
материал (5, 6, 7 класс) на тему
Прграмма детского объединения рассчитана на 3 года обучения. Объединение комплектуется из обучающихся 5-7 классов. Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, доступности и тесной связи с жизнью. Изучение каждой темы звершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.d.o_kapotoshka.docx | 68.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
НЕФТЕКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Согласовано: Заместитель директора по воспитательной работе ______________/ Полищук Н.В.
| Утверждаю: Директор МКОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов ___________ / И.А. Бочкова «_____» ________________2013г |
Дополнительная образовательная программа
детского объединения «Капитошка»
для детей и подростков от 8-14 лет
художественно-эстетического направления
на 2013-2016 год обучения
Возраст детей: 8 – 14 лет
Срок реализации - 3 года
Автор: руководитель детского объединения «Капитошка», учитель технологии первой категории МКОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов Михайлюта З.В. изучением отдельных предметов |
2013г
Есть жажда творчества, уменье созидать,
На камень камень класть, вести леса строений.
Не спать ночей, по суткам голодать,
Вставать до звезд и падать на колени.
Остаться нищим и глухим навек,
Идти с тобой, с своей эпохой вровень,
И воду пить из тех целебных рек,
К которым прикоснулся сам Бетховен.
Брать в руки гипс, склоняться на подрамник
Весь мир вместить в дыхание одно.
Одним мазком весь этот мир и камни
Живыми положить на полотно.
Не дописав, оставить кисти сыну,
Так передать цвета своей земли,
Чтоб век спустя все так же мяли глину
И лучшего придумать не могли
Н. Майоров.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного творчества
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у учащихся художественной направленности и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Предполагаемый результат при работе в детском объединении «Капитошка»
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые обучающиеся используют в своей работе;
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, приемы вышивки, наборы бисера.
Уметь:
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
Реализация программы основывается на следующих принципах:
- Приоритет интересов каждого обучающегося
- Непрерывность образовательного процесса
- Принцип доступности связанный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
- Принцип связи теории с практикой
- Контроль и подведение итогов анализ результатов деятельности детей
Организация деятельности
Программа работы творческого объединения рассчитана на трехгодичное обучение. Объединение комплектуется из учащихся 5-7 классов Количество детей в группе для освоения программы - 14 человек.
Режим работы кружка –1 занятие в неделю по1 часу.
Программа 1-го, 2-го и 3-го года обучения рассчитана на 34 ч. в год
Структура программы
Программа детского обьединения «Капитошка» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
Работа с бумагой
Ниточная страна
Остров ненужных вещей
Лепка
Работа с тканью
Работа с бисером
Работа с природным материалом.
Творческий проект
Выставки, беседы,, праздники, презентации, фестиваль детского творчества
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
эскиз
воплощение в материале
выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.
Особенностью программы является знакомство учащихся с растениями и животными занесенными в красную книгу, которые произрастают и живут в нашей местности. И изготовление представителей флоры и фауны в виде лепки из теста, вышивке, технике комочкования или торцевания. Такая форма изучения представтелей наших братьев меньших позволяет лучше усвоить новую информацию, полюбить их, и воспитывать бережное отношение к среде, с которой мы тесно соприкасаемся.
Формы и методы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие «В кругу друзей за самоваром», конкурс «А ну-ка девочки», индивидуальные выставки работ обучающихся, фестиваль творческих работ
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Условия реализации программы
Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
Занятия будут проходить в после урочное время в кабинете технологии
Есть возможность регулярно организовывать выставки работ обучающихся на специальном стенде.
Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы
Дидактический материал: журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из лоскутов и техник вышивания. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в д/о обучающиеся должны получить знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, вышивка шитье; и.т.п.);
- в области композиции, формообразовании, цветоведения;
- об особенностях лепки из теста;
- о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, солома) сочетание аппликации с вышивкой;
- об особенностях метода торцевания и комочкования
- об истории бисера и разновидностях плетения;
- о проектной деятельности.
умения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать элементы растительного орнамента;
- лепить на основе традиционных приемов применять разные формы лепки;
- вышивать цветы 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
1. Все дети талантливы. Нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5. Нет детей неспособных: нужно каждому отводить время, соответствующее его личным способностям.
6. Максимум поощрения, минимум наказания.
7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.
8. Рефлексия- мать учения.
9 .Оценка самими обучающимися итога своей деятельности
10. Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки, фестиваль творческих работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
д/о « Капитошка» (1 час в неделю)
первый год обучения
Методическое обеспечение к образовательной программе
Прило-жение № | Раздел | Методическое обеспечение |
1 | Вводное занятие | Игра с элементами тренинга по сплочению детского коллектива «Как правильно дружить», «Откроем сердце друг другу», «Полслова», «Групповая картина -мы подружились» |
2 | «В чудесном лесу» | 1. Способы изготовления декоративного дерева. 2. Компьютерная презентация «Розы из засушенных листьев» |
3 | «Бумажный город» | 1.Компьютерная презентация «Правила пользования ножницами, карандашом, и линейкой.» 2. Компьютерная презентация «Квилинг» 3. Компьютерная презентация «Оригами» 4. Методическая разработка по технике оригами. |
4 | «Ниточная страна» | 1.«Беседа о народной игрушке»-компьютерная презентация 2. Техника выполнения наклеивание нитей в разных направлениях. (методическая подборка) 3. Методическая подборка «Оригами» |
5 | Остров ненужных вещей | Компьютерная презентация «Нетрадиционные бросовые материалы в детском творчестве: пуговицы, медная проволока.» |
6 | Вышивка крестом |
Методическая подборка «Чудеса из ниток мулине» |
7 | Вышивка | |
8 | Вышивка | Методическая подборка «Вышивание нитками мулине» |
9 | Лепка. | Методическая подборка рисунков для лепки из теста. |
10 | Низание бисером | Компьютерная презентация: 1) «Его величество бисер» . 2)История бисера |
11 | Проект | Папка-копилка «Проектная деятельность» |
Материальное обеспечение :
- Природный материал
- Засушенные листья
- Ткани разных цветов
- Объемная пряжа
- Нитки разных цветов
- Капрон, шёлк
- Бисер
- Картон
- Спичечные коробки
- Газетная бумага
- Мука
- Соль
- Ножницы, клей
- Бумага цветная жатая
План мероприятий по профилактике правонарушений
№ п/п | Мероприятие | Тема | Срок проведения |
1 | Беседа | Правила поведения в школе и на улице | Первая четверть |
2 | Собеседование | «Расскажи мне кто твой друг» | Вторая четверть |
3 | Слайд-шоу | «Как я отдыхаю в свободное время» | Третья четверть |
4 | Беседа | «Нужна ли родителям моя помощь» | Четвертая четверть |
План мероприятий д/о «Капитошка»
№ п/п | Название мероприятия | Срок проведения |
1 | Исследовательская работа по кулинарии «Как зависит подьем оладий от применения пищевой соды» | Первая четверть |
2 | Творческая проектная деятельность « Бумажная сказка» Выставка посвященная дню матери | Вторая четверть |
3 | Работа над индивидуальными проектами «Подарки для семьи». Выставка посвященная: 1. Дню Отечества 2.Выставка посвященная дню 8 марта | Третья четверть |
4 | Конкурс «А ну-ка девочки» | Третья четверть |
5 | Подготовка и проведение выставки творческих работ посвященная 1.Дню Города 2.Неделе технологии | Четвертая четверть |
6 | Проведение выставки» Фестиваль искусств» Отчетная выставка | Четвертая четверть |
Литература (для руководителя кружка и для обучающихся)
1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов». «Просвещение»,
Москва, 1988 г.
2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001
3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
4. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990
5. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение»,
Москва, 1985
6. Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков
7.Учим детей мастерить , Э.К. Гульянс, «Просвещение», Москва
8. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004
9. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов.»ЭКСМО» Москва, 2005
10. Мягкая игрушка. Игрушки в подарок.»ЭКСМО» Москва,2005
11. Пластелиновые картины. «Феникс» Ростов-на-Дону,2006
12.Журнал «Школа и производство»
13. Газета «Делаем сами»
14. Газета «Мастак»
15. Узоры из бумажных лент./ Пер.с анг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.: ил.
16. Роспись по дереву. – М.: Издательский Дом, 2007. – 96 С.
17. Необычные сувениры и игрушки .Самоделки из природных материалов. –М.6 Изд-во ЭКСМО, 2005. – 64 С., ил.
18. Мягкие игрушки своими руками. Рукоделие в начальной школ– М Сфера, 2005 ,
19. Технология организации кружковой в работе. Конспекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками «Капитошка»
Среди воспитанников детского дома есть дети, не готовые к началу регулярного школьному обучению, которые, не смотря на свой возраст (7 лет), посещают детский сад. Кроме того, ...
Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...
Методическая разработка вводного занятия студии мультипликации "Капитошка"
Возраст детей: 6-8 лет.Организация деятельности детей: индивидуальная, подгрупповая.Направления: художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально – личностноеОбразовательные области: худож...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Театр «Капитошка» по общекультурному направлению
Программа Театра «Капитошка» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 1-2 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательн...
Интегрированное внеурочное занятие в 4 классе "Создание мультфильма Приключения Капитошки" (английский язык + видеостудия)
В Иванинской школе много лет работает видеостудия. Ребята создают ролики, видеоклипы, игровое кино. Занятие предполагает создание мультфильма. Работа ведется на русском и английском языке. Мультфильм ...
Общеобразовательная общеразвивающая программа "Капитошка"
Программа социально-педагогической направленности....
МАСТЕР КЛАСС АНТИ - СТРЕСС ИГРУШКА «КАПИТОШКА»
laquo;Подвижные игры как универсальное средство развития физических качеств и познавательного интереса детей»...