«Ученическое самоуправление: содержание,сфера, сущность»
материал по теме

Подберезко Татьяна Васильевна

Доклад "Ученическое самоуправление: содержание, сфера, сущьность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoupravlenie.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Комсомольская СОШ №3»

Доклад на тему:

«Ученическое самоуправление: содержание, сфера, сущность»

Выполнила : Подберезко Т.В

2015

 Согласно общему определению, социализация - процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. В деятельности современных детских объединений ярко просматриваются две взаимодействующие функции детского движения: реализация индивидуальных особенностей ребенка и его социализация (адаптация к существующему обществу, строю, государству). Существующее разнообразие объединений создает ситуацию, делающую реальностью использование детьми прав на ассоциации, участие в общественной и культурной жизни, удовлетворение познавательных и других интересов. Предметом особого внимания детских объединений сегодня является «собственная проблема детства» - положение ребенка в обществе, его права, гарантии нормальной жизни, роста, развития, привлечение интереса взрослого общества к проблемам детства.

Ученическое самоуправление - одно из направлений педагогической деятельности, которое  занимает ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы.

Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы,  района расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка. 

Основными направлением создания коррекционно-развивающей среды является:  вовлечение детей в детскую организацию, основывающуюся на самоуправлении. Детское школьное самоуправление в школе-интернате имеет свою специфику. Учитывая состояние здоровья наших воспитанников самоуправление носит определенную структуру. 

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои возможности. Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. Наше самоуправление является формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи. 

Сущность и назначение ученического самоуправления

«Жизнь без нашего управления

подобна кораблю без штурвала

или блужданию в огромном лесу

                                                             без компаса и карты»

Ф. Карделл (амер. психолог и психотерапевт)

Одним из прав человека является право на участие в управлении делами государства. Оно означает, что граждане могут выбирать своих представителей в органы власти, а также влиять на власть другими способами: например, направлять предложения, участвовать в референдумах. В свою очередь, и у учащихся есть право на участие в управлении образовательным учреждением, закреплённое Законом «Об образовании». Это право они могут реализовать через систему ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление - это система, позволяющая ученикам, принимать участие в управлении учебным заведением.

Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.

Органы самоуправления могут обладать представительными и исполнительными функциями. Представительные функции дают органам самоуправления право участвовать в принятии решений по вопросам учебной жизни от имени своих «избирателей» - учащихся. Такие органы, соответственно, являются выборными. Если же орган самоуправления не имеет представительных функций, то выборность перестаёт быть необходимой. Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и могут формироваться из числа добровольцев.

Границы власти органов ученического управления определяются уставом образовательного учреждения и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти - конкретные органы самоуправления - может выбирать само учебное заведение.

Подчеркивая вышесказанное, можно выделить следующие особенности или характерные черты ученического самоуправления:

- субъектами ученического самоуправления являются специально создаваемые органы ученического самоуправления, ученические общественные организации;

- объектами ученического самоуправления являются учащиеся и их коллективы;

- механизм ученического самоуправления и вся его система функционируют в сфере управления учебным заведением, при постоянном сочетании интересов и запросов субъектов и объектов ученического самоуправления;

- основой для становления и развития системы ученического самоуправления являются ученические коллективы и активность самих учащихся;

- каждый участник ученического самоуправления становится носителем не только ряда учебно-воспитательных функций, но и функций управления жизнедеятельностью учебного заведения;

- интересы и запросы учащихся, их коллективов оказывают непосредственное влияние на формирование органов ученического самоуправления, определение их полномочий и направлений деятельности;

- для методов деятельности субъектов ученического самоуправления характерны убеждение, воспитание, применение мер моральной и материальной заинтересованности, общественного принуждения.

При организации деятельности органов самоуправления учащихся целесообразно руководствоваться следующими позициями:

1. Все, что они могут решать, должно передаваться им с условием, что принимаемые ими решения и осуществляемые действия не будут ущемлять интересы и права других участников учебной жизни.

2. Каждый орган самоуправления наделяется реальными властными полномочиями.

3. Ни один коллектив или объединение в учебном учреждении не вправе диктовать свою волю другим коллективам и объединениям взрослых и детей. Все они призваны взаимодействовать на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления.

4. Приоритетом пользуются органы самоуправления непосредственной демократии: общие собрания, такие как конференции, советы, перед органами представительной власти.

5. В каждом учебном заведении действует принятая в соответствии с ее Уставом согласительная система разрешения конфликтов и противоречий между органами самоуправления.

6. Работники учебного заведения, учащиеся и их родители, их органы самоуправления не могут действовать изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным проблемам.

7. Органы ученического самоуправления руководствуются социально-педагогическими принципами равноправия, выборности, обновленности и преемственности, открытости и гласности, демократии, законности, педагогической целенаправленности, коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности за их решение.

Процесс организации ученического самоуправления должен быть направлен на развитие сознательного, ответственного отношения учащихся к возможностям и перспективам своей учебной и культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении учебным заведением.

Приоритетные принципы самоуправления

При организации самоуправления и реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях рекомендуется опираться на следующие приоритетные принципы:

- Принцип гуманизма. Органы ученического самоуправления строят свою работу на основе уважения человеческого достоинства и интересов личности.

- Принцип демократичности. Деятельность органов ученического самоуправления основывается на коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов, коллегиальности, гласности, постоянном учете общественного мнения.

- Принцип законности.  Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу учебного заведения и ее локальным нормативным документам;

- Принцип равноправия. Все участники ученического самоуправления должны иметь равные права субъектов учебной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;

- Принцип выборности. Органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;

- Принцип обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных документах учебного заведения. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления;

- Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;

- Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;

- Принцип объединения. Орган ученического самоуправления – это добровольное объединение учащихся с целью совместного решения вопросов по повышению качества учебной жизни. Объединение дает право принимать участие в управлении учебной жизнью города и использовать возможности органа для самореализации и развития.

- Принцип функционального самоопределения. В деятельности органа ученического самоуправления могут принимать участие не только его постоянные члены. Участники деятельности органа ученического самоуправления добровольно определяют степень своего участия.

- Принцип системного взаимодействия. Структуры ученического самоуправления, независимо от их уровня системной организации, наиболее эффективно функционируют при максимальной консолидации и взаимодействии.

- Принцип представительства. Избранные в руководящие органы ученического самоуправления члены органа, выполняя свои функции, действуют от имени, по поручению и в интересах учащихся.

- Принцип самоуправления. Орган ученического самоуправления самостоятельно определяет порядок своего функционирования, за исключением ключевых вопросов жизнедеятельности учащихся, решение по которым принимается совместно с администрацией учебных заведений, а также органами муниципальной власти.

Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

Формы школьного самоуправления. Условия, способствующие развитию самоуправления.

В теории воспитания был сделан важный вывод о том, что самоуправление не может и не должно создаваться «сверху» формированием его органов, а должно «вырастать снизу» в процессе самоорганизации тех или иных видов деятельности. В этом случае самоуправление в своем развитии проходит следующие этапы:

  • разделение конкретного дела на законченные части и объемы;
  • формирование соответствующих микрогрупп, выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления;
  • выбор главного ответственного лица.

Этот алгоритм обеспечивает формирование органов самоуправления в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, в реализацию которых включены школьники в данный момент Педагогический смысл такого подхода заключается в том, что органы самоуправления создаются всегда с определенной целью, являются временными, что позволяет варьировать отношения руководства — подчинения.

Формы ученического самоуправления разнообразны. Общешкольное ученическое самоуправление решает задачи, стоящие перед школой, и не регламентирует инициативу и самостоятельность классных коллективов.

Высшим органом школьного ученического самоуправления является обычно общее собрание учащихся, где выдирают органы самоуправления (общешкольный ученический комитет или совет, школьный парламент, школьная дума, старостат, советь дел, штабы, комиссии, клубы, секции и другие) и определяет их полномочия.

В ученическом коллективе высшим органом самоуправления может быть классное собрание, в ходе которого происходит обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся, их участия в общешкольных делах. Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя, где выбирают старосту (командира и т. п.), представителей в органы ученического коллектива, заслушивают информацию о текущих делах, отчеты о выполнении поручений, утверждают планы, обсуждает разные памятки, положения (например, о консультантах по предмету). Высшим органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями может быть классный ученический совет, избираемый классным собранием и водящий свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

В целом структура ученического самоуправления зависит от возраста учащихся, от уровня развития организаторских умений и навыков, от традиций школы и класса. Особенно важно, чтобы функции и роли детей организации своей жизни и деятельности менялись. Поручения даются как индивидуальные, так и групповые, в ходе которых учащиеся приобретает опыт сотрудничества и сотворчества. Получая какое-то поручение, ребенок должен хорошо представлять своих обязанностей и видеть пути выполнения этой работы.

Функции ученического самоуправления

Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций. Р.Х. Шакуров считает, что управленческие функции представляют собой «совокупность однородных по содержанию, постоянно повторяющихся задач», своевременное и качественное решение которых необходимо для нормальной работы коллектива. Он выделяет иерархизированную систему функций:

1.Целевые функции. Они определяются в соответствии с ведущими видами деятельности детей.

2.Социально-психологические, которые способствуют:

а. формированию сплоченного детского коллектива. Органы самоуправления, реализуя эту функцию, регулируют межличностные и межгрупповые отношения в ученическом коллективе. Выполняя различные общественные поручения по решению органов детского самоуправления, учащиеся вступают в отношения руководства и подчинения, взаимной ответственности, зависимости, контроля. Наличие таких отношений, по образному выражению А.С.Макаренко, «цементирует» коллектив, способствует формированию у учащихся потребности совместной работы и общения.

б. эмоциональной тонизации коллектива, т.е. созданию в коллективе оптимистического настроения, «мажорного тона», как говорил А.С.Макаренко. Реализуя эту функцию, органы самоуправления должны постоянно быть в курсе настроений членов коллектива, убеждать учащихся в необходимости внимательного отношения друг к другу. Включившись в нее, органы самоуправления стремятся создать обстановку внимания к событиям в жизни членов коллектива, осуществляют учет настроений учащихся и ищут пути улучшения эмоциональной атмосферы, пытаются самостоятельно преодолеть возникающие трудности в создании благоприятного климата отношений.

3.Оперативно-организационные функции, которые служат для реализации функций 1 и 2 групп. Они представляют собой этапы управленческого цикла: выработка и принятие решения; доведение принятого решения до коллектива школы; организация выполнения принятого решения; создание условий для выполнения решения; получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль.

Необходимо отметить, что органы самоуправления, наряду с управленческими функциями, реализуют:

социально-ориентированные функции , отражающие учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ученическим коллективом, и направлены на нравственное воспитание будущего поколения, на процесс социализации учащихся. Как писала Н.К.Крупская: «Одной из самой важной функций школьного самоуправления должно быть развитие у ребят организационных навыков».

личностно-ориентированные , которые направлены на удовлетворение потребностей и интересов учащихся.

М.И.Рожков выделяет и специфические функции, отличающиеся от общих управленческих тем, что их реализация возможна только на основе такого признак системы, как саморазвитие. К ним он относит:

1.Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов детских коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.

2.Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач.

3.Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и, на основе этого, поиск более эффективных путей решения управленческих задач.

Как пишет Н.И.Приходько: «В реальной школьной практике все функции ученического самоуправления находятся в тесном взаимодействии. Так, организация коллектива на выполнение принятого решения, безусловно, требует анализа принятого решения, определения путей. Форм и методов его выполнения, внесения определенных корректив в процесс сотрудничества и взаимодействия» [8, с.44].

Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директор и его заместителя. Учащиеся должны делать только то, что входит в функции представляемых ими органов. Нельзя смешивать самоуправленческие функции с профессиональными.

Таким образом, проанализировав и обобщив теоретические исследования и практический опыт в организации самоуправлении учащихся, мы приходим к выводу, что многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления – причина и источник многочисленных толкований и определений. Изучив разные толкования сущности ученического самоуправления ведущих педагогов, мы определили детское самоуправление как демократическую форму организации детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Оно, как и школьное самоуправление, входит в общую структуру процесса управления общественными и социальными процессами и явлениями.

При организации деятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться, как и общими, так и специфическими принципами, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.

Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций. Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя. Учащиеся должны делать только то, что входит в функции представляемых ими органов. Нельзя смешивать самоуправленческие функции с профессиональными.

Знание функций, принципов деятельности ученического самоуправления способствует построение системы его деятельности, его развитию и совершенствованию на четкой методологической основе.

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера.

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Современная воспитательная практика неоднократно обращается к анализу проблем самоуправления в школьном сообществе. Актуальность данного выбора очевидна, ибо именно самоуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную атмосферу для развития личности ребёнка.

Участие подростков в работе органов самоуправления - это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

Таким образом, успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, служит развитию личности школьников, так как в процессе самоуправленческой деятельности у подростков развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость), они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность. Школьная жизнь становится интересной, насыщенной и увлекательной. В связи с этим в современной школе необходимо создание и развитие ученического самоуправления, эффективное функционирование которого даёт положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ученическое самоуправление

Проект "Ученическое самоуправление"  (дан в сокращении) может помочь классным руководителям заметителям директоров по воспитатетльной работе в даннм направлении....

Формирование классного коллектива в условиях ученического самоуправления

Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых ц...

Модель ученического самоуправления в классе

Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....

Характеристика ученического самоуправления

Как работает ученическое самоуправление в нашей школе...

ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы

В форме деловой игры проходят выборы  ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов  в этот же день. Написан по...

Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»

Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе   самоуправления МБОУ «СОШ №17»...

Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»

Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов  ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...