педагогическая деятельность школьного библиотекаря в формировании читательской культуры
материал на тему
Курсовая работа выполнена на курсах в ЛОИРО "Введение в должность "педагог-библиотекарь". Работа выполнена самостоятельно. Использована литература (есть список), Интернет-ресурсы (указаны сайты). Может использоваться в работе учителя и библиотекаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогическая деятельность | 269.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра художественно-эстетического образования и технологии
Выпускная квалификационная работа на тему:
«Педагогическая деятельность школьного библиотекаря в формировании
читательской культуры»
Исполнитель: слушатель курсов
«Введение в должность «педагог-библиотекарь»
Костенко Галина Акбаровна,
библиотекарь МБОУ «Кобринская ООШ»,
Гатчинский район
Научный руководитель:
к.п.н., доцент кафедры
художественно-эстетического образования
и технологии
Иванова Галина Александровна
г.Санкт-Петербург
2015 г
Оглавление
Раздел 1.Педагогическая деятельность школьного библиотекаря в структуре общей педагогики
1.1 Особенности педагогической деятельности
1.2. Школа как социальный институт
1.3. Основные направления педагогической деятельности школьного библиотекаря
1.4.Направления работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников
Раздел 2.Библиотека как организационный центр по поддержке и развитию чтения.
2.1.Руководство чтением - основная деятельность школьного библиотекаря.
2.3.Мыслительная деятельность читателя
2.4. Чтение художественной литературы
2.5. Воспитание как составляющая в деятельности школьного библиотекаря
2.6. Просветительская и досуговая деятельность школьной библиотеки
2.7. Работа со взрослыми: с педагогическим коллективом и родителями.
Введение
Актуальность выбора темы диплома состоит в том, что только недавно (4 года назад) заговорили о введении новой должности в системе школьного образования «педагог-библиотекарь». В условиях современных информационных технологий библиотекарь должен соответствовать новому содержанию работы в школьной библиотеке.
Цель дипломной работы: определить и описать наиболее эффективные формы, методы и технологии в формировании читательской культуры школьников.
Задачи:
- 1.Изучить литературу по проблеме;
- 2.Описать теоретические основы исследования: 1)раскрыть основные понятия; 2)выявить психолого-педагогические основы деятельности библиотекаря;
- 3.Описать формы и методы деятельности библиотекаря;
Объект исследования – школьная библиотека.
Предмет исследования – педагогическая деятельность школьного библиотекаря в формировании читательской культуры;
Методологическая основа исследования – сочетание теоретических и практических методов: анализ, синтез, наблюдение.
Научная и практическая значимость дипломной работы состоит в том, что
все люди, так или иначе, педагоги: кто-то кого-то учит, воспитывает, опекает. Наука «педагогика» имеет очень древнее происхождение. Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.
Система общего обязательного образования для многих граждан РФ является первым, а для значительной части – важнейшим институтом социализации. Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность[1]. От состояния школы сегодня зависит дальнейшая судьба отечественной науки, экономики, искусства и общества в целом. Система обязательного образования пока остается единственной институциональной структурой, несущей ответственность за развитие базовых компетенций населения.
В рамках этого социального института накоплен значительный опыт. Имеется методологическая база, есть другие ресурсы, необходимые для работы, связанной с развитием читательской компетентности. Поскольку традиция чтения детям вслух в семье уходит из культуры, школа и школьная библиотека для большинства детей становятся местом, где многие из них впервые знакомятся с книгой. В систему общего обязательного образования в РФ входит развитая сеть учреждений; она охватывает почти 100% населения соответствующих возрастных групп, а, следовательно, является основным институтом, формирующим будущие поколения читателей.
Гипотеза исследования: формирование читательской культуры школьников будет успешным, если в процессе педагогической деятельности школьный библиотекарь будет повышать свой квалификационный уровень и повышать информационную, читательскую культуру школьника.
Раздел 1. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря в структуре общей педагогики
В последние годы система образования претерпевает серьезные изменения, особенно в связи с принятием Концепции[2] модернизации российского образования на период до 2010 года, которая была разработана на основе документов Государственного совета Российской Федерации от 29 августа 2001 года. Сегодня в обществе осознана ключевая роль системы образования в формировании человеческого капитала, сохранении и укреплении конкурентоспособности страны, обеспечении информационной безопасности государства и граждан. Признана необходимость опережающего (по сравнению с сегодняшними социальными запросами) развития системы образования, переориентирования ее на мировые стандарты, смещения фокуса на развитие компетенций, обеспечивающих обучающимся равные стартовые возможности для дальнейшей интеграции в активную социокультурную жизнь и являющихся непременным условием непрерывного образования и саморазвития.
Цель библиотеки - приобщить учащихся к культуре, представленной в форме текста, изображения или звука. При этом отмечается, что следует пробуждать у детей, подростков и старшеклассников желание создавать и собственную культуру.
Цель педагогов направлена на развитие учащегося как деятельной и творческой личности. Получается, что задачи перед всеми, кто работает в школе одни и те же: развитие и воспитание личности.
- Особенности педагогической деятельности
Педагогическую деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность — профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев)[3].
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.
Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой — потребности и стремления отдельной личности.
Большое внимание разработке проблемы целей воспитания уделял А.С.Макаренко[4],но ни в одной его работе нет их общих формулировок. Он всегда резко выступал против любых попыток свести определения целей воспитания к аморфным определениям типа "гармоническая личность", "человек-коммунист" и т.п. А.С.Макаренко был сторонником педагогического проектирования личности, а цель педагогической деятельности видел в программе развития личности и ее индивидуальных коррективов.
В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие[5]как единство целей и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство отдельного.
1.2. Школа как социальный институт
Школа осталась единственным социальным институтом, который может и обязан взять на себя реализацию прав ребенка на его полноценное личностное развитие. Одним из условий реализации этого права является овладение учеником основами познавательной культуры[6]. Культуры, позволяющей получать универсальное среднее образование, овладеть профессией, достичь необходимой компетентности, а при необходимости не единожды сменить специальность. Культуры, которая лежит в основе самодостаточной инициативной жизнедеятельности. Познавательная культура предполагает и социальную составляющую. Опыт старших поколений передаётся младшим, таким образом, накапливаются знания. Функция накопления и хранения информации неразрывно связана с познавательной функцией, так как знания, информация являются результатом познания мира. Потребность в информации по самым разным вопросам выступает естественным условием жизнедеятельности, как отдельного человека, так и общества в целом. Человек должен помнить свое прошлое, уметь его правильно оценивать, признавать свои ошибки; должен знать, кто он, откуда и куда идет. Для получения ответа на эти вопросы человек создал знаковые системы, которые собирают, систематизируют и хранят необходимую информацию. У человечества только один способ сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных знаний — через культуру. В качестве средств хранения, накопления и передачи информации выступают естественная память индивида, коллективная память народа, закрепленная в языке и духовной культуре, символические и вещественные средства хранения информации — книги, произведения искусства, любые предметы, созданные человеком, так как они тоже являются текстами.
В последнее время все большую роль стали играть электронные средства хранения информации. Общество также создано специальные учреждения для выполнения данной функции культуры — библиотеки, школы и университеты, архивы, другие службы сбора и обработки информации. Помочь школьнику разобраться в мире информации и должна школа, прежде всего учитель и библиотекарь.
Например, что такое «художественная информация»? Это информация, раскрывающая специфику «художественного сообщения». Оно состоит в том, что оказывает эмоциональное воздействие, не передается стандартными нормализованными языками, а представляет собой систему индивидуализированных художественных образов»[7]. В этом помогут уроки литературы в школе, потому что это не просто уроки – беседы на нравственные темы: добро и зло, любовь и ненависть, честь и достоинство и т.п. Литература помогает задуматься над этическими вопросами. А на уроках точных наук учащиеся изучают вопросы, часто далёкие от ежедневной жизни. И здесь помощь библиотеки необходима и в первом случае, и во втором: помочь отобрать нужный материал, выбрать необходимое из него и т.п.
1.3. Основные направления педагогической деятельности школьного библиотекаря
В соответствии с требованиями ФГОС[8],в процессе учебной и внеурочной деятельности в образовательных организациях должны формироваться личностные результаты образовательной деятельности. Они предполагают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Исходя из новых подходов к образованию, а именно, стандартов образования, новый акцент сделан на его созидающий характер, на активизацию познавательной деятельности учащихся и развитие способностей к творчеству, к самостоятельности, к самореализации личности. Одна из основных идей ФГОС – научить детей учиться. Если в начальной школе ребёнок познаёт мир через игру, то далее – это и игра, и учение, и уже труд. Образование не для жизни, а всю жизнь. Старшеклассники должны понимать, каким должен быть современный профессионал в той или иной отрасли.
Одна из составляющих познавательной культуры - познавательная инициатива. Это желание и умение самостоятельно приобретать новую информацию, выдвигать и воплощать те или иные идеи, осваивать субъективно новые области деятельности. Это готовность выходить за пределы заданного и включаться в интеллектуальную деятельность. Это открытая познавательная позиция, которая во многом определяет качество школьного образования, качества, позволяющего организовать процесс своего учения.
Итак, ребенок может уметь и читать, и писать, знать правила орфографии, пунктуации, морфологии. Это позволяет называть его грамотным. Но ученик может и не обладать в этом случае языковой культурой, которую он приобретает тогда, когда, как минимум, овладеет различными стилями устной и письменной речи. Но грамотность является необходимой предпосылкой и основой языковой культуры. Поэтому было бы примитивно и наивно сводить познавательную культуру ученика к владению им общепредметными умениями, однако без учебно-управленческих, учебно-информационных и учебно-логических умений формирование такой культуры без помощи взрослых, в том числе библиотекаря, маловероятно. Педагогическая составляющая была и раньше присуща библиотекарю. Давно ушло в прошлое, когда библиотекарь был техническим работником: только выдавал книги, получал их обратно.
Теперь сложность состоит в том, чтобы совместить педагогическую деятельность и библиотечную.
1.4.Направления работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников
Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой[9].
Библиотекарь должен решать задачи по информационной культуре вместе с учителями. И в большей степени, чем учитель, потому что больше связан с информацией (не в обиду учителю). Эти задачи решаются через направления:
1.Комплектование библиотечного фонда. (Примечание. Если учебной литературой школы уже обеспечены, идёт пополнение каждый год, то художественный фонд давно не пополняется из-за недостатка финансирования. Нет новой детской художественной литературы, «старая» детская – в ветхом состоянии, не соответствует ни каким санитарным нормам и правилам).
2.Информационная и методическая работа. Это направление поставлено в школах на должный уровень. Библиотекарь работает с информацией, используя разные технологии, в т.ч. и информационные (курсы по ИТ). Методическая работа осуществляется через взаимодействие с педагогическим коллективом школы, через посещение районных, областных семинаров библиотекарей - выступления на педагогических Советах и методических объединениях и т.п.
3.Массовая работа со школьниками. Эта работа идёт через коллективно-творческие дела, мероприятия в школе при подготовке к праздникам, проектной деятельности.
4.Индивидуальная работа с читателями. Через отзывы о прочитанной книге, через рисунки к прочитанному, через суждения и реплики, через вопросы по книге, через ответы детей библиотекарь ведёт диалог с читателем.
5.Систематическое повышение собственного профессионального уровня осуществляется через курсы повышения квалификации, районные и областные семинары разной тематики, выступления на различных мероприятиях.
Среди основных направлений модернизации общего образования, с учётом которых разработан стандарт, названы:
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- формирование ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
В результате дискуссий деятелей образования стала ясна необходимость описания нового типа образовательного результата, не сводимого к простой комбинации сведений и навыков и ориентированного на решение реальных задач.
Этот тип образовательных результатов и стал называться компетентностями[10]. В Федеральном компоненте государственных стандартов (которые являются переходными, временными) выделены только предметные компетенции.
Стратегическая цель государственной политики в области образования
—повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение многих задач. Одна из первых задач-
∙ обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений. В настоящее время знания и умения принято связывать с понятием читательская грамотность, читательская культура. «Новая грамотность» становится важнейшим фактором успешной профессиональной, учебной, самообразовательной и других видов деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе[11].
В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности[12], реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов…
Проектная деятельность нравится учащимся (скорее всего, само слово «проект»). В конце каждого учебного года классы защищают проект, который они реализовали в течение учебного года. Это были разные проекты: «Моя малая Родина», «Защитим природу», «Украсим территорию вокруг школы» и т.д. «В прошлом учебном году учащимся было предложена тема: «Великая Отечественная война в моей семье». Ребята выполняли этот проект вместе с родителями. Учитывая, что нынешние родители молодые - второе поколение – работа была полезной, нужной для всех. На выступлении всем понадобилось больше времени. Каждый хотел рассказать о своём родственнике. Потом дети делились впечатлениями от этой работы: интересно, узнал новое, пришлось прочитать много необычного и т.п..
Выводы
- Библиотека – это сбор, хранение, обработка любой информации, а библиотекарь в учебно-воспитательном процессе играет важную роль. Сюда дети обращаются за любой информацией: в печатном виде или электронном. Время предъявляет высокие требования к учителю и к школьному библиотекарю.
- В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества:
- организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);
- коммуникативные[13] (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);
- перцептивно-гностические[14] (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);
- экспрессивные[15] (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм; эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);
- профессиональная работоспособность;
- физическое и психическое здоровье.
- Результат деятельности любого педагога - развитие школьника:
- его личностное совершенствование;
- интеллектуальное совершенствование
- становление его как личности.
Школьный библиотекарь является членом педагогического коллектива, а значит он участник педагогической деятельности. Все эти качества чаще всего и присущи хорошему библиотекарю. Или хотя бы большинство перечисленных качеств должно быть у человека, который вообще работает с детьми.
Раздел 2.Библиотека как организационный центр по поддержке и развитию чтения
2.1.Руководство чтением - основная деятельность школьного библиотекаря.
Библиотеки — это память человечества.
Бернард Шоу
Большое значение для поддержки и развития чтения библиотека должна превратиться в территорию гостеприимного пространства для интеллектуально-досуговой деятельности с современным дизайном, удобным временем обслуживания. Современная библиотека должна предоставить юным читателям информационное пространство в упорядоченном виде и научить пользоваться его информационными ресурсами.
Основной деятельностью библиотекаря являются читательское развитие, информационная грамотность[16], живое общение с людьми. В отличие от учителя в работе школьного библиотекаря действует добровольный принцип потребности в общении ученика со взрослым. Через его интерес к книге или чтению библиотекарь выполняет важную социальную роль, вводя ребёнка в мир знаний, культуры и информации. Осуществляет это через печатные издания, которые имеются в фонде школьной библиотеки, а также средствами информационных технологий[17], которыми сейчас располагает каждая школа. И, самое главное отличие от учителя-предметника, библиотекарь не ставит оценки, этим обеспечивая равенство возможностей для развития всех учащихся, потому что чтение является, во-первых, деятельностью, формирующей и развивающей личность, во-вторых, инструментом получения образования и распространения культуры.
Во время чтения книг различных жанров школьникам приходится сталкиваться со словами, которые в повседневной жизни обычно не используются. Таким образом, чтение увеличивает словарный запас, оно также повышает и грамотность, что очень важно в современном обществе, когда грамотность снижается.
…Чтение возвышает вашу душу и
внушает вам благородные и мужественные чувства…
Ж. де Лабрюйер
Фундаментом качественного образования является чтение. «Без чтения нет учения», - писал Н.М. Карамзин. Любой учебник, любую информацию нужно, прежде всего, прочитать, поэтому руководство чтением – одно из понятий библиотечной педагогики, пришедшее к нам из XIX века. Современная трактовка этого термина – педагогика детского чтения. Система руководства детским чтением была предложена ещё Ушинским Д.И., Толстым Л.Н., а раньше – русским педагогом В.Острогорским (1875 г.)»[18].
Д.И.Ушинский определял чтение двумя составляющими: что читать и как читать. И в этом должен помочь ученику школьный библиотекарь через живое общение с ним. Важен взаимный интерес библиотекаря и читателя друг к другу. Только на основе доверительных отношений можно построить путь к душе ребёнка. Всё, что любит библиотекарь, что ценит в литературе, чем увлечён, так или иначе сказывается на работе с читателем, вызывает желание поделиться впечатлениями.
Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и ее носителя, человека читающего, в развитии цивилизации неоспорима. Чтение и читательская грамотность (или читательская культура личности) в настоящее время высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: 2003-2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.
Чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни. Роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоения языка классической литературы, развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры огромна.
2.2.Мотивация к чтению
А если вдруг душа болит,
Спеши, мой друг, в библиотеку!
Н. Мирошниченко
Нет, быть может, дней в нашем детстве,
прожитых с такой полнотой, как дни,
проведенные с любимой книгой.
В. А. Сухомлинский
Каждая хорошая книга – это важная ступенька в духовном развитии школьника. Если рассказать детям о том, какое влияние оказало чтение на великих людей, на их духовное развитие, это будет ещё одним стимулом заинтересовать их, подвигнуть их интерес к книге. Отличительная черта нашего читателя – «эмоциональная заражаемость».[19] И на этом можно строить взаимоотношения библиотекаря и юного читателя. А.Эйнштейн утверждал, что « воображение важнее знания». Дети отзывчивы на примеры из жизни писателей: Горький А.М после прочтения первой книги рассматривал буквы и удивлялся, как эти знаки заставляют людей плакать или смеяться. С.Т.Аксаков в « Детских годах Багрова-внука»[20]часто упоминает «Детское чтение»[21], он читал «все статьи…,хотя многих не понимал». Товарищи Лермонтова М.Ю. запомнили «его любимую позу: Лермонтов сидит за книгой, облокотившись, и ни шум, ни беготня вокруг не производит на него никакого впечатления»[22]. Он с нетерпением ждал каникул в пансионе, чтобы дома насладиться чтением. Любил Пушкина, знал много наизусть. И.А. Бунин в «Антоновских яблоках» пишет, что дедовские книги «славно пахнут», «развернёшь книгу и читаешь» и «невольно увлечёшься».[23] Таких примеров чтения в русской и зарубежной литературе можно привести много.
К сожалению, в последние годы наблюдается снижение интереса к чтению и, наоборот, увлечение детей играми. Это тревожный симптом. Дети становятся агрессивными. А такие качества человека, как доброта, отзывчивость, жалость становятся «немодными». Как мотивировать школьников к чтению?
Специалисты называют две категории мотивации: деловая и досуговая. На мотивы влияют способы чтения. Мотивы чтения зависят от культуры взрослых: родителей, прежде всего. Если в семье все читают, есть хоть небольшая домашняя библиотека, то и ребёнок будет читать. Конечно, опыт чтения библиотекаря играет не последнюю роль в продвижении чтения среди детей. Интерес к чтению, эмоциональная категория чтения являются также не последними условиями в воспитании читателя.
Президент РФ Владимир Путин принял участие в Российском литературном собрании[24], проходящем в Российском университете Дружбы народов, и высказал тревогу по поводу «смещения, искажения ценностных ориентиров и скудость современного разговорного языка».
И главное, по словам президента,– «это сегодняшнее падение интереса к книге, особенно среди молодёжи. Наша страна, некогда самая читающая в мире, уже не может претендовать на это почётное звание. По статистике, российские граждане … отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки, причём отмечается тенденция к сокращению и этих 9 минут.
Люди раньше находили ответы на интересующие их вопросы именно в книге, сейчас есть и другие возможности, а раньше практически почти только там учились мыслить, анализировать, чувствовать и, конечно же, правильно говорить, поскольку именно в литературном тексте живёт и создаётся язык.
О том, что книга перестала играть важную роль в жизни общества, свидетельствует и падение уровня общей культуры… Классическая литературная речь или богатейший народный колорит сегодня воспринимаются подчас как исключение, а пренебрежение правилами родного языка становится нормой – к сожалению, в том числе и в средствах массовой информации, и в киноиндустрии.
Безусловно, русский язык слишком велик, слава Богу, чтобы его традиции можно было разрушить. Но … мы всё чаще сталкиваемся и с безграмотностью, и с примитивизмом. Многие молодые люди с трудом могут внятно формулировать даже свои мысли.
Прививать вкус к чтению, к хорошей литературе, конечно же, нужно с ранних лет – и не только через проверенную временем классику. Нужно, чтобы юные читатели узнавали и новые имена, новых героев.
Конечно, в современном мире может возникнуть вопрос: а, вообще, зачем это делать, рынок и так всё отрегулирует? Но, наверное, это та сфера, которую рынок уж точно не отрегулирует, во всяком случае, должным образом. Конечно, раскрученные книги и авторы могут и сами пробить себе дорогу, но надо признать, что это далеко не всегда удаётся качественной детской литературе, академическим изданиям, собраниям сочинений наших классиков. Государство должно поддерживать литературу ещё и потому, что именно в ней всегда ставится самый прочный, самый точный диагноз состоянию общества и обозначаются его болевые точки.
Но даже если снижение интереса к чтению, к книгам является общемировой тенденцией, мы не вправе с этим смириться. Именно мы, без преувеличения, несём ответственность перед всей цивилизацией за сохранение русской литературы, за её сбережение, её колоссальный гуманистический потенциал».
Очевидно, что умения и навыки чтения должны целенаправленно формироваться на должном уровне в начальной школе, но дальнейшая работа по формированию компетентного читателя должна быть связана с их развитием на других уроках, что предполагает владение учителями всех предметов приемами, стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую, критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять целостности образовательного процесса.
Массовая культура, которая обрушивается на детей с экранов телевизоров и кинотеатров, делает своё «чёрное дело». Очень трудно юной, неопытной душе сопротивляться этому потоку. Тогда и должны прийти на помощь взрослые: родители, учителя и ,конечно, библиотекарь. В библиотеку ребята приходят не всегда за книгой. И библиотекарь имеет возможность общаться с детьми, не преследуя каких-то целей. Просто спросить, как дела, как учёба, что дома и т.п. Особенно такое общение возможно в маленькой сельской щколе, где все дети на виду, все живут рядом, друг про друга всё знают, поэтому свободное общение не затрудняет ни взрослых, ни детей.
Из всех школьных предметов чаще всего можно говорить на темы нравственности и морали на уроках литературы – это уроки человековедения. И библиотека, как считает И.И. Тихомирова, должна превратиться в службу очеловечивания и развития талантов юных читателей[25] . Библиотека сейчас – это не только книги, печатные издания, но и выставки, встречи с писателями, конкурсы, библиотечные уроки и т.п.И, самое главное, библиотека - единственное бесплатное учреждение для детей. Само пространство организовано теперь очень хорошо: удобный специальный стол для библиотекаря, хорошие столы и стулья для читателей, красивые стеллажи. Здесь всё радует глаз, поэтому сюда приходят и взрослые, и ученики не только, чтобы взять нужную для урока литературы или другого какого-нибудь школьного предмета книгу, но и просто за консультацией или информацией к урокам, к домашнему заданию, просто посидеть, полистать журналы, поговорить о чём-то, отдохнуть от уроков (так иногда говорят).
2.3.Мыслительная деятельность читателя
Чтение — одно из самых лучших упражнений по развитию мозга. Уже известно, что конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры, показали весьма средние результаты. А чтение развивает внимание, память, обогащает словарный запас, развивает речь, грамотность.
Чтение — сложнейшее упражнение для мозга. Л.С.Выготский утверждал, что в чтении «принимают участие высшие психические функции в части мышления».[26]В этом его польза и это же причина трудностей в обучении чтению и письму.
Обучение чтению и письму рассматривалось всеми цивилизациями как ключевая ступень в интеллектуальном развитии человека, причем несмотря ни на какие трудности и временные затраты. Как оказалось, за подобным представлением стоит не только “внешняя” полезность чтения письма, но и сам способ функционирования нашего мозга.
Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже, будучи взрослым.
Сюзан Гринфилд, которая уже 20 лет изучает физиологию мозга и считается одним из самых авторитетных специалистов в этой области, утверждает, что ничто не развивает детский мозг так, как книга: литературное произведение — лучший катализатор для мыслительных процессов. При чтении или прослушивании книги задействуются максимальное число областей мозга, утверждает она. Именно от количества прочтенных в детстве книг зависит стройность логического мышления и умение сосредотачиваться в старшем возрасте, говорит Гринфилд[27].
«У любой литературной истории есть начало, середина и конец, — объясняет Гринфилд. — То есть, структура, которая заставляет наш мозг выстраивать последовательности, задумываться о связях между событиями и анализировать эффект от тех или иных действий».
Преимущества чтения перед другими видами деятельности, стимулирующими мозг, ей очевидны. «Если в компьютерной игре ребенку надо спасти принцессу, его совершенно не волнует, какая она и почему оказалась в заключении, — продолжает исследовательница. — Ему просто надо выиграть. Игра развивает мозг, но только в одну сторону».
У книжной же принцессы есть прошлое, настоящее и будущее. Она предстает перед ребенком живым персонажем, для осмысления которого требуется задействовать множество мозговых центров.
«Детям проще развивать свой мозг, чем взрослым людям, — подытоживает Гринфилд. — Именно поэтому родителям очень важно читать своим малышам как можно больше книжек». И в дальнейшем, «…как бы хорошо ни был грамотен ребенок, чтение вслух должно составлять одно из самых широких мероприятий семьи». Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным. При этом если сначала читают взрослые - родители, бабушка и т.п,то в дальнейшем можно практиковать чтение по очереди: взрослый – ребёнок, ребёнок-взрослый. Идеально, если такое чтение происходит не специально для ребенка, а в кругу семьи, с расчетом на то, что оно вызовет и коллективный отзыв и обмен мнениями. Только при помощи такого коллективного чтения можно направить читательские вкусы ребенка и выработать в нем привычку критически относиться к прочитанному.
Независимо от чтения вслух необходимо прививать ребенку и охоту самому посидеть за книжкой. Родители могут принести много пользы, если не оставят самостоятельное чтение ребёнка без своего внимания. Это внимание должно выражаться в следующем:
а) должен контролироваться самый подбор литературы, так как еще теперь приходится наблюдать, как наши дети держат в руках книги, неизвестно откуда пришедшие;
б) родители должны знать, как ребенок читает книгу; в особенности нужно бояться бессмысленного проглатывания страницы за страницей, безвольного следования только за внешней интересностью книги, за тем, что называется фабулой;
в) наконец, необходимо приучать ребенка к бережливому отношению к книге.
Многие родители слишком скромны в своем отношении к книге. Они считают, что для этого нужно специально учиться, быть специалистом-книжником. Это не совсем верно. По всем вопросам, относящимся к книгам, можно получить консультацию учителя или библиотекаря, и в такой консультации никто никогда не откажет.
Навыки вдумчивого продуктивного чтения являются необходимым условием успешного обучения самым разным предметам школьной программы, однако в организации образовательного процесса зачастую отсутствует практика освоения эффективных стратегий работы с текстом.
2.4. Чтение художественной литературы
Культура чтения оказалась поглощённой информационной культурой. Но информация не ведёт к подъёму культуры: «информированность и бездуховность хорошо уживаются друг с другом»[28]. И это подтолкнуло к созданию Федеральной Программы «Поддержка и развитие чтения»[29]. Чтение-культура-библиотека – это уже давно одно целое. Читатель настоящий умеет красиво говорить, понятно, ясно выражать свои мысли. Мир информации точен, а чтение художественной литературы затрагивает внутренний мир человека. Мы смеёмся, переживаем, сравниваем героев с собой, сочувствуем им, любим или не любим их и т.д. От восприятия прочитанного мы идём к анализу, а это уже активизация мыслительной деятельности. Чтение-основа библиотечного общения.
После прочтения возникают вопросы, как у библиотекаря, так и у ребёнка. Библиотекарь: понравилась книга? Почему? Что запомнилось? Кто из героев запомнился? Почему? и т.п.
Ребёнок: А вы читали эту книгу? А вам кто понравился? Почему? и т.п. Так возникает диалог, душевная связь, непринуждённое общение. Дети этим дорожат.
А.А.Блок говорил, что «лучше меньше читать, но творчески», а Л.С.Выготский назвал «творческое чтение[30] воспроизведением чужого творения собственной душой». Такое чтение повлияло на творчество многих писателей. Писатель вырос из творческого читателя, читателя, который мыслит образами, воображением.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью[31]. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту»[32]. Такие впечатления остаются на всю жизнь.
Интерес к чтению, эмоциональная категория чтения являются не последними условиями в воспитании читателя.
2.5. Воспитание как составляющая в деятельности школьного библиотекаря
Воспитание детей - это задача не только системы образования,
но и отечественной культуры, общества в целом.
Послание Президента РФ Д.А.Медведева
Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2010 г.
Воспитание – это звено и в руководстве детским чтением. Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, а открывает перед ним возможности для нравственного поступка.
В последние годы общество обратило внимание на воспитание подрастающего поколения. Эти проблемы рассматривались на высоком уровне: тема звучала на различных съездах, конференциях, собраниях.
Воспитание начинается с души, с понятий совести, чести, достоинства. В библиотеке находится уникальный материал, рассказывающий читателям об этих благородных чертах человека. Это древнерусская и классическая, советская и современная, зарубежная литература. Это книги о замечательных людях в истории как отечественной, так и мировой.
В школе есть обязательное чтение, которое дети не очень любят (не все произведения понятны для детей – не доросли или по другой причине), и есть свободное чтение, когда школьник сам выбирает, что ему читать, что он любит, чем увлекается, о чём мечтает. Иногда такое чтение – дань какой-то моде: все читают, и я. Но детям особенно и читать нечего. Для самых младших школьников есть литература (Бианки, Барто,Родари, и др.), для старшеклассников – одна развлекательная литература: фентези, приключения и т.п. (серьёзное чтение требует и серьёзной подготовки). Здесь на помощь приходит внеклассное (термин исключён из ФГОС, а напрасно) чтение. Это очень помогает в школе. Библиотекари ведут такие уроки и называют их библиотечными, или ведут такие кружки по чтению с разными красивыми названиями: «Чтение с увлечением», «Друзья книги» и т.п.
В нашей школе я веду библиотечные уроки по Программе, которую заимствовала у коллег, но внесла изменения: уроки только для учащихся 3-4 классов и выбрала тему войны и детства. Программа называется «Маленькие герои большой войны» и рассчитана на 2 года: 3 и 4 класс. Список литературы для детей о войне я взяла у И.И. Тихомировой, члена редколлегии «ШБА»[33] ,выбрала произведения о маленьких детях, героях и необязательно, детях, у которых война отняла детство. Герои книг и ученики одного почти возраста, чтобы было более близко и понятно современному ребёнку. Школьники не только читают, но и пишут мини-сочинения, пытаются сочинять стихи, делают иллюстрации к прочитанному.
Организация воспитательного процесса в системе «школа — семья — социум» потребует педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся.
2.6. Просветительская и досуговая деятельность школьной библиотеки
"...Просветительская деятельность - разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности "со знанием дела")..."[34]
К просветительской деятельности относятся и встречи с писателями, местными краеведами, интересными людьми, тематические выставки, сообщения на общешкольные линейки. Эти сообщения готовит актив библиотеки и сам библиотекарь. Если необходимо, читается отрывок из произведения писателя – юбиляра (3мин.) или стихотворение поэта. Считаю, что это помогает в воспитании читательской культуры детей. Учащиеся слышат «красивые слова», которые они потом станут использовать в своей речи.
Каждый год в библиотеке устраиваются книжные выставки к юбилеям писателей, к знаменательным датам. Есть и постоянные выставки, которые только обновляются с получением новой литературы или новых каких-то материалов. Также всегда есть полка с «Книгами поколений», которые повлияли на воспитание юного поколения, общество разных эпох.
К досуговой деятельности относится деятельность после занятий: праздники, конкурсы, викторины. Праздники связаны с общешкольной работой, работой библиотеки по плану. Учитываются не только знаменательные даты, события в нашей стране и за рубежом, но и конкурсы в различных регионах России. Учащиеся вместе с учителями-предметниками, классными руководителями, библиотекарем принимают в них активное участие.
2.7. Работа со взрослыми: с педагогическим коллективом и родителями
На педагогических Советах и совещаниях библиотекарь делает обзор книжных новинок: художественная литература, методическая, полезные ссылки, сайты и т.п., знакомство с новинками издательств и книжными новинками в «Книжном обозрении»[35]. Педагоги всегда проявляют интерес к таким обзорам потому, что в силу своей занятости не всегда успевают следить за новой литературой. Если учителя, классные руководители обращаются за помощью в подготовке какого-то мероприятия, родительского собрания, библиотекарь всегда поможет: презентации, сценарии и т.п.
Семейное чтение
В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями…
Чтение и книга по-прежнему остаются источником интеллектуального развития личности. Именно об этом неоднократно говорил Д. С. Лихачев, подчеркивая огромное значение в становлении человеческой личности литературы: «Литература дает нам колоссальный, обширный и глубочайший опыт. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердце людей».
Таким образом, чтение – это не просто базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Чтение является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, свидетельством формирования общероссийской гражданской идентичности.
В России свои традиции поддержки и развития чтения: всегда взрослые вместе с детьми читали детские журналы, газеты, а потом книги. В современном мире и дети, и взрослые используют Интернет-ресурсы, где есть книги на любой вкус, а семейное чтение забывается: родителям некогда, нет желания и т.д. Я провела анкетирование – опрос про домашнюю библиотеку. Опрошено было 1/3 всех учащихся школы. Результаты опроса: в домашних библиотеках хоть немного (21%), но есть классическая литература (та, что изучается в школе, в основном, Пушкин, Лермонтов, Толстой и т.д.), есть (мало 20%) словари. Вопрос о количестве книг в доме оказался для всех респондентов трудным - очень мало книг в семьях: до 100 книг – 12%. Зато компьютер есть в каждой семье и не один, телефоны, смартфоны – и не по одному. Это тоже «показатель» семейного чтения. Есть, о чём задуматься.
Каждый год классные руководители приглашают библиотекаря на родительские собрания, где я беседую с родителями о пользе семейного чтения, делюсь впечатлениями работы с детьми, показываю результаты детского творчества: читаю лучшее. Обращаюсь к родителям за помощью в развитии чтения ребёнка - от этого зависит его дальнейшая успешность или неуспешность.
Общешкольные родительские собрания проводятся 2 раза в год, 1 раз в год - обязательно даётся слово библиотекарю. Темы: «Работа над ошибками», «Как приучить к чтению» и т.п. Цель: помочь родителям осознать ценность и пользу чтения (повторю «Без чтения нет учения»). Обычно используется приложение к журналу «Школьная библиотека»: «Подсказки для взрослых». Это маленькие брошюры, быстро читаемые, удобный формат, один маленький рассказ. И.И. Тихомирова долгие годы собирала именно такой жанр - это соответствует психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. «Подсказки» помогают работе библиотекаря со взрослыми: (без назиданий) говорить с детьми на нравственные темы. К собраниям готовится выставка по теме собрания, а также работы детей: сочинения, рисунки, проекты.
Сколько книг прочтено – не имеет значения,
Но имеет значение очень давно
Ежедневное, ежевечернее чтение,
Еженощное – с лампой, зажжённой – в окно.
И пока круг от лампы на круглом столе
Выключается только на позднем рассвете,
Всё в порядке на круглой и светлой Земле,
Населённой читателями планете.
Выводы
- В педагогике накоплен достаточный теоретический материал по развитию чтения, но нет психологической поддержки по этой проблеме. В средних учебных заведениях есть социально-психологическая служба, в основных школах её нет из-за недостатка финансирования.
- Сегодня воспитателям детских учреждений, преподавателям школ и вузов, работникам библиотек и информационных центров следует объединить усилия, направленные на приобщение младших поколений к книжной культуре, на формирование у них социально необходимого уровня читательской компетентности. «Каждый человек обязан …заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой»,- писал Д.С. Лихачёв в своих «Письмах о добром» (стр.94).
- Для улучшения ситуации в области образовательной деятельности в рамках Программы поддержки и развития чтения необходимо стимулировать выпуск учебно-методических пособий, связанных с чтением и письменной культурой…
- Переходу чтения на качественно новый уровень может способствовать возрождение традиции семейного чтения, идущей еще из Древней Руси и связанной с чтением «душеполезной» литературы, предполагающим возможность обсуждения, диалога. Неоценима работа учителя с родителями по составлению личной библиотеки, которая, по выражению Д.С.Лихачева, становится «визитной карточкой ее хозяина», обеспечивает взаимодействие «школа – библиотека - семья» как педагогическое условие для позитивного изменения читательской активности детей и подростков в процессе формирования культуры чтения.
- В стране сохраняется престиж чтения. На телеканале «Культура» идут программы: «Живое слово», «Игра в бисер», «Уроки русского. Чтения» и т.д., которые помогают вернуться к классике или чтению знакомых произведений.
- Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. «Организация чтения может быть предметом диалога между семьёй и школой»[36].
Заключение
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику[37], минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы[38], жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Современная библиотека, привлекая учащихся к чтению и предоставляя доступ к жизненно важной информации, способствует интеграции в социокультурную среду и повышению уровня социальной защищенности формирующейся личности. Для этого выделяются приоритетные области информирования с учетом социально-психологической и возрастной специфики, связанные с теми сферами жизнедеятельности, которые являются особенно актуальными: формирование мировоззрения, правовой культуры, межличностные отношения, самопознание, обучение жизненным навыкам, экологическое просвещение, выбор профессии, создание семьи.
Литература
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.Практический справочник:ок.11000 синонимов.рядов.-7-е изд.,стер.-М.:Рус.яз.,1993.-495с.…
Андреев О. А. Учитесь быстро читать / О. А. Андреев, Л. Н. Хромов. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
Андрианова Л.М. Библиотечная работа и со взрослыми. Школьная библиотека.-2006,№3
Андрианова Л.М.В школе библиотекарь не только педагог, но и в какой-то степени андрагог. «Школьная библиотека».- 2006 №3 с.10-11
Антипова В.Б. Образовательная функция школьной библиотеки. «Педагогика».-2008,-№3,с.34-40
Антипова В.Б. Обеспечение образовательного учреждения. Методист.-2011 №5
Антипова В.Б. Функции библиотеки. Педагогика. - г № с.
Антипова В.К. О задачах школьной библиотеки в реализации ФГОС. «Методист».- 2011.-№5 с.46-52
Выготский Л. С.– М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили,1996.-224с.- (антология гуманной педагогики).
Глоссарий философских терминов проекта "Distance".
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитании личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-
Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с. ..." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm]
Зуева Е.Н. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря.
и III Всероссийской конференции «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» Составители: Е. И. Кузьмин, Д. Д. Игнатова(Москва, 19–20 ноября 2013 г.). – М.: Межрегиональный
Иванова Г.А.Речевая культура специалиста сферы образования: учебное пособие / Г.А. Иванова - ЛОИРО, 2015.
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765 –р
Концепция формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности.
Краткий справочник школьного библиотекаря. СПб, 2001.
Лихачёв Д.С.Письма о добром.-СПб.:Издательство «Logos»,2006.-256 с.:ил.
Макаренко А. С.О воспитании / А. С. Макаренко. – Москва : Политиздат, 1988 . – 256c. – (Библиотечка семейного чтения). – На рус. яз. - ISBN 5-250-00137-8 : 887.
Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы»library.ru
Национальная программа поддержки и развития чтения: год седьмой. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы»
Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. — Т. 1—4. — 2659 с. — ISBN 5-244-00961-3.Интернет-версия Новой философской энциклопедии.
Орлова Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008. – 72 с.
Послание Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2010 г.
Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении. Проект. Стратегия развития воспитания
Речь президента Путина на Российском литературном собрании в Москве 2013 год
Тихомирова И.И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря. Учебно-методическое пособие для школьных библиотекарей как педагогов.-М.:РШБА,2014.-464с.-(Приложение к журналу «Школьная библиотека».Серия «В помощь педагогу-библиотекарю».Вып.4-6).
Федеральный Государственный Образовательный стандарт основного и общего образования». Список изменяющих документов (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)
Сайты.
http://nsportal.ru//www.library.ru/
http://www.jurnal.org/
http://www.myshared.ru/
www.refegrad.ru/
gumer.info/bibliotek_Buks/
librarian.fio.ru
library.auca.kg/
http://pandia.ru/
Приложение
- Внеклассное чтение в начальной школе 3-4 классы. Список произведений для детей. Детское творчество.
- Библиотечные уроки.
- Проекты учащихся.
- Выставки к юбилеям писателей, к знаменательным датам и др.
- Встречи с писателями и местными краеведами.
- Недели Книги. Праздник одной книги. Сценарии. Информация на общешкольные линейки.
- Родительские собрания.
- Повышение квалификации. Семинары. Выступления на педагогическом Совете.
[1]. Общекультурная компетентность – это… способность к взаимодействию с людьми, имеющими другие ценности, поведенческие коды.refoteka.ru›
[2]Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы Утверждена распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации от29 декабря 2014 г. No2765-Р
[3]Цит. по Зимняя И. А. З-62 Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с. ..." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm]
[4]Цит. по Зимняя И. А. З-62 Педагогическая психология.
[5]Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. — Т. 1—4. — 2659 с. — ISBN 5-244-00961-3.Интернет-версия Новой философской энциклопедии.
[6]Познавательная культура-способ организации и развития познавательной деятельности человека, представленный в виде знаний, методов, материальных средств познания, в системе познавательных норм и ценностей, а также учреждений (лабораторий, журналов, академий и т. п.). Источник: Глоссарий философских терминов проекта "Distance".
[7]Иванова Г.А.Речевая культура специалиста сферы образования: учебное пособие / Г.А. Иванова - ЛОИРО, 2015.
[8]Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утвержденииФедерального государственного образовательного стандарта основного и общего образования».
[9]Краткий справочник школьного библиотекаря. СПб, 2001.
[10]Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник:Ок.11000 синонимов.рядов.-7-е изд.,стер.-М.:Рус.яз.,1993.-495с.…
[11] http://www.bestreferat.ru/referat-406167.html
[12]Проект – брошенный вперёд, замысел, план.БЭС.-2-е изд.,перераб. и доп.- М.:Большая Российская энциклопедия.
[13]Коммуникабельность – соединимый, сообщающийся, способность к общению (БЭС.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.:Большая Российская энциклопедия;СПб.;Норинт,2004.-1456 с.:ил.
[14]Восприятие и познание.http://www.proza.ru/)
[15]Яркое, эмоциональное (БЭС.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.:Большая Российская энциклопедия)
[16]«Информационная грамотность» это комплекс необходимых навыков, которые требуются от каждого индивида для того, чтобы «осознавать необходимость в информации, уметь ее найти, дать верную оценку и эффективно использовать необходимую информацию»./library.auca.kg/
[17]Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также — информационно-коммуникационные технологии) — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации
[18]Цит. по Зимняя И. А. З-62 Педагогическая психология. Учебник для вузов
[19]Тихомирова И.И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря.Учебно-методическое пособие для школьных библиотекарей как педагогов.-М.:РШБА,2014.-464с.
[20]Аксаков С.Т.Избранные сочинения/Сост.,вст.статья и примеч.В.А.Богданова.- М.,Современник,1982..-817с.-(Сельская библиотека Нечерноземья). Стр.268,276,290..
[21]Детское чтение для сердца и разума — журнал, выходил в Москве в 1785—1789, еженедельно, в виде приложения к «Московским ведомостям» (см. 1756). В университетской типографии Н. И. Новикова.liceybiblio.amoti.ru
[22]М.Ю.Лермонтов. Избранные произведения.
[23]Бунин И.А. Повести и рассказы.Петрозаводск.»Карелия»,1973.206с.
[25]Тихомирова И.И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря.
[26]Выготский Л.С.-М:Издательский Дом Шалвы Амонашвили,1996.-224с.-(Антология гуманной педагогики). стр.209
[27]Сью́зен Аде́ль Гри́нфилд, баронесса Гринфилд (англ. Susan Adele Greenfield, Baroness Greenfield; 1 октября 1950) — английский ученый, писатель и член Палаты Лордов.http://books.academic.ru
[28]Тихомирова И.И. Педагогическая деятельность. с 127
[29]Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы»library.ru
[30]Метод творческого чтения — метод обучения чтению художественных произведений, направленный на активизацию деятельности и использующий творческие приемы работы взрослого и детей (С. И. Абакумов). В основу метода положен принцип связи чтения и понимания прочитанного с жизнью и деятельностью детей. http://www.refegrad.ru/
[31]умение сохранять оптимальное функционирование психики в изменяющихся обстоятельствах, в обстановке стресса. Это свойство личности не передается генетически, а развивается вместе с формированием личности.http://womanadvice.ru/
[32]Выготский Л. С. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили,1996.-224с.- (антология гуманной педагогики).
[33]Школьная библиотечная ассоциация
[34]Источник: "Модельный закон о просветительской деятельности» http://official.academic.ru
[35]Журнал
[36] Браже Т.Г.,д.п.н.,профессор СПБ АППО,заслуженный деятель науки РФ,100 книг и школьная программа. Школа управления образовательным учреждением.№6(16)2012
[37]Инновационная экономика (или «экономика знаний») — это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности.www.Grandars.ru
[38]Мотивационно-волевая сфера – это мотивы, интересы потребности субъекта, ориентирующие его в познавательной деятельности, а также воля, представляющая собой способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее достижения. Воля связывает познавательную и эмоциональные сферы выделяет активный характер познания, направляет его на приобретение новых знаний. http://www.sociologymania.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздники и предметные недели как формы работы по формированию читательской культуры младших школьников.
Праздники и предметные недели как формы работы по формированию читательской культуры младших школьников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела поделиться своим опытом и своими мыслями,...
Формирование читательской культуры обучающихся на уроках географии.
Материал представлен на областной научно-методической конференции, организованной Благовещенским государственным педагогическим университетом. Основное направление конференции - научные исследования...
Формирование читательской культуры учитель русского языка и литературы Зелёновского филиала МБОУ Платоновской СОШ Стребкова Н.В.
Формирование читательской культуры учитель русского языка и литературы Зелёновского филиала МБОУ Платоновской СОШ Стребкова Н.В. выступление на РМО...
«Школа рекламы книги – основа взаимодействия семьи и школы в вопросах формирования читательской культуры»
Данный проект рассчитан на обучающихся 3-4 классов. Основной целью проекта является повышение читательской компетентности у обучающихся 3-4–х классов через использование совместных форм работы семьи и...
Инновационные компоненты педагогической деятельности школьного учителя физической культуры
Объект исследования: инновации в деятельности педагога физической культуры.Предмет исследования: инновационные аспекты педагогической деятельности школьного учителя физической культуры.Цель исследован...
Опыт работы по теме «Приобщение к чтению и формирование читательской культуры через урочную, внеурочную деятельность и внеклассную работу»
Опыт работы по теме «Приобщение к чтению и формирование читательской культуры через урочную, внеурочную деятельность и внеклассную работу»...
Школьная методическая площадка «Формирование читательской грамотности как успешное условие социализации обучающихся» .
Проблемы грамотности, образования, культуры чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.Федеральный государственный образовательны...