Урок ОРКСЭ "Возникновение религий"
план-конспект урока на тему

Петрова Мария Викторовна

Разработка урока "Возникновение религий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozniknovenie_religiy_urok_5.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 5. Возникновение религий

Цель урока: освоение учащимися первичных представлений предпосылках возникновения и нравственных основах мировых религий.

Задачи урока:

ознакомить учащихся с историей возникновения христианства, ислама и буддизма;

познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока.

Ожидаемые результаты урока

 

●        Учащиеся узнают: как возникли христианство, ислам и буддизм.

●        Учащиеся научатся: видеть общность истоков всех религий мира.

●        Учащиеся познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи.

●        Учащиеся освоят: первичные представления об истории возникновения религий, ленте времени.

●        Учащиеся усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения

и        понимания   прочитанного, ответов   на   учебные   вопросы   разных   типов,

построения связного высказывания, работы в группах.

                        

Основные термины и понятия:

христианство, ислам, буддизм.        

Основные        средства        наглядности: иллюстрации        из        электронного

Приложения (изображение        Будды,  картина        Питера        Пауля        Рубенс

«Распятие», старинный        рисунок «Последняя        проповедь        пророк

Мухаммада»), презентация «Возникновение религий», слайд в программном обеспечении ActivInspire.

Раздаточный материал: таблица на начало урока для проверки домашнего задания и оценки первичных знаний по теме; таблица для заполнения в ходе урока.                                                 

I этап. Вводный (мотивационно-организационный)

1.        Организация деятельности учащихся.

2.        Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Примерные вопросы к учащимся:

●        О чем ты беседовал с родными и друзьями?

●        Что нового узнал для себя?

●        Что их особенно заинтересовало в твоих вопросах?

  • Что такое многобожие?
  • Можно ли религию древних греков назвать многобожием?
  • Как одним словом можно назвать всех богов Олимпа?
  • У какого народа возникла вера в единого Бога? Как называется эта религия?

Перед вами табличка, напротив названия столбца в котором указана религия «Иудаизм» впишите требуемые сведения:  

Имя родоначальника        Где родился родоначальник        Когда родился родоначальник    Как называются последователи

Обсуждение результатов заполнения.

А теперь скажите мне, какие религии здесь еще указаны? Заполните и эти ячейки –кто родоначальник, где родился, когда?

Все ли ячейки вам удалось заполнить? С какими трудностями вы столкнулись, почему? Совершенно верно, мы с вами это еще не проходили. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке?

3.        Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися:

II        этап. Основной (информационно-аналитический)

1.        Беседа с учащимися:

— Обратитесь ко второй  таблице, которую нам предстоит продолжить заполнять на уроке.

У нас  заполнена  графа «Иудаизм».  Какие  графы  остались  незаполненными?

Судя  по  графам  таблицы  и  исходя  из  того, что  вы  уже  знаете, объясните,

какие  элементы  должны  быть  в  каждой  религии, без  чего  она  не  может

существовать.   (Религия      должна      где-то      возникнуть, должен      быть

родоначальник этой религии, у религии должны быть последователи…)

Первые        религии        были        языческими, т.  е.   люди

поклонялись   многим        богам.  Иудаизм  —  первая        религия,  последователи

которой        поклоняются        одному    Богу. Все        основные    религии, которые

возникали вслед за ней, тоже предполагали поклонение одному Богу.

Организация работы в группах.

Класс разбивается на 2 группы, состоящие из двух человек.

Примерные задания группам:

Найдите в тексте ответы на вопросы:

  1.  — Где родился и как рос родоначальник новой религии?

  1. — Как его звали?

  1. — Как и почему он стал проповедовать новую религию?

  1. — Чему учил основатель религии?

  1. — Как называется та религия, которую он основал?

  1. — Как называются последователи этой религии?

(Как вариант, если детей на уроке меньше: вопросы делятся на три блока, по два вопроса.)

● Обсудите в группе ответы на вопросы, определитесь, о чем вы будете рассказывать вашим товарищам.

Обсуждение первой религии. Записи в таблицу.

Религия

Имя родоначальника

Где родился родоначальник

Когда родился родоначальник

Как называются последователи

Священные книги

Иудаизм

Моисей

Древняя Иудея

II тыс. до нашей эры (книжн.)

Иудеи

Танах

Буддизм

Сиддхартхма Гаутама

Индия

VI век до нашей эры

Буддисты

Типитака

Христианство

Иисус Христос

Древняя Иудея (под властью Римской империи)

I век

Христиане

Библия (Ветхий и Новый Завет)

Ислам

Мухаммад

Аравийский полуостров

VI век

Мусульмане

Коран

Просмотр презентации.

Работа с иллюстративным материалом электронного пособия.

Рассмотрите иллюстрации (изображение Будды, картину Питера Пауля Рубенса «Распятие», старинный рисунок «Последняя проповедь пророка Мухаммада»).

Возможные вопросы для учащихся:

● Как вы думаете, почему на каждом рисунке Будду, Иисуса, Мухаммада окружают люди? Как вы думаете, кто они? Почему последователи так стремятся к тому, кого считают своим учителем?

Беседа с учащимися.

Возможные вопросы:

  • Есть ли что-то общее в тех религиях, о возникновении которых вы узнали? Если есть, то что?

  • Скажите, откуда мы знаем о жизни людей, которые являются основателями религий? Правильно, из книг, которые считаются в каждой религии священными.

  • Посмотрите, в нашей таблице есть еще одна колонка, которая называется «священные книги». Как вы думаете, как будет называться тема нашего следующего урока? Верно. «Священные книги религий мира»

III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

1.        Подготовка    учащихся    к    беседе    с    членами    семьи    и друзьями

Возможные вопросы к учащимся:

Посмотрите на табличку, которую мы с вами попробовали заполнить в начале урока и на вторую табличку. Скажите, знаете ли вы теперь больше? Что нового вы узнали? Что   ты   расскажешь   членам   семьи   и   друзьям   о   возникновении христианства, ислама и буддизма?

2. Задание на дом:

Прочитай  или  перескажи  членам  семьи  и  друзьям  статью  учебника,

обсуди с ними ее содержание.

Лента времени                                                  

Религия

Имя родоначальника

Где родился родоначальник

Когда родился родоначальник

Как называются последователи

Священные книги

Иудаизм

Моисей

Древняя Иудея

II тыс. до нашей эры (книжн.)

Иудеи

Танах

Буддизм

Сиддхартхма Гаутама

Индия

VI век до нашей эры

Буддисты

Типитака

Христианство

Иисус Христос

Древняя Иудея (под властью Римской империи)

I век

Христиане

Библия (Ветхий и Новый Завет)

Ислам

Мухаммад

Аравийский полуостров

VI век

Мусульмане

Коран

Религия

Имя родоначальника

Где родился родоначальник

Когда родился родоначальник

Как называются последователи

Священные книги

Иудаизм

Буддизм

Христианство

Ислам

Религия

Имя родоначальника

Где родился родоначальник

Когда родился родоначальник

Как называются последователи

Священные книги

Иудаизм

Буддизм

Христианство

Ислам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Мировые религии" 10 класс

Презентация к уроку английского языка в 10 классе  по теме «Мировы религии»к учебнику «English» для 10  класса школ суглубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий.Авт.: О....

Опорная схема к уроку истории "Религия древних греков" 5 класс

Опорная схема - это дополнительный раздаточный материал для изучения темы: "Религия древних греков" по истории в 5 классе. Учебник "История Древнего мира" А.А. Вигасин...

Методическая разработка урока обществознания "Религия" 8 класс

Данная разработка поможет учителю организовать самостоятельную работу учащихся, воспитать умение работать в группе, чувство толерантности,  уважение к верующим других религий, а также определить ...

Презентация к уроку Мировые религии

Данная презентация предназначена для проведения урока  обществознания в 9 классе . Работа посвящена одной из основных религий - мусульманству....

План-конспект урока "Возникновение религий"

Данный урок предназначен для ознакомления учащихся с появлением религий, с основными заповедями христианской религии. Также этот урок можно использовать и на уроках Основы духовного развития и воспита...

Урок истории "Религия древних греков"

Урок по истории Древнего мира в 5 классе. Урок изучения нового материала....