Проект « Голос детства из дальней дали»
проект по теме

Иванченко Ирина Ивановна

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Воспитание должно осуществляться на общечеловеческих ценностях культуры. Трудно найти более богатый материал для развития для воспитания любви к Родине. Устное народное творчество обладает уникальной способностью пробуждать в людях доброе начало , чего так не хватает в современном мире. Дети интересуются тем, как жили наши предки . В какие игры играли дети, какие были игрушки. Проект позволяет ответить на многие вопросы и приобщить детей к самобытной русской культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа- интернат №357 с углубленным изучением физической культуры  «Олимпийские надежды» Приморского района  г. Санкт- Петербурга        

                                                 Проект выполнили воспитатели старшей группы:

                                                 Иванченко С.В. Фарвазетдинова Р.Р.

                                                 Музыкальный руководитель ДОУ : Иванченко И.И.

                               

                                  ПРОЕКТ

        

Тема: « Голос детства из дальней дали»

                                       Никто не может стать  сыном своего

                                        народа, если он не проникается  теми

чувствами,которыми живет народ .      

Вид проекта: творческий

Продолжительность проекта – проект средней продолжительности

Сроки проведения: сентябрь-декабрь

Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, воспитанники , родители.

Актуальность темы. У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Воспитание должно осуществляться на общечеловеческих ценностях культуры. Трудно найти более богатый материал для развития для воспитания любви к Родине. Устное народное творчество обладает уникальной способностью пробуждать в людях доброе начало , чего так не хватает в современном мире. Дети интересуются тем, как жили наши предки . В какие игры играли дети, какие были игрушки. Проект  позволяет ответить на многие вопросы и приобщить детей к самобытной русской культуре.

Цель проекта: Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами, народной игрушки

2.Привить интерес к культуре русского народа через знакомство  с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.

3.Познакомить с историей возникновения книги, азбуки и ее предшественников

4. Продолжить знакомство с устным народным творчеством – заклички, небылицы, считалки, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, небылицы, частушки.

Интеграция образовательных областей:

- Художественно – эстетическое развитие, музыка        

-  Познавательное развитие

-  Речевое развитие

- Социально-коммуникативное развитие

- Чтение художественной литературы

 ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Методическое:

-подбор литературы по данной теме

-сбор иллюстраций и картин по данной теме

- создание предметно-пространственной развивающей среды

- изучение русского фольклора

- систематизация  музыкального сопровождения по данной теме

- создание картотек: «Народные игры в детском саду»

                                   « Считалки с элементами русского  

                                     фольклора»

                                       

- подбор материала для информационных стендов

-  подбор материала для консультаций

- Материально-техническое:

- пошив русских народных костюмов

- изготовление народных игрушек

- создание мини – музея  « Русская изба»

Диагностико - дидактическое:

-анкетирование детей, родителей

           ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- проявляет интерес к традиционно-бытовой культуре русского народа и предметам рукотворного мира прошлого

- знает и умеет организовать 3-4 народные игры

- знает несколько пословиц, поговорок, потешек русского  фольклора

- принимает участие в создании народного костюма

- называет любимые русские народные сказки

-

        МЕТОДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- сбор информации

- беседы

- познавательно-игровая деятельность

-наблюдения

- посиделки

- оформление семейных альбомов

- викторины

- выставки

                   СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Взаимодействие  с детьми

1.Анкетирование:

- Мои любимые игры и игрушки (для детей)

2.Изучение  и проведение традиционных  народных  игр:

- Салки

- Горелки

- Красочки

-  Аленушка и  Иванушка

- Казаки - разбойники

- Десять палочек

- Хвост и голова

- Пирог

- Горшки –крыночки

- Бирюльки

3.Сюжетно-ролевые игры:

- Ярмарка

- В гостях у бабушки Маруси

- Лесорубы

4.Чтение художественной литературы:

- Русские народные сказки  « Царевна- лягушка», «Каша из топора», «Гуси - лебеди», «Хаврошечка», «Лисичка со скалочкой»

-

5 Цикл бесед по теме «РУССКИЙ БЫТ»

- Знакомство с русской избой ( сруб, крыша, рамы, наличники, крыльцо)

-   Уголок хозяйки ( прялка, веретено, вышивальный набор, …)

- Электроприборы вчера и сегодня  (приспособления наших предков для освещения- лучина, свеча, лампа)

- Красный угол русской избы (иконы и обереги)

- Детский уголок в избе (люлька, детские игрушки)

6 Мастер- классы по изготовлению детских игрушек

- народная игрушка ( кукла- самоделка, кукла-закрутка)

- самая старая игрушка

7. Художественное творчество:

-рисование «Узоры для русского костюма», «Украсим детский костюм», « Моя любимая игрушка»

- аппликация « Красивая изба»

8. Знакомство с музыкальными инструментами старины и игра на них

- Трещотка

- Колотушка

-Ложка

-Валек-

- Рубель

9. Знакомство и исполнение русских народных песенок

- «Во поле береза стояла»

- « Колыбельная»

- «Как у нас -то козел»

10. Танцевально - игровое творчество:

- Хороводы

- Разыгрывание потешек с использованием мимики и слов.

11. Настольные спектакли по мотивам народных сказок.

12 Участие детей в празднике « День пирога»  «День народной игрушки»

13. Использование фольклорных произведений в режимных моментах

14. Выставки детских книг по данной теме

15. Викторины

- Из какой сказки эти предметы

-  Как в старину называли предметы

- Угадай из какой сказки герой

16. Исполнение народных закличек, частушек, потешек, небылиц

         

               Взаимодействие с родителями :  

1. Анкетирование:

   - «Приобщение детей к истокам русской культуры» (для родителей)

- «Игры моего детства» ( для бабушек и дедушек)

2.  Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций»

3. Мастер класс « Шью ребенку народный костюм»

4. Оформление альбома « Мои истоки»

5. Родительское собрание по теме « Сказкотерапия для детей и взрослых»

6. Участие родителей в интернет сопровождении проекта.

7. Участие родителей в проведении праздников:

- День пирога

-  День народной игрушки»

8.  Помощь в создании « Мини-музея русского быта»

             

  • Быт (русская печь, прялки,  люльки, веретено, сундуки, ухват, кадки, часы, лампа)
  • Посуда(самовар, ковши, половники, крынки, кувшины, горшки, чашки, ложки)
  • Постельные принадлежности  (лоскутное одеяло,  подушки, наволочки, простыни,   шторы, скатерти)
  • Одежда (костюмы, сарафаны, рубахи, кокошники, платки, украшения)

  * Обувь (  лапти, валенки, сапоги)                ,

Используемая литература:

- Энциклопедия « Праздники народов России»     Москва « Росмэн» 2002.

-   Межиева М. « Праздники на Руси» Белый город  Москва 2008

- Клиентов  А.« Народные промыслы»  Белый город Москва   2008

- Блейз А. «История в костюмах» Москва 2001 альбом

- Громыко А. «Мир русской деревни» Москва 1991

-  Короткова М. «Путешествие в историю русского быта» М.1998

- Морозов И.А. «Забавы вокруг печки» М. 1994

-Русские игры всех возрастов ( сост. Будур Н. Панкеев М. 1999)

- Русские народные детские песни и сказки с напевами ( сост. Г.М. Науменко М. 2001)

- Покровский  Е.А. «Детские игры» СПб 1994( Историческое наследие)

-Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть!: Детский фольклор (сост. М.Ю. Новицкий , Г.М. Науменко М. 1995)

 ПРИЛОЖЕНИЕ

Устное народное творчество

Побасенки

У Иванова двора

Загрелася вода

 Всем селом пожар тушили,

А огонь не загасили.

Пришел дедушка Форма,

 Расседая борода

Он народ прогнал в овин,

Затушил пожар один.

Как Фома тушил пожар

 Он об этом не сказал,

Только слышно стороной:

Затушил он бородой!

Пословицы

Дидактическая игра.

Я буду называть начало пословицы, а вы конец.

Много снега - много хлеба.

Маленький, да удаленький.

Поспешишь - людей насмешишь.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Окончил дело - гуляй смело.

 Нет лучше дружка, чем родная матушка.

А теперь проверим знания родителей.

Землю красит солнце, а человека труд.

Мал золотник, да дорог.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Сказки

Дидактическая игра «Волшебный мешок».

Угадай, какие из каких сказок эти предметы:

-перо жар птицы-«Конек-Горбунок»;

- яблоко - «Молодильные яблоки»;

-колобок – «Колобок»;

-топор – «Каша из топора»;

-гусли – «Кот, петух и лиса»;

-козлятки – «Волк и козлята»;

-избушка на курьих ножках – «Царевна лягушка».

Нескладушки

Вы послушайте, ребята

Нескладушечку мою

Вместо кренделя – баранки,

 Проглотил мужик дугу.

Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Дразнилки

Сергей - воробей

Продавал червей,

На тарелочке носил,

Три копеечки просил.

Вова, Вова – карапуз

Съел у бабушки арбуз,

Бабушка ругается,

Вова отпирается:

«Это бабушка не я,

это кошечка твоя».

Ваня, Ваня простота

Купил лошадь без хвоста.

 Сел задом наперед

И поехал в огород.

Лёнчик – пончик,

Обедала!

 Съел в обед полфунта сала,

Заел колбасой, убежал босой!

Частушки

Мы частушек много знаем

И хороших и плохих.

Хорошо тому послушать,

 Кто не знает никаких.

Ох, елочки!

Ох, сосёночки!

 Пошли плясать

 Две девчоночки!

Как по речке по Волжанке

Соловей плывет на планке.

Сел на доску тонкую,

Развел гармошку звонкую.

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

 Под горой стоит корова,

 Надевает сапоги.

Сидит ежик на березе

Новая рубашка.

На головке сапожок,

 На ноге фуражка.

По деревне я шла

 И Ванюшку видела,

Под плетнем сидел и плакал,

Курица обидела.

Ты куда Ванюша едешь

Ведь телега без колес,

А Ванюша отвечает –

Заготавливать овес.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулась я назад,

Сапоги мои лежат.

Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую,

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую.

Небылицы

Ехала деревня мимо мужика,

А из-под собаки лают вората,

 Караул, деревня - мужики горят,

Бабы сарафаном заливать хотят

Между небом и землей поросенок рылся

И нечаянно хвостом к небу прицепился!

У нас лошади в калошах,

А коровы в сапогах,

У нас пашут на телегах,

А боронят на санях.

Скороговорки

Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Наша серая кошка сидела на крыше,

А ваша серая кошка сидела выше.

Опять пять ребят

Нашли пять опят.

Батон, бублик, баранку

Пекарь испек спозаранку.

Коси коса пока роса

Роса долой и мы домой.

На дворе трава на траве дрова,

Не руби дрова на траве двора.

Веселинки

Я медведя поймал

Так веди его сюда.

Не идет,

Так сам иди!

Он меня не пускает.

Где ты, брат Иван?

В горнице

А что делаешь?

Помогаю Петру.

А что Петр делает?

 Да на печи лежит.

Федул, что губы надул?

 Да кафтан прожег.

 Починить можно?

Да иглы нет.

 А велика дыра?

 Да один воротник остался.

Как по речке по реке

Ехал рыжий на быке.

Рыжий красного спросил

Чем ты бороду покрасил?

Я не краской, не замазкой,

Я на солнышке лежал,

 Кверху бороду держал.

Потешки

Тень - тень потетень

Выше города плетень

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

 Похвалялась лиса

 Всему свету я краса!

Похвалялся зайка,

Поди доганяйка.

Похвалялись ежи,

 У нас шубы хороши.

Похвалялся медведь

Могу песни я петь.

Тут ступил – тёпленько

Тут горяченько.

 Тут пень да колода,

 Тут белая береза,

А тут ключки

Кипят, кипят.

Сорока сорока

На порог скакала,

Гостей поджидала.

Не придут ли гости,

Не съедят ли кашку?

 Приехала Агашка,

Всю съела кашку.

Воспитатель: Приговорки – это новое, что мы сегодня изучим.

Приговорками на Руси зазывали ветер, солнце, дождь и другие природные явления. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Солнышко, покажись,

Красное снарядись,

Чтобы год от года

Давала нам погода

Теплое местечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

 Зеленого горошка.

Мы будем зазывать ветер.

Ветер-ветер не дуй мне в лицо,

Дуй мне спину, чтобы те было в силу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Голосуй за будущее"

Выборы! Незнакомая ситуация для многих школьников даже с  с точки зрения избирателя. Проект поможет многим в этом разобраться....

Социальный проект "Голос поколений"

Материал содержит информацию о реализации социально значимого проекта, участниками которого являются воспитанники МБОУ ДОД "Центр детского творчества", педагоги дополнительного образования и взрослые ...

Проект "Голос из прошлого".

Представлен научный проект ученицы 11 класса Еловенко Виолетты.С темой проекта Виолетта определилась в начале учебного  года. В течение этого времени велся поиск и анализ материала. Проект очень ...

Организация детского вокального проекта "Голос".

Новости школыфев ’1419Внимание! Конкурс "Голос". Новости школы       Выступление участников школьного конкурса "Голос" можно посмотреть, пройдя по ссылке:   ...

Урок по повести А.М.Горького "Детство": "Люди, которые дали Алёше "жизненную силу, насытили крепкой любовью к миру"

Урок по повести А.М. Горького "Детство". Тема: "Люди, которые дали Алёше "жизненную силу, насытили крепкой любовью к миру" Использованы приёмы исследовательского метода и диалоговой технологии обучени...

Социальный проект:"Голоса войны"

В рамках проекта предполагается организация просветительской, исследовательской, творческой, поисковой деятельности среди учащихся....

Творческий проект "Планета Детства", посвященный Году детства в Ленинградской области (презентация)

 2014 г. был объявлен в Ленинградской области Годом детства. При этом, большое внимание уделялось вопросу поддержки и помощи юным талантам. Тогда и возник замысел нашего проекта как творче...