Есенин - певец России
учебно-методический материал (6 класс) на тему

Крысевич Татьяна Александровна

Краткая аннотация

Цель: на примере жизни и творчества поэта показать жизнь России и русского народа, любовь поэта к родной стране.
 
Задачи:
- воспитание чувства прекрасного, любовь к поэзии, стремления узнать больше; 
- воспитание у детей любви к Родине, гордости за нашу Россию, уважение к труду; 
- развитие памяти, расширение кругозора, пополнение  словарного запаса.
 

                                                                                 Занятие рассчитано на 40 минут

 

Формы организации работы детей: , дискуссия, игра,практическая работа.

Формы организации работы учителя:   организация внеучебной деятельности. 

         Данная методическая разработка может быть использована для проведения внеурочных мероприятий с учащимися 5-7 классов . Материал данной разработки целесообразно использовать с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует большому развитию познавательного интереса  обучающихся .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esenin-pevets_rossii_3.odt18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  "Специальная(коррекционная)общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3"

г. Курска

(ОКСКОУ "С(к)о школа-интернат VIII вида №3 "г. Курска)

Воспитательное мероприятие на тему:

"ЕСЕНИН- ПЕВЕЦ РОССИИ!"

(Разработано для детей 15-16 лет.)

        Цель: на примере жизни и творчества поэта показать жизнь России и русского народа, любовь поэта к родной стране.

        Задачи:

        - воспитание чувства прекрасного, любовь к поэзии, стремления узнать больше;

        - воспитание у детей любви к Родине, гордости за нашу Россию, уважение к труду;

        - развитие памяти, расширение кругозора, пополнение  словарного запаса.

        Оборудование: выставка книг Есенина; картины с изображением природы России; DVD диски; мультимедийное оборудование; презинтация к мероприятию.

                                      План.

1. Организационный момент.

2.Детство поэта.

3.Есенин и природа.

4.Есенин и крестьянский быт.

5.Уход из жизни.

6.Высказывания поэтов и писателей о поэте после его смерти.

7.Рефлексия.

                                        Ход мероприятия.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

         Вступительное слово воспитателя: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались для проведения мероприятия, посвященного творчеству С. Есенина.

        - Кто-нибудь из вас может сказать нам кто такой Есенин?(Ответы детей.)

        Воспитатель. С. Есенин — выдающийся русский поэт,неповторимый талант которого признан всеми. В сердце Есенина с юных лет жила Россия, ее грустные и раздольные песни, сельская тишина идивичий смех, горе матерей потерявших на войне сыновей.   Все это в стихах, каждая строчка которых  согрета чувством безграничной любви к родной земле , родному народу. « Моя лирика,-говорил Есенин,- жива одной большой любовью .любовью к Родине.Чувство  Родины- основное в моем творчестве.»

        Есенин- это любовь, природа, песня, это сила и нежность , это  зеркальное отражение нашей славянской души, это суть нашей жизни.

Наше внеклассное мероприятие посвящено поэту С.А.Есенину

« Есенин-певец России» . Сегодня вы узнаете о детских и юношеских годах поэта о его творчестве.

        Воспитатель. Ребята , всмотритесь в это открытое лицо поэта . Русые кудрявые волосы-как русские кудрявые березки . Ясные голубые глаза — как чистые, глубокие голубые озера нашей страны.Изломанная и исковерканная жизнь поэта- как изуродованные и изогнутые, поломанные ветром и временем стволы русских берез.

        Это Сергей Александрович Есенин.

2.ДЕТСТВО ПОЭТА.

        Воспитатель. А сейчас послушайте рассказ о детстве поэта. Так он сам писал о себе.

        Родился в 1895 году, 21 сентября , в Рязанской губернии Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

        С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери , у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все его детство.Дядья его были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет  они посадили его на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Он очень сильно испугался и крепко держался за холку.

        Потом его учили плавать. Один дядя (дядя Саша)брал его в лодку,отплывал от берега, снимал с него белье и, как щенка, бросал в воду.Он неумело и испуганно плескал руками, и дядя, пока мальчик не захлебывался. Все кричал: Ну куда ты годишся?После , лет восьми, Сережа часто заменял охотничью собаку,плавал по озерам за подстрелянными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство его ругала только бабка, а дед иногда сам подзадаривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня его не трожь, он так будет крепче!»

        Бабушка любила его из всей мочи, и нежности ее небыло границ.

        По субботам его мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову,потому что ни один гребень, не брал кудрявых волос.Но масло мало помогало.Так протекало его детство.

        Когда же он подрос , из него очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-приходскуюшколу,окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт.

        Стихи он начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество относит к 16-17 годам.

3.ЕСЕНИН  И  ПРИРОДА.

        Воспитатель.  Сергей Есенин  любил родную природу. Природа у поэта  многоцветна, многокрасочна.Она, подобно человеку, рождается, растет и умирает, поет  и шепчет, грустит и радуется.

Послушайте стихи С. Есенина. «Есенинские дали» , «Береза».

В стихах Есенина чувствуется красота и живописная сила природы.

        Ученица читает «Сыплет черемуха снегом».

        Воспитатель.  Стихи Есенина очень песенны,поэтому многие композиторы перекладывали их на музыку.Послушайте песню на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая».(запись со слайдами)

        Лирика Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться,любить и ревновать,плакать и смеяться вместе с поэтом.

        4.ЕСЕНИН И КРЕСТЬЯНСКИЙ БЫТ.

        Воспитатель. Поэт хорошо знал жизнь крестьянской России и был кровно связан с нею.Он с гордостью говорил:»У меня отец- крестьянин,ну а я — крестьянский сын».Очень трудно жилось крестьянам в России.В своих стихах Есенин отобразил тяжелую, изнурительную жизнь крестьян.

Звучат стихотворения «Кузнец», «Брату человеку», «Молотьба», «Деревенская избушка», «Вечер,как сажа».

                                КУЗНЕЦ

                Душно в кузнеце угрюмой,

                И тяжел несносный жар,

                И от визга и от шума

                В голове стоит угар.

                К наковальне наклоняясь,

                Машут руки кузнеца,

                Сетью красной рассыпаясь,

                Вьются искры у лица.

                Куй, кузнец, рази ударом,

                Пусть с лица струится пот.

                Зажигай сердца пожаром,

                Прочь от горя и невзгод!..

                БРАТУ ЧЕЛОВЕК

                ...Посмотри ,как он трудиться в поле,

                Пашет твердую землю сохой,

                И послушай ты песни про горе,

                Что поет он ,  идя бороздой.

                Или нет в тебе жалости нежной

                Ко страдальцу сохи с бороной?..

                Иль,не слышешь,он плачется долей

                В своей песне, идя бороздой?

                ДЕРЕВЕНСКАЯ ИЗБУШКА

                Ветхая избушка

                Горя и забот,

                Часто плачет вьюга

                У твоих ворот.

                                Часто раздаются

                                За твоей стеной

                                Жалобы на бедность,

                                Песни звук глухой.

                Все поют про горе,

                Про тяжелый гнет,

                Про нужду лихую

                И голодный год

                                Нет веселых песен

                                Во стенах твоих,

                                Потому что горе

                                Заглушает их.

        

                                ВЕЧЕР,КАК САЖА

        Вечер,как сажа

        Льется в окно.

        Белая пряжа

        Ткет полотно.                

                                        

        Пляшет гасница

        Прыгает тень.

        В окна стучиться

        Старый плетень.

        Липнет к окошку

        Черная гать.

        Девочку-крошку

        Байкает мать.

        Трудно ,бедно и голодно жилось крестьянам в России.Отсюда постоянные   тревожные ,порой мучительные раздумья Есенина о будущем крестьянской России:

                Полевая Россия! Довольно

                Волочиться сохой по полям!

                Нищету твою видеть больно

                И березам, и тополям.

                Я не знаю,что будет со мною.

                Может,в новую жизнь не гожусь,

                Но и все же хочу я стальною

                Видеть бедную,нищую Русь

        

 5.УХОД ИЗ ЖИЗНИ.

        Воспитатель.  В стихах Есенина чувства и мысли слиты  воедино.Это яркий, самобытный мыслитель.Он писал: «Поэтому необходимо чаще думать о смерти,и что только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь».

        В сердце поэта  рождаются такие строки:

                Мы теперь уходим понемногу

                В ту страну, где тишь и благодать.

                Может быть, и скоро мне в дорогу

                Бренные пожитки собирать.

                Милые березовые  чащи!

                Ты, земля! И вы, равнин  пески!

                Перед этим сонмом уходящих

                Я не в силах скрыть  моей тоски.

                Слишком я любил на этом свете

                Все, что душу облекает в плоть.

                Мир осинам, что, раскинув ветви,

                Загляделись в розовую водь.

                Много дум я в тишине продумал,

                Много песен про себя сложил,

                И на этой земле угрюмой

                Счастлив тем, что я дышал и жил.

                ….....................................................

        

                Знаю я,что в той стране не будет

                Этих нив ,златящихся во мгле.

                Оттого и дороги мне люди,

                Что живут со мною на земле.

Звукозапись «Письмо матери» со  слайдами.

6. ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ О ПОЭТЕ ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ.

        Воспитатель.    Когда поэт был жив, его творчество не сразу признали как творчество великого русского поэта.И только после его смерти люди поняли, какого великого национального поэта они потеряли.

        -Мы потеряли великого русского поэта.(М.Горький)

        -Умер великий национальный поэт.Он уже стучался во все стены.Он сжег свою жизнь,как на костре.Он сгорел перед нами.Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими  пригоршнями сокровищ его души.Считаю, что нация должна надеть траур по Есенину.(А.Толстой.)

        -Это был великий художник.С огромной интуицией, с огромным творчеством- единственный в наше время поэт.Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших, самых интимнейших.Чудесное наследство.(А.Серафимович.)

        -...Большое и дорогое мы все потеряли.Такой это был органический, ароматный талант, этот Есенин, вся эта гамма простых и мудрых стихов- нет ей равного в том, что у нас перед глазами.(Д.Фурманов.)

        Вспоминая декабрьские дни 1925 года,когдаМосква хоронила Есенина, Юрий Лебединский рассказывал: «Перед тем как нести Есенина на Ваганьковское кладбище, мы обнесли его гроб вокруг памятника Пушкину.Мы знали-это был достойный преемник пушкинской славы».

        -Человек будущего так же будет читать Есенина,как его читали люди сегодня.Сила и яркость его стиха говорят сами о себе.Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно  молодая кровь вечно живой поэзии.(Н.Тихонов.)

        7.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВОСПИТАТЕЛЯ.

        Воспитатель. В заключении я прочитаю стихотворение Алексея Маркова «Приговор матери». И мне хочется,чтобы вы были  внимательными, добрыми, отзывчивыми, понятливыми к человеку, когда он живет рядом с нами, а не ушел из жизни от нас.      

                Суровостью овеяна,в глазах — упрямый  свет,

                У гроба мать Есенина, она не плачет ,нет!

                Оплакала заранее ,глаза свои прожгла,

                Когда он в даль бескрайнюю подался из села.

                «Ушел себя раздаривать, душою не скупясь,

                Его планиды зарево втоптали люди в грязь.

                Нашел удел мучительный...Останься бы в селе-

                И мог бы стать учителем, служить родной земле!..

                 Я отдола  красивого и юного его,

                Я подарила силу вам от сердца своего.

                И что же вы наделали? Каким вернули мне?

                Лежит, и щеки белые! А вы-то в стороне...

                Я отдала вам чуткого! Сейчас не слышит он...

                Вам все казался шуткою его тяжелый стон!

                Я отдала вам , нелюди, что только мать!

                Слова с трибуны мелете! Вам нечего сказать...»

                И молча и уверенно, не опуская взор,

                У гроба мать Есенина читает приговор.

        Сорок лет спустя, 2 октября 1965г., в рязанском селе Константиново был открыт музей Есенина . Здесь все, как было когда-то, в те далекие годы. Веет домашним теплом и уютом. Тикают часы, поблескивает на столе самовар. Если бы все это мог видетьЕсенин!

Литература

Прокушев Ю.А., Сергей Есенин. Поэт. Человек. - М.: Просвещение,1973.

Пороцкая Т.И. Рата воспитателя во вспомогательной школе.- М.: Просвещение,1979.

Педагогическая коррекция// Воспитание школьников.- 1994.        

                   

                

                        

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Певец России - Сергей Есенин"

Есенин и Россия. Эти два понятия неразделимы. Есенинские строки о природе, о родных просторах пронизаны любовью к России...

Презентация "Есенин и Россия"

Презентация предназначена для уроков литературы в 11классе....

«Мир природы в художественной литературе. Сергей Александрович Есенин – великий певец России»

«Мир природы в художественной литературе. Сергей Александрович Есенин – великий певец России»...

Конкурс чтецов «Сергей Есенин – певец страны березового ситца».

Цель: Приобщение к творческому наследию С. А. Есенина.Задачи: Познакомить учащихся с творчеством поэта С.А. Есенина.Воспитывать любовь к родному краю, к русской природе, к поэзии.Развивать память, вни...

С.А.Есенин «Певец страны берёзового ситца»

Данное внеклассное мероприятие по литературе было проведено в 7 классах по случаю 120-летия со дня рождения С.А. Есенина. Группа учащихся подготовили в кабинете стенд по биографии С.А.Есенина. Другая ...

С. Есенин - певец родной природы

Разработка общешкольного вечера, посвящённого творчеству С. Есенина. Цель мероприятия: познакомить с творчеством великого русского поэта, научить выразительно читать его стихи, воспитывать поэтический...

Разработка внеурочного мероприятия «Сергей Есенин – певец России!» (5, 9 класс)

Разработка внеурочного мероприятия  «Сергей Есенин – певец России!», посвященное 125 летию С. Есенина...