С. Есенин - певец родной природы
методическая разработка на тему

Разработка общешкольного вечера, посвящённого творчеству С. Есенина. Цель мероприятия: познакомить с творчеством великого русского поэта, научить выразительно читать его стихи, воспитывать поэтический вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s._esenin_-_pevets_rodnoy_prirody.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

С. Есенин - певец родной природы

Общешкольный вечер

Цель: познакомить детей  с творчеством великого русского поэта С.А. Есенина, научить детей выразительно читать его  стихи, воспитывать поэтический вкус.

План:

1.Вступительное слово о великом русском поэте С.Есенине – Талигина Н.И.

2.Романс на слова С.Есенина, музыка Пономаренко – вокальная группа учителей школы.

3.Песня « Белая берёза» – 5-6 кл.

4.Конкурс чтецов:

1. «Лебёдушка» –

2. «Бабушкины сказки»-

3. «Зима поёт – аукает»-

4. «Пороша»-

5. «С добрым утром!»-

6. «Нивы сжаты, рощи голы»-

7. «Топи да болота»-

8. «Низкий дом с голубыми  ставнями»-

5.Песня «  Отговорила роща золотая»-

6.  «Сестре Шуре»-

7. «Корова»-

8.  «Молитва матери» –Таня Синецкая 9кл.

9. Песня   «Письмо матери» – вокальная группа учителей школы.

         10. « Руки милой – пара лебедей» –

11. « Цветы мне говорят: прощай!» –

12. «Шаганэ ты, моя Шаганэ» –

13. Песня  «Не жалею, не зову, не плачу» – вокальная группа учителей  школы.

14. Заключительная песня  «Томик  Есенина» – поют все.

Ход:

В этом году исполнилось 120лет со дня рождения С.А.Есенина одного из самых удивительных русских поэтов.

С.А.Есенин родился  3 октября 1895 г. в с.Константиново Рязанской губернии. Отец крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Фёдоровна Титова. Детство поэта прошло в семье довольно зажиточного деда по материнской линии Фёдора Андреевича Титова. 3-е его неженатых дядек часто зло подшучивали над ним: учили плавать, гоняли за утками.

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто - часто с разбитым носом

Приходил  к себе домой.

За озорство ругала только бабка, а дед был доволен, что внук растёт таким крепким. Бабушка очень  любила  внука и нежности её не было границ.

Лет с 12 дед отдал Серёжу в церковно-учительскую школу в Спас – Клепиково с тем, чтобы после поступить в Московский учительский институт. Дед-то смог бы его выучить, но «к счастью, этого не случилось»– писал Есенин.

Писать стихи С.Есенин начал рано, лет  с 8-9, но серьёзно занялся поэзией ещё в Спас-Клепиково, где у него был первый литературный наставник, которому он подарил 1-й сборник  «Радуница». В годы учёбы церковной школе Есенин много читал Пушкина, Лермонтова, Кольцова.

Осенью 1912 г. Есенин приехал в Москву и с весны 1913г. работал корректором  в типографии.

Товарищество И.Д.Сытина. Зимой 1914г. он бросает работу в типографии и целиком посвящает себя  поэзии, но мало печатается в журналах, хотя уже написал целую книгу стихов.

Центром литературной жизни был Петроград, туда он и посылал свои стихи, но везде – молчок. Решил сам поехать. И поехал в неизвестность: без денег, без рекомендательных писем, с одним богатством – стихами. Петроград встретил сурово поэта. Была  1-я мировая  война. Петроград жил войной. До стихов ли?

Прямо с поезда Есенин отправился разыскивать А.А.Блока, лучшего поэта  России того времени. Написал ему несколько записок, в которых настойчиво просил великого поэта принять его. Наконец-то Блок  принял его. Представьте себе: великий Блок и какой-то неизвестный настойчивый деревенский поэт. Есенин  считает день 9 марта 1915 г.-  день встречи с великим поэтом, самым радостным и великим днём. Даже вспотел, когда увидел Блока, так волновался.

Есенин, волнуясь, прочитал Блоку несколько своих стихов.

Как же отнёсся к молодому Есенину великий  Блок?

Есенин  удивил Блока своими стихами, а вернее взволновал его.  «Стихи свежие, чистые, голосистые» - так отозвался Блок. Это была  очень высокая оценка для начинающего поэта.

Блок его сразу же ввёл в литературу, помог напечататься в лучших журналах того времени, свёл с лучшими литераторами. Блок первым признал его одарённость и самобытность.

В  1916г вышла первая книга стихов Есенина « Радуница».

В 1924г. - лето1925г Есенин путешествовал по Кавказу, там он написал цикл лирических стихов  «Персидские мотивы».

Жизнь великого поэта Есенина пришлась на очень бурное время:  1-я Мировая война, Октябрьский переворот (революция 1917г), образование СССР. Когда он стал известным поэтом, его часто окружали завистливые и лицемерные люди. Он болел.   В ноябре 1925 г. лёг  в московскую больницу, чтобы уйти от тех людей, которых не любил, не хотел общаться. От своих московских «друзей» уезжает он в Ленинград. Здесь он хотел дожить до лета и уехать в Италию к М.Горькому. Но…в ночь на 28декабря 1925г в гостинице «Англетер»  Есенин покончил жизнь самоубийством. Эта официальная версия. В наше время она  оспаривается его поклонниками и учёными. Вполне вероятно, что Есенина убили, как у нас в России во все времена убивали настоящих поэтов. «Поэт в России больше, чем поэт»…

О таланте С.Есенина можно судить по его произведениям:  «Сорокоуст», «Пугачёв»,  «Песнь о великом походе», «Русь», «Капитан земли», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая». Трудно поверить, что это написал один человек и всего за 10 лет творчества! Есенин не переносил фальши, лицемерия, позы – он всегда оставался самим собой. Правдивость была главной чертой  его таланта. Он имел право сказать о себе, своих стихах: «Я сердцем никогда не лгу».

Есенин жил, волнуясь сердцем и стихом.

Есенинский стих удивительно музыкален, поэтому многие из них стали песнями, романсами.

- Послушайте романс на слова С.Есенина музыку Пономаренко в  исполнении учителей школы.

- А теперь послушайте в исполнении детей 5-6 кл. песню «Белая берёза».

Сегодня  на конкурсе чтецов прозвучат именно те стихи Есенина, которые он сам  читал  великому Блоку.

Конкурс чтецов.

С.Есенин сумел по-своему воспеть природу средней полосы России, её луга и перелески, речные плёсы, предрассветные туманы, нелёгкий крестьянский труд.

Он тонко понимал красоту родной природы и ярко выразил это в своих стихах.

Писал Есенин не только о природе, очень много  хороших стихов у него и о животных, которых он называл «братьями нашими меньшими».

Дети читают стихи о животных.

Есенин писал так же и о любви. О любви к матери, к женщине, о любви ко всему живому, о любви к своему Отечеству – России.

Дети читают стихи.

- Послушайте песню «Не жалею, не зову, не плачу» в исполнении учителей школы.

- А теперь мы все вместе споём песню «Томик Есенина».

Жюри  подводит итоги конкурса.  Награждение победителей.

Список литературы:

1. С.А.Есенин. Избранные сочинения. М., «Художественная литература», 1983г.

2. С.Есенин. Собрание сочинений в 2х томах.  М., «Советская Россия», 1990г.

3. С.Есенин. Сочинения. М., «Современный  писатель», 1994г.

4. Русская литература 20 века. М., «Академия», 2003г., с.433.

5. Большая Энциклопедия России. М., «Эксмо», с.723.

6. Л. Поликовская, Есенин. М.,  «Вече», 2010г.

7. Ерёмин В.Н. «100 великих поэтов» М., «Вече», 2013г., с.444.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иван Шишкин - певец родной природы

Презентация содержит материал о жизни и творчестве И. Шишкина, можно использовать на уроках изобразительного искусства в 6-7 классах и во внеклассной работе....

Презентация "С.Т.Аксаков - певец родной природы"

В работе дается краткое описание биографии писателя С.Т. Аксакова. На слайдах  фотография писателя , дом-музей в г. Уфе, музей - усадьба в Аксакове . Использованы личные фотографии о природе родн...

Беседа: «Певец родной природы».

Беседа с учащимися коррекционной школы-интернат о художнике из г. Инсара - Андрее Трямкине....

Певец родной природы.Ахмат Лутфуллин.

Ежегодно в нашей школе проходяи Дни А.Лутфуллина.По итогам конкурсов-праздник....

С.Г. Чавайн-певец родной природы

С.Г.Чавайн- марийский писатель. Восхвалял родную природу. Статья его стихах, малой родине....

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ «ПЕВЕЦ РОДНОЙ ПРИРОДЫ», ПОСВЯЩЁННОЕ ТВОРЧЕСТВУ М.М.ПРИШВИНА.

Тема: Певец родной природыЦель: Расширение кругозора  учащихся, формирование читательского интереса, привитие любви к чтению, к природе, к родному краю.Задачи: 1)раскрыть особенности художественн...