рабочая программа по белгородоведению
рабочая программа (5 класс) на тему
Цель изучения региональной программы «Белгородоведение в 5 классе» - формирование целостной картины мира школьника, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности гражданина России, жителя Белгородской области; формирование метапредметных УУД.
Основные задачи реализации краеведческого содержания:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта и топографической принадлежности;
- формирование личностных, метапредметных и предметных УУД на основе регионального краеведческого материала;
- развитие умений работать с разными источниками информации;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России;
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, к истории и современной жизни родного края.
Место в системе окружающего мира, других учебных предметов.
Региональный краеведческий модуль «Белгородоведение в 5 классе » является составной частью курса окружающего мира предметной области «Обществознание и естествознание». Часть краеведческого материала может быть логично интегрирована в другие уроки рабочей программы по окружающему миру.
Учитывая междисциплинарный характер краеведения, региональный материал должен быть включен практически в уроки по другим предметам учебного плана начальной школы (литературное чтение, технология, изобразительное искусство).
Так как работа по региональной тематике тесно связана с жизнью конкретного региона, данная программа имеет выход на все направления внеурочной работы, определенные требованиями ФГОС НОО.
Учитывая значительный потенциал учебного предмета окружающий мир в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, в основу «Белгородоведения в 5 классе » положены ценностные ориентиры, базовые нравственные ценности, на которых строится современное образование в Российской Федерации: природа, наука, человечество, труд и творчество, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, поликультурный мир, семья, личность, духовность и традиционные религии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belgorodovedenie.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цель изучения региональной программы «Белгородоведение в 5 классе» - формирование целостной картины мира школьника, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности гражданина России, жителя Белгородской области; формирование метапредметных УУД.
Основные задачи реализации краеведческого содержания:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта и топографической принадлежности;
- формирование личностных, метапредметных и предметных УУД на основе регионального краеведческого материала;
- развитие умений работать с разными источниками информации;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России;
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, к истории и современной жизни родного края.
Место в системе окружающего мира, других учебных предметов.
Региональный краеведческий модуль «Белгородоведение в 5 классе » является составной частью курса окружающего мира предметной области «Обществознание и естествознание». Часть краеведческого материала может быть логично интегрирована в другие уроки рабочей программы по окружающему миру.
Учитывая междисциплинарный характер краеведения, региональный материал должен быть включен практически в уроки по другим предметам учебного плана начальной школы (литературное чтение, технология, изобразительное искусство).
Так как работа по региональной тематике тесно связана с жизнью конкретного региона, данная программа имеет выход на все направления внеурочной работы, определенные требованиями ФГОС НОО.
Учитывая значительный потенциал учебного предмета окружающий мир в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, в основу «Белгородоведения в 5 классе » положены ценностные ориентиры, базовые нравственные ценности, на которых строится современное образование в Российской Федерации: природа, наука, человечество, труд и творчество, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, поликультурный мир, семья, личность, духовность и традиционные религии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения краеведческого программного модуля «Белгородоведение в 5 классе»
В результате освоения краеведческого модуля учебной программы к концу 5 класса обучающиеся научатся:
• Различать прошлое, настоящее и будущее в жизни Белгородского края;
• Рассказывать о символике Белгородской области;
• Описывать достопримечательности региона;
• Находить на карте Белгородскую область и ее административные центры;
• Описывать по плану природную зону своего края, называть заповедные места Белгородчины;
• Характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
• Называть представителей животного и растительного мира своего края, в том числе и занесенных в Красную книгу;
• Различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры их использования в Белгородской области;
• Характеризовать роль почвы в природе и особенности чернозема;
• Извлекать по заданию учителя и самостоятельно необходимую региональную информацию из дополнительных источников знаний (СМИ, Интернет, справочная литература и др.), обсуждать полученные сведения;
• Рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах, о выдающихся людях Белгородской области;
• Понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения в природе и в быту;
• Рассказывать о результатах экскурсии по родному краю.
К концу 5 класса обучающиеся получат возможность научиться:
• Проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны и своего региона;
• Осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе;
• Находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, краеведческом музее, из бесед со взрослыми и СМИ;
• Собирать материал и составлять портфолио о родном крае.
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Белгородоведение» 5 класс
Календарно-тематическое планирование
№ п.п | Содержание | Кол-во часов | Дата | Примеч. |
История | ||||
1 | История Белгородчины как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы – хранилища исторической памяти | 1 | 07.09 | |
2 | Символика Белгородчины. Герб и флаг Белгородской области: происхождение, основные элементы, цвет и его символьное значение. Символика районов и городов нашего края. | 1 | 14.09 | |
3 | Жизнь первобытных людей в нашем крае. Археологические памятники эпохи бронзы и железа. Народы скифского времени, праславяне, аланы, булгары (музейный урок). | 1 | 21.09 | |
4 | Древнерусское государство и Белгородчина. Борьба с кочевниками (хазары, печенеги). Походы князя Святослава Игоревича. Деятельность Владимира Святого. | 1 | 28.09. | |
5 | Русские княжества периода феодальной раздробленности и Дикое поле. Нашествия половцев и борьба с половецкой угрозой. Ордынское нашествие и образование Золотой Орды. Белгородский край в XIV-XV веках. Борьба России с крымскими татарами. | 1 | 05.10 | |
6 | Наш край в XVI веке. Организация сторожевой службы. Строительство первых городов-крепостей, их значение. Основание города Белгорода. (музейный урок). | 1 | 12.10 | |
7-8 | Что такое свой край, своя местность, ближайшая (малая) Родина. Родной дом, школа, улица, город, Родной край – часть России, частица мира.(экскурсия) Понятие «Родиноведение» или «Краеведение». | 2 | 19.10 26/10 | |
9 | Источники краеведческих знаний. История школы. | 1 | 09.11 | |
10 | Знаменитые люди района (города, села), местные краеведы. Встреча с известными людьми села | 1 | 16.11 | |
11 | Наш край в искусстве, художественной литературе и публицистике. | 1 | 23.11 | |
12 | Положение области по отношению к полюсам, экватору, морям и океанам. Край как часть региона и страны. Географическое положение Белгородской области на границе России. Географическое положение Шебекинского района и села Белый Колодезь. Происхождение названий местных населенных пунктов, улиц. | 1 | 30.11 | |
13 | Рельеф Белгородчины. Формы рельефа местной территории.Полезные ископаемые, добываемые на территории района (города, села), их использование в хозяйственной деятельности и строительстве | 1 | 07.12 | |
14 | Главные факторы, влияющие на местный климат. Местные приметы о погоде, слова и выражения, характеризующие погоду и климат. Знаменитые географы и краеведы, изучавшие климат Белгородской области. Погодные явления Белгородчины в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике | 1 | 14.12 | |
15 | Внутренние воды области. Особенности водного режима рек области. Главные речные системы. | 1 | 21.12 | |
16 | Местные водные растения и животные. Меры по экономному использованию и охране водных объектов района (города, села). Экскурсия. Местный водный объект (озеро, река, пруд, болото, источник, колодец и т.п.). | 1 | 11.01 | |
17 | Фауна Белгородской области. Разнообразие животных. Экскурсия | 1 | 18.01 | |
18 | Птицы и млекопитающие нашего края. Изучение следов жизнедеятельности этих животных. Сезонные изменения жизни животных. Фенонаблюдения. Охраняемые животные нашего края. | 1 | 25.01 | |
19 | Промысловые и опасные животные Белгородской области. Правила поведения в природе. | 1 | 01.02 | |
20 | Экология Белгородской области. Система охраны природы в Белгородской области. Заповедный участок “Лес на Ворскле”. Заповедный участок «Лысые Горы». Заповедный участок «Ямская степь». Заповедный участок «Стенки-Изгорье». Заповедный участок "Острасьевы Яры". «Хмелевая балка». Урочище «Большой лог». Урочище «Борки». Участок "Айдарский". «Ханова балка» и др. | 1 | 08.02 | |
21 | Красная книга Белгородской области. | 1 | 15.02 | |
22 | Понятие «художественное краеведение». Особенности заселения края. Влияние этнического сознания на формирование художественной культуры Белгородской области Тема природы в произведениях писателей, художников и музыкантов. | 1 | 22.02 | |
23 | Природа Белгородского края – источник духовной и материальной культуры народа. Эмоционально-творческое отношение человека к окружающему миру. Отражение красоты природы в литературном, музыкальном, изобразительном творчестве | 1 | 29.02 | |
24 | Отражение красоты природы в литературном, музыкальном, изобразительном творчестве | 1 | 07.03 | |
25 | Особенности труда и быта жителей родного края Православие и изобразительное искусство. Экскурсия в храм с. Белый Колодезь | 1 | 14.03 | |
26 | Промыслы и ремесла на Белгородчине, сложение художественных и технических традиций в каждом промысле. | 1 | 21.03 | |
27 | Виды народного искусства и формы его бытования в регионе Понятия «народный календарь» и «календарные аграрные праздники». Зимние, весенние, летние, осенние календарные обряды в русском фольклоре. | 1 | 28.03 | |
28-29 | Фольклорная традиция народного костюма. Основные комплексы традиционного народного костюма: поневный, комплекс с андараком, сарафанный и парочка. Орнамент, мотив орнамента в народном костюме Белгородского региона. Экскурсия в Купинский музей народного творчества | 1 | 4.04-11.04 | |
30 | Музыка в быту, обрядах, праздниках, трудовой деятельности, на сцене. | 1 | 18.04 | |
31 | Храмы Белгородчины. Храмы как воплощение исторической памяти народа. Роль храма в развитии духовности личности, организации жизненного пространства жителей города и сельской местности. Экскурсия в храм | 1 | 25.04 | |
32 | Страницы истории Белгородчины. Принятие христианства. Памятник кн. Владимиру. Отражение основных исторических событий, известных людей в скульптуре | 1 | 02.05 | |
33 | Архитектурные памятники Белгородчины - хранители истории. История земли белгородской в архитектуре. Музеи, музеи-мастерские, панорамы и галереи белгородского края. | 1 | 16.05 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | 23.05 | |
Итого | 34 |
Учебно-методическое обеспечение
Белгородоведение 5-6: Учебное пособие / Петин А.Н., Папков А.И., Партолин И.В. и др.– Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 250 с.:
«Мой край - родная Белгородчина»: Рабочая краеведческая тетрадь для учащихся 1-4 классов школ Белгородской области. - Белгород: Изд-во БелИРО, 2014.
Дневник ученика. - Белгород, 2013 - 2014.
Дневник юного путешественника. - Белгород, 2013.
Дополнительная литература для учителя
Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - 410 с., ил.
Белгородская энциклопедия / Гл. ред. В.В. Овчинников. - Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2000. - 464 с.: ил.
Декада белгородоведения в начальных классах: Методическое пособие для учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня / под ред. Т.М. Стручаевой. - Белгород: Изд-во БелИПКППС, 2011. - С приложением наВУВ.
Животный мир Белгородской области / [А.В. Присный, И.Ф. Седин, В.В. Червоный и др.; под ред. А.В. Присного]. - Белгород: Белгородская обл. тип., 2012.-400 с.: ил.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Методическое пособие / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Официальное издание / Общ. науч. ред. А.В. Присный. - Белгород, 2004. - 352 с.
Мой край: Книга для чтения по истории и природе Белгородской области для учащихся 4 классов / Составители: Н.Г. Овчарова, Б.И. Осыков. - Воронеж: Ц-ЧКИ, 1977.-78с.
Музей в образовательном пространстве школы и вуза: Учебное пособие / Под общей ред. Т.М. Стручаевой. - Белгород: Изд-во БелИРО, 2013. - С приложением на ОУО.
Овчинников В.В., Гильман Л.Я. Белгород - город воинской славы. - Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2007. - 380 с.: ил.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 2 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с.
Петин А.Н., Новых Л.Л., Петина В.И., Глазунов Е.Г. Экология Белгородской области: Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 288 с.: ил.
Петин А.Н., Сластина Т.В. География Белгородской области. Методическое пособие для учителей географии. 8-9 классы. - Белгород: БелРИПКППС, 2005. - 82 с.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1.-М.: Просвещение, 2010.
Растительный мир Белгородской области / Чернявских В.И., Дегтярь О.В., Дегтярь А.В., Думачева Е.В. - Белгород: Белгородская областная типография, 2010. - 472 с.
Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В. География Белгородской области. Природа. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы в двух частях. Часть 1. - М.: Изд-во МГУ, 2004.
Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В. География Белгородской области. Население и хозяйство. Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы в двух частях. Часть 2. - М.: Изд-во МГУ, 2004.
Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В.География Белгородской области. Природа. Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса. - М.: Изд-во МГУ, 2004.
Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В.География Белгородской области. Население и хозяйство. Рабочая тетрадь для учащихся 9 класса. - М.: Изд-во МГУ, 2004.
Хижняк А.А. Природные ресурсы земли Белгородской. - Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1975. - 128 с.
Система контроля
Контрольные задания (вопросы, тесты) по модулю «Белгородоведение» включаются в текущие и итоговые контрольные работы учащихся. В завершении обучения в 5 классе проводится викторина или краеведческая олимпиада (по усмотрению учителя) внутри учащихся класса. Полученные учащимися предметные результаты учитываются при выставлении итоговой отметки школьнику за учебный год.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
1) Натуральные живые пособия;
2) Гербарии, коллекции;
3) Изобразительные наглядные пособия;
4) Географические и исторические карты;
5) Предметы быта и культуры, исторические и современные;
6) Экскурсионное снаряжение;
7) Музейные экспонаты;
8) Компьютер, мультимедийный проектор;
9) Электронное приложение к урокам;
10) Литература по белгородоведению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Белгородоведение" 6 класс
Программа составлена на основе авторской программы Т.М.Стручаевой «Белгородоведение в начальной школе» Москва, Издательский центр «БелИРО», 2014 г.Актуальность программыАк...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Белгородоведение" 6 класс
Программа составлена на основе авторской программы Т.М.Стручаевой «Белгородоведение в начальной школе» Москва, Издательский центр «БелИРО», 2014 г.Актуальность программыАк...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...