Проявление детской агрессивности
методическая разработка на тему
Статья на основе анализа педагогической практики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Проявление детской агрессивности у школьников.
(выступление на м/о воспитателей)
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей,педагогов и психологов,но и общества в целом.Причиной является ряд неблагоприятных факторов:
-ухудшение социальных условий жизни детей;
-кризис семейного воспитания;
-невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей;
-увеличение доли патологических родов,оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка
Свою долю вносят и СМИ,кино,видеоиндустрия,регулярно пропагандирующие культ насилия.
Агрессивность проявляется в широком диапозоне от резких высказываний до физических действий,и ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко ответную агрессию.Возникает порочный круг,в котором агрессия ребенка рождает агрессию взрослого,а агрессия взрослого в свою очередь стимулирует агрессию ребенка(обиду,ощущение несправедливости,изолированности,желание отомстить и т. д.)
Не следует путать понятия агрессия и агрессивность.Агрессия это отдельные действия и поступки.Агрессивность-относительное устойчивое свойство личности,выражающееся в готов ности к агрессивному поведению.Агрессивность закладывается в детстве,становит устойчивой
чивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни.
Проявление детской агрессивности является одной из форм нарушения поведения.Сюда относятся вспышки раздраженности, непослушание, избытрчная активность, драчливость, жесто кость.У большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия-от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскоблений и угроз. Отмечаются случаи смешанной физической агрессии -как косвенной,так и прямой.Такое поведение опасно для окружающих и поэтому требует грамотной коррекции.
Причины появления детской агрессивности:
-стремление привлечь к себе внимание свертников;
-стремление получить желаемый результат;
-стремление быть главным;
-защита и месть;
-желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое привосходство.
Провоцируют агрессивное поведение и психологические особенности:
-недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
-сниженный уровень саморегуляции;
-неразвитость игровой деятельности;
-сниженная самооценка;
-наркшение отношений со сверстниками.
Вариантами проявления детской агрессивности могут быть 4 категории детей:
Дети склонные к проявлению детской агрессии.
Активные,деятельные,целеу,раскованность,уверенность в себе сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию.Они любят демонстрировать свою власть,отличаются малой рассуди тельностью сдержанностью,плохим самоконтролем.Они действуют импульсивно и непродуманно, непродуманно,не задумываясь о последствиях поступков.Способны на ложь и измену.
Дети склонные к проявлению вербальной агрессии.Они психически неуравновешанные,тревож ные,неуверенные в себе.Малейшие неприятности выбивают их из колеи,вызывают у них вспышки раздражения и гнева,страха.Дети не умеют и не считают нужным скрывать свои чувства и отноше ние к окружающим и варажают их в акрессивных вербальных формах.
Дети склонные к проявлению косвенной агрессии.Таких детей отличает чрезмерная импульсивность,слабый самоконтроль,низкая щсщзнанность своих действий.Они редко задумываются о причинах своих поступков,плохо переносят критику и замечания в свой адрес,по этому люди,критикующие их,вызывают чувства раздражения,обиды подозрительности.
Дети склонные к проявлению негативизма.Дета отличаюься повышенной ранимостью и впечатлительностью.Основные черты характера-эгоизм,чрезмерное самомнение,самодовольство. И критику и равнодушие они воспринимают как обиду и оскорбление.Нередко меняют активный негативизм на пвссивный-умолкают и разрывают контакт.
Одной из самых больших ошибок взрослых является стремление подавлять проявление детской агрессивности.Подавленная агрессия не исчезает ,а накапливается в бессознательном ребенкею. Она вырывается наружу в виде яростного взрыва, вызывая встречную агрессию взрослых и сверст ников.
В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, агрессивное поведение становится более организованным.Дети чаще стараются решать проблемы в своем кругу,не прибегая к помощи и заступничеству взрослых.Уверенность и защи щенность приводит к отсутствию страха за наказание.Отсюда враждебность и разрушительность.
В подростковом возрасте ребята учатся среди реальных людей решать психологические проблемы,преодолевать страх и враждебность,формируют моральные представления,учатся конструктивно выяснять отношения.
Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:
-проявлять открыто,получать тычки и жизненный опыт.Он либо добивается авторитета, самореализации,либо ломается.
-прятаться,подавлять,становиться послушным,подавлять энергию-в результате неврозы,психо соматические заболевания.
Развитию подростковой агрессии родители способствуют двумя способами:эмоциональное отвержение или ужесточение контроля.
Психологическая коррекция агрессивных форм поведения проводится различными методами:
-игра;
-изъятие из привычного окружения и помещение в коррекционную среду;
-творческое самовыражение;
-сублимирование агрессии в социально одобряемую среду(труд,общественная работа);
-сублимирование агрессии в спорт.
Работу с агрессивными детьми нужно проводить последовательно:
-вырабатываем у ребенка адекватное отношение к агрессивному поведению и стремлению изменить его. В доверительной беседе нужно постараться, чтобы ребенок дал адекватную оценку своим агрессивным поступкам. После чего задаются вопросы: «Как ты сейчас оцениваешь свое поведение?»….Есть еще методика незаконченной истории.
-обучение способам грамотного выражения агрессии и снятия эмоционального напряжения(разыг рывание ситуаций в ролевой игре;выбор способа разрешения ситуации; рисование ситуации в виде комикса).
Рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии:
-посчитать до 10;
-сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов;
-походить вперед-назад по помещению в темпе ,диктуемом собственным состоянием;
-порвать какую-нибудь ненужную бумагу;
-выместить отрицательные эмоции на каком –нибудь ненужном безопасном предмете;
-разрядить эмоции полезной работой:уборка,спорт,игра,бег.
В данной ситуации важно грамотное подведение педагога:
1.Спокойное отношение в случае незначительной агрессии:полное игнорирование реакций ребен кА,выражение понимания его чувств,переключение внимания,позитивное обозначение поведения.
2.Акцентирование внимания на поступках,а не личности: описать как он вел себя во время агрес сии,не упоминая прошлых поступков.Проявление заинтересованности, дружелюбности, твердос ти.Можно использовать приемы:
-констатация факта(ты ведешь себя агрессивно)
-констатирующий вопрос(ты злишься?)
-раскрытие мотивов агрессивного поведения(ты хочешь продемонстрировать силу?)
-обнаружение собственных чувств по отношению к нежелательному поведению(мне не нравится когда со мной говорят в таком тоне)
-апелляция к правилам(мы же с тобой договорились)
3.Контроль за собственными негативными эмоциями
4.Снижение напряжения ситуации.Неправильные действия взрослого усиливают агрессию:повы шение голоса ,демонстрация власти, крик ,негодавание ,агрессивные позы и жесты,высмеивание и передразнивание, негативная оценка личности ,использование физ.силы,втягивание в конфликт посторонних ,наказания,сравнения с кем-то,жесткие требования,подкуп,оправдания.
5.Обсуждение поступка(без свидетелей,когда все успокоится)
6.Сохранение положительной репутации ребека.
7.Демонстрация модели неагрессивного поведения:нерефлексивное слушание,пауза, дающая успокоиться, внушение спокойствия,прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов…
Дети довольно быстро воспринимают неагрессивные модели поведения.главное-искренность взрослого,соотвествие его невербальных реакций словам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/03/picture-51177-1438599451.jpg)
Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности
Материал для родителей по предупреждению детской агрессивности...
Детская агрессивность
Беседа с родителями на собрании....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/14/picture-73959-1473864813.jpg)
Детская агрессивность и способы её преодоления
Детство— период активной социализации личности, когда происходит овладение нормами поведения, не все из которых, к сожалению, можно признать социально одобряемыми. Среди них — детская агрессия. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175217-1357808744.jpg)
Родительское собрание "Детская агрессивность"
Родительское собрание. Лекция, компьютерная презентация, приложение 1.Тема: Детская агрессивность....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-180005-1358879408.jpg)
Схема создания материальных условий для проявления детского творчества
Схема создания материальных условий для проявления детского творчества...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/23/picture-275605-1374574831.jpg)
Правовая ответственность проявления детской агрессии
Представленный материал позволяет раскрыть праовую сторону вопроса детской агрессии, последствия для детей и их родителей. Презентацию можно использоваться на классных часах по профилактике асоциально...
Доклад "Детская агрессивность и проявления отклонений в поведении"
В данном материале я обсуждаю типы и причины отклонений в поведении детей. Способность идентифицировать их необходима каждому воспитателю....