Использование межпредметных связей в учебном процессе
статья на тему
Возрастающая необходимость использования на производстве теоретических знаний вызывается постоянным усложнением технических устройств, которые использует квалифицированный рабочий, внедрением сложных технологических процессов, автоматизированных линий, автоматических манипуляторов, микропроцессоров, появлением новых материалов, без знания особенностей которых невозможно грамотно трудиться в условиях бригадной и других прогрессивных форм организации и стимулирования труда. Рабочий, приходящий на производство, должен уметь рационально планировать свой труд, принимать самостоятельные решения в неожиданно возникающих ситуациях, применять новые прогрессивные приемы, инструменты и приспособления.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема органического сочетания профессионально-технического и общего образования, которая решается прежде всего путем осуществления межпредметных связей в процессе обучения и воспитания студентов техникума
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mezhpredmetnyh_svyazey_v_uchebnom_protsesse.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование межпредметных связей в учебном процессе.
Возрастающая необходимость использования на производстве теоретических знаний вызывается постоянным усложнением технических устройств, которые использует квалифицированный рабочий, внедрением сложных технологических процессов, автоматизированных линий, автоматических манипуляторов, микропроцессоров, появлением новых материалов, без знания особенностей которых невозможно грамотно трудиться в условиях бригадной и других прогрессивных форм организации и стимулирования труда. Рабочий, приходящий на производство, должен уметь рационально планировать свой труд, принимать самостоятельные решения в неожиданно возникающих ситуациях, применять новые прогрессивные приемы, инструменты и приспособления.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема органического сочетания профессионально-технического и общего образования, которая решается прежде всего путем осуществления межпредметных связей в процессе обучения и воспитания студентов техникума. Социально-экономические, психологические, философские исследования показывают, какое важное значение в сознании обучающихся приобретают системы знаний из различных областей наук, связь теоретических знаний с практикой. В процессе преподавания данная проблема решается посредством осуществления межпредметных связей различных учебных предметов.
Цель изучения любого предмета – вооружить обучающихся системой научных знаний, отражающих ту или иную сторону реальной действительности, и на их основе способствовать формированию различных качеств личности, мировоззрения, этических и эстетических норм, лежащих в основе отношения человека к окружающему миру. Только овладевая знаниями и применяя их в практической деятельности, человек приобретает умения и навыки самостоятельного суждения и действия. Роль межпредметных связей в процессе обучения определяется их главной функцией – быть основой формирования целостных характеристик личности. В процессе анализа, синтеза и систематизации знаний, полученных при изучении различных предметов, у обучающихся развиваются логическое мышление, познавательная активность, стремление к самообразованию и самовоспитанию, повышается интерес к изучаемому учебному материалу и будущей профессии. Реализация межпредметных связей позволяет преподавателям и мастерам производственного обучения активизировать работу обучающихся на уроках, стимулировать у них творческий поиск, осуществлять индивидуальный подход, экономить время за счет устранения дублирования учебного материала, что в целом способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.
Можно выделить две стороны межпредметных связей: объективную и субъективную. Объективная находит отражение при определении содержания обучения и учитывается при разработке учебных планов и программ, учебников, учебных пособий, субъективная проявляется непосредственно в процессе обучения, когда рассматриваются основные приемы и методы реализации межпредметных связей применительно к обучающемуся. Тактическое осуществление межпредметных связей ведется по следующим основным направлениям: при написании учебников и учебных пособий, разработке учебных планов и программ, написании частных методик и другой научно-методической литературы, при проведении методической и учебно-воспитательной работы в профессиональных заведениях.
Изучение общеобразовательных предметов дает обучающимся первоначальные знания о материальности мира, закономерном характере явлений природы, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение. На уроках общеобразовательных предметов развиваются этические и эстетические понятия, которые формируют нравственные идеалы, эмоционально-волевые качества личности. В техникуме, где студенты одновременно с общим получают профессиональное образование, совокупность знаний по общеобразовательным предметам служит теоретической основой для глубокого изучения общетехнических и специальных дисциплин, тактического освоения производственных процессов. Теоретические знания основ математики, физики, химии и других наук способствуют эффективной профессиональной подготовке обучающихся. Для профессиональной подготовки обучающихся необходимо глубокое знание основ механики, молекулярной физики и термодинамики, тепловых явлений, свойств твердых тел и их изменений под влиянием температуры. Особенно тесно связана физика с электроникой и электроматериаловедением. Такие понятия физики, как постоянный и переменный ток, проводники и диэлектрики, магнитные свойства вещества, электромагнитная индукция, электропроводимость, необходимы при изучении общетехнических предметов. На уроках физики обучающиеся знакомятся с международной системой единиц СИ, которая используется при изучении предметов профессионально-технического цикла. Особенно тесно связана химия с материаловедением. На основных понятиях химии базируется также, например, темы материаловедения, как «Основные сведения о строении, свойствах, методах испытания металлических материалов», «Основные сведения из теории сплавов», «Чугуны», «Стали», «Термическая и химико-термическая обработка металлических материалов», «Цветные металлы и сплавы», «Неметаллические материалы».
Научная основа профессиональной подготовки будущих рабочих во многом определяется прочностью и глубиной знаний естественно-математических предметов. В целом профессиональная направленность общеобразовательной подготовки выражается в формировании у обучающихся объединенных систем знаний, умений, навыков общеобразовательного и специального характера. Анализ учебного материала в техникумах показывает, что общеобразовательные предметы наиболее тесно связаны с общетехническими (техническое черчение, электротехника, материаловедение, электроматериаловедение, технология материалов и др.). Общетехнические предметы представляют собой как бы переходную ступень от системы знаний по основам наук к содержанию профессиональной подготовки. Общетехнические предметы содержат сведения о свойствах основных материалов, принципах устройства и функционирования технических объектов, которыми управляет и которые обслуживает рабочий в процессе труда.
В решении проблемы реализации межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе ведущая роль принадлежит преподавателям и мастерам производственного обучения. От их умения постоянно поддерживать заинтересованность обучащюихся в активном использовании суммы знаний, полученных при изучении различных предметов, стремления расширять, углублять и использовать их в практической деятельности зависит успех дела. Существуют различные виды фиксации межпредметных связей: текстовые, табличные, матричные, графические.
Формирование комплекса необходимых умений позволит обучающимся осознанно использовать знания по общеобразовательным предметам на уроках общетехнических и специальных предметов, а профессиональные знания – для более глубокого усвоения основных мировоззренческих понятий общеобразовательного курса. В техникумах используют комплексное применение знаний и умений, полученных обучающимися в процессе изучения различных предметов. Это комплексные межпредметные классные и домашние задания, экскурсии, лабораторно-практические работы, организация олимпиад, работа кружков и технического творчества. Комплексные межпредметные задания способствуют формированию у обучающихся умения самостоятельно решать производственные задачи, активному усвоению обучающимися взаимосвязанных знаний по предметам, развитию технического мышления. Одним из эффективных способов реализации межпредметных связей являются экскурсии, особенно на базовое предприятие, выдача задания обучающимся, увязав тему экскурсии со
знаниями, полученными обучающимися не только на уроках МДК, но и при изучении химии (состав и свойства сырья и материалов), физики (физические основы техники, технологических процессов), математики, эстетического воспитания, основ экономических знаний, географии, основ правоведения, спецтехнологии. Об уровне теоретических знаний по всем предметам учебного плана, умении самостоятельно применять их для решения сложных производственных задач и в итоге о профессиональной квалификации обучающихся позволяют судить письменные экзаменационные работы. Тему письменной экзаменационной работы необходимо увязывать с наиболее характерными видами работ, которые обучающиеся выполняли в период производственной практики по профессиональным модулям. При выполнении письменной экзаменационной работы обучающийся должен ответить на вопросы, требующие знания различных учебных предметов и умений межпредметного характера.
Организация викторин, конференций, тематических вечеров, олимпиад, выпуск технических бюллетеней также способствует осуществлению межпредметных связей. Реализуются межпредметные связи и в процессе работы обучащихся в кружках технического творчества, где требуется привлечение знаний общеобразовательных и общетехнических предметов, спецтехнологии, жизненного и производственного опыта обучающихся.
Учение обучающихся работать с книгой – одно из основных общеучебных умений и обучать этому необходимо при изучении всех предметов.
Составление плана текста по учебнику, составление плана доклада, реферата, сообщения – один из этапов формирования у обучающихся умения планировать. Эти умения являются необходимым компонентом высокой культуры труда. Они формируются и развиваются на уроках всех учебных предметов.
Важный вид умений межпредметного характера составляют интеллектуальные, включающие рациональные способы сравнения и анализа явлений, процессов, способность делать выводы, обобщать, доказывать и иллюстрировать примерами правильность своих ответов на уроке, анализировать учебные и производственные задачи с использованием математических методов, пользоваться различными системами единиц измерения, слушать и конспектировать учебный материал и др. Развитию интеллектуальных умений обучающихся способствуют и методы, активизирующие их познавательную деятельность: проблемное обучение, уроки-диспуты, задачи и упражнения, требующие творческого применения, анализа, синтеза обобщения и систематизации полученных обучающимися знаний.
Для того, чтобы обучающиеся осмысленно, а не механически воспринимали правила безопасного труда и осознанно выполняли их на практике, мастер производственного обучения и преподаватель технологии обязательно должны использовать знания обучающихся по химии, физики, материаловедению, математике и биологии.
Привычка самостоятельно контролировать процесс и результат своего труда – один из компонентов высокой культуры труда.
Реализуя межпредметные связи, можно добиться единства обучения, воспитания и развития обучающихся, формирования у них системы знаний, умений и навыков.
Литература:
1.А.Ф.Елисеев – «Межпредметные связи между общеобразовательными и специальными предметами».
2.И.И.Петрова – «Педагогические основы межпредметных связей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебного процесса с использованием межпредметных связей
Тема "Организация учебного процесса с использованием межпредметных связей" представлена в виде сообщения и презентации к данному сообщению....
Использование межпредметных связей в обучении физике
Предлагаю Вашему вниманию разработку темы "Тепловые явления" для 8 класса. Тема рассчитана на 24 часа. Уроки построены на использовании межпредметных связей. Материал содержит концепцию отбора содержа...
Использование межпредметных связей на уроках биологии с использованием заданий экологической направленности
Проблема воспитания ответственного отношения человека к природе остро стоит перед всем человечеством. Именно поэтому очень важно заложить основы экологической этики ещё в дошкольном возрас...
Межпредметные связи в образовательном процессе
Формирование межпредметных связей – один из путей повышения эффективности образовательного процесса и повышения мотивации обучения в целом....
Роль межпредметных связей в образовательном процессе.
Из опыта работы учителя биологии Осипенковой Натальи Михайловны и учителя химии - Сушко Марины Петровны.В нашей школе создан междисциплинарный союз химии и биологии, который реализуется через ур...
Использование межпредметных связей в процессе преподавания общественных дисциплин.
Мир, в котором мы живем, сложен и противоречив; все изучаемые предметы, так или иначе направлены на его познание. Для формирования системных знаний необходимо установления межпредметных связей.В своем...
Использование межпредметных связей в процессе обучения на уроках физической культуры
Использование межпредметных связей в процессе обучения на уроках физической культуры...