Информационный час
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Информационный час
«Что такое толерантность?»
Цель: знакомство с понятием толерантность, воспитание уважения друг к другу, терпимости к чужому мнению, повышение уровня активности.
Оборудование: компьютер, экран, проектор.
Ход мероприятия.
На экране слайд №1
Ведущий:
-Добрый день уважаемые гости, учащиеся. Я рада приветствовать всех вас! Желаю вам добра и счастья, здоровья и мира!
Наша встреча посвящена одной из важнейших тем воспитания - толерантности. Сегодня вы познакомитесь с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантой личности.
Эту встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви, без которой не было бы жизни на земле.
Звучит музыка, ученица рассказывает сказку:
- Жила – была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому седому волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят 5 прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, ответил волшебник, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? (Звучит музыка и продолжение сказки.)
-Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему любовь выбрала Доброту? (Дети отвечают на вопрос).
Ведущий:
-16 ноября отмечается Международный день толерантности. Что же такое « толерантность»? Это понятие вам уже известно, т. к. готовясь к, вы многое прочитали.
(Ответы детей).
-Как слово «Толерантность» определяется на разных языках народов земного шара?
Дети:
-в испанском оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
-во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
-в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
-в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность,, терпение, расположенность к другим;
в русском – способность терпеть что- то или кого–то (быть выдержанным, стойким, уметь мириться с существованием чего – либо или кого – либо)
Ведущий:
-Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
А что же объединяет эти определения? (Ответы детей).-Слайд№2
Ведущий:
- Ребята, а как у нас проявляется толерантность? Давайте посчитаем, со сколькими людьми нам приходится общаться. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, бабушками, дедушками, которых мы очень уважаем и любим. Кроме этого у нас есть соседи, а в школе –с учителями, школьными товарищами, вахтером, библиотекарем. В магазине мы встречаемся с продавцом, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими, старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово оставляет большой след в душе на долгое время. Бывает очень обидно от невнимания или грубости другого человека к тебе. Часто у нас выскакивают неприличные слова, поэтому нам надо задуматься над ошибками в своем поведении, Некоторые считают, что это пустяки. Обидные слова, клички очень больно ранят, резко ухудшают настроение, самочувствие.
Недаром народ сочинил пословицы и поговорки о роли слова в жизни человека:
«От одного слова да навек ссора», «Бритва скребет, а слово ранит»,
«Ласковое слово- это вешний день». (Дети отвечают, приводят свои примеры).
-Давайте вместе обобщим все сказанное о толерантности. Слово «Толерантность» покажем в виде солнца, а ваши ответы в виде солнечных лучиков -слайд №3
-Ребята, приведите пример толерантного отношения между людьми в вашей жизни или из книг, из газет. (Дети приводят примеры).
Ведущий:
-Отрадно, что сейчас стали возрождаться такие забытые понятия как милосердие, спонсорство, меценатство. Акции милосердия проходят по отношению к воспитанникам детских домов, интернатов, жителям домов престарелых, инвалидам, воинам- афганцам и служившим на чеченской войне. Некоторые родители, имея своих детей, берут на воспитание детей - сирот из детского дома. Наши знаменитые артисты проводят концерты, средства от которых передают на благотворительные цели.
Это и есть примеры настоящей толерантности.
Сделав добро, человек сам становится лучше, терпимее, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, друг или бродяга, просящий кусочек хлеба – это и будет проявление доброты.
Слово доброта имеет однокоренные слова. Какие? (Ответы детей: доброта, добродетель, добродушие, доброжелательность, добропорядочность, добросердечность).
Ведущий:
-Мы видим, что доброта и толерантность понятия, неотделимые друг от друга, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Сейчас работаем по группам. Группы 1 и 2 будут описывать основные черты толерантной личности, а группы 3 и 4 –черты интолерантной личности.
(Дети зачитывают результаты своей работы) -слайд №4
Толерантная личность | Интолерантная личность |
Уважение мнения других | Игнорирование |
Доброжелательность | Раздражительность |
Желание что-либо делать вместе | Равнодушие |
Понимание и принятие | Непонимание |
Чуткость | Эгоизм |
Снисходительность | Выражение пренебрежения |
Доверие, гуманизм | Агрессивность |
-Можно еще продолжать описывать черты толерантной и интолерантной личности, но вы должны помнить, что толерантный путь – это путь добра, справедливости и любви.
-Каждый из нас неповторим. Что это значит? То, что на всей Земле, среди более 6,5 млрд. человек нет одинаковых людей. Ведь даже близнецы отличаются друг от друга. Дело даже не во внешности, а в характере, в образе жизни. Жизнь была бы не интересной, если бы мы были одинаковы. Я хочу предложить вам сейчас задание под названием «Сходства и различия». На листе бумаге написано - ЛЮДИ. Далее лист делится на две части, одна из которых подписано «сходства», другая – «различия». Вы сейчас поработаете в своей группе, и запишите, какими сходствами и различиями обладают люди.
ЛЮДИ
Сходства Различия
-Зачитаем то, что вы сделали. -слайд №5
Ребята, а хорошо или плохо, что мы все разные? Представим, что все люди на Земле одинаковые (рост, цвет глаз, одежда, сумма знаний и т. д.)
Каким будет этот мир? (Дети отвечают).
ВЫВОД: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
-А сейчас для всех игра «Волшебная рука». Возьмите лист бумаги и обведите свою ладонь. Напишите на изображении пальчиков свои хорошие качества, а на ладони – то, что вам хотелось бы изменить в себе.
(Некоторые работы ведущий зачитывает с разрешения автора).
-В заключении мне бы хотелось сказать, что наша школа – это маленькая семья. А каждая семья считается хорошей семьей, если в ней царят доброта, уважение, взаимопонимание, нет ссор и ругани. Вы сейчас получите листочки бумаги, на которых напишите, что для этого нужно, чтобы наша школа стали «пространством толерантности».
Дети работают по группам. Ведущий читает пожелания ребят.
Ведущий:
-Благодарю всех, кто участвовал в этом мероприятии, хотелось бы, чтобы оно оставило след в душе каждого, помогло нам понять друг друга, сплотить наш коллектив и сделало нас более толерантными.
Все исполняют песню Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
Используемые ресурсы:
- www.tolerace.ru;
- Журналы «Классный руководитель»;
- www.festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии в системе РО. Понятие информационной среды обучения/
Развивающее обучение — это личностно-ориентированная педагогическая система, обеспечивающая получение образования на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представляющих собой последов...
Информационно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса через создание информационного пространства
В материале раскрыты особенности построения информационного простарнства вечерней школы....
Информационные системы. Классификация информационных систем.
Урок объяснения нового материяла и обобщения жизненного опыта....
Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека.
Краткое изложение (конспект для учащихся) по теме "Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека."...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
«Открытое информационное пространство – школа и семья. Использование ИКТ для формирования информационной культуры школьника»
Данный материал представляет серию уроков по теме «Коммуникации в глобальной сети Интерне», раздел «Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов»...