Урок православной культуры "Икона"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Данный конспект урока создан с целью познакомить учащихся с историей возникновения иконы, дать общую характеристику православным иконам, открыть духовные, нравственные ценности иконы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avsyukova_ikona.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Урок православной культуры
в 5 классе
«Икона»
Учитель: Авсюкова
Валентина Андреевна
Смоленск,2015.
ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Урок православной культуры в 5 классе «Икона».
Учитель: Авсюкова Валентина Андреевна.
Цели урока:
- познакомить учащихся с историей возникновения иконы, дать общую характеристику православным иконам, открыть духовные, нравственные ценности иконы;
- развивать у учащихся творческую активность, эмоциональные переживания, развивать чувство прекрасного;
- воспитывать посредством иконописного искусства гармоничную личность, чувство благоговейного почитания икон, развивать нравственные качества личности на основе христианских идеалов.
Оборудование:
ТСО: аудио и видеомагнитофон (для показа слайда-фильма).
Инструменты и материалы: магнитная доска.
Зрительный ряд: репродукции иконы Спас Нерукотворный, экспозиция иллюстраций икон, репродукции картин, слайд-фильм «Икона».
Музыкальный ряд: духовные песнопения.
Термины: икона, иконописец, иконопись, Спас, канон, левкас, благодать, храм.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Эпиграф к уроку: «Икона – больше чем искусство…»
Е. Трубецкой
Ход занятия
- Организационный момент.
Учитель обращает внимание на представленную выставку репродукций икон и картин.
- Видеосюжет: на фоне духовной музыки – показ слайд-фильма «Икона».
Обращается внимание учащихся, что на протяжении нескольких уроков они будут говорить об иконах, об иконописи на Смоленской земле.
Предлагается записать тему урока: «Икона».
- Сегодня мы узнаем, что такое икона, услышим легенду о самой первой иконе, созданной в помощь и утешение людям, как пишут иконы и кто пишет иконы, какой материал используется для написания иконы, что для христианского мира значит икона, почему она почитаема на протяжении многих столетий.
Что же такое икона? Назовите слова, с которыми у вас ассоциируется слово «икона» (изображение, Иисус Христос, образ, храм).
Найдите ключевое слово, связывающее их. Дайте определение иконе.
Икона – изображение Бога, святых, священных историй. В переводе с греческого на русский язык обозначает «изображение», «образ» (записать в тетрадь).
- Где вы видели иконы? Какие иконы вы знаете?(Богоматерь Смоленская «Одигитрия», «Владимирская икона Божией матери», «Казанская икона Божией матери», «Святая троица» А. Рублева).
Учитель обращается к зрительному ряду, показывает репродукции названных икон и прикрепляет их к магнитной доске.
Учитель рассказывает легенду о самой первой иконе. В Малой Азии, в г.Эдессе, правил царь по имени Авгарь. Он так тяжело болел, что потерял всякую надежду на выздоровление. До него дошли слухи, что в Иудее живет человек по имени Иисус, который учит людей и исцеляет больных. Авгарь немедленно отправил в Иудею своего слугу с приказом пригласить мудреца в Эдессу. А если Иисус не пойдет к царю, то слуга должен написать и привести его портрет. Посланец Авгаря нашел Иисуса. Но он увидел, что вокруг него множество народа и понял, что учитель не сможет уйти от своих учеников. Тогда, как и приказал царь, он начал писать портрет. Но у него ничего не получалось, хотя он был хорошим художником. Словно Некий свет мешал ему разглядеть ему черты Иисуса. Растерявшись, слуга грозного царя заплакал. Заметив это, Иисус приблизился, попросил у людей чистое белое полотенце и приложил его к своему лицу. И тут все увидели, что на ткани чудесно отразился его лик. Так возник «Нерукотворный Образ Христа», или «Спас Нерукотворный». Обрадованный слуга с драгоценным полотенцем поспешил к Авгарю, и царь исцелился и принял христианство.
С давних пор иконы с изображением лика Иисуса Христа на белом полотенце почитались особо – ведь сам Христос оставил свой образ, желая помочь первым своим изображением тем, кто оказался в беде.
На иконах «Спас Нерукотворный» лик Христа изображали, как правило, на золотом небесном фоне с обязательным перекрестьем в нимбе – напоминанием о жертве Христа. Позже иконописцы стали буквально воспроизводить светлую ткань полотенца, на котором чудесно отразился лик Спасителя.
Дадим толкование терминам «Спас» и Убрус и запишем в тетрадь.
Спас – сокращенно Спасибо.
Убрус – белое полотенце.
В Древней Руси общераспространенным убранством храмов являлись иконы. Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок (растертых на яичном желтке) иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом – «левкасом»), как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.
- Ребята, а кто пишет иконы? Кто был первым иконописцем?
(работа с терминами)
Ответ учащихся:
Иконописец – это человек, который пишет иконы.
(записать в тетрадь)
Слово учителя:
По преданию первым иконописцем был Лука, один из учеников Христа. Еще при жизни Девы Марии, матери Христа, Лука запечатлел ее образ. Увидев свое изображение Богоматерь произнесла: «Пусть будет с ним благодать Сына Моего и Моя». (Слово «благодать» означает «милость», «помощь», «доброе отношение»). С тех пор слова эти вспоминались всегда, когда люди приходили поклониться образу Богоматери. Так была создана первая рукотворная икона – икона Пресвятой Богородицы, которая в последствии стала называться «Владимирской» (прикрепляет к магнитной доске).
Вся история Древней Руси будет связана с иконами Пресвятой Богородицы «Одигитрия», «Владимирская», «Тихвинская», «Казанская».
С первых веков христианства на Руси православное воинство сражалось с неприятелем под покровом чтимых образов Пресвятой Богородицы. Чудотворные иконы сопровождали войска во всех походах и сражениях. Так Смоленская Богоматерь «Одигитрия» явилась вдохновительницей нашей победы в Отечественной войне 1812 г. с армией Наполеона. Икона была вывезена из Смоленска и находилась в русской армии. У этого образа русская армия молилась на Бородинском поле накануне Бородинского сражения.
«Одигитрия» считается защитницей западных рубежей нашего Отечества (подобно тому как Казанская – восточных, а Тихвинская – северных).
Мы видим на доске изображение Богородицы, Иисуса Христа, Святой Троицы. Можно ли эти изображения назвать портретом? Похожа ли икона на светский портрет? Демонстрируются светские портреты. Например: «Неизвестная И. Н. Крамского, «Кружевница» В. А. Тропинина, портрет М.К. Тенишевой В.А. Серова.
Учащиеся должны систематизировать термины. По ответам учитель прикрепляет карточки к доске.
Икона
Плоскостность
Милость
Светоносность
Святость
Покой
Неподвижность
Образ
Умиротворение
Светский портрет
Объемность изображения
Подвижность
Эмоциональность
Лукавство
Надменность
Зачитывая характеристику иконы и светского портрета, учитель подводит итог: «Иконе присуще неподвижность изображения, отсутствие эмоциональности, плоскостное изображение. Икона показывает сокровенный мир души святого человека» (записываем в тетрадь).
Слово учителя (характеристика):
- Правила иконописи называли греческим словом «канон», который нельзя было нарушать. На иконе нет искусственного освещения и теней, лик святого освящен Божественным светом, исходящим из него самого. Свет вообще главное в иконе. Икона вся пронизана светом, добром и любовью. Поэтому ни один предмет не отбрасывает тени. Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне.
- Иконе присуща условность изображения. Важен не сам предмет изображения, а идея предмета, поэтому пропорции тела удлиненные, плоть истончена (показать на иконе), нет торжества тела как на портрете. Складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передает через гармонию внешнюю.
- Самое поразительное, что есть в иконе, - это лица (лики) и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Глаза святых передают такое состояние, которое можно выразить точным словом «Радостопечалие». На иконе это может быть радость святого о том, что он уже с Богом, и печаль его о том, что те, на кого он смотрит, порою еще далеки от Него.
- Иконе присуща символичность.
Символ - это знак. Голову святого окружает золотой круг – это нимб – знак Божией благодати.
Символичен также цвет. Укажите цвета, которые используются при написании иконы. Учащиеся записывают в тетрадь.
Учащимся раздаются карточки:
«Символика цвета». Они отвечают на вопрос: «Что означает каждый цвет на иконе?»
Слово учителя.
- Ребята, икона – это изображение священное и имеет в отличие от светского портрета более высокое предназначение.
- Для чего предназначена икона?
(православные христиане молятся перед ней).
- Правильно. Зная предназначение иконы им ответственность ее написания, далеко не каждый на Руси мог стать иконописцем.
Учитель подводит итог: «Иконы писали при палатах архиереев и в монастырях, где царили строгость, благочиние (добрый порядок) и непрестанная молитва. Иконописец готовил себя к работе: читал Библию, жизнеописания святых, молился, соблюдал пост. Таким образом он приучал себя не думать о земных вещах. Работу над иконой называли «умным деланием», поэтому стать иконописцем мог не каждый и далеко не сразу.
В Древней Руси (с XIV в.) иконопись превратилась в наследственную профессию. Когда отец приучал сына с раннего возраста навыкам иконописания.
Рефлексия (работа в группах).
- учитель раздает карточки с текстами: описание иконы и портрета. Учащиеся должны проанализировать, какое содержание текста соответствует изображению на иконе и на портрете.
- раздает карточки с изображением света на иконе и на портрете. Указать различие.
После работы в группах учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
- Что нового узнали вы сегодня на уроке?
- Как называлась самая первая икона?
- Какими качествами должен обладать иконописец?
В заключение хочется сказать, что икона – самое таинственное и самое красивое явление русской православной культуры… с древних времен к ней относились с любовью, трепетом, почтением. В ней та несравненная светоносность, торжествующая радость, необычайная красота, которые она возвещает миру. Трудно представить православный храм и богослужение без иконы. Им поклонялись, на них молились, ставили к ним свечи. Иконы почитали в домах, отводили им передний угол, напротив входа, чтобы кланяться им сразу с порога. Иконы ставили над воротами и в стенах домов. Иконами встречали рождение и смерть, ими освещали новый дом и посевы. Перед ними молились русские князья и цари, выступая в поход. Перед ней избирали глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Перед ней приносили присягу на верность знатнейшие люди государства. Ею благословляли на царство государей, иконы сопровождали войска. В иконе воплотился тот смысл жизни, который не погибнет. Не погибнет и тот народ, который с этим смыслом свяжет свою судьбу.
Закончить урок хочется словами Евгения Николаевича Трубецкого из его книги «Умозрение в сказках»: «…к великим произведениям живописи нужно относиться как к высочайшим особам. Было бы дерзостью, если бы мы первыми с ними заговорили; вместо того нужно почтительно стоять перед ними и падать, пока они удостоят нас с ними заговорить. По отношению к иконе это изречение сугубо верно потому, что икона – больше чем искусство. Ждать, чтобы она сама с нами заговорила, приходится долго в особенности ввиду того огромного расстояния, которое нас от нее отделяет…».
Литература к уроку:
- Андрицова М.Ю., Валуев Д.В., Довгий Т.П. «История православной культуры Земли Смоленской», Смоленск, 2004.
- В. Аристова «История искусства для детей. Икона», Москва - «Росмэн», 2002.
- Макаренкова Т. Ю. «Не прерывая связь времен»(Сборник организационно-практических материалов по курсу «История православной культуры земли Смоленской»), Смоленск: ГОУ ДПОС «Смоленский обласной институт усовершенствования учителей», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку православной культуры
Презентация к уроку православной культуры в 9 классе к учебнику В.Д. Скоробогатова,Т.В.Рыжовой...
Интегрированный урок православная культура, литература,живопись
Это православная беседа-исследование образа Исуса Христа. Звучит православная музыка, используются видеоматериалы. Урок был подготовлен к Пасхе....
Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»
Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....
Презентации к урокам православной культуры
Презентации к урокам по учебнику В.Д.Скоробогатова В.Д., Рыжовой Т.В. и Кобец О.Н. "Православная культура"...
Урок православной культуры в 5 классе Тема. Святой Георгий Победоносец.
Цель: дать знания о подвиге, его понимании христианами на примере жизни святого воина Георгия Победоносца, познакомить с памятниками христианской культуры (иконами, храмами), посвященными ...
Урок православной культуры на тему:: Святые благоверные князья, Святители и Преподобные.
Урок православноу культуры, знакомит детей с такими сонмами святых, как Благоверные князья, Святители, Преподобные....
План - конспект урока "Православный храм"
План - конспект урока "Православный храм" . Предмет: Основы православной культуры....