СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ПИСЬМА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕНСАЦИЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ.
материал на тему
Предварительный просмотр:
СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ПИСЬМА КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ.
Современное общество предъявляет свои требования к выпускникам коррекционных школ. Юноши и девушки с ОВЗ должны быть хорошо адаптированы к современной жизни.
Конечно, коррекционная школа не может дать рекомендаций на все случаи жизни, но Программы по всем предметам дают фундамент разностороннего развития личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня образовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. И от того, как мы обучаем детей сегодня будет зависеть их дальнейшая жизнь и судьба. Поэтому перед коррекционной школой стоят три основные задачи:
1) научить
2) научить жить вместе
3) научить жить
В настоящее время по моему предмету обучается 21 учащийся. Из них
6 кл. | 7 кл. | 9-а кл. | Итого | % | |
Пользуются услугами социально – культурных учреждений самостоятельно | 1 |
5 | 2 |
8 | 38% |
Пользуются услугами социально – культурных учреждений с помощью родителей. |
8 |
1 | 4 |
13 | 62% |
Как видим, из 21 уча – ся только 38% учащихся социально адаптированы, самостоятельно могут сходить в аптеку, в магазин. Эти же дети показывают хорошую динамику в трудовом обучении, и 62% обучающихся социально не адаптированы, находятся под контролем родителей.
Низкий уровень социальной адаптации обусловлен многими причинами, но прежде всего несформированностью различных сторон речи. Потому я, как учитель русского языка, считаю, что целью уроков письма является формирования речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся для облегчения их адаптации после окончания школы. В этом я должна помочь своим детям. Поэтому, чтобы сформировать у обучающихся с ОВЗ все стороны речи (монологическую, диалогическую), т.е. выработать у учащихся коммуникативность, особое внимание на уроках письма уделяю словарной работе.
Слово является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно выполняет прежде всего номинативную функцию – называет конкретные предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные явления и отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в предложения, слово оказывается строительным материалом, с помощью которого речь приобретает возможность выполнять коммуникативную роль. Кроме того слово выполняет когнитивную (познавательную) функцию, т.к. развитие словаря ведёт к формированию не только мышления, но и других психических процессов.
Вот почему работа над словом имеет серьёзное значение для коррекции и развития психики умственно отсталого ребёнка, для более успешного включения его в сферу общения с окружающими.
Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей (ограниченность словаря,его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным), программа по письму, чтению и развитию речи определяет задачи работы над словом следующим образом:
1. Обогащение словаря
2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.
3. Активизация словаря.
Данные задачи реализуются на всех уроках письма.
Программой на уроках письма предусмотрено изучение словарных слов, начиная с первого класса. Если в начальной школе в изучение словарных слов включены слова, известные детям по жизненному опыту, то с 5-го класса начинается изучение научных слов, терминов, т.е. словарная работа направлена не только на правописание, но и на расширение и обогащение активного и пассивного словаря.
Тематика словарных слов.
Тема | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. |
Научные слова | север горизонт компас природа равнина коллекция | гербарий экватор | планета центнер | континент | |
Профессио – нальные слова | инструмент картон металл ракета стамеска верстак долото | агроном выкройка вытачка директор инженер космонавт телеграмма | почтальон литература санаторий рецепт слесарь токарь хирург | квалификация бандероль почтамт регистратура рентген санаторий секретарь | адвокат бухгалтер диагноз инфекция профессия |
Культура | здравствуй благодарю до свидания | пожалуйста | антракт спектакль | абонемент фойе искусство кафе | благодарность |
Гражданско- политическая лексика | знамя орден победа салют столица грамота | депутат командир медаль оборона председатель рапорт трибуна | государство делегат документ независи – мость паспорт революция патриот | гражданин демократия демонстрация капитализм националь – ность | автономия агитация агрессия воззвание восстание гражданин избиратель отчизна |
Устаревшие слова | буржуазия забастовка каторга коллективи – зация монархия | ||||
Иностранные слова | шоколад шоссе фонтан | бассейн тротуар | фестиваль фойе парашют | жюри ландшафт |
Как видим из данной таблицы, широко представлены слова в темах «Профессиональные слова» и «Гражданско – политическая лексика», т.е. это даёт учащимся возможность хорошо знать виды профессий, уметь пользоваться медицинскими терминами, если вдруг придётся уже сейчас обучающемуся посетить поликлинику, почтамт и т.д. Идёт подготовка к гражданскому становлению личности, особенно это видно из сравнений по годам обучения: к 9 классу увеличивается объём слов и увеличивается сложность их лексического значения.
За год в 9 классе необходимо изучить 90 словарных слов, почти вдвое больше, чем в предыдущие годы обучения. На каждую четверть приходится более 20 слов, причём все словарные слова включены по принципу частотности употребления их в жизни (биография, бухгалтерия, гражданин, диагноз, дубликат, избиратель, коллега, Обязанность, организация, парламент, свидетельство, совершеннолетний).
Для наших учащихся характерно, что они вполне осмысленно употребляют слова своего времени, в котором живут (мобильный телефон, СМС, офис и т.д.) и трудны для их осмысления слова устаревшие, если предмет вышел из обихода, как видим эти слова изучаются только в 9 классе (буржуазия, жандарм, забастовка, каторга, коллективизация, монархия).
В 7 и 8 классах при изучении словарных слов в учебниках дано их лексическое значение, а в 9 классе учащиеся самостоятельно пользуются толковым словарём, этимологическим словарём школьника. Кроме того , отрабатываем с учащимися произносительную сторону речи, например, в 6,7,8 классах при изучении слов, обозначающих профессии, при образовании форм множественного числа
Директор – директора
Инженер – инженеры
Слесарь – слесари
Токарь – токари
Швея – швеи
Надо отметить, что в новых учебниках русского языка нет упражнений и заданий связанных с уроками трудового обучения (столярного и швейного дела).
Ранее в каждой теме при изучении производственных терминов писали сочинения «В столярной мастерской», «В швейной мастерской», составляли памятки по технике безопасности, алгоритмы выполнения тех или иных изделий, т.е. Программой не предусмотрены уроки, осуществляющие тесную связь с уроками трудового обучения.
Словарную работу провожу на каждом уроке письма. Ведутся словарики каждым обучающимся. Словарные диктанты провожу в 2 недели 1 раз. В конце каждой четверти последний урок отвожу словарно-орфографической работе.
Широко использую контекст. Например, при изучении темы «Сложные слова» встретилось в 7 классе сложное слово зверобой.
Вопрос детям: что обозначает это слово? Ответ: бой зверей; человек, который убивает зверей. Тут же даю предложение: На лугу для лекарства бабушка собирала зверобой.
После анализа пришли к выводу: что зверобой – лекарственное растение.
Для активного использования словарных слов применяю различные виды работ над ними, как по написанию, так и по использованию в речи:
например - тематическое написание изложений, сочинений на тему «Космос», рисование рисунков на тему «Космос», с подписыванием «ракета», «космос», «планета», «космонавт», или же записью слов по памяти, дополнением, - например «космонавт –
это ... .
Очень важно, чтобы учащиеся правильно знали разницу между словами –
например: профессия – квалификация
элеватор – эскалатор
вытачка – выточка
Задания « на засыпку» : Вставить пропущенные буквы:
На выкройке закройщик наметил вытачки. Толкушки получились хорошей выточки.
Поэтому на каждом уроке письма ведётся целенаправленная, планомерная и систематическая работа по развитию и формированию жизненных компетенций:
посредством словарной работы.
Учащиеся дают положительную динамику в активизации словаря, очень любят словарную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках письма во 2 классе коррекционной школы VIII вида(I четверть)
Данная работа поможет познакомить обучающихся со словарным словами по программе 2 класса в I четверти. Презентация содержит в себе тест на знание словарных слов, который позволяет оценить знания...
Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...
Словарная работа на уроках письма и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Из опыта . Новый подход к словарной работе....
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 5-9 классов "Технология морфемного письма как средство формирования правописной компетенции учащихся".
Задача программы-формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся при помощи углубленного изучения морфемики....
Словарная работа на уроках письма и развития речи в специальных (коррекционных) классах VIII вида 2-3 классы
Помогут учителю в работе над словами с непроверяемыми написаниями...
Статья "Словарная работа на уроках письма и развития речи языка"
письмо иразвитие речи...
Словарная работа на уроках письма и развития речи, для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Использование разнообразных методов, приемов, форм работы над словарными словами активизирует умственную деятельность учащихся и повышает интерес к изучению словарных слов. Использование разнообразных...