Профилактика заикания
статья на тему

Войтовская Елена Александровна

Профилактика заикания

 

Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Решающую роль в возникновении заикания играет ЦНС.

Какие же дети относятся к группе риска по заиканию?

¾    дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. У них часто наблюдаются нарушения сна, аппетита, раздражительность, плаксивость в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в д/с, длительное отсутствие матери);

¾   дети с ранним  речевым развитием. У этих детей в период развития фразовой речи много повторений. Часто наблюдается речь на вдохе.

¾   дети с задержкой речевого развития;

¾   дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием;

¾   дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием.

1. Предупреждение возникновения заикания у детей;

Возникновению заикания у детей способствует снижение адаптивных возможностей их ЦНС.

В семьях с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка:

v соблюдение режимных моментов;

v правильное питание;

v избегание соматических и психических перегрузок;

v создание благоприятного эмоционального климата в семье;

v согласованные единообразные воспитательные воздействия;

v соблюдать правила речевого общения с ребенком:

v речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, четкой;

v нельзя говорить с ребенком его «лепетным» языком или искажать звукопроизношение;

v речь не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;

v ребенку следует задавать только конкретные вопросы, не торопить его с ответом;

v ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

v читать литературу, соответствующую возрасту ребенка.

Дети с ранним развитием речи — этих детей опасно перегружать речевым общением: вводить в обиходную речь не соответствующие возрасту слова и речевые обороты, поощрять излишнюю речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим. Этим детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

        Дети с ЗРР — наоборот нуждаются в стимуляции речевого развития. С ними надо проводить работу по коррекции звукопроизносительной стороны речи и лексико-грамматического строя речи.

Дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием — необходимо ограничить речевое общение с заикающегося с ребенком, особенно в период формирования фразовой речи. Желательно чтобы их общение протекало при использовании таких видов речи, когда у взрослого нет заикания. Заикающимся родителям следует рекомендовать пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.

Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием — НС этих детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Надо создать условия, чтобы ребенок овладел сначала одной языковой системой (≈ к 4 годам).

2. Предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

При острой травматизации (испуге) необходимо создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, когда наблюдается мутизм  (лат. mutus немой).

Такими условиями может быть:

v смена обстановки, в которой произошла психическая травма;

v создание специального охранительного режима с пролонгированным сном и снижением объема поступающей информации.

 

В целом при появлении запинок родителям следует рекомендовать:

→ создать в доме атмосферу уюта, спокойствия и любви (не кричать на ребенка и при нем не выяснять отношений);

→ снизить требования к ребенку, если они неадекватно завышены (читать стихи перед кучей знакомых и родственников, рассказывать им, где был летом и пр.);

→ требования к ребенку должны быть одинаковыми у всех членов семьи;

→ создать условия, ограничивающие речевое общение ребенка с окружающими (Но это должно быть сделано корректно, так чтобы не сконцентрировать внимание ребенка на его речевом дефекте);

→ временно убрать книги, перестать читать вслух;

→ не задавать вопросы, требующие развернутого ответа, т.е. сократить речевую нагрузку (которая может спровоцировать появление запинок);

→ предложить ребенку играть в спокойные, «молчаливые» игры (кубики, строительный материал, пазлы и пр.);

→ незаметно подсказывать ребенку то, что он сам хотел сказать, так как ребенку легче повторить;

→ тон общения  с ребенком должен быть ровным, спокойным;

→ не следует обращать внимание ребенка и кого-либо в его присутствии на его запинки;

→ не надо в момент речевых затруднений у ребенка показывать свой испуг и беспомощность, поскольку это может испугать ребенка и привести к усилению запинок;

→ не следует одергивать, дразнить ребенка, упрекать за его не правильную речь.

 

Предупреждение рецидивов заикания.

Чаще всего рецидивы возникают при поступлении ребенка в школу и в пубертатный период. С целью их предупреждения следует подготовить ребенку к изменениям в его жизни ( посетить школу, побывать в классе, познакомиться с учителем, желательно с кем-то из учеников, показать санузел и т.д.).

 

(по кн. Т.С. Резниченко)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_zaikaniya.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика заикания

Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Решающую роль в возникновении заикания играет ЦНС.

Какие же дети относятся к группе риска по заиканию?

  •  дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. У них часто наблюдаются нарушения сна, аппетита, раздражительность, плаксивость в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в д/с, длительное отсутствие матери);
  • дети с ранним  речевым развитием. У этих детей в период развития фразовой речи много повторений. Часто наблюдается речь на вдохе.
  • дети с задержкой речевого развития;
  • дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием;
  • дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием.

1. Предупреждение возникновения заикания у детей;

Возникновению заикания у детей способствует снижение адаптивных возможностей их ЦНС.

В семьях с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка:

  • соблюдение режимных моментов;
  • правильное питание;
  • избегание соматических и психических перегрузок;
  • создание благоприятного эмоционального климата в семье;
  • согласованные единообразные воспитательные воздействия;
  • соблюдать правила речевого общения с ребенком:
  • речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, четкой;
  • нельзя говорить с ребенком его «лепетным» языком или искажать звукопроизношение;
  • речь не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;
  • ребенку следует задавать только конкретные вопросы, не торопить его с ответом;
  • ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
  • читать литературу, соответствующую возрасту ребенка.

Дети с ранним развитием речи — этих детей опасно перегружать речевым общением: вводить в обиходную речь не соответствующие возрасту слова и речевые обороты, поощрять излишнюю речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим. Этим детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

        Дети с ЗРР — наоборот нуждаются в стимуляции речевого развития. С ними надо проводить работу по коррекции звукопроизносительной стороны речи и лексико-грамматического строя речи.

Дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием — необходимо ограничить речевое общение с заикающегося с ребенком, особенно в период формирования фразовой речи. Желательно чтобы их общение протекало при использовании таких видов речи, когда у взрослого нет заикания. Заикающимся родителям следует рекомендовать пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.

Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием — НС этих детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Надо создать условия, чтобы ребенок овладел сначала одной языковой системой (≈ к 4 годам).

2. Предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

При острой травматизации (испуге) необходимо создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, когда наблюдается мутизм  (лат. mutus немой).

Такими условиями может быть:

  • смена обстановки, в которой произошла психическая травма;
  • создание специального охранительного режима с пролонгированным сном и снижением объема поступающей информации.

В целом при появлении запинок родителям следует рекомендовать:

→ создать в доме атмосферу уюта, спокойствия и любви (не кричать на ребенка и при нем не выяснять отношений);

→ снизить требования к ребенку, если они неадекватно завышены (читать стихи перед кучей знакомых и родственников, рассказывать им, где был летом и пр.);

→ требования к ребенку должны быть одинаковыми у всех членов семьи;

→ создать условия, ограничивающие речевое общение ребенка с окружающими (Но это должно быть сделано корректно, так чтобы не сконцентрировать внимание ребенка на его речевом дефекте);

→ временно убрать книги, перестать читать вслух;

→ не задавать вопросы, требующие развернутого ответа, т.е. сократить речевую нагрузку (которая может спровоцировать появление запинок);

→ предложить ребенку играть в спокойные, «молчаливые» игры (кубики, строительный материал, пазлы и пр.);

→ незаметно подсказывать ребенку то, что он сам хотел сказать, так как ребенку легче повторить;

→ тон общения  с ребенком должен быть ровным, спокойным;

→ не следует обращать внимание ребенка и кого-либо в его присутствии на его запинки;

→ не надо в момент речевых затруднений у ребенка показывать свой испуг и беспомощность, поскольку это может испугать ребенка и привести к усилению запинок;

→ не следует одергивать, дразнить ребенка, упрекать за его не правильную речь.

Предупреждение рецидивов заикания.

Чаще всего рецидивы возникают при поступлении ребенка в школу и в пубертатный период. С целью их предупреждения следует подготовить ребенку к изменениям в его жизни ( посетить школу, побывать в классе, познакомиться с учителем, желательно с кем-то из учеников, показать санузел и т.д.).

(по кн. Т.С. Резниченко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Заикание - что это такое?"

Беседа с родителями о том, что такое заикание, почему и в каком возрасте оно появляется у детей, как протекает и кто его лечит....

Роль театрализованной игры в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими такое тяжёлое нарушение речи как заикание, большое значение придаётся театрализованной деятельности. Театральные игры, игры-драмматизации представл...

Памятка при проявлении у детей заикания

Памятка предназначена для размещения в "Уголок логопеда" в детском саду...

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...

Консультация для родителей и педагогов "Профилактика заикания"

Профилактика заиканияКонсультация для родителей и педагогов  Учитель-логопед: Рогалева Н. А. В профилактике заикания выделяют 3 направления:1.     Предупреждение возникно...

Заикание у детей, коррекция заикания.

Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата....