Профилактика заикания
статья на тему
Профилактика заикания
Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Решающую роль в возникновении заикания играет ЦНС.
Какие же дети относятся к группе риска по заиканию?
¾ дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. У них часто наблюдаются нарушения сна, аппетита, раздражительность, плаксивость в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в д/с, длительное отсутствие матери);
¾ дети с ранним речевым развитием. У этих детей в период развития фразовой речи много повторений. Часто наблюдается речь на вдохе.
¾ дети с задержкой речевого развития;
¾ дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием;
¾ дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием.
1. Предупреждение возникновения заикания у детей;
Возникновению заикания у детей способствует снижение адаптивных возможностей их ЦНС.
В семьях с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка:
v соблюдение режимных моментов;
v правильное питание;
v избегание соматических и психических перегрузок;
v создание благоприятного эмоционального климата в семье;
v согласованные единообразные воспитательные воздействия;
v соблюдать правила речевого общения с ребенком:
v речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, четкой;
v нельзя говорить с ребенком его «лепетным» языком или искажать звукопроизношение;
v речь не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;
v ребенку следует задавать только конкретные вопросы, не торопить его с ответом;
v ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
v читать литературу, соответствующую возрасту ребенка.
Дети с ранним развитием речи — этих детей опасно перегружать речевым общением: вводить в обиходную речь не соответствующие возрасту слова и речевые обороты, поощрять излишнюю речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим. Этим детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.
Дети с ЗРР — наоборот нуждаются в стимуляции речевого развития. С ними надо проводить работу по коррекции звукопроизносительной стороны речи и лексико-грамматического строя речи.
Дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием — необходимо ограничить речевое общение с заикающегося с ребенком, особенно в период формирования фразовой речи. Желательно чтобы их общение протекало при использовании таких видов речи, когда у взрослого нет заикания. Заикающимся родителям следует рекомендовать пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.
Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием — НС этих детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Надо создать условия, чтобы ребенок овладел сначала одной языковой системой (≈ к 4 годам).
2. Предупреждение хронификации и рецидивов заикания;
При острой травматизации (испуге) необходимо создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, когда наблюдается мутизм (лат. mutus немой).
Такими условиями может быть:
v смена обстановки, в которой произошла психическая травма;
v создание специального охранительного режима с пролонгированным сном и снижением объема поступающей информации.
В целом при появлении запинок родителям следует рекомендовать:
→ создать в доме атмосферу уюта, спокойствия и любви (не кричать на ребенка и при нем не выяснять отношений);
→ снизить требования к ребенку, если они неадекватно завышены (читать стихи перед кучей знакомых и родственников, рассказывать им, где был летом и пр.);
→ требования к ребенку должны быть одинаковыми у всех членов семьи;
→ создать условия, ограничивающие речевое общение ребенка с окружающими (Но это должно быть сделано корректно, так чтобы не сконцентрировать внимание ребенка на его речевом дефекте);
→ временно убрать книги, перестать читать вслух;
→ не задавать вопросы, требующие развернутого ответа, т.е. сократить речевую нагрузку (которая может спровоцировать появление запинок);
→ предложить ребенку играть в спокойные, «молчаливые» игры (кубики, строительный материал, пазлы и пр.);
→ незаметно подсказывать ребенку то, что он сам хотел сказать, так как ребенку легче повторить;
→ тон общения с ребенком должен быть ровным, спокойным;
→ не следует обращать внимание ребенка и кого-либо в его присутствии на его запинки;
→ не надо в момент речевых затруднений у ребенка показывать свой испуг и беспомощность, поскольку это может испугать ребенка и привести к усилению запинок;
→ не следует одергивать, дразнить ребенка, упрекать за его не правильную речь.
Предупреждение рецидивов заикания.
Чаще всего рецидивы возникают при поступлении ребенка в школу и в пубертатный период. С целью их предупреждения следует подготовить ребенку к изменениям в его жизни ( посетить школу, побывать в классе, познакомиться с учителем, желательно с кем-то из учеников, показать санузел и т.д.).
(по кн. Т.С. Резниченко)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_zaikaniya.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Решающую роль в возникновении заикания играет ЦНС.
Какие же дети относятся к группе риска по заиканию?
- дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. У них часто наблюдаются нарушения сна, аппетита, раздражительность, плаксивость в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в д/с, длительное отсутствие матери);
- дети с ранним речевым развитием. У этих детей в период развития фразовой речи много повторений. Часто наблюдается речь на вдохе.
- дети с задержкой речевого развития;
- дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием;
- дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием.
1. Предупреждение возникновения заикания у детей;
Возникновению заикания у детей способствует снижение адаптивных возможностей их ЦНС.
В семьях с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка:
- соблюдение режимных моментов;
- правильное питание;
- избегание соматических и психических перегрузок;
- создание благоприятного эмоционального климата в семье;
- согласованные единообразные воспитательные воздействия;
- соблюдать правила речевого общения с ребенком:
- речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, четкой;
- нельзя говорить с ребенком его «лепетным» языком или искажать звукопроизношение;
- речь не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;
- ребенку следует задавать только конкретные вопросы, не торопить его с ответом;
- ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
- читать литературу, соответствующую возрасту ребенка.
Дети с ранним развитием речи — этих детей опасно перегружать речевым общением: вводить в обиходную речь не соответствующие возрасту слова и речевые обороты, поощрять излишнюю речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим. Этим детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.
Дети с ЗРР — наоборот нуждаются в стимуляции речевого развития. С ними надо проводить работу по коррекции звукопроизносительной стороны речи и лексико-грамматического строя речи.
Дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием — необходимо ограничить речевое общение с заикающегося с ребенком, особенно в период формирования фразовой речи. Желательно чтобы их общение протекало при использовании таких видов речи, когда у взрослого нет заикания. Заикающимся родителям следует рекомендовать пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.
Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием — НС этих детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Надо создать условия, чтобы ребенок овладел сначала одной языковой системой (≈ к 4 годам).
2. Предупреждение хронификации и рецидивов заикания;
При острой травматизации (испуге) необходимо создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, когда наблюдается мутизм (лат. mutus немой).
Такими условиями может быть:
- смена обстановки, в которой произошла психическая травма;
- создание специального охранительного режима с пролонгированным сном и снижением объема поступающей информации.
В целом при появлении запинок родителям следует рекомендовать:
→ создать в доме атмосферу уюта, спокойствия и любви (не кричать на ребенка и при нем не выяснять отношений);
→ снизить требования к ребенку, если они неадекватно завышены (читать стихи перед кучей знакомых и родственников, рассказывать им, где был летом и пр.);
→ требования к ребенку должны быть одинаковыми у всех членов семьи;
→ создать условия, ограничивающие речевое общение ребенка с окружающими (Но это должно быть сделано корректно, так чтобы не сконцентрировать внимание ребенка на его речевом дефекте);
→ временно убрать книги, перестать читать вслух;
→ не задавать вопросы, требующие развернутого ответа, т.е. сократить речевую нагрузку (которая может спровоцировать появление запинок);
→ предложить ребенку играть в спокойные, «молчаливые» игры (кубики, строительный материал, пазлы и пр.);
→ незаметно подсказывать ребенку то, что он сам хотел сказать, так как ребенку легче повторить;
→ тон общения с ребенком должен быть ровным, спокойным;
→ не следует обращать внимание ребенка и кого-либо в его присутствии на его запинки;
→ не надо в момент речевых затруднений у ребенка показывать свой испуг и беспомощность, поскольку это может испугать ребенка и привести к усилению запинок;
→ не следует одергивать, дразнить ребенка, упрекать за его не правильную речь.
Предупреждение рецидивов заикания.
Чаще всего рецидивы возникают при поступлении ребенка в школу и в пубертатный период. С целью их предупреждения следует подготовить ребенку к изменениям в его жизни ( посетить школу, побывать в классе, познакомиться с учителем, желательно с кем-то из учеников, показать санузел и т.д.).
(по кн. Т.С. Резниченко)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Заикание - что это такое?"
Беседа с родителями о том, что такое заикание, почему и в каком возрасте оно появляется у детей, как протекает и кто его лечит....
Роль театрализованной игры в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими такое тяжёлое нарушение речи как заикание, большое значение придаётся театрализованной деятельности. Театральные игры, игры-драмматизации представл...
Памятка при проявлении у детей заикания
Памятка предназначена для размещения в "Уголок логопеда" в детском саду...
Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).
Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....
Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).
Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...
Консультация для родителей и педагогов "Профилактика заикания"
Профилактика заиканияКонсультация для родителей и педагогов Учитель-логопед: Рогалева Н. А. В профилактике заикания выделяют 3 направления:1. Предупреждение возникно...
Заикание у детей, коррекция заикания.
Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата....