Программа кружка "Оригами для малышей"
рабочая программа на тему

Анцупова Анжелика Юрьевна

Программа разработана для детей с 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_kruzhka_origami_dlya_malyshey.zip21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  

№2 «Вишенка» п. Ставрово Собинского района Владимирской области

Рабочая  программа  

дополнительного  образования  кружок  

« Оригами для малышей»           

 срок реализации 1 год.                

 возраст воспитанников  с 5 лет.

Автор программы:

С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких,   Школа оригами,                                     Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка                                                                            Е. Черенкова, Оригами для малышей,

Программу составила

                                      воспитатель Анцупова А. Ю.

2015 год

Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий С. В. Соколовой, Оригами для самых маленьких,Т.И. Тарабариной  Оригами и развитие ребёнка, Е. Черенковой  Оригами для малышей, и практики работы с детьми дошкольного возраста по обучению основам искусства оригами.

Детство – неповторимая, яркая страница жизни. Начиная с этого периода  жизни  ребёнок  устанавливает  связь с ведущими  сферами бытия; миром людей, предметным миром, природой.

Ребёнок начинает приобщаться  к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для  поддержки данного интереса необходимо стимулировать  воображение, желание включаться в творческую деятельность.

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развивается эмоционально - эстетические чувства ,художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста ,я пришла к выводу, что игрушка, которую мастерит ребёнок вместе со взрослым ,вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии и любви, особенно ему дорога.

Так появилась идея занятия с детьми оригами. Это обязательно принесёт радость детям. Изучая литературу, я поняла, что «оригами» для  детей –отличный способ развивать  логическое  и пространственное мышление, стимуляция  творческой  активности, путём активизации мыслительных процессов. А  также способствует развитию мелкой моторики рук , что имеет немаловажное  влияние на развитие речи детей.

В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага» .В стране восходящего солнца искусство оригами  называется искусством целого листа. Появилось оригами почти сразу ,после появления бумаги в Древнем Китае(12 век).

Слово « бумага» и «бог» в японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным  изделиям  стал  придаваться религиозный смысл.

Мы связаны с бумагой от наших  самых первых дней  и до конца жизни. Сегодня малыши  сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться читать и писать.

Ребёнок её рвёт, мнёт, пытаясь придать листу определённую форму. Этот материал  доступен  и дёшев ,поэтому его можно без страха доверять детям .С помощью различных оригами  техник, легко можно развивать у детей образное, логическое мышление, воображение, интеллект, изобретательность , фантазию. При этом, делать это надо совершенно незаметно для малыша, в форме игры и интересного время препровождения.

Актуальность.

Одной из важнейших  задач  образования является становление самостоятельности, как устойчивой черты характера детей. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной активности детей для  стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для самостановления обучаемых детей. В такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование  математических способностей, воспитывается активное, познавательное общение. Удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.

Новизна.

Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно - конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.

Цель программы:

Ознакомление  детей с  искусством оригами,развитие у детей образного и логического мышления, воображения, интеллекта, изобретательности, фантазии, в процессе овладения элементарным приёмам техники оригами ,как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы

ОБУЧАЮЩИЕ:

  • Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать  различным приемам работы с бумагой.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
  • Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
  • Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширять коммуникативные способностей детей.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.   

Принципы реализации программы

  1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
  2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
  3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
  4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
  5. Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами

  1. Владение ножницами.
  2. Обработка квадрата.
  3. Создание основ (базовых форм) оригами
  4. Аппликативное оформление оригами.
  5. Составление творческих композиций.

Организационно-методическое обеспечение программы

Программа «Оригами для малышей» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся  один раз в неделю, с сентября по  май, во второй половине дня. Продолжительность занятий  25 – 30  минут.

Год
обучения

Количество занятий

Кол-во
детей
в группе

В месяц

в год

1  (старшая группа)

4

36

8 – 10

Формы реализации программы

Реализация программы предполагает осуществление специально  организованных  занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

ОБЩИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.

  1. Подготовка к занятию (установка на работу).
  2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
  • повторение названия базовой формы;
  • повторение действий прошлого занятия;
  • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники  безопасности.
  1. Введение в новую тему:
  • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
  • показ образца;
  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
  • повторение правил складывания.
  1. Практическая часть:
  • показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
  • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
  • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
  • анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Формы подведения итогов реализации программы

  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок детских работ.  

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе дети:

  • Научатся  различным приемам работы с бумагой;
  • Будут  знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • Научатся  следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
  • Будут  создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • Разовьют  внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • Познакомятся  с искусством оригами;
  • Овладеют  навыками культуры труда;
  • Улучшат  свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Общие правила при обучении технике оригами

  1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
  2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
  3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
  4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
  5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
  6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
  7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
  8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Материалы и оборудование

  1. Бумага:

Непосредственно рабочая: цветная из набора

Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.

  1. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
  2. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
  3. Салфетки: бумажная, тканевая.
  4. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
  5. Кисти.

ЗАДАЧИ:

  1. Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и  кистей рук.
  2. Научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба.
  3. Научить детей складывать базовые формы «квадрат»,«книжка», «дверь»,  «треугольник». Закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.
  4. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.
  5. Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги.
  6. Формирование самостоятельности, уверенности в себе, правильной самооценки.
  7. Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские способности.

К КОНЦУ  ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ МОГУТ:

  • самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «квадрат»,«книжка», «дверь»,  «треугольник»
  • по образцу изготавливать несложные поделки.
  • знать и называть геометрические фигуры;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  •  уметь намечать линии;    
  • тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
  • уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы,  и т.п.);
  • добиваться конечного результата;
  • самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников

Календарно - тематическое планирование кружка

       Месяц              

       Вид  занятия

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Ознакомление со свойствами бумаги

Бумажная сказка

Познакомить детей со свойствами  бумаги, её особенностями, использование и применение в детском творчестве

Конструирование

Сказка квадратика

Познакомить детей с поделками из бумаги. Показать виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость.

Конструирование

Открытка

Научить детей складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать её. Аппликационное оформление открытки. Развитие фантазии  и творчества

Конструирование

Сказочный домик

Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу. Использовать  художественное оформление; из прямоугольников выполнить окна, дверь и трубу. Воспитывать аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца.

Октябрь

Конструирование

 Весёлый треугольник

Научить детей складывать из квадрата треугольник: совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Развивать фантазию.

Конструирование

Наливное яблочко

Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук.

Конструирование

Бабочка

Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать  полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению  поделки.

Конструирование

Гусеница

Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем.

Ноябрь

Конструирование

Осенний ковёр коллективная работа

Создать эмоционально творческую обстановку.  Научить детей сгибать маленькие и большие углы., создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать  мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма.

Конструирование

Грибок

Закрепить знания о геометрических фигурах,  умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами  безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка.

Конструирование

Пирамидка

Научить детей  загибать уголки разного размера. Развивать  умение находить большее колечко из данных. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность.

Конструирование

Ёлочная игрушка

Научить детей складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать чувство ритма.

Декабрь

Конструирование

           (2 часа)

Резная снежинка

Познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию,  собирая снежинку  из частей. Аккуратно пользоваться клеем.

Конструирование

(2 часа)

Нарядная ёлочка

Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество.

Январь

Конструирование

Аквариумные рыбки

Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба . Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать  внимание, творчество.

Конструирование

            (2 часа)

Зимние впечатления

Формировать навыки выполнения поделок из полосок бумаги. Соединять  края белых полосок и преобразовывать из них два шара- снеговик, из зелёных сделать «капельки» - ветки ёлочки. Развивать умение находить равные по длине полоски. Воспитывать терпение и усидчивость.

Февраль

Конструирование

Кораблик

Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки.

Конструирование

           (2 часа)

Парусники в море

Научить детей отрывать длинные полоски и формировать их них волны, аккуратно пользоваться клеем. Из квадрата мастерить парусник способом сложения квадрата по диагоналям . с помощью ножниц разрезать   половину диагонали и загнуть получившийся треугольник.

Конструирование

           

Самолётик

Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны.

Март

Конструирование

   (2 часа)        

Цветы из снежинок  в подарок для мамы

Научить детей составлять композицию из цветов, которые выполняются из двух снежинок соединённых попарно и листьев  - соединённых в капельки. Развивать художественный вкус, чувство цвета. Вызвать желание трудиться самостоятельно.

Конструирование

           

Закладка

Познакомить детей с базовой формой конфетка, собрать и склеить закладку из «конфеток». Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук.

Конструирование

           

Цветик - семицветик

Вспомнить последовательность выполнения базовой формы конфетка, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус.

Апрель

Конструирование

           

 Весёлый лягушонок

           

Научить детей складывать лягушонка: сложить  из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы  пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать  внимание,  усидчивость. Аппликационно оформить поделку.

Конструирование

           

Стаканчик

Научить детей складывать стаканчик , используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Развивать  внимание, мелкую моторику рук, память.

Конструирование

           

Курочка – пеструшка

Закрепить знания  детей о домашних птицах и их детёнышах. С помощью базовой формы воздушный змей изготовить  курочку, учить выгибать маленькие уголки, украсить аппликацией. Воспитывать самостоятельность, веру с свой силы, находчивость.

Конструирование

           

Воздушный змей

Закрепить знания  детей о базовой форме  воздушный змей,   загибать углы к линии сгиба. Развивать внимание, усидчивость. Оформить поделку аппликацией.

Май

Конструирование

           

Зайчик

Научить детей складывать зайчика, используя базовую форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук.

Конструирование

(2 часа)

Весенние букеты

На основе базовой формы треугольник научить изготавливать бутоны тюльпанов и ирисов, листья. Учить составлять композиции. Развивать художественный вкус, воображение, внимание.

Конструирование

Птица

Вспомнить выполнение базовой формы воздушный змей, отметить самостоятельность выполнения. Совершенствовать навык вгибания маленького уголка, сгибание углов в противоположные стороны. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Развивать  внимание,  усидчивость.

Использованная литература

  1. С.В Соколова Школа оригами «Валери СПД» 1998 г.
  2. С.В Соколова Оригами для дошкольников  «Детство –Пресс» 2010г.
  3. С.В Соколова Оригами для самых маленьких «Детство –Пресс» 2010г.
  4. Т. И. Тарабарина Оригами и развитие ребёнка «Академия развития» Ярославль 1997 г.
  5. Е. Черенкова Оригами для малышей «Дом 21 век» 2006г.
  6. З. А. Богатеева, Занятия аппликацией в детском саду «Просвещение» 1988 г.
  7. И. М. Петрова, Волшебные полоски«Детство –Пресс» 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Фольклор для малышей"

Данная программа используется на отделении "Сольное народное пение" для детей 5-6 лет....

Программа "Фитнес для малышей"

          Понимание  воспитательной ценности физической культуры – важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их умений самостоятельног...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Английский для малышей"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Английский для малышей" представляет собой программу для старшего дошкольного возраста (5-6 лет), расчитанную на 4 часа в неделю...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Дополнительная общеобразовательная программа "Ритмика для малышей"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАфизкультурно-спортивной направленности«Ритмика для малышей»...