Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья на тему
Статья для аттестации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя группы продлённого дня
МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 9»
Ларькиной Анны Владимировны
Тема инновационного педагогического опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продлённого дня»».
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению, а также направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизация образования невозможна без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и здоровьесберегающих технологий. Наше будущее – это наши дети. Наша Родина Россия только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно-способной страной, когда будет здоровым ее подрастающее поколение. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы образования. На сегодняшний день, по результатам статистических данных Министерства Здравоохранения и социального развития РФ можно понять, что состояние здоровья детей резко ухудшается:
1. Физически здоровыми рождаются не более 14% детей.
2. К 6-7 годам, т. е. ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребёнок может считаться абсолютно здоровым.
3. Количество здоровых детей за время пребывания в школе сокращается в 3-4 раза.
Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в младшем школьном возрасте.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Усилия работников нашей школы сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка, пропаганды и обучению здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современной школы.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника, педагога и родителя.
В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов в школьное образование большинство педагогических коллективов стремится отойти от традиционной модели, ищут новые формы образовательного процесса и изменяют его содержание. Что натолкнуло меня на изучение проблемы сохранения здоровья у детей? Это - наблюдения за детьми в группе продленного дня. Я замечаю, что после уроков дети уставшие, их трудно собрать, заинтересовать чем – то. Убедилась в том, что после прогулки, игр на свежем воздухе дети заходят в класс отдохнувшие и способные начать самоподготовку.
Изучая методическую литературу по здоровьесберегающей технологии, заинтересовалась разными видами деятельности, обогащающие физическое, психическое и духовное здоровье ребенка. Так я решила попробовать помочь детям быть здоровыми и физически и духовно, расширяя свой кругозор, опираясь на помощь родителей и администрации. Реализацией этой задачи занимаюсь в течение двух лет.
Теоретическая база опыта
Еще в 1870 году немецкий врач Роберт Вихров сформулировал понятие « школьные болезни». Для устранения главных причин их возникновения предлагалось использовать в школах игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства.
Основные концепции здоровьесбережения в России были заложены в 1904г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся». Но, несмотря на многочисленные попытки, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.
В работах педагогов – валеологов и физиологов Зайцева Г.К. и Казина Э.М. указывается на то, что школьное образование сегодня характеризуется снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением физического и психического развития, несоответствием предъявляемых нагрузок индивидуальным возможностям учащихся, ухудшением здоровья детей.
Понятие « здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогической терминологии относительно недавно. Вопросами организации здоровьесберегающего образовательного процесса в настоящее время занимаются ведущие отечественные педагоги А.М. Амосов, В.Ф. Базарный, Н.К. Смирнов.
Академик В.Ф.Базарный говорит, что «…здоровье-категория
резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного
существа в единстве его телесных и психических характеристик. Это жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье - это категория педагогическая». Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что от здоровья, жизнерадостности ребёнка зависят его духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости формирования здорового образа жизни. В законе РФ «Об образовании» сказано, что «…обязанность образовательного учреждения- создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».
Продлённый день – неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребёнка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы группы продлённого дня и максимального использования всех представляемых режимом продлённого дня возможностей.
Установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия. Очень важно именно в младшем школьном возрасте реализовать общегигиеническое направление здорового образа жизни: включать школьников в гигиеническое обучение и воспитание в семье и в школе, показывать престиж здоровья, формировать привычки и навыки здорового образа жизни.
Современные исследования психологов, социологов, медиков подтверждают факт наличия достаточно большого количества нездоровых, ослабленных детей не только от неправильного питания, малой двигательной активности, но и от обилия неконтролируемых, негативных эмоций и злых мыслей по отношению ко всему окружающему. Именно нарушения психоэмоциональной сферы в подавляющем большинстве случаев являются одним из факторов развития различных заболеваний.
Дети в младшем школьном возрасте живут на уровне эмоций. Они поразительно восприимчивы к любым внешним влияниям. Их души обладают чудесным качеством: открытости всему истинному, полезному, добросердечному. «Питанием» для этих добродетелей является благоприятная эмоциональная атмосфера. Создание такой атмосферы – необходимое условие полноценного здоровья ребёнка.
Обеспечение школьников возможностью сохранения здоровья в период обучения в школе, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, применение полученных знаний в повседневной жизни – цель здоровьесберегающих технологий, которые осуществляются при организации работы на уроках и в ГПД.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Моя работа как воспитателя в направлении сохранения и укрепления здоровья детей начинается задолго до того, как они придут в группу 1 сентября. Я анализирую медицинские карты учащихся, беседую с классным руководителем, родителями, медицинским работником школы, на основе полученной информации делаю выводы о характере общих проблем группы и индивидуальных особенностей детей, намечаю план работы на год, составляю календарно-тематическое планирование, разрабатываю режим дня, готовлю кабинет к предстоящему году, учитывая санитарно-гигиенические нормы.
Приоритетные направления здоровья детей во время пребывания в ГПД:
- соблюдение режима дня
- соблюдение правил личной гигиены
- оздоровительно-просветительные мероприятия ( беседы)
- питание, спортивные праздники, разнообразные формы физического воспитания, подвижные игры, физкультминутки, экскурсии, прогулки.
Режим работы в ГПД мною разрабатывается в соответствии с конкретными условиями школы, с учётом возрастных особенностей учащихся. Тщательно продумываю чередование умственной, трудовой и досуговой деятельности, занятий физкультурой. Режим соответствует гигиеническим и педагогическим требованиям.
Его структура складывается из следующих частей:
Моя задача состоит в том, чтобы не только занять ребёнка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали интересны и полезны школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально и используя различные средства здоровьесберегающих технологий.
Режим выполняю следующим образом: прием детей, беседую с учителями, узнаю о самочувствии, поведении, успеваемости детей. Сообщаю план работы на день, провожу индивидуальные и групповые беседы.
Проблемой особой заботы является организация питания детей. В обязанности воспитателя входит своевременное питание учащихся, обучение их культурно – гигиеническим правилам приёма пищи. Провожу беседы о значении личной гигиены, красивой сервировки стола, о роли витаминов в овощах и фруктах и пищеварении.
Самоподготовку организую по следующей схеме:
Во время самоподготовки провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковый игротренинг. Использую игровые ситуации, что даёт возможность учащимся овладеть знаниями «легко и счастливо». Между подготовкой разных предметов делаем перерыв на 10-15минут. Кто выполнит раньше задания, тот может порисовать, полепить, поиграть в настольные игры. Очень важно поощрить слабоуспевающих учащихся для стимулирования качества знаний, привития интереса к учёбе.
Одним из наиболее важных моментов в ГПД являются подвижные игры на свежем воздухе, дети их очень любят. Их привлекают такие игры, как:
« Море волнуется», где очень активны мальчики; «Третий лишний», «Совушка» и другие. Эти игры динамичны, они позволяют удовлетворить потребность ребёнка в движении. В качестве отдыха проводим игру «День и ночь».
С детьми проводим разные экскурсии:
-природоведческие («В садах опять колдует листопад». « Ручьи звенят»…)
-обществоведческие ( «труд работников в школе», «Село, в котором я живу»…)
- прогулки –практикумы ( по ПДД, правила поведения в природе….)
- творческие прогулки ( «удивительное рядом»…)
- следопытские прогулки ( «найди клад»…)
Ребятам очень нравятся конкурсы на различную тематику ( « Умелый боец всегда молодец»).
В воспитательную систему включаю мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек. Дети с большим интересом готовились и выступили на утреннике по теме « Курить - здоровью вредить».
Все средства здоровьесберегающей технологии в группе реализуются в различных видах деятельности. Успех работы зависит от многих составляющих, в частности, от
- активного участия в процессе самих детей,
- создания здоровьесберегающей среды,
- планомерной работы с родителями,
- высокого профессионализма воспитателя и педагога
Анализ результативности опыта.
- Дети с желанием посещают группу продлённого дня,
- коллектив стал дружнее, активнее, привилось уважительное отношение друг к другу,
- наблюдается развитие самоконтроля и самооценки при проведении занятий или мероприятий,
- улучшается психо-эмоциональное состояние детей.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Чтобы успешно решать задачи по здоровьесбережению, необходимо знать и выполнять 10 великих секретов по здоровььесберегающей технологии :
1. Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому, для кого что-то делается. 2. Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим.
3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства - в профессионализме всех работающих в школе педагогов.
4. Секрет результативности здоровьесберегающих технологий – в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии (а материальное приложится!).
5. Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании поучаемых результатов. Лучше, если этот мониторинг будет независимым, проведенным специалистом «со стороны».
6. Секрет технологичности - в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии.
7. Секрет надежности получаемых результатов - в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков (но имеющих необходимую подготовку!), а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, публикация материалов в печати. Таким образом, происходит интеграция школы в социокультурное пространство, подпитывающее ее информационном и энергетически.
8. Секрет перспективности преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает работу.
9. Секрет заинтересованности участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовывать долгосрочные проекты, состоит, как это ни банально, в материальном стимулировании. На энтузиазме можно начинать работу, проводить ее какое-то время, но дальше достойных участников необходимо переводить из «любителей» в профессионалы.
10.Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается, соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания, одухотворенном воплощении их на благо людей. Но главное, что задает движению к цели нужное направление, освещает и освящает настоящее дело, являясь критерием его истинности, - это любовь, тот самый «пятый элемент», который наделяет жизнь смыслом и радостной энергией созидания с предвкушением обязательного успеха.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, города, участвую в работе семинаров и секций муниципального и республиканского уровней, провожу открытые занятия. Разработки и презентации занятий, видеоматериалы размещены в электронном периодическом издании Numi.ru.. Материалы опыта выставлены на сайте образовательного учреждения, в социальной сети работников образования http://nsportal.ru/anna-vladimirovna-larkina
Список использованной литературы
1.Бусловская Л.К.: Здоровьесберегающие технологии в начальном образовании. - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2011
2.Дереклеева Н.И.: Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2004
3.Митяева А.М.: Здоровьесберегающие педагогические технологии . - М.: Академия, 2008
4.Назарова Е.Н.: Здоровый образ жизни . - М.: Академия, 2008
5.Смирнов Н.К.: Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005
6.Туманян Г.С.: Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. - М.: Академия, 2006
Приложение (отдельный документ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск Респу...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...